Тема по самообразованию: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание  условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры; использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей  в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Дошкольные группы муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «средняя школа №13» п.Новый

План по самообразованию педагога

Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"

 

Выполнила: Горюнова В.А.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание  условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры; использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей  в группе.

Задачи:

  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам  формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
  • определить наиболее эффективные приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей.
  • Разработать перспективно планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры».
  • воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально- положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно- ролевых игр.
  • побуждать детей к общению друг с другом в процессе игровой деятельности и комментированию своих действий;
  • способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии.
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы: изготовление атрибутов к играм.
  • представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Актуальность

Игра – не только интересное, любимое для ребёнка занятие. Многогранно её значение для человека, входящего в мир. И прежде всего – для социализации ребёнка. Известный педагог С.А. Шмаков отмечал: «Игра – выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ».

 Социализация осуществляется как путём осознанных социально-контролируемых процессов воздействия на личность, усвоения детьми знаний, духовных ценностей, норм, присущих определённой социальной общности, так и посредством стихийных, спонтанных процессов

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Актуальность темы самообразования  в современных условиях связана с тем, что приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе.  Зачастую в  учреждении дошкольного образования жизнь детей настолько заорганизована, что остаются небольшие отрезки времени для свободного, содержательного общения с воспитателями, для творческих игр детей.

Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Формы работы с детьми:

  • совместная  игровая деятельность воспитателя с детьми:  
  • создание игровых обучающих ситуаций
  • проблемные ситуации
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная игровая  самостоятельная деятельность детей.
  • ЧХЛ, художественное слово, рассматривание иллюстраций , беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога; дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций; загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
  • воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
  • сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;
  • имитация процесса чтения в эгоцентрической речи - это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
  • совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
  • просмотр презентаций и мультфильмов

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

  • ребенок активен в играх, в тематике отражает семейные и несложные профессиональные отношения взрослых;
  •  ребенок охотно вступает в ролевой диалог со сверстниками, взрослым;
  • ребенок проявляет интерес к игровому общению;
  • ребенок бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых;
  • у детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту.
  •  Дети  интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием).

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
  • Презентация результатов работы по теме самообразования  на родительском собрании  в конце учебного года.
  • Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.

приложение

План саморазвития воспитателя

Содержание деятельности.

Сроки

Самообразование

1

Изучение научно-методической литературы:

Методика комплексного руководства играми детей С. Л. Новоселовой, где игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры;

Методика обучения детей игре Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой по которой формирование игры детей осуществляется на основе прямого обучения ребенка взрослым способам отображения окружающего мира;

Развитие воображения детей в игровой деятельности Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской, согласно которой обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития.

И др. см приложение

в течение года

Повышение  квалификации в семинарах, семинарах-практикумах, вебинарах различного уровня, фестивалях педагогических идей, в профессиональных конкурсах различного уровня.

в течение года

Публикации в сборниках, журналах, СМИ.

в течение года

Дополнять картотеку сюжетно-ролевых игр

постоянно

Работа с детьми

Тема игры.

Сроки проведения

Задачи

Формы работы

Развивающая среда

Сентябрь

«Детский сад»

Продолжать знакомить с трудом взрослых. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить).
Воспитывать дружбу, желание помогать товарищу, заботиться о младших, не ломать игрушки, убирать на место, не мешать друг другу в играх.

Чтение детям «Катя в яслях», «Ясочкин садик»  З.Александровой.

Ежедневные режимные моменты

 в детском саду. Экскурсии по детскому саду.

Д\игры с куклой: «Укладываем куклу спать», «Кукла проснулась», «Сборы на прогулку», «Угостим куклу чаем».

Беседа «Что мы знаем о детском саде?»; Рассказы о профессиях работников детского сада.

Рассматривание иллюстраций о детском саде.

Занятие «Мы помощники  взрослых».

Куклы, машинки, игрушечная посуда, мебель, предметы-заместители. Медицинские инструменты (градусник, шприц, вата, музыкальные инструменты, напольный конструктор и т. п.

Октябрь

«Семья»

Развивать понятие,  что такое семья.

Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность близких людей. Продолжать формировать у детей умение  передавать в игре несколько последовательных эпизодов (куклы гуляют, обедают, ложатся спать и т.д.)

Учить помогать взрослым,  заботиться о младших.

Беседа с детьми об их семьях. Рассматривание семейных фотографий, сюжетных картинок. Картина «Наша семья».

 Слушание и чтение колыбельных прибауток.

 Чтение русских народных сказок «Репка», «Три медведя».

 Д\И «Мама и папа», «Дедушка и бабушка», «Кто старше?», «Кто младше?», «Назови по именам».

Куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности. Мебель: столы, стулья, кровати разных размеров, стиральные наборы. Утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды. Сумочки, одежда для ряженья: шляпки, галстуки, косынки, пелеринки. Бытовые приборы (игрушечные): холодильник, стиральная машина, пылесос.

Ноябрь

«Зоопарк»

 Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Воспитывать доброе отношения к животным,  желание заботиться о них: кормить, поить, чистить жилище. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, желание совместно строить, делиться деталями строителя, игрушками, умение играть в коллективе.

Наблюдение за животными; рассматривание иллюстраций «Домашние и дикие животные», «Зоопарк».

Беседа «Профессии»;

 Д/Игры «Зоопарк»; «В деревне у бабушки», «Ветеринар лечит животных».

Настольный и напольный конструктор. Фигурки животных, халат, шапочка, фонендоскоп, деревья, домики, коробки.

Декабрь

«Магазин»

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (продавец, кассир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Беседа «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)».

 Рассказ воспитателя о профессии продавца;

 Рассматривание иллюстраций  о работе магазина.

Д\И  «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий», «Лото». Рассматривание атрибутов к игре: весы, колпак, фартук, счёты.

Прилавок или витрина Наборы  продуктов: молочные, упаковки из- под сока, йогурта, чая, кофе, конфет. Овощи и фрукты; бакалейные или гастрономические товары. Кассовый аппарат и счеты. Сумочки, халат, фартук, колпак. Весы, касса для кассира, жетоны с цифрами, вместо денег, банковские карточки, чеки, сумочки для покупателей, корзинки.

Январь

«Больница»

Способствовать возникновению у детей  умения выбирать роль. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками

Чтение детям «Больная кукла» Берестова, «Айболит» К.Чуковского. Кукольный театр «Айболит»

Экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдение за работой медсестры, врача.

 Беседа о профессии врача, медсестры.

 Рассматривание картин из серии «Профессии»: «Доктор», «Медсестра». Беседа с детьми: «Как я с мамой ходил на прием к врачу».

 Д\И «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий».

Знакомство с атрибутами: стетоскоп, градусник, шприцы, шпатели и т.д

Игрушечные атрибуты: стетоскоп, шпатели, градусники, горчичники из желтой бумаги, бинт, вата, или ватные диски, ватные палочки. Халат врача, халат медсестры, шапочки с красным крестом, бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом.

Февраль

«Шофер»

Развивать  навыки правильного общения в транспорте.

Воспитывать  культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважения к труду водителя.

Целевая прогулка по ближайшей улице города

Беседа на тему «На чем люди ездят».

Рассматривание альбома «Городской транспорт». Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.

 Д/и «Чей предмет».

Детские стулья, шапочки для шофера, билеты, сумка для кондуктора, рули, накидки с видами автомобилей.

Март

«Парикмахерская»

Познакомить детей с работой парикмахера. Вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуры поведения в общественных местах, вежливого обращения к старшим и друг к другу.

Рассказ о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера: ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди и др.

 Рассматривание альбома с образцами причесок: мужских, женских и детских, журналов мод. Беседы «Как я ходил с мамой в парикмахерскую», «Для чего нужна парикмахерская?».

 Чтение потешек об умывании, причесывании, К. И. Чуковский «Мойдодыр», отгадывание загадок по теме.

 Д\И «Кому что нужно для работы?» «Кто назовет больше действий», «Для чего эти предметы», «Хорошо – плохо».

 Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, Флаконы от шампуней, яркие, необычной формы, ножницы (пластмассовые);

фен (игрушечный),бигуди (игрушечные), мисочка и щеточка для окраски волос, пелеринка для клиента, фартук-накидка для парикмахера, полотенца, заколки, резинки, бантики, журналы с образцами причесок.

Апрель

«Почта»

Формировать  интерес детей к профессии почтальона. Продолжать развивать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров. Развиватьигровое взаимодействие. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Расширять у детей представления о труде работников почты.

Рассматривание иллюстраций, беседа о работе почтальона, Д/Игра «Я на почте»

Сумки, конверты, карандаши, коробки – посылки, журналы, бланки, эмблема почты.

Май

«Детский сад», «Семья», «Зоопарк», «Магазин», «Больница», «Шофер», «Парикмахерская», «Почта»

Развивать у детей воображение, мышление, речь, умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.  Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры. Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре. Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь.

Дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.

1

Мероприятия с педагогами

Буклеты для воспитателей: «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни ребенка»

Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).

2

Взаимопросмотр сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста

Мероприятия с родителями

Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями:

Консультация для родителей по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста». 

Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».

Папка-передвижка "В игры разные играем, что мы в детях развиваем?".

Просвещение родителей через публикации, сайт ДОУ, размещение информации в родительском  уголке, выступления на родительских собраниях по теме самообразования "Наши успехи".

Индивидуальные консультации  с родителями по теме самообразования: советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации сюжетно-ролевых  игр с детьми дома.

Анкетирование: «Во что играют дети дома?»

Активное взаимодействие с родителями воспитанников по обогащению РППС группы: изготовление атрибутов для сюжетно-роевых игр и др.

Список литературы:

  1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
  2. Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.
  3. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» младший возраст.
  4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.  Программа дошкольного образования  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: 2017.
  5. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т образования, 2012.
  6. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978
  7. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
  8. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987
  9. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989
  10. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов. Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978
  11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982
  12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997
  13. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
  14. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013.
  15. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986
  16. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Авт.-сост. Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 67 с.
  17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976
  18. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. инст. образования, 2012.
  19. Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры»/ Н.С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию родителей. Ребенок подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий. И все это переносится на общение со сверстниками, формирует его личные качества.

Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, привить им коммуникативные навыки.

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.

Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

В игре воспитываются физические и психологические навыки: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. И здесь большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу. Он учит детей правилам поведения, обязательным при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывает у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, учит договариваться с партнерами, чем способствует формированию характера.

Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры.

Игра для детей – это речь. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно сюжетно-ролевая игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Таким образом, возникает общение, направленное на партнера (сначала - взрослого, а затем - сверстника).

В условиях обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является грамотный подбор разнообразных игрушек. Так же, наряду с сюжетными игрушками, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки вместо градусника, кирпичики вместо хлеба, кубики вместо мыла и т. д.). Обращение к предметам-заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать данный предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников, направленной на развитие коммуникативных способностей, заключается в следующем:

1. Вовлечение детей в игру. Игра должна вызывать у детей улыбку. Никакого принуждения быть не должно. Увлекательный сюжет игры вызывает желание вступать в контакт.

2. Развертывание ролевого диалога, сначала с взрослым (воспитателем, а затем между детьми. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.

3. Использование подражания в руководстве игрой, направленное на формирование знаний норм и правил в общении с другими людьми. Подражание рассматривается как процесс отражения действий, поступков, как способ их усвоения. Подражательность свойственна детям данного возраста. Ребенок трех-четырех лет недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует внушающей силе слова, наглядного примера. Он охотно повторяет за другими, воспроизводит готовые образцы слов, манер, жестов.

Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

Для развития сюжета игры и коммуникативных навыков у старших дошкольников целесообразно проводить игры - придумывания. Например, предлагается новая игра - «Бабушкина избушка». Дети самостоятельно придумывают сюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результате дошкольники могут реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

В процессе своей работы педагог должен уделять большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

В играх с куклами типа «День рождения куклы»«Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, воспитатель показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить.

Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому воспитатель должен использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры. Обращается внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, тем самым побуждая их так же общаться между собой.

Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствует налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтуют друг с другом, более того, начинают участвовать в решении общих проблем. Их объединяет и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей»

Консультация для родителей.

Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.  Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка. 

В детском саду встречаются малыши с  нарушениями в общении, с  повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети.   Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения  работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и в совместной деятельности с другими людьми. Социально-коммуникативное развитие детей по настоящему может осуществляться лишь в контакте со взрослыми.   Особое значение для развития личности ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем и эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок.  Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее времякоммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения.

Поэтому в ДОУ большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. 
В связи с этим можно определить 
цель: формирование коммуникативных умений и взаимоотношений у детей через игру.
Для достижения  цели поставлены
задачи:

1. Научить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.   
2. Развивать язык жестов, мимики, словарный состав.

3. Развивать навыки игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.

4.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.

Для достижения положительных результатов по данному направлению в работе используются следующие методы и приемы:

  1. Словесные (рассказ, беседа, составление рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений).
  2. Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, разыгрывание театрализованных сценок).
  3. Практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций , театрализация с участием детей).
  4. Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно- ролевые, здоровьесберегающие игры, пальчиковые игры, подвижные игры).

Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей существенное место занимает игра. Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении  происходит в игре. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к  ближнему. И задача педагога – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.  Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его  социально-коммуникативный опыт.

Считается, что сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа»- это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами.

Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти  за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься  ими в дальнейшую реальную жизнь.

Также можно использовать театрализованную игру (обыгрывание сценок). Театрализованная игра также является средством развития общения детей дошкольного возраста. Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами. После просмотра сценки, с ребятами проводится беседа, ребята отвечают на вопросы, обсуждают поступки героев, нравственные стороны увиденного, анализируют ситуацию.

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. При этом,интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo - peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание ).

В настоящее время активно изучается, разрабатывается и используется такая форма воспитания, как досуг (развлечения, праздники, викторины). Тематика игр и викторин разнообразна. Занимательные задания во время праздника или развлечения дети могут выполнять парами, по командам, проявляя сотрудничество, сплочённость, умение договариваться, слушать товарища. В играх создаётся атмосфера, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости детей, поддержке детьми друг друга, взаимовыручке.

Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста"

Значение подвижных игр при формировании основных видов движений с детьми младшего дошкольного возраста...

Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста

Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которы...

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра,как средство формирования позновательной активности у детей мл дош возраста....

Театрализованная игра как средство формирования диалогической части речи детей младшего дошкольного возраста

В данной публикации рассмотрены основные аспекты формирования диалогическое части речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Кроме того, прилагается конспект НОД по раз...

Статья «Дидактическая игра как средство формирования культурно –гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, в процессе таких игр детей учат решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в...

Игра как средство формирования самостоятельности и активности детей младшего дошкольного возраста

Статья "Игра как средство формирования самостоятельности и активности детей младшего дошкольного возраста"...