Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
консультация

Тарасевич Дарья Геннадьевна

Пословицы, поговорки и загадки играют огромную роль, в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы. Задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsulatsiya_vliyanie_malyh_form.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Пословицы, поговорки и загадки играют огромную роль, в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы. Задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

 Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя  в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

 Загадка – одна из малых форм  устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль.  Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве,    Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.  При работе с загадкой используем такие формы: нарисуй отгадку; придумай свою загадку; придумай загадку по картинке.

 Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя  речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Также колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх.

 Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать например, потешку про "заиньку", где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.  С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность.  С  помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию  поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Комплексная методика по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со средствами малых форм фольклора просто необходима. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста

Содержание ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3      1. Особенности развития речи старших дошкольников  ……………………...52. Влияние малых форм фольклора на р...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфи...

Влияние_малых_форм_фольклора_на_развитии_речи_детей_старшего_дошкольного_возраста

Пословицы, поговорки, скороговорки - особый вид устной поэзии, векамишлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленныхпоколений. Через особую организацию, интонационную окраску,использован...

влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей старшего возраста

влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей старшего возраста...