Патриотическое воспитание в детском саду
статья (младшая группа)

Романова  Евгения  Юрьевна

Патриотическое воспитание  дошкольников средствами изобразительного искусства.       

Воспитатель: Романова Е.Ю.

Современный этап общественного развития России требует соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие личности каждого ребенка, как указано в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания патриотизма. Именно проектные художественно-творческие виды деятельности оказываются самыми востребованными для воспитания патриотизма у дошкольников в подавляющем большинстве дошкольных образовательных организациях. В последующие периоды личностного развития детей уже не складываются подобные благоприятные возможности для их индивидуального развития. Более того, игнорирование или применение исключительно формальных подходов к воспитанию патриотизма у дошкольников, в том числе и средствами изобразительной деятельности в дошкольном возрасте нередко провоцируют фактически невосполнимые потери в нравственном воспитании ребенка в последующие периоды времени. Поэтому патриотическое воспитание в том числе  средствами изобразительной деятельности дошкольников является главной задачей дошкольного воспитания.

Таким образом патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».

 

 

 

 

 

 

 Список литературы:

  1. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
  2. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  4. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
  6. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  8. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.

                                                                                                                         2023 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание  дошкольников средствами изобразительного искусства.        

Воспитатель: Романова Е.Ю.

Современный этап общественного развития России требует соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие личности каждого ребенка, как указано в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Особую актуальность проблема нравственного возрождения подрастающего поколения приобретает в сфере патриотического воспитания детей.

Поскольку отсутствие патриотизма губительно для современного общества, поскольку – таким образом, воспитывается поколение людей без собственной истории, с фактически полным отсутствием духовности, то есть молодежи лишенных важнейших качеств нравственности.

Одной из основополагающих задач, стоящих перед российским государством и обществом в настоящий период времени, является его духовное, а также патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не изучая с самых ранних периодов культурно-исторического опыта народа, создаваемого столетиями и закрепленного в произведениях художественного творчества, а также народного изобразительного искусства. Формирование целостных представлений об истоках и традициях патриотизма в организациях дошкольного образования вполне возможно осуществлять и на занятиях художественного творчества.

Занятия по изобразительному творчеству способствуют полноценному и разностороннему развитию личности дошкольников, на них дети дошкольного возраста имеют возможность в полной мере проявить собственные творческие способности, постепенно расширяя имеющиеся у них познания в сфере художественного творчества, истории Родины.

Например, К.Д. Ушинский, характеризуя  принцип народности в воспитании, особо подчеркивал значимость воспитания у детей любви к Родине, осознания ими значимости собственного Отечества, ответственности за собственное государство. Данный педагог утверждал, что люди не могут существовать без принятия собственного Отечества, его любви и именно эти чувства дают воспитанию возможность полноценного формирования нравственности личности детей уже в дошкольном возрасте.

В основных образовательных стандартах сферы дошкольного образования, в частности: в действующих нормах Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования и прочих регламентирующих положениях отмечено, что область дошкольного образования должна быть основана на принципах интеграции сфер обучения, обеспечивающих всестороннее и также полноценное развитие всех основных качеств личности дошкольников, их гармоничную социализацию  и социальную адаптацию. Гармоничное включение личности дошкольников в жизнедеятельность современного российского общества обусловлено, в числе всего прочего и уровнем развития их духовно-нравственной сферы, которая основана на общепринятых эстетических ценностях (об этом особо указывали такие авторы как: Б. Т. Лихачев, Б. П. Юсов, В. И. Волынкин, И. А. Лыкова и др.). Именно по этой причине, подавляющее большинство всех современных программ дошкольных образовательных организаций, с целью реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования ориентированы на организацию совместных видов деятельности как дошкольников, так и взрослых. И прежде всего, тех видов деятельности, которые способствуют развитию творчества, воображения, образно-наглядного мышления, а также как личностного, так и художественно-эстетического развития всех дошкольников. К подобным видам деятельности относятся в том числе изобразительная деятельность дошкольников.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания патриотизма. Именно проектные художественно-творческие виды деятельности оказываются самыми востребованными для воспитания патриотизма у дошкольников в подавляющем большинстве дошкольных образовательных организациях. В последующие периоды личностного развития детей уже не складываются подобные благоприятные возможности для их индивидуального развития. Более того, игнорирование или применение исключительно формальных подходов к воспитанию патриотизма у дошкольников, в том числе и средствами изобразительной деятельности в дошкольном возрасте нередко провоцируют фактически невосполнимые потери в нравственном воспитании ребенка в последующие периоды времени. Поэтому патриотическое воспитание в том числе  средствами изобразительной деятельности дошкольников является главной задачей дошкольного воспитания.

Таким образом патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».

 

 Список литературы:

  1. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
  2. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  4. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
  6. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  8. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.

                                                                                                                         2023 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...

Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"

Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...

Патриотическое воспитание в детском саду

Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего города.В детском саду  ставится основная цель работы – воспитание у ребят любви к своему городу. Если удиви...

Патриотическое воспитание в детском саду

О привитии любви к родному краю, к Родине...

Патриотическое воспитание в детском саду

О привитии любви к родному краю, к Родине....

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...