Дидактическая игра на сложение и вычитание «Математические матрешки»
методическая разработка

Мутина Мария Валентиновна

Воспитатели, родители, а также сами дети прилагают огромные старания в долгом процессе обучения математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_matematicheskie_matreshki.docx218 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт дидактической игры на сложение и вычитание

«Математические матрешки»

Воспитатель: Мутина Мария Валентиновна

Организация: МБДОУ «Д/с № 5 «Теремок»

Территория: ГО ЗАТО Комаровский

Пояснительная записка

Воспитатели, родители, а также сами дети прилагают огромные старания в долгом процессе обучения математике. Поэтому усвоение и понимание математических основ должно проходить в игровой форме и вызывать у детей живой интерес к познанию, и в этом им помогут дидактические игры. Игра, ведущая деятельность у дошкольников, которая признана разнообразить обучающий процесс и уничтожить строгий официоз. В ней дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры по математике могут быть самыми разными, и решать разные задачи. С целью роста познавательного интереса я изготовила для своих воспитанников дидактическую игру, которую и предлагаю Вашему вниманию.

Игра предназначена для детей 6-7 лет.

Цель :закреплять состав числа с помощью решения примеров в пределах 10  на сложение и вычитание, развивать внимание, память, логическое мышление, развитие мелкой моторики.  

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10.

2. Совершенствовать умения называть соседей однозначного числа первого десятка.

3. Совершенствовать навыки сравнения и нахождения нужного числа.

4. Закреплять знания состава чисел первого десятка.

5. Совершенствовать навыки использовать самостоятельно однозначные числа первого десятка.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес и логического мышления.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление

3. Развивать навыки счета, мелкую моторику рук

Воспитательные:

1. Закреплять умения общаться в процессе работы малых групп.

2. Внимательно слушать задание, дожидаться своей очереди при ответах на вопрос.

3. Воспитывать интерес к математической деятельности

Материал: матрешки с примерами, цветные   фишки, мешочек чисел, где каждое число соответствует определённому цвету.

1-й вариант: «Реши пример»

Цель: Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Ход игры:

Воспитатель называет пример из двух однозначных цифр первого десятка, и объясняет, что нужно с ними сделать сложить или вычитать.

Воспитанник, используя игровой комплект, выполняет действия по его решению.

Далее воспитатель называет пример из двух однозначных цифр первого десятка следующему воспитаннику.

 2 вариант:

Игрокам выдаются матрешки с примерами, при решении которых  выпадает определенная цифра , которая соответствует цвету фишек. При правильном решении у игрока получается узор на карточке.

Если ребёнок затрудняется , подскажите ему.

Можно устроить соревнование : кто правильно и быстрей соберёт  коврик. С помощью этой игры дети научатся в игровой форме самостоятельно находить поиск решения и   с пользой проведут время.

3-й вариант «Урок математики»

Цель: закреплять количество и счет, развивать творческие способности, логическое мышление, умение рассуждать. Формировать самостоятельность, сообразительность.

Ход игры: Воспитатель: Матрёшка нам показывает число семь. Необходимо в пустых окошках подобрать, чтобы при сложении получилось числа 7.

Дети, подбирают нужные цифры первого порядка в пустые окошки.

4-й вариант «Математика в загадках»

Цель: активизировать познавательную деятельность воспитанников, повышать интерес к изучению математики.

Ход игры:

Воспитатель загадывает загадку о первом и втором слагаемом числе.

Дети разгадывают, о каком числе говорится в загадке, и показывают этот пример.

Необходимо заинтересовать детей предстоящей деятельностью, создать элементарную проблемно – поисковую ситуацию. Объяснить правила игры, познакомить с общими способами действий , стимулировать проявление самостоятельности, поощрять стремление достичь результата.

Также возможны игровые упражнения : «Нарисуй недостающие предметы » ; «Сравни с помощью знаков = > <,   «;Допиши и нарисуй» ; «Сколько пар ?» ; «Составим задачу на сложение , вычитание.»;  «Решим задачу» ;  «Сколько всего?»; «Найдём соседей числа»;  на сообразительность, смекалку.

Конспект занятия НОД в подготовительной группе.

"В гости к матрёшке"

Обучающие задачи:

1. Развивать умение определять  и называть предыдущее и последующее число к названному в пределах 10.

2. Продолжать учить делить предметы на 8 равных частей.

3. Закреплять представление о известных геометрических фигурах и их свойствах.

4. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.

Развивающие задачи:

1. Способствовать развитию логического мышления, внимания, сообразительности.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать усидчивость, умение слушать.

2. Воспитывать интерес к математическим знаниям.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал.  Плоскостные изображения многоэтажного дома, матрёшки, 2 круга.

Раздаточный материал.  Простые карандаши, цветные карандаши, круги, ножницы, карточки с заданием, листы в клетку.

Ход занятия:

     Вначале занятия раздается звонок на телефоне воспитателя. После разговора воспитатель сообщает детям, что звонила матрёшка и рассказала, что она переехала в новую квартиру и приглашает всех в гости. В разговоре она упомянула, что номер её новой квартиры 7.

- Ребята, хотите поехать в гости к матрёшке?

- Да.

- Тогда мы должны выполнить задание, чтобы узнать на каком виде транспорта мы можем поехать.

 Графическое упражнение "Машина"

- Теперь вы знаете, что в гости мы поедем на машине.

     А вот и дом в котором живет наша матрёшка. (На доске плоскостное изображение многоэтажного дома). Только, посмотрите, не все квартиры пронумерованы. Нам надо будет самим найти на каком этаже находится квартира №7.

- Вы уже знаете, что у каждого числа есть два соседа-числа, предыдущее и последующее.

- Скажите, какое число называется предыдущим?

- Правильно, меньшее на один, оно стоит впереди.

- А какое число называется последующим?

- Большее на один, оно стоит после. Молодцы, правильно.

- Давайте определим квартиры под какими номерами находятся на первом этаже? Назовите предыдущее и последующее число по отношению к числу 2.

(Называют числа 1 и 3) Что ж на первом этаже нужной нам квартиры нет, идем дальше. На следующем этаже дети определяют соседей числа 5 и переходят на следующий этаж. На третьем этаже дети определяют предыдущее и последующее число к числу 8, узнают, что нужная им квартира №7 находится на третьем этаже.

- Ребята, мы долго ехали с вами на машине, поднимались на третий этаж, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

     Смотрите, ребята, а вот и наша знакомая матрёшка (На доске плоскостное изображение матрешки), только она почему-то грустная.

- Что случилось матрёшка? Я поняла, ты не успела украсить комнату к нашему приходу, у тебя порвалась гирлянда. Мы с ребятами тебе обязательно поможем.

- Поможем, ребята?

- Посмотрите, гирлянда состоит из разных геометрических фигур, расположенных в определенной последовательности, надо продолжить цепочку согласно образцу.

- Возьмите свои карточки с заданием и работая по образцу продолжите гирлянду. (Один из детей может выполнять задание на доске).

Игровое упражнение №Продолжи гирлянду".

- Смотрите какая длинная гирлянда у нас получилась. Вот и матрёшка довольна, улыбается и приглашает всех на торт.

    Воспитатель прислушивается к матрешке:

- Что случилось? Ты не знаешь как разделить торт на 8 равных частей? Мы тебе и в этом тоже поможем.

Игровое упражнение "Разделим круг"

     Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на две равные части.

- На сколько частей вы разделили круг?

- Как можно назвать каждую часть?

- Что больше: целое или одна вторая?

- Что меньше: половина или целое?

- Разделите каждую часть ещё на две равные части: "Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть?

- Что больше: целое или одна четвертая?

- Что меньше: одна четвертая или целое?

Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга, затем 3/4 круга и спрашивает:

- Что больше: целое или три четвертых?

- Сколько четвертых частей в целом?

- А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя)

- Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть?

Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое?

      Вот мы и помогли матрёшке разделить торт на 8 равных частей.

Теперь давайте разделимся на две команды и выполним задание от наших матрешек, перед вами примеры на сложение и вычитание, ваша задача быстрее другой команды верно решить все примеры. Ура победила дружба.

- Скажите, что на занятии вам понравилось больше всего? С чем было труднее справиться?

- Сегодня вы все старались и за это матрёшка хочет вам подарить на память медали. (Воспитатель раздает медали детям).

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Так как в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях о...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

представлены игры для детей от 3 до 4 лет по формированию элементарных математических представлений...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...

Дидактическая игра в средней группе с математическим содержанием "Найди свою пару"

Конспект дидактической игры в средней группе с математическим содержанием "Найди свою пару"...

Дидактическая игра, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы «Веселые матрешки»

Цель: формирование умения  различать и сравнивать предметы по величине.Задачи:·        Формировать умение сравнивать предметы по высоте;·...

Конспект дидактической игры во второй младшей группе «Крошки – матрешки»

Конспект дидактической игры с элементами ФЭМП «Крошки – матрешки» во второй младшей группе...