Требования к содержанию, структуре и оформлению методических рекомендаций
методическая разработка

Торопова Светлана Фёдоровна

Методические материалы направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в части предоставления накопленного опыта работы. Материал представлен в виде описания основных требований к содержанию, структуре и оформлению методических рекомендаций, а также пояснений к отдельным их компонентам. Данные методические рекомендации предназначены педагогам и специалистам ДОО для организации работы в соответствии с ФГОС ДО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна учреждение

«Кагаöс сöвмöдан шöрин –челядьöс 112 №-а видзанiн» - школаöдз велöдан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкара  

Требования

к содержанию, структуре и оформлению

методических рекомендаций

Составитель:

Торопова С.Ф. –

старший воспитатель МАДОУ

«ЦРР – детский сад № 112»

г. Сыктывкара

                                         

Сыктывкар, 2023


«Рекомендации для педагогов и специалистов ДОО по оформлению методических рекомендаций для организации работы в соответствии с ФГОС ДО». – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкара.

Авторы – составители:

Торопова С.Ф., старший воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкара.

Методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в части предоставления накопленного опыта работы. Материал представлен в виде описания основных требований к содержанию, структуре и оформлению методических рекомендаций, а также пояснений к отдельным их компонентам.

Данные методические рекомендации предназначены педагогам и специалистам ДОО для организации работы в соответствии с ФГОС ДО.

Оглавление

  1. Введение …………………………………………………………………......... 4
  2. Структура методических рекомендаций ……………………………............. 5
  3. Пояснения к отдельным структурным компонентам методических рекомендаций …………………………………………………………………. 5
  4. Заключение ……………………………………………………………………. 7
  5. Список литературы и источников …………………………………………… 8

  1. Введение

Методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в части предоставления накопленного опыта работы. Материал представлен в виде описания основных требований к содержанию, структуре и оформлению методических рекомендаций, а также пояснений к отдельным их компонентам.

Данные методические рекомендации предназначены педагогам и специалистам ДОО для организации работы в соответствии с ФГОС ДО.

         Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации – это издание, содержащее комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм дошкольного образования.

       Методические рекомендации представляют собой, особым образом, структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

       Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

       В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

       Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, специалистам и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

  1. Структура методических рекомендаций

         Методические рекомендации могут быть представлены:

  • описанием методики осуществления образовательной деятельности;
  • описанием процесса разработки, созданием чего-либо;
  • описанием подходов к решению определенной педагогической проблемы;
  • описанием подходов к изучению отдельных тем образовательной программы;
  • другое.

         Методические рекомендации включают:

  • титульный лист;
  • аннотацию;
  • сведения об авторе (авторах);
  • пояснительную записку;
  • содержание;
  • список рекомендуемой литературы по данной теме;
  • приложения (при необходимости).

         Структура методических рекомендаций должна быть представлена определёнными компонентами, которые включают в себя следующие особенности при их формировании: введение, основную часть, заключение и приложения.

  1. Пояснения к отдельным структурным компонентам методических рекомендаций

1. На титульном листе должны быть обозначены: 

  • название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
  • фамилия, имя, отчество автора;
  • название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
  • название города;
  • год разработки.

2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

  • сути рассматриваемых вопросов;
  • предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
  • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);
  • возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации);
  • об авторе (авторах), которые помещаются внизу второго листа: Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

  • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки;
  • охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы;
  • разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
  • определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например, оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по конкретным вопросам; составить алгоритм подготовки и проведения определённого мероприятия и т.п.);
  • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например, овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным образовательным областям; может способствовать повышению мотивации дошкольников и т.п.);
  • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме.

Например, его можно структурировать следующим образом:

  • описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
  • дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
  • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
  • предостеречь от типичных ошибок.

5. Список используемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;
  • тестовые задания;
  • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
  • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
  • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

  1. Заключение

         Таким образом, методические рекомендации направлены на оказание практической помощи педагогическим работникам в части раскрытия порядка, логики изучения той или иной темы, организации того или иного вида деятельности, выработанных на основе накопленного положительного опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Они помогут в разработке проекта и правильном его оформлении. В методических рекомендациях даны виды проект...

Методические рекомендации для воспитателей и специалистов "Требования к оформлению документов"

Из опыта работы муниципального казённого учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»» г. Ленинска-Кузнецкого. Данные методические разработки содержат практический м...

Требования к содержанию и оформлению речевых центров

Методические рекомендации для педагогов ДОУ...

ФГОС. Требования к основной структуре ООП. Требования к разделам ОП: содержание коррекционной работы; организационный раздел ООП

        Нарушение речи — достаточно распространённое явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным относятся органические нарушения (алалия, дизартрия, ...

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция. Методические рекомендации и упражнения

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте....

Методические рекомендации к содержанию и оформлению рабочих программ по дополнительному образованию

Методические рекомендации по оформлению рабочих программ по дополнительному образованию разных направленностей....

Рекомендации по структуре и оформлению проекта

Рекомендации для педагогов ДОУ по структуре и оформлению проекта...