Конспект развлечения (части) в честь государственного праздника «День России» для детей 5-7 лет.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Горохова Екатерина Владиславовна

Декоративно – прикладное искусство  относится к «фольклору», а слово «фольклор» трактуется как народное творчество, народная мудрость, опыт.

В современности мы, к сожалению, теряем или частично утрачиваем связь с народными корнями. И возрождение этих ценностей необходимо.

Сейчас остро стоит необходимость в воспитании гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Эта задаче не может быть решена без глубокого познания и освоения народной культуры. И этот процесс надо начинать как можно раньше. Поэтому на сегодняшний день не теряет своего значения такой вид изобразительной деятельности как декоративное рисование: конкретное обучение детей искусству росписи бытовых и декоративных предметов  видами росписи, сформировавшимися на нашей родной земле, ознакомление с ними, привитие бережного отношения к истории своей родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Дружба» г.Ярцева Смоленской области

МБДОУ «Детский сад № 14»

Номинация:

       «Молодые педагоги дополнительного образования»

Методическая разработка развлечения (части) к государственному празднику «День России» для детей 5-7 лет

Горохова Екатерина Владиславовна

педагог дополнительного образования

89002247175

madam.katerinagor@yandex.ru

2023 год

Краткая аннотация работы

Декоративно – прикладное искусство  относится к «фольклору», а слово «фольклор» трактуется как народное творчество, народная мудрость, опыт.

В современности мы, к сожалению, теряем или частично утрачиваем связь с народными корнями. И возрождение этих ценностей необходимо.

Сейчас остро стоит необходимость в воспитании гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Эта задаче не может быть решена без глубокого познания и освоения народной культуры. И этот процесс надо начинать как можно раньше. Поэтому на сегодняшний день не теряет своего значения такой вид изобразительной деятельности как декоративное рисование: конкретное обучение детей искусству росписи бытовых и декоративных предметов  видами росписи, сформировавшимися на нашей родной земле, ознакомление с ними, привитие бережного отношения к истории своей родины.

Декоративно-прикладное искусство - вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает все многообразие человеческих потребностей.

Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение, изобразительность и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Кроме того, декоративная работа развивает композиционное мышление, способствует овладению материалом, активному использованию цвета, фактурных средств.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Предоставляя детям возможности заниматься художественно-прикладной деятельностью,  дети осознают свое «Я», свои способности. Выражают себя в детской деятельности, проявляют творчество, инициативность, самостоятельность, вызывается чувство радости и уверенности в своих силах.

Декоративное рисование - работа в цвете на плоскости по воображению или на основе творческой переработки впечатлений от действительности.

Задача этого вида деятельности - развитие фантазии, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции, умения оценивать роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, по величине, по форме.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства:

  • радости, восхищения, восторга;
  • образуются образное представление, мышление, воображение;
  • появляется стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые ему понравились.

У  него формируются эстетические чувства и эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь помогает развитию художественных и интеллектуальных способностей.

         

Конспект развлечения (части) в честь государственного праздника «День России» для детей 5-7 лет.

Станция «Путешествие по России.» (Загадки узоров русских росписей.)

Цель: закрепление знаний о росписях россии и их обличии.

Задачи:

Развивающие:

  • формирование у дошкольников художественной ценности как части духовной культуры;
  • развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета;
  • развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
  • развитие крупной моторики и ориентации в пространстве.

Обучающие:

  • учить детей создавать и раскрашивать узоры дымковской, филимоновской, гжельской, хохломской росписи;
  • учить детей самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму;
  • расширять представление детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства;
  • закреплять знания о разновидностях росписей народов России;
  • закреплять знания об особенностях и характерных чертах каждой росписи;
  • обучать способности отличить росписи друг от друга;

Воспитывающие:

  • воспитание потребности расширять свои знания об истории родного края, своего народа; 
  • воспитывать любовь к народному искусству России;
  • приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
  • воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Предполагаемый результат: у детей будут сформированы знания о народных промыслах и росписях России, они смогут их узнавать, отличать друг от друга и самостоятельно составлять роспись.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми: о родной стране России, о народах России и их многообразии, о традициях и обычаях народов, о ремесленниках и ремеслах, о видах народного творчества, о росписях их видах, особенностях;
  • Рассматривание иллюстраций с видами росписей;
  • Рассматривание различных предметов и игрушек с различными видами росписей;
  • Самостоятельное выполнение части росписей по образцу;
  • Просмотр обучающих видео.

Материалы и оборудование:

  • Интерактивная доска (экран);
  • Проектор;
  • Ноутбук;
  • Программное методическое обеспечение: методическое пособие для подвижных игр «Играй и развивайся» Окружающий мир, диск с программным обеспечением;
  • Датчик движения kinekt;
  • Карта мира для детей;
  • Сувенирная продукция с росписями: хохлома, гжель, городец, мезенская роспись, филимоновская, дымковская игрушки.

Ход занятия:

(Дети входят в кабинет, их встречает Путешественник)

П: Здравствуйте, ребята. Я путешественник. Очень я люблю бывать в разных уголках нашей страны. А вы знаете какая она большая?(ответы детей).

Вот у меня есть карта, посмотрите какая большая наша страна. А как она называется? (Россия).

Конечно. Очень большие территории у нас и людей живет много и все они разные и такие интересные.

А я для вас приготовила сюрприз сегодня. Пока я путешествовала, я собирала разные сувениры, по всей нашей стране. Какое место чем славится! И сегодня я привезла все это вам, разные мастера-ремесленники старались, чтобы изготовить это. А вы знаете, какие бывают русские народные игрушки? И какие росписи бывают на изделиях? (Да)

А вот сейчас посмотрим. Подходите к моей коллекции сувениров и смотрите. Глаза разбегаются от разнообразия.

(По очереди берем разные игрушки и изделия, показываем детям, спрашиваем: что за игрушка?, изделие? Какая на нем роспись? Как они узнали что имена эта роспись?) Рекомендации: в зависимости от ответов детей и их знаний по теме, рассказать часть интересных фактов, после их ответов.  

  1. Хохлома (ложка, солонка)(ответы детей на вопросы)

Интересные факты. А вы знаете, что родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Когда я там была, мне рассказали, что мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

  1. Гжель (ответы детей на вопросы)

Интересные факты: 200 лет назад в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но потом в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Мастера рисовали специальной краской, которая до обжига выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу

  1. Мезенская роспись (ответы детей на вопросы)

Интересные факты: появилась роспись в Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году(200 лет назад). Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины.

  1. Городецкая роспись (ответы детей на вопросы)

Интересные факты: Однажды в деревню Курцево, Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

        П: Отлично ребята, во многом вы разбираетесь. Но есть у меня еще один сюрприз. Подарили мне одну вещь замысловатую,сложную, с компьютером дружащую. Называется она датчик движения. И любит этот датчик играть с ребятами, и разные вопросы им задавать. Готовы ли вы с ним поиграть? (Да)

Тогда подходите поближе, строимся и по очереди будем играть, один становится напротив датчика, а все остальные прячутся, чтобы он их не видел, и можем только словами помогать другу, договорились?

Ход интерактивной игры «Раскраска» (датчик движения кинект, метод. Комплекс «Окружающий мир» Инновации детям.)

Краткое содержание: на экране появляется изображение ваз, чаш, подносов. Ребенку нужно раскрасить предмет подходящими цветами, типичными для данного узора.

Инструкции (озвученные задания):

  • Раскрась вазу городецким узором.
  • Раскрась блюдце гжельским узором.
  • Раскрась поднос городецким узором.
  • Раскрась доску хохломским узором
  • И тд.

(на каждого ребенка один предмет)

(В зависимости от колличества детей, можно использовать вторую игру)

        Ход интерактивной игры «Аппликация» (датчик движения кинект, метод. Комплекс «Окружающий мир» Инновации детям.)

        Краткое содержание: на экране появляется контур узора.  Ребенку нужно найти подходящие по размеру, цвету детали и «склеить» их.

Инструкции (озвученные задания):

  • Собери гжельский узор.
  • Собери городецкий узор.
  • Сложи узор Северной Двины.
  • Собери хохломской узор.
  • Собери филимоновскую игрушку.

П: Отлично ребята. Вы очень много знаете. И со всем справились. Спасибо вам большое за игру. Я надеюсь вам понравилась и игра и моя коллекция. И возможно вы тоже начнете путешествовать по нашей любимой стране России и узнаете еще больше нового и интересного, не только о народных промыслах и росписях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-спортивный праздник «День России» для детей разного дошкольного возраста.

Сценарий праздника на открытом воздухе, посвященного Дню независимости России для всех возрастных групп детского сада....

Сценарий праздника День России для детей старшего возраста

Сценарий праздника День России для детей старшего возраста...

Сценарий праздника «День России» для детей старшего дошкольного возраста.

Основная цель мероприятия - воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине....

Сценарий праздника «День России» для детей дошкольной разновозрастной группы.

Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- создавать условия для расширения знаний о символах России (флаг, герб, гимн, о празднике День России);- способствова...

Сценарий праздника "День России" для детей подготовительной группы.

Цель: воспитывать любовь и гордость к своей стране, уважение к традициям своего народа и края....

Сценарий праздника "День России" для детей средней и старшей группы детского сада

Сценарий праздника "День России" для детей средней и старшей группы детского садаЦель: воспитание любви к своей Родине, чувства патриотизма.Задачи:- создавать условия для расширения знаний о...

Конспект спортивного досуга посвященный государственному празднику "День России".

Конспект спортивного соревнования предазначен для детей старшего дошкольного возраста, и был специально разработан к государственному празднику "День России".Всценарии подобраны стихотворени...