Консультация для педагогов «Фольклор как средство развития познавательных способностей детей»
консультация

Консультация для педагогов

«Фольклор как средство развития познавательных способностей детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «ЦРР - Детский сад №58»

 

Консультация для педагогов

«Фольклор как средство развития познавательных способностей детей»

Подготовила воспитатель:

Десяева Е.А.

Саранск 2023

«Фольклор как средство развития познавательных способностей детей»

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

 «Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно».    Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка.

Мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных через сито веков. Но, тем не менее, у современного ребенка ещё слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, к его культуре, традициям. Современные дети играют в компьютерные игры, и не играют в народные, так как почти  нет традиций, когда народные гуляния были массовыми и дети больше времени проводили на улице чем в доме, сидя у компьютера. Поэтому необходимо донести до сознания детей то, что и они являются носителями русской культуры. Педагогу нужно стараться показать им, как прекрасен и интересен наш Русский язык, как многолик и разнообразен на примере потешек, поговорок, загадок прибауток, пословиц, закличек и сказок.

Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества необходимо начинать с первых дней посещения ребенка в детском саду, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать   окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

С детьми нужно  как можно шире использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, попевки, прибаутки, приговорки, поговорки, пестушки, загадки, игры, заклички и др.). Так как они мудро поучают ребенка, приучают его к культуре своего народа, способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как к чуду, но и способствуют развитию  познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников.

Для достижения положительного результата в нашей работе выделяются следующие задачи:

• Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, используя устное народное творчество;

• Повышать в душе каждого ребенка интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям;

• Формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа через фольклорные произведения;

• Воспитывать уважение к русским народным традициям.

Свою работу необходимо начинать с потешек и песенок, в которых используется различные части тела ребёнка и взрослого, так как потешки для детей раннего возраста близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. («Водичка- водичка, умой моё личико», «Пальчик - мальчик, где ты был?», «Наша Маша маленька», «Баю - бай», «Баю- баюшки – баю» и др.). Затем мы переходим к ознакомлению с потешками о природе и природных явлениях (о солнышке, о травушке, о дождике, о радуге, о петушке и пр.)

Для детей среднего возраста необходимо применять считалки для распределения ролей в игре. Использование в игре считалки развивает в детях моральные качества: уметь быть справедливым, не хитрить, не быть выскочкой.

Использование в работе с детьми закличек помогает не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

При работе с пословицами и поговорками их нужно подбирать так, чтобы смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д.

Например:    Когда у детей возникает вопрос: Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? Почему трава под снегом остаётся зелёной? Необходимо с детьми поставить опыт: налить две бутылки с тёплой водой и установить на сугробе и в глубине его. Дети сделают вывод, что снег удерживает тепло. А для этого опыта можно подобрать пословицы: «Снег холодный, а от стужи укрывает», « Много снегу - много хлеба; много воды - много травы». Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе. Например: «Красна ягода, да на вкус горька». Необходимо рассуждать с детьми о прямом и переносном смысле пословицы и прийти к выводу, что истину говорит поговорка «Не всякая красная ягода спелая, да вкусная».

Особое внимание нужно уделять знакомству детей с русскими народными играми и забавами. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи. Во время проведения народных подвижных расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.

Загадки, на занятиях, служат средством проверки мудрости. Загадки нужно стараться  использовать  практически на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Ценность загадок, в том, что дети начинают размышлять, их внимание направлено на предметы и явления и их признаки, повышается способность и определённость мышления, и сила воображения.

Кроме того, загадки позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть его тайны.

Основным средством формирования познавательных способностей можно выбрать сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно – следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь.  Например, такие сказки р. н. сказки «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок»  учат детей основам безопасной жизнедеятельности;   сказка «Заюшкина избушка» помогает узнать о свойствах льда и дерева;  а  сказки «Теремок» и «Репка» знакомят детей с нормами поведения в коллективе.

С целью расширения познавательных интересов ребенка я проводила работу с семьями воспитанников,  используя для этого разнообразные формы: праздники, конкурсы и фотовыставки, совместные экскурсии в мини - музей «Бабушкина избушка». Также нужно вести разъяснительную  работу  с родителями о необходимости дома вместе с детьми рассматривать картинки и картины, читать литературу и фольклорные произведения для детей, показывала серии картинок, подбор произведений для детей определённого возраста.

Детский фольклор является важным фактором воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. А итоги наблюдений позволяют сделать выводы о положительном влиянии фольклора на развитие познавательных способностей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Лэпбук– как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация была разработана с целью ознакомления родителей с иновационной педогигической технологией Лэпбук, как средство обучения....

Консультация для педагогов "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с  английского языка означает...

Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразов...