Консультация для родителей на тему: "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях"
консультация

Дещёкина Марина Михайловна

Консультация для родителей на тему : "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultativnyy_tsentr.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад№1 г.Шацка муниципального образования-

Шацкий муниципальный район Рязанской области

Консультация для родителей

на тему:

«Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста в домашних условиях»

                                                      Составитель:

Дещёкина

Марина Михайловна –

Воспитатель

Г.Шацк

2019

«Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Каждый ребенок- художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

Природа – источник радостных переживаний, эстетических чувств.

В современном мире интерес к произведениям изобразительного искусства постоянно повышается, но вместе с тем, сложилось несколько пренебрежительное отношение к занятиям детей изодеятельностью, недооценивается значимость изодеятельности, в частности рисования, в общем развитии дошкольников.

Между тем (по Выготскому JI.) психологическая особенность детей дошкольного возраста такова, что «именно рисование предоставляет ребёнку возможность легко выразить то, что им владеет. »

Через рисование, через знакомства с миром искусства, можно влиять на формирование у дошкольников художественной культуры, как части духовной; развивать творческие способности, эстетическое восприятие окружающего мира, воспитать гармонично развитую творческую личность. Творческие способности, помогают малышам отразить свои мечты, отобразить фантазии через изобразительную деятельность, формируя тем самым положительное отношение к ней .

Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной -

Пространственной среды.

Поэтому, так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.

В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую плотную бумагу разного формата, гуашь и акварель двенадцати цветную, кисти - тонкую №2, среднюю №3-4 и толстую №7, жесткая щетинистая кисть №3, № 5; простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.

Рекомендации родителям по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

• Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;

• Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;

• Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т. п. ;

• Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;

• Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т. п. ;

• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;

• Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;

• Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;

• Привлекайте к театрально-игровой деятельности;

• Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;

• Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;

• Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;

• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;

•Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.) .

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие люди. Правильный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству, а наоборот, раскрыться творческой личности более ярче .

Консультация для родителей «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»

Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда.

Среда – это окружающие, социально бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.

Предметная среда выполняет ответственную функцию. Она побуждает к игре, формирует воображение, она как бы является материальной средой мыслей ребенка.

Принципы построения каждой из таких площадок: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых.

Речевая предметно-развивающая среда

Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Для этого используются комплекты

- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек,

- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Звери наших лесов», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.,

- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.,

- картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.

При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет? », «Чьи следы? », «Кому что надо? », «Страны света», «Кем я буду? », «У кого какая профессия? », «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.

В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять

• Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3,

• Рассказ по серии сюжетных картин (4,

• Рассказ по сюжетной картине.

• При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте.

В последнее время стало популярным использование с этими целями дидактических материалов М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку, Г. Л. Выгодской («Град Златоустия», компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.) и др.

Центр познавательного развития

1. Дидактические игры по познавательному развитию.

2. Тематические выставки, посвященные профессиям взрослых, творчеству известных людей композиторов, писателей, поэтов и др.

3. Наличие календарей природы, календарей наблюдения за живой и неживой природой.

4. Подбор книг, игр, иллюстраций о разных видах ландшафта, о разных странах и народах, проживающих в них, о космосе, об общественных праздниках.

5. Наличие комнатных растений.

Центр математического развития

1. Натуральный ряд чисел от 1 до 20.

2. Дидактические настольно-печатные игры для развития психических процессов, игры для развития математических представлений.

3. песочные и стрелочные, мерные стаканчики, термометры для воздуха, воды, для тела.

4. Книги по математике о числах первого десятка.

Центр конструктивной деятельности

Строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера.

1. Тематические наборы «Город», «Мосты» и т. д.

2. Небольшие игрушки для обыгрывания построек.

3. Модели машин легковые и грузовые.

4. Центр «Здравствуй, книжка»

1. Библиотека: книжки-малышки, рассказы в картинках, книги писателей.

2. Портреты писателей.

3. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

4. Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края.

Центр сохранения здоровья ребенка

1. Книги, альбомы по валеологии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности.

2. Художественная и познавательная литература о сохранении здоровья.

Центр «ПДД», «Пожарная безопасность»

1. Иллюстрации о правилах поведения в окружающей действительности.

2. Дидактические игры по правилам уличной, личной, пожарной безопасности.

Центр изобразительной деятельности

1. Детские рисунки.

2. Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски, кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволоку, клей, ножницы.

Центр музыкальной деятельности

1. Музыкальные инструменты.

2. Картинки с изображением музыкальных инструментов.

Центр современных сюжетно-ролевых игр

1. Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов, подбор масок, атрибутов.

2. Предметы-заместители к играм.

Центр социализации

1. Альбомы (открытки) о природе города, края в разное время года.

2. Профессии нашего города, региона.

Центр труда

1. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету) ; птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

2. Художественная литература о труде, профессиях.

Место взрослого в развивающей среде

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.

Родители, с одной стороны, являются авторами среды, с другой стороны - ее компонентами.

Автор потому, что, зная особенности развития ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, взрослый решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т. д.

Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно ребенка. Сильный ребенок в интеллектуальном развитии – не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т. д. Все эти виды использования среды и самого взрослого как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Развитие ребенка, формирование его «Я», зависит от того, как его воспитывают, как организовано его воспитание, где и в каком окружении он растет.

Консультация для родителей

 «Играем-речь развиваем»

В семье появился малыш! Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли сделано для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы!

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности овладения речью. На это есть несколько причин: ребенок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т. д. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от сильных постоянных звуковых воздействий (включать на полную громкость радио, телевизор, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не народными средствами, а обращаться в медицинские учреждения.

Взрослые должны помочь ребенку овладевать правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему недоступны (например, в 2-3 года правильно произносить шипящие звуки и звук Р, читать художественные произведения, предназначенные для детей школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. И поэтому важно чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей с которыми малыш часто общается.

Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или поощрять.

Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Ряд недостатков устранить легко, и доступно не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книги, рассматривая картинки, родители предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, описать картинку. Дети справляются с такими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-нибудь задание и т. п., взрослый же за это время подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений из художественной литературы и устного народного, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Каждый из нас хочет видеть своего малыша отличником, но не каждый знает, как начать воспитывать будущего отличника.

Вспомнить старые детские игры и забавы как кладовую педагогических приемов, интересных находок, разнообразных возможностей для развития детей. Народная традиция жива, и она постоянно пополняется и обогащается. Народное творчество развивает в детях ум, смекалку, чувство родного языка, общительность, доброту; закладывает в детях то, что делает потом взрослых мудрыми и сильными духом.

Главная роль сказок, потешек, прибауток – в раннем овладении речью. Рифмы и внимание привлекают, и запоминаются легко и быстро. Ритм потешек и колыбельных, их эмоциональная окраска заставляют прислушиваться даже самых маленьких детей. Это залог того, что ребенок быстрее заговорит, причем правильно, то есть грамотно, красиво, размеренно.

Вот некоторые игры, которые можно применять при воспитании у ребенка правильной и связной речи. Рассчитаны на детей с первых дней жизни.

Моем руки:

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Важно говорить эти слова выразительно, с любовью, тогда ребенок услышит, поймет и быстро запомнит их.

Едим приговариваем:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки за молоко.

Под стихи каша на ложке в рот незаметно и проскальзывает, а еще, малыш запоминает кто что ест.

Одеваемся на прогулку:

Шапка да шубка,

Вот и весь Сашулька!

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки:

Эта – с левой ножки,

Эта – с правой ножки.

Вот так хорошо.

На прогулке с прибауткой:

Мы в лес пойдем,

Грибов наберем,

Папу громко позовем:

– Ау, ау, ау!

Папа откликается,

Эхо отзывается,

– Ау, ау, ау!

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай капусте подрасти!

Вот и обычная прогулка стала полезной экскурсией.

Пришли помыли руки, пообедали, ложимся спать:

Котя, котенька коток,

Котя, серенький хвосток.

Приди, котя, помогать,

Нашу деточку качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Шубу новую сошью.

Сапоги закажу.

Приди, котя, помогать,

Нашу деточку качать.

И вот малыш затих, вокруг стало тепло и уютно.

Бывают колыбельные сказки (они не поются, а рассказываются) :

Баю–баюшки–баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам волчок не ходи,

Наших деток не буди.

Проснулись – одеваемся, причесываемся:

Ты расти, расти, коса

До шелкова пояса:

Как вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

Если малыш капризничает:

Ты, Сашулька, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

Маленькие дети очень быстро отвлекаются и забывают то, что делали, вот это их свойство и используется в потешке.

Игры в помещении: игра «Кошки-мышки» (догонялки, игра «Сорока» (массаж) .

Пальчики малыша необходимо тренировать – об этом скажет вам каждый специалист: логопед, детский врач. Упражнения данного направления рекомендуется делать именно для того, чтобы развить мышление ребенка и заложить фундамент правильной речи, так как, речевые области мозга формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Игра «На лошадке». Посадив ребенка на колени, взрослый легко подбрасывает его, приговаривая:

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке.

По ровной дорожке на одной ножке.

В старом лопоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму

Бух!

Раздавил сорок мух!

Тут взрослый раздвигает колени, чтобы малыш слегка провалился между ними. Сначала осторожно чтобы не испугать ребенка. Потом можно и более резко – малыш будет в восторге.

А еще важно помнить, что и мальчиков и девочек надо «тетешкать», то есть тормошить, похлопывать, поглаживать, от этого ребенок будет добрее и счастливее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

Консультация для родителей Влияние конструирования и робототехники развитие детей дошкольного возраста

Современные дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые непоседливые и подвижные ребята могут долгое время что-то собирать, складывать, строить....

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по теме самообразования "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей О роли аппликации в развитии детей дошкольного возраста.

Консультация для родителейО роли аппликации в развитии детей  дошкольного возраста.Автор: Гордеюк Оксана Александровна, воспитатель, МБДОУ №10 «Звёздочка», г. ТейковоОписание: данная ко...