От игры к учебе или кризис 7 лет
статья (подготовительная группа)

Башкатова Наталья Евгеньевна

Если вы стали замечать, что ваш 6-7 летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, то это признаки того, что ребенок вступает в очередной кризисный период своего развития. Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса — кризиса 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_igry_k_uchebe_ili_krizis_7_let.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

От игры к учебе или кризис 7 лет

Если вы стали замечать, что ваш 6-7 летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, то это признаки того, что ребенок вступает в очередной кризисный период своего развития. Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса — кризиса 7 лет.

«Кризис семи лет" - название возрастного кризиса, которым заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст. По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще, как правило, это плавный переход от игрушек к полезным занятиям. Этот кризис может наступить раньше – в 5-6лет, и позднее – в 8 лет.

Но иногда родители сталкиваются с тем, что их ребенка как будто подменили. Ребенок становится непослушным, капризным, раздражительным. Он часто вступает в конфликты с взрослыми, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям. Взрослые приходят в замешательство, они не понимают, что делать.
С психологической точки зрения все обстоит как раз наоборот. То, с чем сталкиваются родители, - закономерный, необходимый этап в развитии ребенка, который переживает очередной кризисный период.

Итак, что же происходит с ребенком?

На физиологическом уровне идет интенсивное биологическое созревание организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Последнее определяет такие характерные особенности детей, ка непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость.
На фоне физического созревания идет интенсивное развитие личности.

Каждый критический период - это выход на новый этап развития, когда ребенку открывается новое представление о "взрослости". Детям хочется чувствовать себя взрослыми. Вступая в пререкания и споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого, пробует себя в новых ситуациях.

Отсюда название механизма кризиса развития 7 лет - проба. Такими пробами выступают, в частности, негативизм и трудновоспитуемость.
Поведение детей также характеризуется изменчивостью, зависимостью от конкретной ситуации. Негативные симптомы поведения проявляются в привычных ситуациях, в новых же для ребенка ситуациях они не встречаются. Многим мамам и папам знакома такая картина: дома, в отношении с близкими людьми, семилетние дети своенравны и капризны, а в школе следуют всем предлагаемым правилам поведения.
Именно в период «перестройки» ребенок становится более уязвимым, чувствительным к различным неблагоприятным воздействиям. Ему необходима эмоциональная поддержка и чувство стабильности, защищенности.

Сигналы для родителей…или симптомы кризиса 7 лет

Психологи выделяют два основных симптома кризиса 7 лет: манерничанье и «кривлянье».
Ребенок начинает манерничать, капризничать. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок строит из себя шута. Важно отметить, что и до семи лет ребенок может паясничать, но воспринимается это по-другому. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.

Для поведения детей в этот период характерны следующие поведенческие реакции:
1. Пауза. Это промежуток времени между обращением к ребенку (напоминаниями, просьбами, требованиями и т.п.) и реакцией ребенка. Реакция может выражаться как собственно в невыполнении действия, так и в отказе от выполнения или его оттягивании.
Создается впечатление, что дети "не слышат, о чем их просят", "не реагируют". Причем пауза возникает в ответ на указание, напоминание сделать что-либо, в привычных ситуациях, ранее не вызывавших возражений. Например, в ответ на приглашение идти есть, на напоминание о режимных моментах.
2. Спор. Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать. Спор, в противоположность молчаливой паузе, вербальная реакция на указание. Ребенок в ответ, например, на просьбу закончить свои занятия и идти готовиться ко сну начинает возражать, спорить, говорить, что вчера ему разрешили, что "сестра всегда долго не ложится" и т. п.
3. Непослушание. Невыполнение привычных или иных указаний. В отличие от паузы или спора, о непослушании можно судить не по непосредственной реакции на просьбу, а по самому факту невыполнения требуемого или даже уже обещанного.
В ответ на просьбу родителей возникает возражение (в форме паузы или спора), но ребенок может и согласиться или ничем не выразить своего несогласия. Далее, когда родители спрашивают о сделанном, обнаруживается, что ребенок не выполнил обещанного. В ответ на претензии со стороны взрослого ребенок каким-то образом объясняет невыполнение, причем на этом этапе может возникнуть хитрость как способ избегания наказания.
4. Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме. Хитрость чаще носит игровой характер, не превращаясь в злостные формы избегания наказания или сокрытия правды. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Если его снова отправить в ванную, он помоет руки.
5."Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности (ребенок начинает пространно рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то, приводя "логические" основания для своих выводов: если вступить с ребенком в обсуждение его аргументации, дискуссия может продолжаться бесконечно долго); в поведении - в карикатурной взрослости (изображает какого-то конкретного члена семьи - возвращаясь из детского сада, копирует отца в момент прихода с работы).
6. Внешний вид. Повышается внимание к собственной внешности, возникают споры об одежде. Например, при выборе одежды девочки подчеркивают, что не просто хотят надеть то или иное платье, но отвергают предлагаемое со словами "я не маленькая". Выбрав, во что одеться, спрашивают: "А так можно подумать, что я уже в школу хожу?" Интерес к внешнему виду касается как девочек, так и мальчиков.
7. Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Упрямство детей шести-семи лет сродни упрямству трехлетних детей. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), но потому, что он уже высказал свое желание или нежелание. Например, ребенок отказывается идти спать. Возникший в этот момент спор, затем упрямство приводит к прекращению собственного занятия, но спор продолжается.

Родительское упрямство: часто мамам и папам трудно приспособиться к "взрослости" своего ребенка. Его самостоятельность заставляет родителей пересматривать свои представления, план действий, мечты. Гораздо легче воспитывать ребенка управляемого, зависимого. Но то, что легче вначале, оборачивается большими трудностями во взрослой жизни. Привычка доверять родителям во всем, отсутствие своего взгляда, своей позиции, а в конечном счете - отсутствие самостоятельности становится проклятием человека, не умеющего распознавать и решать свои проблемы.

8. Требовательность. Возникает вначале как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. Неосторожное обещание родителей или просто недостаточно твердый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напоминание, "занудство", упреки.
9. Реакция на критику. Неадекватные реакции на отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребенка. Дети в ответ на критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности. Особенно ярко данный симптом проявляется в случае критики относительно "школьных" занятий. Когда ребенок начинает "учиться" (выполнять некоторые задания, пробовать писать, считать и т. п.), он показывает результаты своей работы родителям, ожидая похвалы. Если же ребенка в этом случае не хвалят, а указывают на недочеты его работы, он бурно реагирует: плачет, заявляет, что мать (отец) ничего в этом не понимает.
10. Общие вопросы. В общении ребенка и родителей возникают новые темы: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, жизнь в других странах, морально-этические вопросы.
Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка седьмого года жизни, о его стремлении найти свое место в мире. Отсюда и обращение к родителям за информацией, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов.
Характерной чертой обсуждения является стремление ребенка к собственному анализу информации. Получив первые ответы на свои вопросы, ребенок начинает сам долго и пространно рассуждать и анализировать информацию. При этом он делает это в присутствии взрослого, как бы обращаясь к нему как к эксперту. Ребенок "проверяет" правильность своих рассуждений, следя за реакцией взрослого.
11. Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в роли взрослого, причем ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших. Например, "с удовольствием стирает вещи", "просит разрешения самому сходить в магазин за продуктами". Можно отметить противоречивость возникающей самостоятельности: стремление к независимому действованию и одновременно отказ от выполнения чего-то, о чем попросили родители.
Характерны следующие высказывания родителей: "Просишь - не делает, если сам вызвался, делает с охотой" или "Любит выполнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без указания".
12. Самостоятельные занятия. Стремление к продуктивной деятельности (шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т.п.) постепенно замещающей (по времени) игру. Характерна для ребенка ценность получаемого им в самостоятельных занятиях результата. Связанное или сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребенок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения. Характерно, что в этом же возрасте происходит и отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности. Например, типично следующее высказывание родителей: "Перестала рисовать, говорит, что у нее нет способностей".

У ребенка возникает представление об объективной ценности созданного.
13. Школа. Ребенок на седьмом году жизни начинает интересоваться школой. Разговоры о школе начинаются после того или непосредственно перед тем, как ребенка туда сводили записываться. Посетив школу, дети начинают беспокоиться: как пойдут в школу, будут ли там ставить оценки, все ли готово к школе, нужна ли форма и т. д. Темы обсуждения касаются формальной стороны школьной жизни, особый интерес вызывает фигура учителя - строгая ли, наказывает ли и т. д.
Таким образом, родители отмечают возникновение новых форм поведения детей в семье, касающихся отношений с близкими взрослыми.

Все перечисленные поведенческие характеристики можно условно разбить
на три категории.
"Негативистские симптомы", которые имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений: спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику, капризы
"Нейтральные симптомы" - внешний вид, взрослое поведение.
"Положительные приобретения" взрослеющего ребенка: самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, интерес к школе.

Новообразования кризиса 7 лет

1. Начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний.
2. Кризис семи лет обусловлен также появлением нового, центрального для личности, системного образования, которое получило в психологии название "внутренней позиции школьника". Это новообразование возникает не сразу…
Этапы становления позиции школьника:
• В возрасте пяти - семи лет дети начинают мечтать о школе, одновременно для них становятся привлекательными "серьезные" дела, они выбиваются из режима детского сада, тяготятся обществом младших дошкольников. У них возникает потребность в приобретении новых знаний, которая может быть реализована в учении после поступления в школу.
• На седьмом году у детей присутствует положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. По сути, эта позиция остается еще дошкольной, только перенесенной на школьную почву (ребенок хочет пойти в школу, при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни). Школа привлекает ребенка своими внешними аксессуарами, его занимает, есть ли в школе форма одежды, как оценивают успехи, каковы правила поведения в школе.
• На следующем этапе развития позиции школьника появляется ориентация на содержательные моменты школьной действительности, но в первую очередь ребенок выделяет не собственно учебные аспекты этой действительности, а социальные.
• Возникает собственно позиция школьника, в ней сочетаются социальная направленность и ориентация на учебные составляющие школьной жизни. Но этого этапа дети достигают (в среднем) лишь к концу восьмого года жизни.

3. Идет активное развитие мотивационной сферы, возникают новые мотивы поведения. Особую роль играют мотивы, побуждающие ребенка идти в школу.

4. Кардинальное изменение самооценки ребенка. Если к шести годам ребенку свойственно безусловно положительное отношение к себе.
К семи годам самооценка становится более адекватной; кроме того, дети начинают различать Я-реальное (какой я есть) и Я-идеальное (каким бы я хотел быть). При этом уровень притязаний (каким бы я хотел быть) остается очень высоким.

5. Появляется новое отношение ребенка к взрослым. Приблизительно в начале седьмого года жизни дети начинают различать свое поведение в ситуациях с близким и посторонним взрослым. Дети шести лет, отвечая на вопрос о том, что им может сказать встретившийся случайно незнакомый человек, говорят, что тот может предложить поиграть, позвать обедать и т. п., то есть полагают, что незнакомый будет вести себя как приятель-сверстник или как близкий взрослый. Позже дети в ответе на поставленный вопрос предлагают варианты, позволяющие судить о том, что от незнакомого взрослого они ждут иных форм поведения (в частности, обращений), чем от сверстника или близких взрослых. Например, ребенок говорит, что взрослый может спросить имя, адрес и т. д., то есть ребенок обнаруживает различение ситуаций общения (в частности, со своими - чужими).

6.Возникновение произвольности умственной деятельности и поведения. Именно на рубеже школьного возраста возникает возможность удержать и освоить некоторое правило, причем роль правила растет, роль наглядного
образца падает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От игры к учебе или Кризис 7 лет

Консультация для родителей будущих первоклассников поможет им понять, в чем выражается "кризис 7 лет" у ребенка-дошкольника....

Конспект мероприятия для родителей. От игры к учебе, или кризис 7 лет.

Ознакомить родителей с особенностями протекания, проявлениями кризиса семи лет. Рассказать им о тех новообразованиях. Которые появляются в этот период....

От игры к учебе. или кризис детей 6-7 лет

Консультация для родителей , как относиться к неадекватному повелению своих летей....

«От игры к учебе, или кризис 6-7 лет»

Материал для проведения консультации для родителей детей 6-7 лет...

Консультация для родителей подготовительной группы "От игры к учебе, или кризис 6-7 лет"

Консультация для родителейОт игры к учебе, или кризис 6-7 лет...

От игры к учебе, или кризис 6-7 лет.

Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувс...

От игры к учебе, или кризис 6-7 лет

Даже самый чуткий родитель не всегда может угадать о чем думает его юный наследник.......