Широкая Масленица
проект (старшая группа)

Иваненко Вера Вадимовна
Данный материал помогает детям сформировать мировоззрение о русских народных традициях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Широкая Масленица» для детей старшего дошкольного возраста

Ключевая мысль проекта.

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Цель проекта:
Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи проекта:
Музыкально-дидактические:
- формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, хороводы, сказки, игры)
- познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла.
- познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.

Развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
- развивать поисковую деятельность, творческую активность;
- развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, НОД;

Воспитывающие:
- воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
- воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;

В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.

Тип проекта:
Групповой.
По доминирующему методу – игровой, творческий;
по образовательным областям – интегрированный (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие)
по продолжительности – краткосрочный (неделя).

Обеспечение проекта:
- Научно-методическое: подбор необходимой научно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов, составление сценария развлечения, консультаций для родителей, составление плана организации и проведения проекта, подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр.
- Материально-техническое: аудиосистема, теле- и видео-оборудование, ИКТ;
- Наглядно-дидактическое: произведения декоративно-прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации, мультимедийные презентации, мультфильмы;

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап
    • определение цели и задач проекта;
    • подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;
    • определение основных направлений работы над проектом;
    • составление плана основного этапа проектирования;

• подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
• создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта.
• составление сценариев развлечений, консультаций для родителей;
• подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, нотного материала;

  1. Этап. Основной.  «Масленица!». Содержание работы
    - беседа «Что за праздник Масленица?»
    - рассматривание иллюстраций о празднике Масленица
    - поговорки про масленицу
    - заучивание стихотворений «Масленица»
    - создание мини-музея «Русская изба» 
  2. Работа с родителями
    Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица»,
    поручение родителям собрать материал по дням недели и масленичным названиям, подготовить раскраски для работы дома
    4.«Лакомка»

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен масленичной недели и праздничной кухней.
Работа с детьми
- презентация «Русская изба»
- разучивание подвижных игр
- разучивание хороводных игр
- разучивание масленичных закличек
- экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Работа с родителями
Принести из дома предметы русского быта для оформления ППРС на Масленичную неделю

5.«Широкая Масленица»
Создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.
Работа с детьми
- презентация «Праздник Масленицы в живописи»
- игры и хороводы по теме Масленицы
- чаепитие с блинами

6."Зиму провожаем, весну встречаем"
Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Создать радостную атмосферу праздника.
Работа с детьми
- мультфильм «Масленица» («Смешарики»)
- подвижные игры и хороводы о весне и Масленице
Работа с родителями
Оформление материала проекта «Масленица широкая»
Раздать листовки с рецептами блинов

3. Завершающий этап
• Оформление материалов проекта;
• Составление картотеки народных игр;
• Составление сборника стихов, закличек, песен, сказок, посвященных Масленице;
• Подготовка презентации проекта.

Планируемые результаты проекта
- Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленица даст им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. народном быте, традиционной одежде, народной кухне.
- Дети и родители с удовольствием согласны дальше работать в данном направлении. Перспективы дальнейшего развития проекта
Планируется использовать данный проект как основу для ежегодного проведения Масленичной недели, а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучении истории традиций и обрядов как нашей страны, так и нашего родного края (с учетом национально-регионального компонента и национального состава детского коллектива ДОУ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...

Конспект занятия "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Конспект организоанной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"

Праздник "Широкая Масленица" для детей старшего дошкольного возраста. День первый - "Встреча"музыкальные нарезки к празднику на моей странице...

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"...

Сценарий праздника «Масленица широка, Масленица золота"» на улице (в помещении) для детей разновозрастной группы

Цель и задачи:Знакомство детей с народным праздником Масленица, с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками;Расширять представления о разнообразии традиций и обычаев народо...

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к с...