Познавательный проект "Тайны космоса", посвященный 60-летию первогополеета человека в космос для детей старшего школьного возраста.
проект

Камалова Лола Сухбатуллоевна

Познавательный проект «Тайны космоса",

посвященный 60-летию первого полета человека в космос

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_pasport_proekta.docx28.8 КБ
Файл 4_dosug_podgotovitelnaya.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                        «Детский сад № 22 «Город детства»

Познавательный проект «Тайны космоса",

посвященный 60-летию первого полета человека в космос

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                     Подготовила:

                                                                    Воспитатель Камалова Л.С.

                                                         2021 г.

Тип проекта: игровой, познавательный

Сроки реализации: краткосрочный, 1 неделя

Участники: дети, воспитатели, родители.

Цель проекта: познакомить детей с юбилейной датой, 60-летием первого полета человека в космос, который совершил Юрий Алексеевич Гагарин, с историей начала покорения космоса в нашей стране. Формирование целостного представления детей о космосе через совместную проектную деятельность детей, педагогов и родителей.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека и животных в изучении космического пространства;
  • создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;

Развивающие:

  • обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;
  • развивать связную речь;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, познавательно – творческие способности детей, внимание, память, мышление.
  • Воспитательные:
  • воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.
  • совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.

Актуальность.

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. 

Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.

Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи.  Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.

Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

 Проблема.

2021 год – юбилейный год для Российской космонавтики, отмечается 60-летие первого полета человека в космос.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

 Гипотеза.

Знания детей о космосе, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

  • сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса, о первом полете космонавта, о животных, которые летали до него в космос, о человеке, который вышел первым в открытый космос Леонов А.А; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  • Обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
  • развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

Дети

  • Форсированность у детей запланированных знаний по теме «Космос», нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
  • Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;
  • Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

Родители

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
  • Участие в организации выставки творческих работ: "Этот загадочный космос"
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательных способностей через различные виды продуктивной деятельности
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • Распространение педагогического опыта.

Предполагаемый продукт деятельности:

  •  выставка творческих работ: "Этот загадочный космос"
  • конкурс чтецов
  • презентация лэпбука "Космос"
  • обогащение РППС группы

Формы реализации проекта:

  • совместная и индивидуальная деятельность с детьми;
  • Игры;
  • Беседы.
  • практические упражнения
  • творческая мастерская 

Этапы реализации проекта:

 1 этап: Подготовительный.

  • Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  • Информация родителей о предстоящей деятельности.
  • Подбор методического материала для реализации проекта

2 этап: Основной.

Проведение всех запланированных мероприятий.

3 этап: Заключительный.

  • Организация выставки творческих работ "Этот загадочный космос"
  • Конкурс чтецов «Стихи о космосе»

Предварительная работа:

  • Составление рекомендаций для родителей
  • Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная" , "Звёздные сказки" , К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
  • Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
  • Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим. Нарисовать картины по теме космос.

 Деятельность с детьми.

 

Этапы проекта I этап (подготовительный)

1. Выявление уровня подготовленности детей о первоначальных знаниях о космосе.

2. Информированность родителей о предстоящей деятельности.

 3.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
4. Подобрать фото - коллекцию «Космос».                                        
5. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.                 
6.  Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.

7.  Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

II этап (основной)

Беседы с использованием презентаций.

1. «Что такое космос. 8 планет и звезды».

 Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса

2.Беседа «Первые попытки покорения космоса. Животные, Юрий Гагарин, Алексей Леонов, В. Терешкова и др.»

Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса. Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну. 

3.Беседа «Из истории возникновения ракеты»

Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.

4. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

5. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере. . Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Творческая мастерская: «Загадочный мир космоса»

Рисование.

Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, рисовать сначала простым карандашом с последующим раскрашиванием красками, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.

Лепка: «Космонавт"

Цель: совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки конструктивным и комбинированным способами; показать рациональный прием лепки; нацелить на изображение характерной экипировки, передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает - парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне или приветствует инопланетян.

Подвижные игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»,

«Космическая эстафета»       

«Ракетодром»
«Невесомость»                                                                         

«Солнце – чемпион».

Сюжетно-ролевые игры:

" Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

«Полёт в космос»

Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.

«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Дидактические игры:

- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее» 
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Куда летят ракеты»

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. 
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов « Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе .

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема  «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- индивидуальная работа по развитию речи  игра “ Скажи наоборот”  

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль семьи в познавательном развитии ребёнка»

Рубрика для родителей: «12 апреля 2021 г. 60-летие первого полета космонавта»

III этап (заключительный)

1. Презентация проекта

2.Оформление выставки творческих работ

3. Презентация лэпбука "Космос"

4. Конкурс чтецов среди детей «Стихи о космосе»

5. Презентация проекта на педсовете ДОУ

Вывод:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

 Заключение

 Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны, мира, вселенной. Ребенок открывает для себя окружающий мир. Он очень хочет самостоятельно его познать не только целиком, но и частично. Узнать интересное о Планетах, Солнечной системе, хочет почувствовать себя частичкой этого прекрасного мира. Нам, взрослым, необходимо, как можно больше уделять внимание детям, помогать получить знания, развивать творческие способности и воображение.

Используемая литература:

  1. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств.
  2. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
  3. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя)
  4. (3). Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г. Бондаренко Т.М.
  5. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г.
  6. Серия «Грамматика в играх и картинках»Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
  7. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г
  8. .Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  10.  Малышам о звездах. - М.,1986г.Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное учреждение

                   «Детский сад №22 «Город детства»

Досуг «Космическое путешествие"

 для детей подготовительной к школе группы

Подготовила: воспитатель

 Камалова Л.С

                                           2021г


Дети заходят под песню «Земля в иллюминаторе»

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята! 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В 1961 году апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.

Ровно 60 лет назад нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась.

Ведущий 2: Дорогие ребята, а как вы думаете, зачем люди мечтали побывать в космосе? Что они хотели узнать?

(ответы детей)

Ведущий 2 Ребята, а вы мечтаете полететь в космос?

Дети: Да!

Ваши мечты обязательно исполнятся. Космические приключения ждут вас.

В космосе много неразгаданных тайн.

Предлагаю вам совершить путешествие в космос.

Но для этого нужно потренироваться.

Готовы?

Ведущий 1: Желающих полететь в космос у нас 2 команды.

Уважаемые капитаны представьте свои космические команды.

1 команда. Наша команда «Космонавты»

Наш девиз:

Настанет день, когда мы подрастём.
Ракеты в космос смело поведём.
Отважными и стойкими ребята быть готовы!
Мы будем космонавтами, даём вам это слово!

2 команда: Наша команда «Ракета»

Наш девиз

«Мы мчимся к звездам на ракете
Победа ждет нас всех за это!»
Мы быстро к звёздам долетим,
Узнаем всё про космомир!

Ведущий 1: Ребята, какими качествами должен обладать космонавт?

Дети: Быть выносливым, умным, физически здоровым.

Прежде чем начать космическое путешествие, давайте поиграем. Игра «Самый умный космонавт!» За каждый правильный ответ вы будете получать звёзды.

1. Загадки

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный ... (телескоп)

2.

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя ... (астроном)

1.

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая ... (Ракета)

2.

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт .... (Гагарин)

1.

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам ... (Луна)

2.

Постелен ковер, Рассыпан горох. -
Ни ковра не поднять,
Ни горох не собрать. (Небо в звездах)

1.

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект... (Комета)

2.

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная ... (Луна)

1.

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски ... (Космонавт)

2.

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический ... (Метеорит)

1.

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит. (Солнце)

2.

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Большая Медведица)

1.

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … . (Земля)

2.

Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. (космос)

Ведущий 2: Для полета в космос нам нужны ракеты.

И я, объявляю конкурс «Построй ракету» (Звучит космическая музыка).

Эстафета с модулями или кубиками «Построй ракету».

Ведущий 1: в космосе очень холодно. И космонавты одевают специальную одежду. Как она называется?

Дети: Скафандр.

Игра "Из геометрических фигур составить скафандр космонавта."

Ведущий 2: Итак, к космическому полёту готовы! Занимайте свои места. Полетели!

Звучит песенка-разминка «Я ракета»

Ведущий 2: Вот мы и покорили космическое пространство. Что же мы с вами видим?

Интеллектуальный конкурс.

Команда «Ракета»

Кружится хоровод планет
У каждой свой размер и цвет
По порядку все планеты назовёт любой из нас
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран, За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
Ведущий 1: Посмотрите, как выглядит наша планета с высока.

Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Команда «Космонавты»

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету! Это наша Планета Земля.

Молодцы, ребята. Победила дружба.

Мы хотим закончить наше космическое путешествие прекрасными словами Юрия Алексеевича Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

Дорогие, ребята! Вы все готовы к покорению космоса! И не забывайте, что вы для нас большие яркие звёзды!

Песня «Просто мы маленькие звёзды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное развлечение, посвященное 55-летию полета человека в космос «Путешествие на Луну»

Мероприятие имеет своей целью расширение знания детей о космосе. Оно призввано вызвать интерес к теме,развивать ловкость, силу, выносливость, координацию движений....

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...

Всероссийская акция "Мечты о космосе!" посвященной 60-летию полета человека в космос Юрия Гагарина!

12 АПРЕЛЯ-День Космонавтики!Начиная с 12 апреля 1961 года и по сей день в России отмечают День космонавтики.Эта дата выбрана не случайно, так как именно в этот день на земную орбиту впервые вывели кос...

Тематический уголок «Человек. Вселенная. Космос», посвященный 60-летию полета Ю.А. Гагарина в космос

12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в открытый космос. Это событие стало одной из самых важных вех в истории всего человечества. 60 лет назад первый советский летчик-космонав...

Конспект ООД «Путешествие в космос», посвященное 60-летию первому полету в космос

Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.Задачи:- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским кос...

Краткосрочный проект, посвященный 60-летию полета человека в космос в старшей группе «Человек и космос»

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательскийУчастники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги....