Картотека игр по ТРИЗ технологии
материал

Ширяева Татьяна Владимировна

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_tehnologii_triz.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по технологии  ТРИЗ

Метод мозгового штурма.

  •  Игра: «Идеальный конструктор».    

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: Предложить ребенку построить что-нибудь из ничего, т.е., из того, что есть под рукой.  

-Высокую башню из предметов, которые находятся в группе.  

-Разложить предметы в группе в порядке возрастания или убывания.    

  • Игра: «Хорошо-плохо».

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.  

Ход игры: выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать карандаш, шкаф, книга, лампа, стул, камень, лист бумаги и т.д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом предмете «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.                    

  • Игра: «Сделай наоборот».

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы:  

-Что нужно сделать ребенку, чтобы мама пустила гулять? ( Убрать игрушки, поесть, одеться).   -Что нужно сделать ребенку, чтобы мама не пустила его гулять на улицу? (насорить, что-то разбить, не есть кашу, разбросать одежду, нагрубить бабушке, разорвать книгу и т.д.).  

-Что нужно сделать, чтобы попасть под машину? (Играть с мячом на дороге, бегать по дороге, кататься на велосипеде по дороге и т.д.).                   

  • Игра:«Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.

Ход игры:  

1        вариант: дети в кругу, воспитатель в центре с мячом: много-мало; далекоблизко; грустно-весело и т.д.  

2        вариант: после нахождения антонима говорим третье слово (горячеехолодное: утюг; кислое -сладкое: яблоко и т.д.).  

 

Метод системного анализа

  • Игра: «Найди общее».  

Цель: учить детей находить общее между различными явлениями или предметами; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: Предложить детям назвать общее между:  

- элементами одной системы-человек (руки, ноги)-пальцы;  

-однородными или близкими системами-(детский сад-школа), (деревоцветок);  

-различными системами или элементами разных систем (лампочка-крокодил; мяч- калоши).  

  • Игра «Что это означает?».  

Ход игры: Детям предлагается объяснить понятия:  

- Мальчик как медведь;  

-Воспитатель, как грозовая туча;  

-Девушка как лебедь;  

-Человек как стена;  

-Трава, как ковер;  

-Лед, как камень;  

-Ноги, как вата.

 

 

  • Игра: «Чем был - чем стал»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.

Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.

Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.

Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.    

  • Игра: «Оператор РВС»  

Цель: учить детей ориентироваться в размере, во времени и стоимости, развивать фантазию, творческое воображение.  

Ход игры: воспитатель рассказывает детям истории:    (Размер)

1.        Идет маленький человечек, находит билетик и превращается в большого человека (с 9 этажный дом). Что он будет делать: работать, быть подъемным краном, мыть стекла, маяком для кораблей и т.д.  

2.        Мальчик стал маленьким с пальчик. Чего, или кого он будет бояться? (людей, птиц, насекомых, и т.д.)  

                                                        (Время)  

1.Что было со стулом много, много лет назад?  

2.Что будет с Димой много, много лет вперед?  

3.Маша, ты бабушка, тебе 75 лет. Ты у нас Мария Петровна. Что Вы сейчас будете делать? Что Вы будете есть? и т.д.  

                                                         (Стоимость)

1.У кого дороже избушка у зайца, или у лисы? Почему?  

2.Сколько продуктов положить, чтобы получился колобок самый дорогой, самый дешевый?

 

  • Игра: «Назови отличие».  

Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.  

Ход игры: Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет. Чем эти предметы отличаются от карандаша, собаки, машины, телевизора. Найти как можно больше отличий.  

  • Игра: «Продолжи предложение».

Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.  

Ход игры: Детям дается задание продолжить предложение:  

-В горах нельзя громко кричать потому, что….  

-Птицы начали вить гнезда потому, что…..  

-Ласточки летают низко потому, что….  

-Птицы полетели на юг потому, что…..    

 

Метод фокальных объектов

  • Игра:«Фоторобот».  

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.    

  • Игра: «Что это такое?».  

Цель: развивать фантазию, воображение, обогащать словарный запас детей.  

Ход игры: берется несколько предметов не имеющих четкого применения (коробки, кубики, палочки и т.д.). Чем они могут быть в игре?

Метод каталога

  • Игра: «Продолжи сказку»  

Цель: развивать фантазию, воображение ребенка, его словарный запас.  

Ход игры: воспитатель рассказывает детям начало придуманной сказки и просит детей ее продолжить.  

Пример: Жил был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всего смеялась одна муха. Среди мух она была самой большой. И вот однажды села она на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…..

 

  • Игра: «Интересные сказки».  

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-как сделать так, чтобы Ваня напился, а козленочком не стал?  

-куда нужно положить яйцо, чтобы оно не разбилось?  

-как сделать, чтобы лиса не съела колобка?  

-как сделать, чтобы медведь Машу сам выгнал?  

 

  • Игра: «Новая сказка».  

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.    

Ход игры: Детям предлагается по двум картинкам из разных сказок придумать новую сказку (красная шапочка и вертолет и т.д.).    

  • Игра: «Придумай сказку».  

Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию новых сказок.  

Ход игры: Детям предлагается придумать сказку на темы: «Стул ожил и пошел гулять», «Ты стал домашним животным» и т.д.

  • Игра: «Круглые очки».  

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.    

Ход игры: Воспитатель предлагает детям представить, что они одели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Воспитатель предлагает детям назвать все круглые предметы в комнате.    

  • Игра: «Почему это произошло?»  

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.    

Ход игры: Детям предлагается составить рассказ на заданные ситуации:  

-Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы;  

-Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга;  

-Подойдя к дому можно было увидеть, что все окна распахнуты настежь;  

-Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное, звериное рычание;  

-Из крана вместо воды полился сок;  

-Вместо слез, когда ты плачешь, падают деньги.

Метод усовершенствования

  • Игра: «Что будет, если?  

Ход игры: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:  

-Что будет, если изменить форму предмета?;  

-        Что будет, если изменить материал из которого изготовлен предмет?;  

-        Что будет, если изменить величину?;  

-Что будет, если изменить цвет?;  

-Что будет, если изменить стоимость предмета?    

 

Метод исследования

  • Игра: «Животные».  

Ход игры: Детям предлагается выбрать одно животное (собака) и рассказать о нем, как можно больше (какие виды собак бывают, какие свойства у собаки, какие функции выполняет, как влияет на семью и т.д.)

  • Игра: «Группировка слов».  

Ход игры: Детям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих, что может: давить, летать, свистеть и.т.д.    

  • Игра: «Объяснялки».  

Ход игры: Детям предлагается объяснить выражения:  

-Золотая середина;  

-Золотые руки;  

-Козел отпущения;  

-Буря в стакане воды;  

-Рыльце в пуху;  

-А Васька слушает да ест;  

-Умывать руки;  

-Белая ворона;  

-Не все золото, что блестит;  

-Не красна изба углами, а красна пирогами;  

-Семь раз отмерь, один отрежь;  

-Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

                 

  • Игра: «Узнай объект по описанию».

Ход игры: Детям предлагается узнать объект по описанию:  

-По снегу покатите -я подрасту,  

На костре согреете -я пропаду.  

(снежный ком)  

-Новый дом несу в руке,  

Дверца дома на замке,  Тут жильцы бумажные  

И ужасно важные.  

(портфель).  

-Держит девочка в руке  Облачко на стебельке.  

Стоит дунуть на него-  

И не будет ничего.  

(одуванчик).    

-Очень любят дети  

Игры на воображение 

  • Игра: «В мире животных»

Цель: показать характерные особенности зверей, используя мимику и жесты.  

Ход игры: детям дается задание показать мимикой и жестами животных:

слон, жираф, верблюд, обезьяна и т.д.  

 

  • Игра: «Скульптура».  

Цель: дать детям почувствовать уверенность в своих силах.  

Ход игры:  

1        вариант. Дети разбиваются на пары. 1-скульптор, 2-скульптура. Задача скульптора мелкими движениями сделать какую-то скульптуру.  

2        вариант. Скульптор -1 ребенок. Скульптуры -несколько детей.  

  • Игра: «Замороженный»  

Ход игры: Группа ребят разбита на пары, в паре-замороженный. Задача другого рассмешить, используя мимику и жесты.  

  • Игра: «На что похоже?»  

Ход игры: Вырезать и раскрасить геометрические фигуры. Дети должны ответить: на что похоже: желтый кружок (яйцо, цыпленок, солнце, репка, яблоко и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....

картотека игр по ТРИЗ технологии

подобраны игры для детей старшего дошкольного возрста по ТРИЗ технологии...

Картотека игр по ТРИЗ технологиям

Материал для воспитателей и родителей....

Картотека игр по ТРИЗ технологии

Картотека игр по ТРИЗ технологии, все самое интересное...

Картотека игр по ТРИЗ – технологии

Картотека игр по ТРИЗ – технологии...

Картотека игр по триз технологии

Игры созданы для развития воображения, развитие речи и творческих способностях у дошкольников...

Картотека игр по ТРИЗ технологии

для детей младшей группы (от 3 лет)...