Учебно- методический материал
учебно-методический материал

 

Выступления на методическом объединении педагогов

Выступления на педагогическом совете

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста с использованием инновационных игровых технологий» МДОБУ « Центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка» Подготовила : Кагарманова А.Ю. в оспитатель

Слайд 2

Система сенсорного воспитания основана на теориях восприятия Леонида Абрамовича Венгера , Льва Семеновича Выготского , Александра Вламировича Запорожца и других ученых. Венгер и Запорожец рассматривают сенсорное развитие как главный компонент умственного развития ребенка, усвоения сенсорного опыта. Ребенок индивидуален и имеет органы сенсорного развития как основы успешного развития организма. Сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Понятие « сенсорика » имеет латинский корень – « сенсус » (чувства, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка.

Слайд 4

Сказка «Репка»

Слайд 5

Цель Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста с использованием инновационных игровых технологий

Слайд 6

Задачи Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

Слайд 7

Актуальность Сенсорное развитие служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, воспринимает окружающее. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Слайд 9

Сказка «Лиса и заяц»

Слайд 10

Работа с родителями Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития дошкольников« Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. Консультации «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Б еседы о роли дидактических и развивающих игр для детей Наглядная информация: папки-передвижки «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей »

Слайд 11

Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития дошкольников"

Слайд 12

Результаты работы В результате специально организованных игр дети научились обследовать предметы, выделяя их признаки. Научились соотносить предметы по форме, цвету и величине. Устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название . У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Слайд 13

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Стандарт направлен на общий итог - социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и осмысливания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • развитие эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • побуждение сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей  (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

А. П. Аникина и Т. С. Комарова отмечают, что в рамках ФГОС следует развивать художественные творческие способности у детей, начиная с раннего возраста: имеется в виду формирование сенсомоторных действий и сенсорных эталонов с использованием высокой чувствительности зрительного анализатора, сенсомоторных качеств руки, развитие познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, наглядно-действенное и наглядное мышление), являющихся ведущим показателем художественных способностей.

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Результатом художественно-эстетическое воспитания, является художественно- эстетическое развитие как «процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявления красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека» (А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева).

Существуют различные определения понятия «художественно- эстетическое воспитание». Рассмотрим некоторые из них.

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

Художественно-эстетическое воспитание – это целостное гармоничное развитие личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

В педагогике выделяют четыре ведущие задачи художественно- эстетическое воспитания:

  • работа в эмоциональной сфере: развитие чувства эстетики, формирование личностных приоритетов, коллекционирование своей галереи образов. Это способствует добавлению насыщенности и содержательности в детскую жизнь.
  • формирование багажа знаний и суждений: ребенок в результате соответствующих занятий должен накопить определенные базовые знания, опыт и переживания. Именно этот багаж пробуждает в малыше интерес к миру с эстетической точки зрения. Детей с этой целью нужно ввести в мир оптимумов красоты, эстетики, эмоциональной составляющей и т. д.
  • формирование социально-психологического портрета личности. Ребенок должен научиться получать эмоциональное удовлетворение от эстетики вокруг него. К тому же, он должен овладеть навыками анализа, критической и аргументированной оценки какого-либо произведения искусства.
  • работа в созидательной сфере: дети должны начать сначала проявлять, а затем оттачивать свои художественные, музыкальные, пластические и другие способности.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • театрализованная деятельность.

В своих исследованиях Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте, в сравнении с ранним детством, образуется новый тип деятельности - творческий. Оригинальность этого вида деятельности заключается в том, что он обладает возможностью двигаться от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее.

К.Д. Ушинский говорил: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями».

Изобразительное искусство, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

У ребенка старшего дошкольного возраста просыпается рвение проникать во все многообразие окружающего мира. В следствие этого происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного. Активизируется и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Совершенствуется моторика, координация, плавность, целенаправленность движений. Развивается

эмоционально-волевая сфера. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

По мнению Н. В. Бутенко, цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО должна рассматриваться в контексте формирования основ художественно-эстетической культуры через приобщение ребенка к ценностям культуры и искусства, развитие восприятия, усвоение художественных эталонов, ценностно- смысловое общение, сотворчество педагога и ребенка, формирование художественно-эстетической потребности, формирование художественного вкуса и эстетического отношения, формирование активности, инициативности и самостоятельности в художественном творчестве.

Приёмы художественно-эстетического развития дошкольников

Наглядные: наблюдение, визуальное обследование предметов, рассматривание образца, изучение картин, репродукций и иллюстраций, демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями), анализ детских работ, игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).

Словесные: ситуативный разговор, метод сравнения картин, искусствоведческий рассказ, художественное слово, символическое моделирование, использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки), указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам, игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии).

Практические: отрабатывание формообразующих движений рукой, доведение движений до автоматизма, работа на черновиках.

Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в дошкольных образовательных учреждениях.

Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности; необходимо освоение детьми богатого художественного опыта, как на занятиях, так и в повседневной жизни в разнообразных играх. Искусство, как действенное средство художественно – эстетического воспитания, формирует «творчество» как качество личности. Как средство активизации обучения изобразительному искусству используют художественно-дидактические игры.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становится ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического развития дошкольников.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. 

Дошкольники с ОВЗ крайне быстро утомляются, не способны к длительному сосредоточению. Поэтому требуется особая организация деятельности детей. Подспорьем является работа с детьми по художественно- эстетическому развитию. Без специального обучения дидактическая  игра у детей с ОВЗ не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.

Дидактическая игра служит средством коррекции и компенсации дефектов развития особенного ребенка. Так же способствуют углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творчества.

Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, очерчивают руг деятельности каждого участника).

Само название «Дидактические игры» определяет их основную функцию - обучение, но обучение это осуществляется в игровой форме. Однако значение этих игр значительно шире. В них заключаются большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развитие их глазомера, координации движений рук и глаз, развитию мелкой мускулатуры рук.

Дидактические игры дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определенных привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить образовательно- воспитательную работу.

В дидактических играх содержатся интересные возможности для установления связи их с изобразительной̆ деятельностью, что способствует формированию у детей более глубоких эстетических знаний, представлений, развитие воображения, творчества, усвоение способов изображения. И вместе с тем дидактические игры, связанные с изобразительной деятельностью и способствующие ее совершенствованию, увеличивающие её привлекательность, способствует интеллектуально-эстетическому развитию ребенка.

Детям необходимо творить и переживать. Для развития этих качеств эффективно использовать дидактические игры как во время образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников


«Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»
Сократ

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в РФ является актуальной для системы образования, поскольку от духовного и физического состояния во многом зависит качество обучения и воспитания. В последние годы ведется целенаправленная деятельность, в рамках национального проекта, по оздоровлению населения России.

Здоровье - это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Ребенок лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.

Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Здоровье детей и их развитие – одна их главных проблем семьи и дошкольного учреждения. По утверждению специалистов Всемирной организации здоровья здоровье на 50–55 % зависит от образа жизни человека, на 20–23 % – наследственности, на 20–25 % – окружающей среды и на 8–12 % – здравоохранения.

Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Основы здоровья заложенные в дошкольным возрасте являются необходимыми фактором благополучной жизни любого человека, то, что упущено в детстве, трудно наверстать. В настоящие время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическим упражнениями.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет семья ребёнка и система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф.Аменд, С.Ф.Васильев, М.Л.Лазарев, О.В.Морозова, Т.В.Поштарева, О.Ю.Толстова, З.И.Тюмасевa и др.), — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми и семьёй, нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение его управляемости. Основа взаимодействия «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка. Взаимодействие родителей и педагогов в формировании здорового образа жизни, может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь ему в развитии индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Концептуальной основой взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации, коммуникативным способностям, к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Это невозможно без решения следующих задач:

− создать удобную развивающую среду-пространство самореализации ребенка;

− помочь ребёнку накопить необходимый опыт, знания и умения для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

− сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;

− стимулировать дошкольника включиться в процесс двигательной активности и физического развития, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать комфортные условия для внутренней активности личности;

− направлять совместную работу родителей и всего педагогического коллектива на развитие и закаливание организма ребенка;

− формировать свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

В педагогическом процессе используются технологии с одной стороны обеспечивающие решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующие эффективной реализации образовательных и воспитательных задач. Это и есть организация образования бережного отношения к своему здоровью.

Педагогическая технология взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни — это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно обеспечивающего становление, поддержание, укрепление и наращивание здоровья в единстве всех его составляющих в ходе взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. Специфика этой технологии определена тем, что обеспечивается становление здоровья человека, гармоничное, сбалансированное функционирование его организма во взаимодействии с окружающей средой, а она способствует становлению личности в целом, полноценно готовой к выживанию и самореализации в жизни. Включая детей в реальную деятельность по укреплению и сохранению их собственного здоровья, мы говорим о сберегающей здоровье деятельности самого ребенка.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни — это целенаправленное, планомерное, последовательное взаимодействие, которое включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении. Алгоритм взаимодействия:

1. Перестройка мышления на здоровый образ жизни, овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни, пополнение запаса теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания предполагает самосовершенствование педагогов.

2. Работа с родителями включает проведение ряда доступных и интересных мероприятий: теоретических и практических семинаров по вопросам оздоровления, двигательной активности, закаливанию, релаксации, здоровому питанию, практических занятий, семейных соревнований, совместных походов, дней открытых дверей и др.

3. Работа по сбережению здоровья с дошкольниками направлена на формирование адекватных представлений о строении собственного тела, на осознание ценности своей жизни и жизни другого человека, формирование потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни, на привитие гигиенических навыков, умение предвидеть возможные опасные последствия своих поступков для жизни, воспитание уважения к жизни другого человека, формирование оптимистического мироощущения, умения сочувствовать, сопереживать.

Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни, включает в себя опережающую подготовку педагогов, тесное сотрудничество с родителями по вопросам сбережения здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у детей, направлена на обеспечение физического, нравственного и психического здоровья ребенка. А это является современными требованиями личностного развития.

У родителей и педагогов одна цель — благо детей, здоровое детство, их полноценное и гармоничное развитие. И только дополняя, поддерживая, совместными усилиями, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов.

"Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого."                                                                       

В.В.Путин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методический материал «Бисероплетение в детском саду»

В детском саду  можно вести кружок по бисероплетению с детьми подготовительной группы. Дети 6-7 лет способны выполнять несложные украшения, цветы, панно, состоящие из нескольких предметов и др. И...

Учебно - методический материал, викторина " А.П.Чехов "

Викторина подводит итог  педагогической работы к 150 - летию со дня рождения А.П.Чехова. Задачи : воспитывать любовь к малой Родине,чувство  уважения и гордости за наших великих земляк...

Учебно методический материал(Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом и семьей)

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нр...

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"

Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...