Проект в старшей группе "Русские Богатыри в искусстве"
проект (старшая группа)

Гейдарова Наталья Сергеевна

https://docs.google.com/presentation/d/1_z8VUB3IIB...

Вид проекта:  познавательно - творческий.

Участники проекта: дети 6 - 7 лет, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Объект исследовательской деятельности:  русские богатыри.

Предмет исследовательской деятельности: качества богатырей.

         Актуальность темы проекта: В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине,  одна из важнейших и актуальнейших задач во все времена, ведь то, что заложишь в  души ребят, в их сознание,  останется с детьми на  протяжении всей жизни.  Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее.  Эту работу нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное творчество. Ярким примером патриотизма  всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и  верности русского народа своему Отечеству.

Цель: Формирование духовности, чувство патриотизма у детей через знакомства с былинами и легендами русского народа.

Задачи проекта:                              

  1. Познакомить с историей нашей родины.
  2. Познакомить с произведениями литературы  и искусства о русских богатырях.
  3. Формировать  представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси. Великих русских богатырях – защитниках земли русской.
  4. Раскрыть понятие  «Былинный богатырь».
  5. Изучить характерные детали одежды, вооружения доспехов.
  6. Развивать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
  7. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование представления о Русских богатырях;
    • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
    • творческое развитие детей.

Способы оценки.

Игры, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, отгадывания загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.75 КБ
Файл razvlechenie_bogatyri.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад № 8 г. Екатеринбург

ПРОЕКТ

старшая группа

«Русские Богатыри в искусстве»

Воспитатели: Гейдарова Н.С.

                Трошкова Н.В.

г. Екатеринбург

2023 год

ПРОЕКТ

«Богатыри Земли Русской»

Вид проекта:  познавательно - творческий.

Участники проекта: дети 6 - 7 лет, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Объект исследовательской деятельности:  русские богатыри.

Предмет исследовательской деятельности: качества богатырей.

        Актуальность темы проекта: В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине,  одна из важнейших и актуальнейших задач во все времена, ведь то, что заложишь в  души ребят, в их сознание,  останется с детьми на  протяжении всей жизни.  Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее.  Эту работу нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное творчество. Ярким примером патриотизма  всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и  верности русского народа своему Отечеству.

Цель: Формирование духовности, чувство патриотизма у детей через знакомства с былинами и легендами русского народа.

Задачи проекта:         

  1. Познакомить с историей нашей родины.
  2. Познакомить с произведениями литературы  и искусства о русских богатырях.
  3. Формировать  представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси. Великих русских богатырях – защитниках земли русской.
  4. Раскрыть понятие  «Былинный богатырь».
  5. Изучить характерные детали одежды, вооружения доспехов.
  6. Развивать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
  7. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование представления о Русских богатырях;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • творческое развитие детей.

Способы оценки.

Игры, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, отгадывания загадок.

Реализация проекта с помощью модели трех вопросов

Что мы знаем о богатырях?

Что  хотим узнать?

Как мы это узнаем

- богатыри жили давно;

- они были сильные, смелые;

- я знаю Алешу Поповича и Добрыню Никитича;

-я видела картину с богатырями;

- а мне мама читала сказку про богатырей;

- а я смотрел дома с родителями мультфильмы про богатырей.

- а сейчас есть богатыри?

- почему у них такие интересные имена?

- какие еще были богатыри?

- чем они занимались?

- кто был родителями таких богатырей?

- какая была у них одежда?

- прочитаем литературу;

-рассмотрим иллюстрации  с изображением богатырей;

- по телевизору есть мультфильмы;

- спросить у родителей;

-спросить у воспитателя;

- в интернете.

План реализации проекта.

1.Подготовительный:

Составление плана работы над проектом.

Совместная деятельность детей и воспитателей.

Совместная деятельность детей и родителей.

Подбор наглядно-дидактических пособий и работа с методической литературой.

2.Основной:

Чтение художественной литературы:

«Никита Кожемяка» - в пересказе К.Д. Ушинского,  А.С.Пушкин – «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А.Н.Афанасьев – «Илья Муромец и Соловей разбойник» и «Алеша Попович». Былины «Русские богатыри», пословицы и загадки

Дидактические игры:

«Что нужно богатырю на службе и в бою?», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю?», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию».

Познавательное развитие:

Просматривание мультфильмов о богатырях.

 Беседы: «Россия родина моя», «Откуда пошла русская земля» 

(из «начальной русской летописи»)

Рассматривание книг о богатырях.

Развитие речи:

Рассматривание картин и  составление описательного рассказа по картинам: «Три богатыря» В.Васнецов, «Настасья Микулишна» Васильев (женщина богатырь), «Илья Муромец» Рерих.

Конструирование: "Крепость", "Старинный город".

Рисование: «Богатыри земли русской», «Змей Горыныч», «Портрет богатыря», «Царь колокол». «Сторожевая башня

Аппликация:» «Доспехи и оружие богатырей»,

Лепка: «Богатырский конь»

Подвижные игры по теме «Богатыри»:

«Поймай хвост» (ловушки с ленточками, «Змейка» (с веревкой, «игра в холсты».

Игры эстафеты«Перетягивание каната»«Бой подушками»

Спортивная эстафета «сильные, смелые, ловкие»

Физкультминутки «Богатыри»«Мы теперь богатыри»

Пальчиковые игры «Русь идем мы защищать»

3.Заключительный:

Участие детей в спортивно-познавательной игре «Богатырские забавы».      Выставка рисунков «Богатыри земли Русской».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад № 8 г. Екатеринбург

СПОРТИВНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

"РУССКИЕ БОГАТЫРИ"

СТАРШАЯ ГРУППА

             

                                                  Воспитатели: Гейдарова Н.С.

                                                                          Трошкова Н.В.

г. Екатеринбург

2023 год

СПОРТИВНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

"РУССКИЕ БОГАТЫРИ"

СТАРШАЯ ГРУППА

Цель:
Формирование уважения и чувства гордости к русскому народу, нравственно-патриотических чувств к своей Родине и её истории;

  • Задачи:
    Расширить объём знаний детей о богатырях
    ;  
  • Сформировать интерес к языку древних сказаний, былин;  оживить представление о былине, и об её героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.
  • Воспитать чувство гордости за силу богатырскую и славу России, уважение к русским воинам - защитникам, желание им подражать.
  • Привить любовь и чувство гордости к Отечеству, уважение к героическим воинским традициям.
  • Продолжать развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, ловкость; воспитывать у детей соревновательные качества, чувства взаимовыручки, поддержки.

Ведущий: Когда – то давно, на месте деревушек и городов, где мы сейчас с вами живём, были непроходимые таежные леса, полные зверей и птиц. На многих территориях располагались топкие болота.

Ведущий:  Издревна на этой земле жили славяне. Их соседи монголо-татары и хазары  постоянно нападали на славян, опустошали русские земли, грабили дома, уводили к себе в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне здесь своё государство, назвали его Русью. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые, отважные и храбрые люди. Называли таких людей Русичами. Они славились богатырской недюжей силой, об их подвигах слагались сказки, легенды и былины. Жили среди этих Русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как вы думаете, кто же такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от набегов врагов.

Воспитатель: Богатыри – это опора и защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какими были наши богатыри?

Дети: Сильные, храбрые, смелые, мужественные, бесстрашные, отважные.

Воспитатель: Правильно ребята, богатыри - это люди огромной силы, стойкости и отваги, совершающие подвиги в битве. Богатыри охраняли нашу с вами Родину от врагов – стойко стояли на заставе (крепости).

Воспитатель: Ребята, в давние времена сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, какое это дерево?

Дети: Дуб.

Воспитатель: Верно, это дерево называется – дуб.

Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали  русскую землю.

Миша

Богатырь, он вот таков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь матушку защищал.

Семен

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Даша

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град,

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей.

Артем

От Зари и до зари

Дозор несут богатыри:

Добрыня, Алёша,

и старший Илья

Три всем нам знакомые

богатыря.

София

У каждого их верный конь

Он с ними и в воду, и в огонь

В руках у них щит и меч,

Чтоб землю русскую беречь.

Чтоб рубежи родной земли

Враги нарушить не могли.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Богатыри земли русской"

Воспитатель: Ребята, кажется к нам кто то спешит.

В зал входит Богатырь.

Богатырь: Здравствуйте, ребята, слышал я , что вы речи про богатырей ведёте. Неужели вы хотите стать богатырями.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети: Да.

Богатырь: Тогда нам нужно собираться в опасный и трудный путь, где нас могут ожидать необычные приключения, не испугаетесь?

 Знаю, что вы очень дружные и смелые ребята. Наша дружба поможет преодолеть любые преграды. И я предлагаю вам сейчас провести разминку перед дорогой.

Разминка под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Лев

Гиганты духа, кто они?

Они и есть богатыри.

Ведь богатырь не кто иной,

как Человек с "большой" душой.

Когда ты смел и чист душой,

То доброта всегда с тобой.

Мария

Поступок добрый, подвиг есть,

А доброты у нас не счесть.

Лишь тот, кто подвигом живёт,

Богатырём, в веках, слывёт.

Яна

Вечерняя тает заря

Клубятся над степью тучи

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих

Кирилл

Сильные и могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю русскую!

Макар

От силы жестокой вражьей

Народ берегут они

И грозно стоят на страже

Нашей родной земли

Богатырь: Но, перед тем как отправиться в дальний путь,

что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и нам предстоит выбрать дорогу:

Прямо пойдешь,

На заставу к богатырям попадешь!

Направо пойдешь,

Честь и славу найдешь!

Налево пойдешь,

Коня найдешь!

Воспитатель: Я предлагаю вам пойти прямо на заставу к богатырям.

1. Игровое упражнение «Построй крепость».

Дети делятся на две команды, строятся перед шнуром и по команде все бегут к мягкому конструктору. Построив, заставу (крепость) дети все вместе возвращаются назад.

Воспитатель: Молодцы, дети. Вы построили крепкие заставы (крепости). Но на нашу землю прилетел Змей Горыныч и нам, предстоит, с ним в бою сразится.

2. Игровое упражнение «Сруби змею голову».

Перед заставой выставляются кегли по количеству детей в каждой команде. Между кеглями и детьми выкладывается второй шнур, возле него обруч, в котором лежат мячи. Первый ребенок по сигналу бежит к обручу, берет мяч и бросает его, целясь в кеглю. Затем возвращается назад, передает следующему ребенку пас.

3. Загадки

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей, а отгадки мы впишем в этот кроссворд.

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель: А теперь закрепим полученные знания.

Эстафета: "Что нужно богатырю"

Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь мы с вами пойдем налево и найдем коня.

4. П/и «Смелые наездники».

Команды строятся в колонны за линиями старта. Затем каждой из команд дается игрушка – лошадка на палке.

5. игра «Да! Нет!»

 Чтоб врага не проглядеть, богатырь должен быть внимательным! Предлагаю игру «Да! Нет!», она и будет вашим шестым испытанием! Слушайте внимательно! Если ответ «Да!» - хлопайте в ладоши, если «нет» - топайте ногами.

Наша Родина сильна? Да.

И у нас она одна? Да.

На Руси богатыри есть? Да.

Им всегда хвала и честь? Да.

Илья Муромец герой? Да.

Он был самый молодой? Нет.

Соловья он победил? Да.

Из автомата подстрелил? Нет.

Алёша Попович тоже герой? Да.

Он сильный, смелый, молодой? Да.

Он в Киеве граде дружинником был? Да.

Карабаса в бою победил? Нет.

На танках боролись богатыри с врагом? Нет.

Они воевали с мечом и копьём? Да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым? Нет.

Он змея сумел победить своей силой? Да.

Гордимся мы нашими богатырями? Да.

Хотим быть такими же сами? Да.

6. А сейчас ребята, предлагаем вам померяться силой.

"Бой подушками"

7. Перетягивание каната.

Воспитатель: ребята  наше путешествие в прошлое подошло к концу. Мы с вами смогли преодолеть все опасности и препятствия, как настоящие русские богатыри, и вспомнили об их мужестве и подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли задания, были внимательными, смелыми, ловкими, умными.

        А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть храбрым, смелыми, сильными. Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия.

        У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А это значит, что у нас будет, кому защищать нашу Родину. Мы поздравляем еще раз всех с Днем защитника Отечества, желаем здоровья и счастья. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет голубым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к искусству кино"

Коммуникативная деятельность у детей дошкольного возраста будет происходить, развиваться более эффективно, если предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации воспитания отдается т...

Образовательный межгрупповой проект в старшей и средней группах на тему «Богатыри земли русской»

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества.Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают за...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования...

Среднесрочный проект в старшей группе «Фотография как искусство»

Среднесрочный проект в старшей группе«Фотография как искусство»...

«Развитие интереса старших дошкольников к дизайн-искусству посредством детских проектов»

Цель: разработка серии проектов, способствующих развитию интереса старших дошкольников к искусству дизайна. Задачи: Определить содержание деятельности с применением серии детских проектов по знакомс...

Проект в старшей разновозрастной группе №2 на тему: «Богатыри земли русской», сентябрь-ноябрь 2020 г.

Вид проекта: познавательно- творческийПродолжительность проекта:  долгосрочный (сентябрь- ноябрь.)Участники проекта: дети разновозрастной группы №2 «Семицветик», родители воспитаннико...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Богатыри земли русской»

laquo;Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «...