Статья "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектно - исследовательской деятельности".
статья (старшая группа)

Галушина Ирина Васильевна
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всѐ больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина ; в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников посредством проектно - исследовательской деятельности.

Галушина Ирина Васильевна

Муниципальное казённое образовательное учреждение Хреновская СОШ № 2 структурное подразделение – детский сад. Россия, Воронежская область с. Хреновое.

     Аннотация: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всѐ больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался еѐ дарами, не задумываясь о последствиях.

    Ключевые слова: экология, полиэтилен, химикаты, песчинки, кислота, щёлочь.

Человек, конечно, хозяин природы, но не в

                                        смысле ее эксплуататора, а как ее

понимающий и несущий нравственную

                                              ответственность за сохранение и

 совершенствование в ней (а, следовательно и

в себе) всего живого и прекрасного.

А.С. Арсеньев

    В современном мире,  как никогда остро ощущаются  проблемы экологии нашей планеты. Многие люди хотят, чтобы наша планета стала чище, чтобы было меньше мусора и отходов. Забота об экологии сейчас волнует не только ученых и специалистов, но и рядовых граждан. Только человек разрушает свою собственную среду обитания, и вот-вот разрушит свою единственную пригодную для жилья планету. Ни одна рыба не загрязняет море. Ни одна птица не загрязняет воздух. Ни одно животное никогда не брало себе рабов и не развязывало войн. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в еѐ территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, растѐт количество детей, имеющих врождённые аномалии. В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях. Президент РФ Владимир Владимирович Путин неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России.                                                                                   Следовательно, система экологического образования будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений.                                                                                        Воспитатели и педагоги должны тесно сотрудничать с родителями своих воспитанников. Только триединая система: ребёнок, воспитатель, родитель может обеспечить полноценное, всестороннее развитие подрастающего поколения.                                                                                                                                       Главной целью экологического воспитания в современной семье и в дошкольном учреждении является формирование культуры поведения и социальной ответственности за природу, которая является неисчерпаемым источником воспитания. Красота природы воспитывает у ребенка чувство любви к родному краю, своему дому, родным, людям, которые ее окружают. Она гармонично объединяет в себе экологическое и эстетическое воспитание, помогает развивать творчество. Родителям и воспитателям   необходимо ребенку закладывать в сознание понятие о том, что человек и природа тесно связаны. Воспитателей и родителей объединяют совместные дела: конкурсы,  проекты, изучение природы родного края. Мы считаем,  экологическое воспитание необходимо начинать с раннего возраста. Дети очень любят играть с водой. Первые впечатления и представления о воде у детей складываются в младшем дошкольном возрасте. Наши малыши настоящие исследователи. Они любознательны, стремятся к эксперименту и хотят самостоятельно находить решения в проблемных ситуациях. Поэтому, мы и разработали проект «Вода – волшебница» с целью формирования знаний детей о важности воды в жизни, как людей, так и всего живого на земле.  В процессе реализации проекта дети приобретают теоретические и практические знания о воде, которые могут применять в жизни. Расширились знания и представления о свойствах  воды и значимости её для всего живого. Дети проявили любознательность и интерес к познавательной деятельности. Проект дал возможность развитию наблюдательности, умение анализировать, делать выводы.  Совместно с родителями мы создали для детей пространственную развивающую среду, позволяющую развиваться в  познавательно - исследовательской направленности.  Малыши очень любят игры в песочнице, но я заметила, что их действия однообразны и не безопасны. Особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о песке. На основании возникшей проблемной ситуации мы решили, приступить к разработке и реализации проекта «Волшебный песок». Дети узнали, что песок состоит из мельчайших частиц – песчинок, которые очень легко перемещает ветер и песок является необходимым  природным ресурсом для людей, как и вода. Ребята стали бережнее относиться к воде и песку, а так же выполнять правила безопасного поведения в песочнице. Уходя с участка, не забывают закрывать песочницу. Со временем у детей появляются новые вопросы и интересы. Например: Что такое воздух? Почему мы его не видим? Получить ответы на эти и другие вопросы ребята смогли через реализацию проекта «Воздух – невидимка». После проведения всех исследований, дети сделали вывод: воздух можно поймать в пластиковый мешочек, он упругий, без цвета и запаха, держит форму предмета, в котором находится, при колебании может издавать звук. Главное мы выяснили: воздух может быть чистым в горах, в лесу, на лугах. В городах, где работают фабрики и заводы, на трассах и железно – дорожных путях, воздух загрязнён, и дышать, таким воздухом труднее. Что же делать? Ведь наша экология разрушается от действия человека. В проекте «Дышим мы, и дышат рыбы», мы с ребятами рассмотрели дыхательную систему человека и рыбы. После проведённых исследований и опытов мы выяснили, что без кислорода нет жизни на нашей планете. Для получения кислорода естественным путём, нам необходимо больше сажать растений и беречь те насаждения, которые уже имеются. А для аквариумных рыб есть специальные приборы для подачи воздуха в воду. Для рыб, живущих в прудах и других водоёмов, зимой прорубают во льду  проруби, чтобы рыбы не задохнулись без кислорода.         Так как нужно больше сажать растений, мы с детьми решили на подоконнике создать огород и вырастить из семян огурцы. Так у нас получился проект «Огурцы на подоконнике». Выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов и плодов – волшебство природы в действии. Наше исследование доказывает, что возможно получить урожай огурцов на подоконнике, но для этого, необходимо хорошо знать, как влияют свет, тепло, вода, почва  на  их развитие. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Ведь только так мы можем получить полезные огурцы, не добавляя ни каких химикатов, во время выращивания. Желание детей помочь природе было велико. Мы решили не останавливаться и вырастить дерево, так появился у нас новый проект «Выращивание, могучего дерева  дуб». Лес в наши дни испытывает на себе сильное влияние со стороны человека. Дерево - это в первую очередь древесина. Лес рубят ради  древесины. После рубки так называемого «спелого леса» остается обширная голая территория. И тут возникает сложная проблема - как вновь восстановить на вырубке лес? Как же это сделать? Единственный надежный путь искусственное возобновление леса, то есть посев семян или посадка саженцев. Дуб очень полезное дерево. Кора дуба применяется в медицине, как лекарственный препарат, а в кожевенной промышленности при обработке кожи, что делает ее мягкой и крепкой. А те желуди, которые остаются в лесу служат пищей для животных: кабанов, оленей, медведей, а так же птиц: дятлов, поползней и сойки. В процессе выполнения проекта мы сделали вывод, что могучее дерево дуб приносит большую пользу, как для людей, так и для животных, и птиц, поэтому ещё в древности люди поклонялись священным дубам. Людям нужно бережно относиться к природе, выполнять все правила безопасного поведения в лесу. Саженцы дуба из желудей можно вырастить и в домашних условиях, но необходимо за ними хорошо ухаживать и вовремя поливать. Свои саженцы дуба  мы высадили в Парке Памяти, дети были очень довольны, что хоть и маленький, но внесли свой вклад в улучшение нашей экологии.                                                                                                             Во время экскурсии по нашему парку, ребята обратили внимание, что как то в парке не уютно, везде разбросан мусор. Дети сделали вывод, что мусор бывает разный, и как много среди этого мусора картонных коробок. Очень некрасиво выглядит местность, загрязнённая бытовыми отходами, хотя в общественных местах установлены урны. Возвращаясь с парка и проходя мимо пищевого блока, дети заметили пустые коробки, в которых были привезены продукты для школы и сада. Ребята захотели узнать, что же можно сделать из этих коробок. Мы решили создать новый проект «Вторая жизнь картонной коробки». В этом нам помогли интернет – ресурсы и книжки – самоделки. Посмотрев на некоторое количество поделок, мы начали  действовать и постепенно дети пришли к выводу, что мусор может быть полезным, если ему дать новое назначение. Упаковка  из картона бывает разная по форме и размеру. Ненужные коробки, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для творчества. Можно изобрести что-то по-настоящему оригинальное из таких простых вещей, как коробки. Не выбрасывая мусор, а используя его для оригинальных поделок, мы сохраняем чистоту окружающей среды! Мы с ребятами сделали из коробок мебель для кукол: диванчики, кресла, столы, стулья, кровать. Подобрали коробку для домика, где разместили, всю сделанную мебель. Из 6 одинаковых коробок сделали стеллаж для машин, а для салона красоты сделали необычное кресло – стул.     Родители воспитанников тоже приняли активное участие  в проекте и дома с детьми, сделали из картонных коробок мебель для игровой зоны. В результате нашей практической работы, много упаковок не превратилась в мусор! Мы считаем, что это уже маленькая победа в борьбе с мусором. Это очень интересно и увлекательно, а главное мы получили огромное удовольствие от совместного творчества. Если каждый из нас в своей жизни, не выбросит несколько упаковочных коробок, а найдет им вторичное применение, то окружающая среда станет экологически чище.                                                                                                               Очень часто в газетах и по телевидению мы слышим  об экологических катастрофах, происходящих в мире. Но в наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы полиэтиленовых пакетов. Огромное количество мусора на улицах нашего села заставило нас задуматься над вопросом: что нужно сделать, чтобы наше село стало более чистым? Детей интересовали ответы на такие вопросы: "Есть ли польза от полиэтиленовых пакетов?",           "Какой вред от полиэтиленовых пакетов?",  "Почему люди часто  пользуются пакетами?", " Какая опасность  от полиэтиленовых пакетов грозит нашей экологии?" Чтобы дети получили ответы на свои вопросы, мы разработали проект «Полиэтиленовые пакеты. Польза или вред». Люди так увлеклись доступной и удобной упаковкой, что породили для себя другую проблему – проблему окружающей среды.  Полиэтиленовые пакеты удобные, прочные, гигиеничные, экономичные и компактные, но они очень загрязняют окружающую среду. Животные и птицы, попадая в полиэтилен, задыхаются, а если с пищей проглотят его, то погибают, так как полиэтилен не переваривается. Так же гибнут от полиэтилена и морские обитатели.     После исследования и проведённых опытов, мы узнали, что полиэтилен не гниет в земле, не растворяется ни в кислоте, ни в щёлочи. При сжигании выделяется ядовитый дым, который  плохо влияет на организм человека. В нашей стране работают заводы по переработке  мусора, но их не хватает, так как мусора с каждым годом всё больше. Поэтому мы предлагаем вместо полиэтиленовых пакетов использовать эко – сумки.

 "Эко-сумку ты возьми, и планету сбереги!
Она проста и симпатична, и еще – экологична!

 Люди сумку выбирают, про пакеты забывают!".    

    В процессе выполнения проекта мы сделали вывод: полиэтиленовые пакеты очень удобные, экономичные, практичные, но они являются самыми грозными врагами нашей экологии и всего живого на планете. Давайте перестанем мусорить на улице, на остановках, у речки, в лесу, около своего дома! Покажем людям пример и научим их беречь то, что дает нам природа! Постараемся оставить в наследство, будущим поколениям чистую, незахламленную пластиком и мусором нашу Землю! Давайте начнем с себя! Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побудило к поиску эффективных способов её решения в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1.О.А. Воронкевич Детские экологические проекты /Санкт-Ппетербург Детство-Пресс 2014г

2.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ / выпуск 2/ Санкт-Петербург Детство-пресс 2013г

3.С.Н. Николаева Юный эколог / Мозаика Синтез/ Москва 2010Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006 - №3.

4. Л.П. Бобылева, Интерес к природе как средство экологического

воспитания дошкольников/ Л.П. Бобылева// Дошкольное воспитание.- 2011.- № 7. – С. 10-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности...

Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковпосредством проектной деятельности...

Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности в процессе ручного труда

Статья посвящена значению проектной деятельности в развитии творческого воображения  дошкольников. О возможности применения проектов в процессе обучения детей ручному труду. Содержаться рекоменда...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»

Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов  является обеспечени...

Статья "Экологическое воспитание дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность"

Проблема охраны природы во все времена была актуальной,   но, пожалуй, никогда не стояла она так остро, как в наши дни, когда над всем человечеством нависла угроза экологическойкатастрофы. П...