Доклад на ОМО по познавательно-речевому развитию «Россия-Родина моя»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Главная задача, которую ставит перед собой педагог в патриотическом воспитании детей – дать ребенку понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rossiya_rodina_moya.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ОМО по познавательно-речевому развитию

«Россия-Родина моя».

Воспитатель Таирова Э.К., Мытищи, 2019г.

Главная задача, которую ставит перед собой педагог в патриотическом воспитании детей – дать ребенку понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. С чего начинается Родина? С чего начинается любовь к Родине, к родному краю? Любовь к Родине в дошкольном возрасте подобна ростку, тонкому и нежному, и необходимо создать условия для его роста. Какие это условия? Это знакомство с историей России, символикой, достопримечательностями России и родного края, с народами, которые населяют Россию. Проявление интереса к жизни, сказкам, играм, традициям, народному творчеству народов России, возможность отразить свои впечатления в продуктивной деятельности – это начало осознанного отношения к своей Родине, ее красоте и богатству, к себе как гражданину своей страны. Гордость и ответственность, знание и уважение культуры и традиций – проявления патриотических чувств, любви к Родине. Патриотическое воспитание плавно пронизывает все области развития ребенка, в том числе познавательно и речевое. А чувства, впечатления и новые знания ребенок способен отразить в продуктивной деятельности. Поэтому зачастую патриотическое воспитание осуществляется в процессе проектной деятельности, где ребенок является партнером образовательного процесса наравне с воспитателем и происходит естественный процесс сотрудничества детей, педагогов и родителей, так как, конечно же, патриотическое воспитание невозможно без семьи, семейных традиций. Именно в семье зарождается то зерно любви к родным людям, родным местам, родной стране, которое должно крепко укорениться в сознании ребенка и превратить в истинного гражданина своей страны.

И в своей работе мы выделяем следующие направления и виды деятельности.

  1. Моя семья.

Задачи этого направления:

- воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, к семье;

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

- развивать чувство гордости за свою семью.

Виды деятельности:

- проектная деятельность «Традиции нашей семьи»

- беседы и фотоотчеты «Как я провел выходные», «Мамины помощники»

- рисование «Профессия моих родителей», «Портрет мамы», «Портрет папы»

- чтение художественной литературы, пословиц и поговорок о маме, семье

- тематические досуги «Моя мама солнышко», «Папа и я – опора семьи»

- акции «Лучший помощник», «День пожилого человека», «Ветераны моей семьи»

- выставки детского творчества

- консультации для родителей «Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка», «Домашние обязанности ребенка».

  1. Мой город Мытищи

Цель данного направления: формировать у детей интерес к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному городу.

Задачи этого направления:

- знакомить детей с историей города, с его символикой

- дать знания детям о достопримечательностях города

- формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином своего города

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности

- заинтересовать родителей данной темой, привлечь их к сотрудничеству.

Виды деятельности:

- тематические беседы: «Достопримечательности города»,
«Памятник «Подвигу летчиков Мытищинского аэроклуба», «Памятник Екатерине II», «Памятник Мытищинскому водопроводу», составление альбомов, целевые экскурсии;

- досуг, посвященный Дню города;

- участие в акции «С днем рождения, любимый город»;

- организованная деятельность «Деревня Жостово. Фабрика декоративной росписи»;

- продуктивная деятельность детей: рисование «Достопримечательности города», «Самолет», лепка «Самовар», конструирование «Ладья», «Парк культуры»;

- дидактические игры: «Где находится памятник?», «Путешествие по городу», «Узнай наш флаг (герб)»;
- сюжетно-ролевые игры: «Построим улицу города», «Наши театры», «Строительство нового дома», «Экскурсия по городу».
- самостоятельная деятельность: рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Как я отдыхаю?»;

- оформление совместно с родителями тематических выставок совместных творческих работ;

- участие родителей в реализации проекта «Знакомим детей с родным городом»;
- сбор материала совместно с родителями для фото-выставки «Достопримечательности нашего города»;

- подготовка презентации с ребенком «История моей улицы»

- экскурсия в Мытищинский историко-художественный музей;

- экскурсия в Мытищинскую картинную галерею;

  1. Моя страна.

Целью направления является формирование представлений у детей о Родине, своей стране, народных обычаях и традициях.

Задачи:

1. Расширять кругозор детей сведениями о Родной стране.

2. Дать представление о столице России – Москве.

3. Прививать чувство гордости, уважения и почитания символам РФ.

4. Воспитывать у детей патриотические чувства, интерес к истории своей страны.

Виды деятельности:

- чтение художественной литературы;

- беседы «Моя Родина Россия», «Гимн России», «Герб России», «Флаг России», «Русская одежда»;

- рассматривание иллюстраций «Достопримечательности столицы», «Известные места Мытищ», фотографий, просмотр видеороликов;

- организованная деятельность (аппликация «Флаг России», рисование «Золотая хохлома», «Кукла в русском наряде», «Мой город – Мытищи», «Моя семья»);

- составление рассказов по картине «Ярмарка. Русские»;

- разучивание стихов о Родине, России, разучивание песни «Моя Россия» (Г. Струве, Н. Соловьёва), прослушивание русской народной песни «Во поле березка стояла», разучивание «Русской пляски».

- дидактические игры «Символы России», «Из какой сказки предмет», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко», «Дом моды», «Разгадай ребус»;

- подвижные игры «Заря - Зарничка», «Золотые ворота», «Плетень», и др.;

5. Народы России

Цель данного направления: воспитание патриотических чувств детей посредством знакомства с народами, населяющими Россию.

Задачи:

- знакомить с многообразием народов, проживающих на территории России, их культурой и традициями, воспитывать уважительное отношение;

- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;

- создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие эмоционально-ценностного отношения детей к нашей многонациональной стране;

-повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Виды деятельности:

- чтение художественной литературы; рассматривание детской энциклопедии «Народы России», беседы по ее содержанию; викторина по русским народным сказкам;

- беседы «Народы России», «Традиции и обычаи русского народа», «Промыслы народов России» Решение проблемных ситуаций: «Если встретились русский, татарин, башкир»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;

- организованная деятельность «Вместе мы – Россия», пластилинография «Русский самовар», рисование русского народного женского костюма, «Волшебная гжель»;

- разучивание стихов о Родине; разучивание «Гимн России», хоровод «На горе то калина».

- дидактические игры «Символы России», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко», «Угадай по описанию», «Разгадай ребус»;

- настольная игра «Путешествие по России», «Мемо Достопримечательности России»;

- подвижные игры «Тетерка», «Сделай так», «Чурилки», «Коршун и цыплята» и др.;

Родителям:

- помощь родителей в подготовке костюмов для использования в организованной деятельности.

- консультативные встречи с родителями – представителями разных национальностей

Педагогам:

- оформление картотеки «Подвижные игры народов России».

Реализации деятельности по патриотическому воспитанию детей способствовала достижению следующих результатов:

     - пополнение и приобретение детьми знаний о Родине, ее истории, о народах, проживающих на территории России, их культуре и традициях;

- приобретение детьми навыков социального общения со сверстниками других национальностей, проявление внимания и уважения;

- овладение исследовательскими навыками сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, анализировать;

- как итог активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.

Литература:

1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 2017,-112с.

2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2014. -156с.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. -  М: Мозаика-синтез 2020.

          4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. М: Мозаика – синтез, 2018.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Театрализованные игры-средство познавательно-речевого, социально- личностного развития ребенка"

Театрализованные игры являются эфективным средством социализации дошкольника....

Конспект по познавательно-речевому развитию "Россия - Родина моя"

предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...

Конспект ООД по познавательному развитию «Россия – Родина моя».

Цели и задачи:• Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут, о её столице;• Закреплять и обобщать знания детей о символах России;• Познакомить детей...

Доклад на педсовете. Тема "Познавательно-речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС", 21.03.2019

Материал содержит рекомендации для педагогов ДОУ по активизации речевых навыков ребенка в процессе различных видов деятельности, формулирует задачи познавательно речевого развития дошкольника....

Доклад "Игровая деятельность в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка р...