Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Сортируем мусор - бережем природу"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Наговицына Ирина Николаевна

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА №86 им. М. Е. Катукова

Конспект занятия по ФЦКМ (экологическое воспитание)

в подготовительной группе

на тему «Сортируем мусор – бережем природу»

 

                                                                   Составила и провела

                                                                               Наговицына И.Н.

Январь, 2023г.

                   Тема: «Сортируем мусор — бережем природу»

Цель: Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора. Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

Предварительная работа: просмотр презентаций о многообразии природного мира

нашей планеты. Беседы о важности бережного отношения к живой и неживой природе. Изготовление поделок из предметов  мусорной корзины.

Программные задачи:

Образовательные:

-Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора;

- формировать умение сортировать мусор при его сборе.

Развивающие:

-Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду;

- Развивать умение логически мыслить, делать выводы,

-  Развивать умение анализировать экологическую проблему.
 - Развивать коммуникативные умения.

Воспитательные:

-Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру;

- воспитывать умение слушать воспитателя, способствовать формированию интереса

к данной теме. 

Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный.


Материалы и оборудование:

Видеоролик о важности сортировки мусора. Специальные контейнеры для сортировки мусора. Карточки для игр. Различные виды бытовых отходов – бумага, пластик и т.д. Пластиковые диски для изготовления поделок, ножницы, красная бумага.

Ход занятия.

Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем и поприветствуем друг друга.

Я люблю свой детский сад,

В нём полным - полно ребят,

Может - сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте

Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.


Основной момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать. Послушайте. 
- В маленьком городке жил мальчик Петя. Город был чистый и красивый. Петя любил ходить в лес и дышать свежим воздухом. Но вот однажды проснулся он вышел на улицу, и видит кругом мусор, и люди то уже тонут в мусоре.

Напугался мальчик, решил спрятаться в лесу от такого ужаса, прибежал да не узнал своего леса, кругом был мусор: бумаги, стекла, пластиковые бутылки. 

Пришёл к реке, смотрит вроде река чистая. Решил рыбы наловить. Закинул удочку, чувствует, что - то есть! Вытянул! А вытянул он консервную банку. Вздохнул, положил банку около себя. Опять закинул удочку. Во второй раз вытащил рваный башмак. Совсем грустно стало Пете. И закинул он удочку в последний раз.

Вдруг чувствует, крючок кто - то в глубину тянет. Вытянул и глазам своим не поверил.

- Как вы думаете, кто ему на удочку попался?
(Рассуждения детей).
Смотрит, а - перед ним Золотая Рыбка! И человеческим голосом ему говорит: «Отпусти меня в речку добрый человек, а я твои желания исполню!».
- Хорошо, исполни, пожалуйста, одно мое единственное желание и я тебя отпущу.
- Ребята, как вы думаете, какое желание попросил исполнить мальчик Петя?
(Предположения детей).
- Сделай так Золотая Рыбка, чтобы не попадались в реке вместо рыбы консервные банки. И чтоб весь мусор исчез.
А Золотая Рыбка ему ответила: Какой ты хитрый! Вы сами мусор разбрасываете, а я убирай?

-Защити себя сам от мусора.

Хвостиком махнула и выскользнула из рук Пети.


Воспитатель: Странный сон, да?  Как вы думаете, что стал делать Петя?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете что мусор надо собирать правильно ? Вот сегодня мы этому и будем учиться.

Физминутка. «Мы по улице идем» (дети вместе с воспитателем имитируют движения):
Мы по городу идем, всё мы дружно приберём,
Мы стекляшки и бумажки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два — в корзинку, наклоняем дружно спинку.
Если дружно потрудиться, все вокруг преобразится!
Воспитатель: Молодцы хорошо потрудились.

 Ребята, сегодня пока я к вам шла, споткнулась об этот пакет с какими — то предметами.  Что же это может быть?
Воспитатель: Совершенно верно, это мусор. Неужели мой сон начал сбываться? Откуда же взялся этот мусор?

Ответы детей:

Давайте с вами, ребята, посмотрим, куда должен отправляться мусор из наших квартир.

Игра «Проследи путь мусора»

Воспитатель: Подойдите к столу возьмите по одной карточке и по очереди, комментируя изображения своей карточки, в определённой последовательности выкладывайте на стол (Карточки: мусорный пакет, мусоропровод, контейнер для мусора, мусоровоз, свалка, мусороперерабатывающее предприятие).

Воспитатель: Совершенно правильно. Справились с заданием.


Воспитатель: Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика.  На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле?

Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если мусор не убирать?

Дети: Кругом будет валяться мусор, засорять землю, воздух и воду.

Воспитатель: Да, скоро человечеству придётся спасать себя от мусора.

Ежедневно, в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят

специальными машинами на свалку. В последнее время мусора становится все больше и больше. Значит и свалок становится больше. Давайте посмотрим на иллюстрацию. Какая картина перед нами – приятная или нет? Как вы думаете, свалки – это хорошо или плохо.

Дети: На свалках мусор загнивает и выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека и для природы. Они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много ворон, которые разносят мусор, много крыс и собак. Рядом со свалкой человеку жить нельзя.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете – можно ли сжигать мусор на свалке?

Дети: Нет, потому что он выделяет вредный дым, опасный для здоровья

Воспитатель: А, может мусор нужно закопать поглубже?

Дети: Нет, закапывать тоже нельзя, НЕ все сгнивает в земле.

(рассматриваем картинку с мусором)

Воспитатель: Верно. Ведь здесь и пластиковые бутылки, и целлофановые пакеты Пластиковый мусор может пролежать в земле от 200 до 1000 лет, прежде чем исчезнет. А стекло может лежать до миллиона лет!

Все это не исчезает бесследно, все это копится и загрязняет нашу землю.

Давайте вернемся к пакету, об который я сегодня споткнулась, и внимательно рассмотрим содержимое пакета. Как вы думаете, что лучше сделать с этим мусором: вывезти на свалку, сжечь, закопать или отправить на мусороперерабатывающий завод?

 Дети: на завод, потому что меньше загрязняется воздух и почва, а еще мусор там переработают и сделают новый материал.

 Игра «Сортируем мусор правильно».
Воспитатель:  В России и во многих странах мира мусор отправляют на переработку. Различные виды отходов перерабатываются на специальных предприятиях. Из них создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. Но, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе.

Воспитатель:

Ребята, а что вы знаете про раздельный сбор мусора?

Дети: мусор можно поделить на несколько групп: бумага, пластик, стекло, пищевые отходы и не перерабатываемые отходы

Воспитатель: Вот перед вами контейнеры. По признакам вы должны определить о каком виде мусора я говорю.

- ее изобрели китайцы

- из нее получается очень много мусора

- она легко горит

- ее получают из дерева

- на ней обычно рисуют и пишут. (бумага)

В какой контейнер мы определим этот вид мусора?

Дети: в синий контейнер

Воспитатель:

 - его делают из песка

- если его нагреть, оно становится тягучим как тесто

- чаще всего оно прозрачное

- когда оно падает, то разбивается (стекло)

В какой контейнер этот вид мусора?

Дети: в зеленый контейнер

Воспитатель:

- предметы, сделанные из нее, мало весят

- она бывает разноцветной и ее трудно сломать

- если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет

- ее нельзя выбрасывать, т.к. она сама по себе в природе не разлагается

- из нее у нас сделано очень много игрушек (пластмасса)

В какой контейнер определим этот вид мусора?

Дети: в желтый контейнер.

Воспитатель: Приступаем к уборке.

 В первый контейнер складываем бумажный мусор, во второй – пластиковый, в третий – стекло. А в четвертый  контейнер  очень опасные отходы - это батарейки, градусники, лампочки. Их надо сдавать в специальные пункты приема.
- Ребята посмотрите, бумажного и пластикового мусора очень много и в контейнер он весь не поместится, что будете делать?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы. Прессовать, мять и рвать это правильная идея. Чтобы руки не поранить мусор собирают в перчатках. Давайте защитим свои руки и наденем специальные перчатки.
(дети надевают рабочие перчатки и под музыку собирают мусор)

Воспитатель: Молодцы! Мусор рассортирован, давайте проверим правильно мы всё сделали.

Теперь его можно отправить на мусороперерабатывающие предприятия.

А теперь я приглашаю вас пройти к своим столам.

А как вы думаете, что можно получить после вторичной обработки бумаги? (туалетная бумага, картонные коробки для упаковки, офисная бумага, газеты, книги, одноразовая картонная посуда)

Что можно получить после переработки пластика? (материалы для строительства, одежда и обувь, пластмассовые изделия, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь и т.д.)

Что можно получить после переработки стекла? (строительный материал, стеклянная посуда, бутылки, банки)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как из природных богатств получаются отходы. Давайте попробуем выстроить последовательность. Разделимся на команды. Посмотрите на свои столы  и найдите себе пару по цвету.

 

 Игра «Как получаются отходы»
Дети должны расположить их в определённой последовательности: что было раньше, а что было потом.

 Например: 

1. дерево, спиленное дерево, производство бумаги, газета, смятая бумага в мусорном ведре;
2. лён, нитки, ткань, рубашка, тряпка;
3. зёрнышко, росток, яблоня, человек ест яблоко, огрызок от яблока;


Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось.

Рассматривание иллюстрации: что можно сделать из мусора

Рефлексия
Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу.

Я очень надеюсь, что сон, который мне приснился, никогда не исполнится. Расскажите, что нужно для этого сделать?

 Что вы узнали нового? Расскажите, что вы можете сделать, для нашей земли, что бы она оставалась всегда красивой и чистой?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы все дружно провели большую работу, показали  на своём примере, что можно подарить вторую жизнь некоторым предметам, поиграть с ними, сделать поделку, а не выбрасывать на мусорную свалку.

 Поняли, что нужно беречь, любить и пользоваться с умом всем тем, что даёт нам Земля. Хотя вы ещё не выросли, но и вы можете своими маленькими добрыми делами помочь нашей Земле оставаться голубой и чистой. И тогда мой сон никогда не сбудется.



Воспитатель: Ребята мы с вами уже сегодня говорили, что некоторые виды отходов используются вторично. Предлагаю  попробовать сделать что-нибудь из предметов, оказавшихся в мусорной корзине. Пройдем в творческую мастерскую «Мусорное рукоделие». (дети проходят в творческую мастерскую и изготавливают из пластиковых дисков поделку)

Но сначала сделаем упражнение для пальчиков с помощью пластиковых пробок.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (2 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шоркает немножко.

Воспитатель: Размяли свои пальчики и сейчас мы сделаем медаль для папы из старых дисков.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД пот экологии для подготовительной группы. «Сортируем мусор, бережем природу»

Цель: Знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов. Стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни. Задачи: ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «СОХРАНИМ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ»

НОД имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие детей», ...

Конспект по экологии в подготовительной группе «Сортируем мусор – бережем природу!»

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....

Занятие по экологии в подготовительной группе «Сортируем мусор – бережем природу!»

Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....

Занятие по экологии в подготовительной группе «Сортируем мусор – бережем природу!»

Занятие по экологии в подготовительной группе«Сортируем мусор – бережем природу!»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Мы-защитники природы "

Цель:формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.Предварительная работа:"как нужно вести себя в лесу",проведение дидактических игр,наблюдение за погодой,просматрива...

Занятие по экологии в подготовительной группе «Сортируем мусор – бережем природу!»

Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.Задачи:1.     Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.2....