Самообразование 2022-2023г
методическая разработка (младшая группа)

Любовь Николаевна Савельева

Тема: «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование 2022-2023г.29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

СОШ№20 ДО "ПЧЁЛКА"

г.о. Химки Московской области

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

                      Савельева Любовь Николаевна

Воспитатель

Тема: «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».

2022-2023 уч.г. вторая группа раннего возраста( 2-3 года).

СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Образование среднее,

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского  07.02.2020г.

Специальность: воспитатель детей дошкольного возраста.

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.   

Педагогический стаж – 2 года и 8 месяцев.

Перспективный план самообразования:

   Учебный год

Тема самообразования

Этап

Форма и

срок отчёта

2022/2023

«Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста»

Практический

  Презентация

2022/2023 учебный год

Тема: «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста»

Вторая группа младшего возраста

Этап практический

Цель: Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых фольклорных форм.

 

Задачи:

  1. Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, посещения РМО, информаций из интернета, самообразования;
  2.  Разработать перспективный план работы с детьми;
  3.  Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
  4.  Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
  5. Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами театра, иллюстрациями, масками;
  6.  Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста;
  7. Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».

Актуальность выбранной темы

 Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка. Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл.

Они направлены на решение следующих задач:

 

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие монологической и диалогической речи.
  • Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Литература по теме:

  1. Л.Н. Павлова Фольклор для маленьких Журнал «Дошкольное воспитание» 1990, № 4, 7, 10
  2. М.Н. Мельников Русский детский фольклор 1987 М. Просвещение
  3. В.Г. Лунина Воспитание детей на традициях русской культуры 2005 М. : ЦГЛ
  4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры 2008 сПб
  5. Сост. В. Аникин. Русский фольклор 1985 М
  6. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет 2009 М

Раздел плана

Сроки

Форма работы (игры)

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Отчёт об исполнении

Работа с детьми

сентябрь

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»;

2. Постановка целей и задач по данной теме; 3. Составление перспективного плана по теме самообразования.

1. Использовать потешек в режимных моментах;

 2.Чтение детям русских народных сказок; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

проведено

октябрь

1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы;

1. Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Чтение детям русских народных сказок; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

 

ноябрь

1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»;

 2.Создание картотеки потешек для работы с детьми; 3. Изготовление фланелеграфа;

1. Использовать потешек в режимных моментах;

 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

4. Игровое занятие

 « Репка»

Декабрь-Январь

  1. Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»;
  2. Создать театральный уголок в группе (обновить имеющие виды театры, пополнить новыми видами).
  3. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»;
  4. Обустроить уголок ряженья;
  5. Обновление и пополнение театра на фланелеграфе (потешки, сказки);

1.Использовать потешек в режимных моментах;

2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

4. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»;

5. Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото);

Февраль-Март

1.Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»;

2. Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям;

3. Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам;

 4. Ремонт настольно – печатных игр по сказкам;

1.Использовать потешек в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек.

 3. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

 5. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игрыдраматизации);

 6. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото);

Апрель - Май

1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»;

1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации);

 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото);

 6. Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»;

 

Работа с родителями

Ноябрь

 Проведение анкетирования на тему «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста»

Выявить уровень развития речи у детей. Довести до родителей значимость устного народного творчества в развитии речи у  детей раннего возраста.

Январь

Консультация «Развитие речи у ребёнка»

Презентация проекта

Март

Оформление папки - передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки»

 Выставка

Апрель

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»;

Презентация

Работа с педагогами

сентябрь, октябрь

Публикация материалов.

выставка

выполнено

ноябрь

Подборка сказок, потешек, кукольного и пальчикового театров

Ознакомительная экскурсия для педагогов в группу.

февраль

Круглый стол «Развитие речи детей раннего возраста»

беседа

апрель

Отчет по теме самообразования.

Презентация

Отчёт о проделанной работе по самообразованию за 2022-2023 гг

Практическая реализация темы по самообразованию

Мной была проведена диагностика детей группы по развитию речи и проведено анкетирование родителей на тему «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста». Так же была проведена консультация с родителями детей группы по данной теме. Мной была оформлена папка-передвижка на тему «Устное народное творчество. Потешки». Была собрана и оформлена картотека дидактических игр и потешек по развитию речи детей. В группе был организован уголок ряжения, изготовлен театр кукол и пальчиковый театр, а так же пополнен театр на фланелеграфе. Был пополнен книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям. С помощью родителей детей был произведён ремонт и закупка настольно-печатных игр по сказкам В конце года родителям был показан ролик «Потешки в жизни нашей группы».

В течении года была публикация материалов по данной теме.

Проведение Круглого стола для педагогов: «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста» и произведена подборка сказок, потешек, изготовление кукольного и пальчикового театра для малышей.

Результативность:

В результате проведения комплексной работы по развитию речи детей раннего дошкольного возраста, у них появилась и улучшалась речь. У детей появился интерес и желание к прослушиванию сказок, просмотру кукольных театров по русским народным сказкам. Дети с удовольствием стали играть в пальчиковые игры и потешки ко всем режимным моментам. У малышей значительно увеличился словарный запас, как активный так и пассивный. Играя в различные игры, дети стали лучше контактировать друг с другом, у них пропало стеснение и боязнь общения. Ребята проявили интерес к уголку ряжения и театра. Заучивая короткие потешки, сказки, считалки у детей улучшилась память. Играя в настольные печатные игры, у ребят появилась усидчивость и интерес к игре в подгруппах.

Вывод: Видя положительную динамику в развитии речи у детей раннего возраста, в ходе использования в работе с ними устного народного творчества, вижу целесообразность увеличения количества и разнообразия потешек, народных игр, сказок в своей работе с детьми как в свободной деятельности малышей так и на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование 2022-2023г.

laquo;Ознакомление дошкольников с биоценозом леса»...

самообразование 2022-2023г.

Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме....

План самообразования 2022 - 2023г. Тема: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи»

План самообразования Тема: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» ...

План по самообразованию 2022-2023г

Пальчиковая гимнастика как средства развития речи детей раннего возраста...

План работы по самообразованию 2022-2023г.

План по самообразованию на тему: "Плавание как средство закаливания детского организма и формирования его личности"....

Отчёт по самообразованию 2022 - 2023г.

ЦЕЛЬ:  Формирование у детей культурно-гигиенические навыков в игровой форме, используя различные виды деятельности.ЗАДАЧИ:Формировать умения овладевать культурно -гигиеническими навыками, и ...