Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОО»
учебно-методический материал

Эльвина Хакимьяновна Хакимова

Экологические знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут

ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно

понимать и бережно относиться к природе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание в ДОО»

       Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут

взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего

общества, за судьбу всей Земли. Важно воспитывать чувство любви к

природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия

своего поведения в природе.

Ребенку важно понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки,

«ненужной» травки, «бесполезной» букашки. В природе все гармонично

связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением

природного баланса.

Что же такое - экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со

средой обитания и между собой.

Посмотрите, как легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами

поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так

делают многие, все это происходит на глазах у детей. Мы своим примером

воспитываем экологическую культуру поведения у дошкольников.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний,

практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник учится

сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать

животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа.

Мы закладываем в сознание детей ощущение окружающего мира, как

огромного дома, в котором мы все живем.

Задачи экологического воспитания и образования детей:

1 Освоение новых знаний, и обогащение ранее усвоенных;

2 Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

3 Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать

4 Воспитание самостоятельности через общение с природой;

5 Воспитание эстетических чувств;

6 Воспитание любви к природе, родине;

7.Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м

блокам:

¬ специально организованное образовательная деятельность;

¬ совместная деятельность взрослого с детьми;

¬ свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы по экологическому воспитанию и воспитанию:

¬ Экологические сказки, конкурсы, развлечения.

¬ Наблюдения на прогулках,

¬ Образовательная деятельность.

¬ Заполнение календарей природы.

¬ Художественная литература, игровая деятельность, музыкальная, труд в

уголке природы.

¬ Организация исследовательской деятельности.

¬ Экскурсии.

¬ Художественная деятельность.

¬ Экологические акции.  

Образовательная деятельность по экологии:

¬ наблюдения за животными и растениями;

¬ по классификации представлений о природе;

¬ по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

¬ природы;

¬ исследования;

¬ ознакомление с трудом взрослых в природе;

¬ комплексная ОД

     Используются приемы и методы, обеспечивающие активную позицию

ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые

способствуют проявлению гуманного отношения к природе

Методы и приемы:

¬ постановка проблемных вопросов;

¬ решение проблемных ситуаций;

¬ экспериментирование;

¬ моделирование; работа с моделями;

¬ игры;

¬ наблюдения

¬ участие детей в уходе за растениями;

¬ выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.

В детском саду применяются следующие виды игр:

1 Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах,

явлениях природы, растениях и животных.

2 Предметные игры (с листьями, семенами, цветами) – «Чудесный мешочек»,

«Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».

3 Настольно-печатные игры проводятся с целью систематизации знаний

детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

4 Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на

земле», «Четвертый лишний».

5 Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и

свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево»,

«Принеси желтый листочек» и т. д.

6 Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения

явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля,

вода, огонь, воздух» и т. д.

7 Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе

занятий, экскурсий, повседневно йжизни  (сюжетно-ролевые

природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и др

8 Игры-задания проводятся как итог наблюдений.

Словесные методы:

Чтение художественной литературы: в детской литературе природа

отображается различными художественными средствами. Будучи научной по

своему содержанию, природоведческая литература для детей должна быть

одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет

представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и

животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в

природе. Основоположниками советской детской природоведческой книги

являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки

«Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.

Литература для чтения и рассказывания детям:

Н. Акимушкин «Это все кошки»;

Н. Акимушкин «Это все собаки», В. Бианки «Рыбий дом», В. Бианки «Наши

птицы», Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Ю. Дмитриев

«Рассказы моей полянки», «В воде и у воды», Н. Павлова

«Бабочки», Е. Пермяк «Чижик - пыжик», М. М. Пришвин «Золотой луг»,

Е. Серова «Наши цветы», Н. Сладков «Грачи прилетели», Н. Сладков

«Пестрые крылья», Н. Сладков «Солнцеворот»,Г. Снегирев «Кто сажает лес», пословицы, поговорки, загадки, стихи оприроде.

Рассказ воспитателя:

Решает определенные образовательные задачи, рассказ строится с

учетом опыта и интереса возраста дошкольников. Восприятие рассказа для

детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок

учится слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его,

на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие

образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит

воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним

опытом.

Рассказ о природе строится с учетом требований:

достоверности, научности, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяете

правильность фактов.

Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет,

быть эмоциональным, сопровождаться иллюстративным материалом –

фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу

снижается, он хуже воспринимается детьми.

Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста

составляет не более 10 – 15 мин.

Беседа

Предварительная беседа используется перед наблюдением, экскурсией.

Цель беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь

предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Итоговая  беседа направлена на систематизацию

полученных знаний. Беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни

проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов

(например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.), другие,

затрагивающие более широкий круг явлений (беседы о сезонах) для

систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни

растений, животных, о труде людей. Для детей первых семи лет жизни

характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Педагогу

важно строить процесс обучения таким

необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.

На современном этапе необходимо повысить компетентность родителей в

Вопросах экологического воспитания детей.

взаимодействии с родителями; установить партнерские отношения с семьей

каждого воспитанника и объединить усилия, для развития и воспитания

экологического сознания детей; создать атмосферу общности интересов по

сохранению окружающей природы.

Формы работы с родителями:

- изготовление поделок

- оформление экологической газеты

- беседы, консультации

- анкетирование

- участие в различных мероприятиях и конкурсах.

Эффективно используются приемные и групповые комнаты, коридоры

детского сада для размещения выставок фотографий, рисунков, поделок из

природного материала детей и родителей.

   Экологические знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут

ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно

понимать и бережно относиться к природе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

В консультации рассматриваются следующие вопросы:Что в природе оказывает влияние на духовно-нравственное развитие детей? Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой? Как...

Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание-это воспитание нравственности,духовности и интелекта"

Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание -это воспитание нравственности,духовности и интелекта"...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ-ЭТОВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА» Человек и природа ... Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали ;дань этой вечной и актуальной теме. Н...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость....

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интелекта»

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним откроется чудесный мирв живых красках, ярких и трепетных звуках.            ...