Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности
консультация

Исатова Эльмира Рафаэлевна

Слайд 1 титульник

Слайд 2

Малыш появляется на свет, А мама и папа днем и ночью заботятся о его благополучии. Малыш растет и стает самостоятельнее год от года. И вот наступает время идти в детский сад, оставляя родителей, бабушек и дедушек за воротами. Это очередной уровень свободы, и значит- пришла пора познакомится с новыми правилами безопасной жизни и вспомнить уже известные. С рождения мы учим ребенка избегать  опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение  эти правила формируются в отдельную  дисциплину.

В соответствии с современными психологическими  ориентирами в обучении безопасности в доу , существует множество примеров и возможных приемов, условий для эффективного усвоения воспитанниками соответствующего материала.

Слайд 3

Для создания условий для ознакомления детей с основами безопасности рекомендуется организовать

  1. Воспитательную среду ( создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным и устойчивым к стрессам)
  2. Предметная среда ( в первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности ( это могут быть альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетных игр)аудиокассетами, видеозаписями, художественными произведениями по правилам безопасности; альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками; иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;

3       Духовная среда. Это отношение среди людей, основанное на любви, доверии друг к другу, интереса всех к каждому и каждого ко всем. Нужно стараться не создавать такие ситуации, где не были отрицательные эмоции. Заплаканный ребенок не в состоянии что – либо воспринять и осознать.

 

 

 

Слайд 4

Важным условием  является наличие в группе различных предметов, которые окружают ребенка в реальном  мире . Они могут быть разнообразны по свойствам, качествам и функциям. Задача педагога  привлечь внимание к  этим предметам , создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда , предмет, станет для каждого отдельного ребенка средством познания  мира . Познание у детей происходит через предметную деятельность ,которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных ощущений. Манипулируя с предметами ребенок, узнает об их свойствах, качествах и функциях  ,безопасности для окружающих.Со временем ребенок начнет самостоятельно начнет выделять опасность в окружающем мире.  Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности является одновременно и условием и средством , обеспечивающим  ребенку активно познавать окружающий мир и самому ставать частью этого мира

Слайд 5

В совместной деятельности взрослого и ребенка должна происходить передача опыта: ребенок должен видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правил безопасного поведения, и в тоже время  он должен учиться избегать этих опасных ситуаций. В деятельности надо научить ребенка сопереживать, проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в опасных ситуациях.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия. В первую очередь это, как говорилось ранее –игра. Она является хорошим диагностическим материалом: в играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить , какие опасности могут подстерегать ребенка дома , на улице и т.д. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу.

Слайд 6

В работе по изучению основ безопасности воспитателю необходимо использовать все виды игр ( словесно-наглядные , настольные, печатные, дидактические, сюжетно –ролевые, театрализованные)

Самым важным при изучении основ безопасности служит социальная действительность. Она воздействует на ребенка и задача взрослого, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир изнутри, помочь найти свое место в нем, быть активным участником

Через продуктивные виды деятельности такие как изо, лепка, конструирование, аппликация , дети отражают окружающий их мир. Например девочка рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом»видит в кошке себя, мальчики рисуя пожарных изображают себя пожарными. . При ознакомление с основами безопасности рекомендуется использовать художественную литературу. Она одновременно является и источником знаний и описанием опыта. Для этого используются произведения различных жанров, стихи , пословицы , поговорки. Иллюстрации тоже являются средством приобщения детей к основам безопасности. Но нельзя забывать что приобрести все знания о безопасности ребенок не может без руководства взрослого человека, который должен организовать общении, вносить коррекцию .   Ребенок наблюдая за действиями взрослых начинает подражать  им , делая попытки повторить за ним, и по мере приобретенных знаний он приобретает и чувство уверенности в знаниях безопасного взаимодействия  с предметами и  это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослого . Процесс  наблюдения у ребенка всегда активен, даже если это внешне выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию и формируют картину мира .

Слайд 7

Прежде  чем  начать изучение с детьми основ безопасности следует соблюсти следующие  принципы

• Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

• Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

 Слайд 8

В работе  следует использовать  такие методы как

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.        Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

        Составление творческих  рассказов  Способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Слайд 9

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, необходимо работать в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог – психолог. Также можно организовать сотрудничество с детской библиотекой, школой, музеем.

Слайд 10

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Слайд 11

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. Систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дадут в будущем положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.r_.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности Воспитатель : Исатова Э.Р

Слайд 2

Главная цель по воспитанию основ безопасности у детей –дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Слайд 3

Для создания условий для ознакомления детей с основами безопасности рекомендуется организовать -Воспитательную среду -Предметную среду -Духовную среду

Слайд 4

Важным условием является наличие в группе различных предметов, которые окружают ребенка в реальном мире . Они могут быть разнообразны по свойствам, качествам и функциям .

Слайд 5

В совместной деятельности взрослого и ребенка должна происходить передача опыта: ребенок должен видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правил безопасного поведения, и в тоже время он должен учиться избегать этих опасных ситуаций.

Слайд 6

В работе по изучению основ безопасности воспитателю необходимо использовать все виды игр ( словесно-наглядные , настольные, печатные, дидактические, сюжетно –ролевые, театрализованные)

Слайд 7

• Принцип полноты • Принцип систематичности • Принцип условий городской и сельской местности • Принцип возрастной адресованности • Принцип интеграции

Слайд 8

• Метод сравнения • Метод моделирования ситуаций • Экспериментирование и опыты • Составление творческих рассказов

Слайд 9

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, необходимо работать в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог – психолог.

Слайд 10

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований.

Слайд 11

Систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дадут в будущем положительные результаты.

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности

Здесь вы можете ознакомиться с опытом работы по программе "Безопасность" Авдеевой, Князевой, Стеркиной....

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности для детей дошкольного возраста. Мой безопасный мир»

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе. Социальная и эколог...

План работы по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности

В документе указаны основные направления по работе с детьми в разных группах по ознакомлению с основами безопасности  жизнедеятельности...

Консультация для родителей «Методы и средства ознакомления детей с основами безопасности»

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с р...

Консультация для родителей «Методы и средства ознакомления детей с основами безопасности»

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годомстановится все более очевидной. Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей, буд...

Консультация для родителей «Методы и средства ознакомления детей с основами безопасности»

Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информ...