проект "каникулы"
методическая разработка (младшая группа)

Гусева Лариса Александровна

методическая разработка напрвлена на создание условий для проявления индивидуальных творческих способностей, проявления положительных эмоций, установления доверительных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektkanikuly2023.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

                               Государственное бюджетное учреждение города Москвы

                             Центр содействия семейному воспитанию «Центральный»

                   Департамента труда и социальной защиты населения города Москва

                   

 

                   Проект «Каникулы»

                    краткосрочный

                        для детей 2-4 лет

                                                         Автор: воспитатель Гусева Л.А.

                                                        Москва 2023

                                             Структура проекта

Актуальность темы. Современные жизненные условия требуют необходимости личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Чтобы воспитать в каждом ребенке личность, необходимо формировать у него с самого раннего возраста эмоционально – положительное отношение к себе, чувство гордости за свои самые первые, пусть и не большие успехи, интерес к окружающему,  проявление активности, самостоятельность, развитие собственного «Я». Создавать окружающее пространство,  которое способствует развитию творчества, воображения, фантазии в гармонии с природных способностями.

  Использование гибкого режима «Каникулы»  в условия ЦССВ позволяет создать благоприятные условия для психоэмоционального состояния детей, испытывающих дефицит внимания с близкими, установить доверительные отношения «взрослый – ребенок», создать атмосферу «как дома», способствует проявлению познавательного интереса и развитию личностных качеств.

Цель проекта. Создать условия, способствующие психоэмоциональному благополучию, самовыражению, раскрытию индивидуально - личностных способностей воспитанников.

Задачи:

- разработать режим «каникулы» с учетом возрастных и актуальных возможностей детей 2-4 лет;

- использовать в реализации образовательного и воспитательного процесса методы арттерапии, сказкотерапии, физкультурной терапии;

- индивидуализировать образовательную деятельность, используя форму индивиду-ально- поточного и подгруппового занятия;

- способствовать установлению партнерских, непринужденных отношений взрослого с ребенком;

- в построении педагогической работы руководствоваться гуманистическими принципами: предоставление ребенку свободы выбора и волеизъявления, проявления инициативы;

- для снятия психоэмоционального напряжения, создать в групповых помещениях атмосферу новизны и необычности;

- способствовать проявлению активности, инициативности и проявлению положительных эмоций у воспитанников.

Ожидаемые результаты:

- дети бодры и двигательно активны;

- дети замечают новизну обстановки, проявляют интерес к окружающему;

- дети проявляют инициативность в выборе деятельности, открыты к общению;

- дети проявляют интерес к художественному творчеству, проявляют активность к продуктивной деятельности;

- дети эмоционально отзывчивы к персонажам и сказочным героям, проявляют интерес к сверстникам.

                                         «Карандаш у нас в гостях»

                                                План - сценарий

       День первый.                   

   Подъем детей. Утренний туалет.

 Сюрпризный момент: в группе появились новые игрушки, книжки, картины с изображением зимних пейзажей.

Воспитатель – Ребята, к нам сегодня должен прийти гость! А что бы он появился, вы должны отгадать загадку: Остро носик ты заточишь.

                                                Нарисуешь всё, что хочешь.

                                                Будет солнце, море, пляж.

                                                Что же это?...                        (Карандаш)

(стук в дверь) Появляется Карандаш (переодетый взрослый), знакомиться с детьми.

   Утренняя гимнастика.

Карандаш: - Молодцы! Понравилась мне зарядка! А, хотите, я вас научу как можно поиграть пальчиками!  (ответы детей)

Упражнение на регуляцию психоэмоционального состояния: «Карандаши»

- Покажите свои пальчики!

(раскрыть ладонь, пошевелить пальцами)

- Пальчики – это карандаши и их надо убрать в коробку – сжать кулачок». Сжимать надо сильно, а то карандаши упадут.

(сильно сжать кулачки на несколько секунд)

-  Теперь, достанем карандаши!

 (разжать кулачок, шевелить пальчиками)

- «Вот какие карандаши!

Повторить 2-3 раза.

   Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры.

Карандаш: - Покажите, как вы умеете умываться! А я вам стишок прочту.

 (отрывки из «Мойдодыра» К.И. Чуковского)

-Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,

А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок

    Завтрак.

Приглашаем Карандаша на завтрак. Дети показывают Карандашу, как аккуратно они кушают и какие знают волшебные слова.

– Игры, самостоятельная деятельность, образовательная деятельность (по подгруппам).

Повеселим Карандаша:

- подвижная игра «найди свой домик»

(на руки детям-птичкам надевают цветные крылышки (ленточки), на пол раскладывают коврики соответствующих цветов. Дети-птички летают пока звучит музыка, музыка закончилась -  найди свой домик по цвету);

-рассматривание картин с зимними пейзажами;

Карандаш: - Картины пишут карандашами и красками. Посмотрите, как красиво!

- гимнастика для глаз «как на горке!»

- Как на горке снег, снег (поднять руки вверх, посмотреть на пальчики)

 И под горкой снег, снег (опустить руки, посмотреть на кончики пальцев)

 А под снегом спит медведь (присесть, прикрыть глаза ладонями)

 Тише, тише, не шуметь (приложить указательный палец к губам «тццц!»

   Подготовка к прогулке. Одевание.

Карандаш: - покажите, как вы умеем одеваться, а я буду угадывать какого цвета у детей одежда.

   Прогулка.

- «дети краской красят снег» (рисование на снегу, совместная деятельность детей и взрослых);

-подвижная игра  «снежки»;

- самостоятельная игра детей со снегом (снеголепы, лопатки).

  Возвращение с прогулки. Раздевание.  Культурно - гигиенические процедуры.

Дети рассказывают Карандашу, что нарисовано на их шкафчиках, учат Карандаша мыть руки перед едой.

   Подготовка к обеду. Обед.

Дети показывают Карандашу, что они кушают. Карандаш хвалит ребят, какие они молодцы! Обед очень вкусный!

  Подготовка ко сну. Засыпание под тихую классическую музыку. Дневной сон.

Карандаш тоже устал и хочет отдохнуть с ребятами.

   Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.

- валиологическая гимнастика «мы проснулись, потянулись!».

  Подготовка к полднику. Полдник.

Угостим Карандаша блинами (пирогами или др).

   Игры, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность (по подгруппам)

- игра на внимание «выбери нужное» (выбрать предметы для рисования) Карандаш радуется успехам детей;

- «рисование на молоке» Карандаш знакомит детей с нетрадиционной техникой рисования.

- упражнение для снятия мышечного напряжения «кошечка»;

    Подготовка к прогулке. Прогулка.

- наблюдение за ветром;

- подвижная игра «ветер, ветер, ты могуч!»

 (тихая погода – дети гуляют, подул сильный ветер – дети прячутся в домики – приседают, руки складывают над головой);

- игра на внимание «чей след?»

(дети оставляют свои следы на снегу, рассматривают их)

- самостоятельная двигательная деятельность детей (санки, снегокаты, катание с горки).

   Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.

   Просмотр мультфильма «Цветные карандаши. Союзмультфильм. 1973г».

Карандаш: - Дети, а вы любите мультфильмы!?  Их тоже рисуют карандашами. Давайте посмотрим!

   Ужин.

Угощаем Карандаша.

   Вечерний круг

Карандаш: - Давайте, вспомним как прошел день?!  Мы играли, рисовали, веселились, рассматривали картины, смотрели мультфильм. Я рад с вами познакомиться! Хочу подарить вам подарки –карандаши, краски, и еще много чего для рисования. А сейчас пора прощаться, до свидания!

  Вечерний туалет, подготовка ко сну.

День второй                                

  Подъем детей. Утренний туалет. Дети входят в группу. Сюрпризный момент: появилась доска для рисования, раскраски, столы стоят необычно, сервированы по другому.

Воспитатель: - посмотрите, как красиво! Кто же это все сделал? Кажется, кто- то сидит на окошке…

Появляется кукла – карандаш, здоровается с детьми.

Воспитатель: - это Карандаш приготовил сюрприз, чтобы нас порадовать! Очень ему нравиться когда дети улыбаются! Давайте пригласим Карандаша с нами завтракать.

  Завтрак.

Воспитатель: - дети, Карандаш говорит, что вы молодцы, кушаете аккуратно, сидите прямо, говорите «спасибо».  

  Игры, самостоятельная деятельность, образовательная деятельность (по подгруппам).

Воспитатель: - ребята, спрашивает Карандаш, знаете ли вы цвета? Покажем, как мы играем в цвета?! (ответы детей)

-  Коммуникационная игра «угадай -ка!»

(дети встают в круг, взрослый говорит, например, «угадай, у кого красная футболка? Дети ищут, называют имя ребенка и т.д.);

Воспитатель: - дети, Карандаш принес волшебную бумагу для рисования. Вы любите рисовать? (ответы детей)

- «Волшебное рисование» нетрадиционный способ рисования по воску.

(ребенок закрашивает фон краской, на листе проявляется рисунок. Все вместе рассматривают рисунок)

- Валиологическое упражнение «Потеряшки»

- У меня пропали руки, где вы, рученьки мои? (руки за спиной)

Раз, два, три четыре, пять – покажитесь мне опять (показывают руки)

У меня пропали уши, где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками)

Раз, два, три четыре, пять – покажитесь мне опять (показывают уши)

У меня пропали глазки, где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками)

Раз, два, три четыре, пять – покажитесь мне опять (убирают ладошки от глаз)

У меня пропали ноги, где вы, ноженьки мои? (сидя ноги обхватывают руками)

Раз, два, три четыре, пять – покажитесь мне опять! (убирают руки от ног и встают)

  Подготовка к прогулке. Одевание.

Воспитатель: - давайте расскажем Карандашу, как мы одеваемся на прогулку?!

(повторить последовательность одевания на прогулку зимой)

  Прогулка.

- «разноцветные снежки» (добавить в снежную массу пищевой краситель);

-подвижная игра  «лабиринт»; (ходьба по снежным тропинкам в разных направлениях)

- самостоятельная игра детей (катание зверей – игрушек на санках).

  Возвращение с прогулки. Раздевание.  Культурно - гигиенические процедуры.

(Дети показывают Карандашу, как аккуратно лежит одежда в шкафчиках).

   Подготовка к обеду. Обед.

Дети рассказывают Карандашу, из чего варят суп. Карандаш хвалит ребят, какие они молодцы! Обед очень вкусный!

  Подготовка ко сну. Засыпание под тихую классическую музыку. Дневной сон.

(Карандаш тоже устал и хочет отдохнуть с ребятами).

   Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.

- валиологическая гимнастика «кошечка»

  Подготовка к полднику. Полдник. (на столах разноцветные салфетки – сюрприз от Карандаша, Карандаш угощает детей вареньем)

   Игры, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность (по подгруппам)

- игра на внимание «подбери по цвету» (подобрать по цвету шапки и варежки) Карандаш радуется успехам детей;

- «рисование на доске» ( свободное рисование детей мелками и водными фломастерами, разукрашивание раскрасок)

Рассматривание детских рисунков, беседа.

  Подготовка к прогулке. Одевание.

Воспитатель: - давайте расскажем Карандашу, какого цвета у нас одежда.

(повторить знания основных цветов)

  Прогулка.

- «снежные картины» (рисование палочками на снегу);

-подвижная игра  «Мороз – красный нос»; (дети гуляют, пришел Мороз – дети убегают в домик, прячут нос)

- самостоятельная игра детей (лопатки, ведерки, грузовые машинки).

  Возвращение с прогулки. Раздевание.  Культурно - гигиенические процедуры.

(дети рассказывают Карандашу последовательность раздевания, показывают, как вытирают руки полотенцем)

   Просмотр фрагмента рисованного мультфильма «Человечка нарисовал я» Союзмультфильм.

   Ужин. (расскажем Карандашу, что мы кушаем)

  Вечерний круг

Карандаш: - Давайте, вспомним как прошел день?!  Мы играли, веселились, смотрели мультфильм. Чем мы сегодня рисовали? Что нарисовали? Я рад с вами познакомиться! Мне очень у вас понравилось! Давайте сфотографируемся на память! Мне пора уходить, до свидания!

Вечерний туалет, подготовка ко сну.

День третий                                

  Подъем детей. Утренний туалет. Дети входят в группу. Сюрпризный момент: на стене появились радуга, воздушные шары, мебель передвинута (по возможности), на столе новые книжки.

Воспитатель: - ах какая красота! Кто же это сделал?! Вот письмо! Его написал наш друг Карандаш. Он пишет, что это подарок для детей от него и его друзей – цветных карандашей, это они все нарисовали. Вот они стоят на полочке в стаканчике! Они хотят, чтобы дети всегда улыбались! Сегодня день улыбок!

  Завтрак.

Воспитатель: - дети, покажем Цветным карандашам, как кушаете вы аккуратно, сидите прямо, говорите «спасибо».  

Игры, самостоятельная деятельность, образовательная деятельность (по подгруппам).

- рисование «шарики» (нетрадиционная техника рисования воздушными шарами)

- валиологическое упражнение «Улыбнись!»

Солнышко проснулось,             (дети проводят руками по лбу)

Лобика коснулось.

Лучиками провело

И погладило.

Солнышко проснулось,              (проводят руками по щекам)

Щечек коснулось

Лучиками провело

И погладило.

Солнце личико согрело,             (проводят руками по щекам,

Потеплело, потеплело.                 подбородку)

Наши ручки потянулись

Наши губки улыбнулись

  Подготовка к прогулке. Одевание.

Воспитатель: - давайте вспомним, что мы оденем на прогулку?!

(повторить название зимней одежды)

  Прогулка

- «скульптор» (лепка из снега с помощью формочек);

-подвижная игра  «собери снежки»;

- самостоятельная игра детей (лопатки, ведерки, формочки).

  Возвращение с прогулки. Раздевание.  Культурно - гигиенические процедуры.

Воспитатель: - Дети, покажем Цветным карандашам, как мы аккуратно складываем одежду в шкафчик!

   Подготовка к обеду. Обед.

(Дети рассказывают, что они кушают, показывают, как пользоваться салфеткой).

Воспитатель: - Дети, карандаши радуются за вас. Вы большие умницы!

  Подготовка ко сну. Засыпание под тихую классическую музыку. Дневной сон.

  Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.

  Гимнастика пробуждения «Мы проснулись – потянулись»:

 (исходное положение лёжа)

Наконец – то мы проснулись,            (Протирают глаза кулачками)

Сладко, сладко потянулись,               (Потягиваются)

Чтобы сон ушел, зевнули,                  (Зевают)

Головой слегка тряхнули.                  ( Покачивают головой из стороны в сторону)

Плечи поднимали,                               (Поднимают плечи)

Ручками махали,                                  (Руки перед грудью, «ножницы»)

Коленки сгибали,                                (Согнуть ноги в коленях)

К груди прижимали.                           (Обхватить руками ноги, прижать)

Носочками подвигали,                        (Носки на себя, от себя поочередно)

Ножками подрыгали.                          (Вытянуть ноги, потрясти ими)

Не хотим мы больше спать                (Пальчиками или ладошками показать)

Будем весело играть                           (Хлопают в ладоши)

  Подготовка к полднику. Полдник. (на столах разноцветные конфетки - драже–подарок от Цветных карандашей)

   Игры, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность (по подгруппам)

- знакомство с новыми книжками, рассматривание иллюстраций;

- подвижная игра на внимание «делай, как я!»» (упражнения с гимнастическими палками, выкладывание рисунков с помощью палок);

  Подготовка к прогулке. Одевание.

Воспитатель: - давайте расскажем Карандашам, что лежит у нас в шкафу.

(повторить название одежды)

  Прогулка

- зимние забавы «С горки я лечу»;

- игра на внимание «Дай такой же»; (подбор по цвету)

- самостоятельная игра детей (лопатки, снеголепы, формочки).

  Возвращение с прогулки. Раздевание.  Культурно - гигиенические процедуры.

(дети рассказывают, какого цвета у них носочки, показывают, как моют руки с мылом)

   Просмотр рисованного мультфильма «Крашеный лис» Союзмультфильм.

   Ужин. (расскажем друзьям-карандашам, из чего делают компот)

  Вечерний круг

Воспитатель: - Давайте, вспомним как прошел день?! Что вам понравилось? Чем мы сегодня рисовали? Цветные карандаши дарят вам разноцветные воздушные шарики, и хотят что бы вы всегда улыбались! Улыбнемся!

  Вечерний туалет, подготовка ко сну.

Эффективность проекта:

По результатам наблюдений отмечены следующие результаты:

- дети проявляют активность в игровой деятельности, инициативны в общении – проявляют свои желания;

- замечают изменения в обстановке, интересуются окружающим;

- в детском коллективе преобладает положительная эмоциональная атмосфера, дети отзывчивы к сюжетным героям, сопереживают им, проявляют доброту;

- дети проявляют интерес к новым видам продуктивной деятельности, открыты к сотрудничеству.

                                                 Литература

  Алямовская В.Г. оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. Москва, Педагогический  университет «Первое  сентября», 2010

 

 Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми. РЕЧЬ. Санкт – Петербург, 2006.

  От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Издание пятое дополненное и переработанное. Под ред. Вераксы Н, Е., Комаровой  Т, С., Дорофеевой Э.М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2019.

  Сизова Н. Валеология. Конспект комплексных занятий в детском саду. ПАРИТЕТ, 2008.