Материалы для проведения этических бесед
материал

 Барбарина Ольга Александровна

(информация из открытых интернет источников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_provedeniya_eticheskih_besed.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для проведения этических бесед

Вежливость

   С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости.
   Но в некоторых ситуациях ребенок отказывается пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я такого сказал?» Эти слова не произносятся ребенком, но суть эмоционального отношения к ситуации именно такая. Причин этому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребенок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему-то необязательному, формальному, непривычному. Нельзя также исключать отсутствие твердой связи правила с ситуацией. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Зачем говорят «здравствуй» (4–5 дет)

   В ходе беседы воспитатель напоминает детям вежливые слова, разъясняет, что они выражают доброе отношение к другим людям.
   Педагог начинает беседу с вопросов:
   – Что вы говорите, приходя утром в детский сад?
   – Кому вы говорите «здравствуйте»?
   – Что вы говорите вечером, когда уходите домой?
   – Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают – это мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике.

   Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.
   Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.
   – Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?
   – Но ведь мы же друзья, – удивился Пух.
   – А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? – обиделся Кролик. Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости.
   Теперь, когда Винни Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

   Завершая беседу, педагог уточняет:
   – Говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику
   – Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

Праздник вежливости (4–5 лет)

   В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.
   – Представьте себе, – обращается к детям воспитатель, – что люди вдруг забыли слова вежливости. И тогда… Что тогда будет? О том, что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

   Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», – подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».
   Жители города устроили праздник, салют, приготовили угощение.
   Только злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

   – Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».
   Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:

 
Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить!

 – Чему Петя научился?

 – Чему Петя должен учиться?

 – Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые

слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.
   В свободное время воспитатель предлагает детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

Чего не знал воробышек (4–5 лет)

   В беседе педагог напоминает детям правила вежливого обращения.
   – У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны, – начинает беседу воспитатель. – Один из них мы сейчас узнаем.

   Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» – говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? – удивился воробышек. – Я все знаю».

   – Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе?(Здравствуйте.)
   Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

Вежливая просьба (5–6 лет)

   В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.
   Педагог начинает беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»; позднее можно прочитать это произведение целиком).

   Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

   – Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.)
   – Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным?

– Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2–3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.
   В свободное время воспитатель организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.

Фея учит вежливости (5–6 лет)

   В процессе беседы воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливого обращения.
   – Некоторые дети, – начинает беседу воспитатель, – не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют невоспитанными.
   Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
И по целым дням
Ей мама
Про него Твердит упрямо:
– Почему
Такой пустяк
Не запомнишь
Ты никак?
Но молчит она как рыба
Вместо каждого… 
(спасибо)]
 

   – Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?
   – Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

   Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.
   Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.
   В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».
   Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».

   – Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)
   – Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.
   В свободное время можно организовать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе.

Еще один секрет вежливости (6–7 лет)

   В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
   – Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.)
   – А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцена из пьесы А. Толстого «Золотой ключик».)

   Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!
   Буратино 
(бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
   Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?
   Мальвина 
(с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
   Буратино. А что я тебе такого сказал?
   Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
   Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!
   Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

   Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
   – Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)
   – Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)
   – Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.
   Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:

Встретил Витю я, соседа, —
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!

   – Что Витя должен был сказать соседу?

 
Но – представьте – зря от Вити
Ждал я слова… 
(извините).
 

   – Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)
   – А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

 Мама сильно рассердилась,
Без меня пошла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
«Ну прости в последний раз!»
Я не плачу, слезы сами,
Сами катятся из глаз.
 

   – Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)
   – О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)
   – Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».

Воспитанность и вежливость (6–7 лет)

   Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью.
   Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

   – Воспитание, что это? – спросила мартышка.
   – Это много чего, – сказала бабушка. – В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

 – Спелый банан? – уточнила мартышка.

– Очень спелый, – кивнула бабушка.

 – Съем! – сказала мартышка.

   Бабушка неодобрительно покачала головой.

– Сначала скажу «спасибо», – поправилась мартышка. 

– А потом съем!

 – Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! – сказала бабушка.
   – Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!
   – А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.
   Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.
   – Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.
   – А ты попробуй! – Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: – Попробуй!
   – Что пробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?
   Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.
   – Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. – Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверно, их почти совсем не любишь, правда?
   – Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.

   Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитанному произведению.


   http://coollib.com/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников. Данная статья содержит рекомендации педагогам ДОУ для успешного проведения этических бесед....

Подготовка и проведение этических бесед с дошкольниками

В статье даны методические рекомендации по подготовке и организации этических бесед с дошкольниками, начиная со средней группы детского сада,  в качестве методической помощи для воспитателей дошк...

Материалы для проведения бесед с воспитанниками на тему: «Правила дорожного движения»

Здесь вы можете познакомиться с материалами, которые можно использовать для проведения ознакомительных бесед с воспитанниками детского сада и их родителями во время изучения правил дорожного движения ...

Материалы для проведения бесед с воспитанниками на тему: «Меры предосторожности и правила поведения на льду»

Предлагаю вам ознакомиться с материалом для подготовки проведения бесед с воспитанниками детского сада во время изучения правил поведения во время весеннего половодья...

Материалы для проведения бесед с воспитанниками на тему: «Правила пожарной безопасности»

Правила пожарной безопастности должен знать каждый ребёнок, чтобы суметь уберечь себя от этой опастности в будущем....

Методика проведения этических бесед с дошкольниками

ull; научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть:• дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей,...

План проведения этических бесед для детей 5-6 лет

План проведения этических бесед  для детей 5-6 лет...