Глитоника
рабочая программа по аппликации, лепке по теме

ГЛИТОНИКА

ПРОГРАММА

 развития творческих способностей ребенка   

через погружение в процесс лепки из голубой глины.

  Лепка всех видов привлекательна для деятельности  ребенка. Процесс создания образа или предмета увлекает ребенка, пробуждает интерес, побуждает думать и управлять рукой.

         Глитоника – это программа развития кисти руки, следовательно, развития, стимулирования к активности коры головного мозга. Как в музыке, где тоника — первая и главная ступень лада, основы гармонии, к которой тяготеют все остальные ступени, так и развитие кисти руки – первооснова умственного развития ребенка.

                      Цель программы – систематизировать возможности целенаправленного физиологического и нервно-психического развития ребенка через работу с глиной.

Программа состоит из автономных по содержанию и тесно взаимодействующих модулей. Каждый модуль решает конкретную задачу:

·       Обучение взрослых технологии организации занятий с детьми;

·       Организацию занятий с детьми разного возраста в семье;

·       Организацию занятий с детьми и самостоятельной художественной деятельностью в детском саду с воспитателем группы и узкими специалистами.

·       Организацию диагностических мероприятий развития ребенка в динамике.

Результаты:

Для педагогов:

Повышение квалификации педагогов

Подготовка информационных материалов для родителей, обобщение опыта работы.

Обогащение опыта родителей.

Освоение различных способов лепки (конструктивный способ, из целого куска), применение в декорировании различных приемов, сюжет,  особенности пластичности глины

Укрепление мышц кистей рук, развитие чувствительности пальцев рук.

Глазомер, ловкость

Чувствительность кончиков пальцев

Конкретизация абстрактных понятий, придание теоретическим аспектам реальной формы повысит качество освоение материала. Разовьется навык моделирования сложных понятий.

Формирование навыка правильно держать карандаш

Развитие координации руки

Ориентировка на листе бумаги

Знакомство с буквой

Побуждение детей к творческой деятельности, использование разнообразных средств выразительности в музыкальном творчестве.

Развитие эмоционального отклика детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glitonika..doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Екатерина Яруллина.

2010

ГЛИТОНИКА

Развитие ребенка в процессе занятий лепкой.


 

© Екатерина Хуснеевна Яруллина, заведующий, руководитель высшей категории

© Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением

деятельности по художественно – эстетическому развитию детей

№ 95 «Балкыш»


 РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

муниципальное образование город  Набережные Челны

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением

деятельности по художественно – эстетическому развитию детей

№ 95 «Балкыш»

 ГЛИТОНИКА

 

Екатерина Яруллина.

ПРОГРАММА

 развития творческих способностей ребенка   

через погружение в процесс лепки из голубой глины.

г. Набережные Челны

- 2010 -


ОГЛАВЛЕНИЕ.

Оглавление

3

Пояснительная записка

4

Модуль № 1. Глитоника для взрослых.

7

Модуль № 3. Глитоника в детском саду.              

10

Модуль № 4. Глитоника и музыкальное воспитание.              

12

Модуль № 5. Глитоника в семье.  

Приложение 1

Приложение 2                    

13

14

16


Пояснительная записка.

Уважаемые коллеги, родители!

Вашему вниманию предлагается Программа  развития детей дошкольного возраста через погружение в процесс лепки из голубой (бентонитовой) глины. Лепка всех видов привлекательна для деятельности  ребенка. Процесс создания образа или предмета увлекает ребенка, пробуждает интерес, побуждает думать и управлять рукой.

        Глитоника – это программа развития кисти руки, следовательно, развития, стимулирования к активности коры головного мозга. Как в музыке, где тоника — первая и главная ступень лада, основы гармонии, к которой тяготеют все остальные ступени, так и развитие кисти руки – первооснова умственного развития ребенка.

        Для педагогов и психологов взаимосвязь уровня умственного развития ребенка и руки – аксиома. Существует множество апробированных методик развития мелкой моторики руки, они активно работают и предлагаются практическими психологами и педагогами. Предлагаемая Программа, не вступая в противоречие с ними, стремится пополнить арсенал средств воздействия на природные резервы организма ребенка, растущего в урбанизированной среде.

           Цель программы – систематизировать возможности целенаправленного физиологического и нервно-психического развития ребенка через работу с глиной.

        Программа рассчитана на воспитанников детского сада № 95 «Балкыш», т.к. в детском саду имеются условия для организации данной работы. Программа адресована родителям, т.к. в силу организационных особенностей деятельности  доминантный путь реализации Программы – индивидуальная работа, что трудно достигается в условиях типового детского сада.  

  Глина отличается пластичностью структуры, имеет ряд иммуностимулирующих и развивающих свойств:

  1. Развивает мелкие мышцы пальцев и ладони
  2. Оказывает массирующее действие на периферическую нервную систему
  3. Стимулирует процессы энергообмена
  4. Способствует расслаблению кисти руки
  5. Оказывает умеренное косметическое и оздоравливающее воздействие
  6. Развивает мышление, ловкость
  7. Формирует усидчивость, волевое усилие
  8. Доставляет эстетическое удовольствие

Главное условие реализации Программы – увлеченность взрослых работой с глиной. Совместное творчество, взаимопонимание, единение замыслов и искренний интерес взрослых к творчеству ребенка - фундамент успеха.

Продолжительность деятельности под руководством Программы – произвольная, от нескольких занятий до пожизненного увлечения. Предположу, однако, что наиболее эффективны еженедельные занятия на протяжении всего дошкольного детства. Но, следует помнить, как и любое творческое дело, оно не может быть увлекательным абсолютно для всех. Поэтому, Глитоника – Программа дополнительного образования.

Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики – очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно-прикладной деятельности.

  1. Упругие свойства глиняной массы – природный экспандер, ежедневное сжимание и разжимание, раскатывание между ладонями кусочка глины непременно разовьет силу кисти.
  2. Деление целого на части, определение пропорций, расчет толщины, длины и т.п. – важнейшее условие развития элементарных математических представлений.
  3. Сопровождение работы речью (описание, проговаривание замысла, анализ прочитанного произведения, инсценировки с вылепленными фигурами и т.п.) – основа основ развития грамотной речи ребенка.
  4. Знакомство со свойствами глины и характером взаимодействия глины с природными и синтетическими материалами – богатейший путь ознакомления с окружающим.
  5. Сопровождение работы слушанием музыки, пением, изготовление из глины музыкальных игрушек – ещё одно направление гармоничного развития ребенка.
  6. Декоративно-прикладное творчество можно считать апогеем интеллектуального и духовного развития ребенка.

Таким образом, работа с глиной – один из реальных путей гармоничного развития личности ребенка.

Программа является компонентом Программы развития Балкыш, ориентирована на сложившиеся традиции детского сада, квалификацию педагогического коллектива, имеющуюся материально-техническую базу и перспективу её развития, ориентиры родительского заказа. 

Программа состоит из автономных по содержанию и тесно взаимодействующих модулей. Каждый модуль решает конкретную задачу:

  1. Обучение взрослых технологии организации занятий с детьми;
  2. Организацию занятий с детьми разного возраста в семье;
  3. Организацию занятий с детьми и самостоятельной художественной деятельностью в детском саду с воспитателем группы и узкими специалистами.
  4. Организацию диагностических мероприятий развития ребенка в динамике.

Поэтому в первой редакции Программы планируется разработать содержание нескольких модулей, а в процессе освоения Программы пополнять её содержание новыми модулями. Например, «Глитоника и развитие речи», «Музыкальное сопровождение занятий по Глитонике» и т.п. автор рассчитывает на сотрудничество с педагогами и родителями.

Первый шаг к реализации Программы уже сделан: состоялась презентация планируемой деятельности, проведены первые пробные формы занятий. Запланировано создание видео приложения к Программе.

     

Е.Х. Яруллина, заведующий Балкыш.


Модуль I.

ГЛИТОНИКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

САМООБРАЗОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (теория)

ТЕМА

СРОКИ.

РЕЗУЛЬТАТ.

1.

Изучение методической литературы по организации работы с глиной (перечень прилагается)

Июнь-август

Подготовка информационных материалов для родителей.

2.

Круглый стол – викторина «Особенности обучения детей дошкольного возраста лепке»

Август

Повышение квалификации педагогов

3.

Гигиенические условия занятий с глиной, технологии приготовления заготовок для работы с глиной.

Сентябрь.

Смотр - выставка, обмен опытом.

4.

Оздоровительные возможности голубой глины.

Октябрь.

Коррекция оздоровительной программы ДОУ.

5.

Технологии обучения детей лепке из цельного куска одночастных форм.

Ноябрь

Подготовка информационных материалов для родителей, обобщение опыта работы.

6.

Технологии обучения детей лепке конструктивным способом.

Декабрь

7.

Технологии обучения детей лепке из цельного куска многочастных форм.

Февраль

8.

Организация самостоятельного декоративного творчества детей

Март

Подготовка к лету.

9.

Анализ работы Программы Глитоника за год.

Май.

Коррекция программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ, МАСТЕР – КЛАССЫ

ТЕМА

СРОКИ.

РЕЗУЛЬТАТ.

1.

Яруллина Е.Х.. Практикум «Особенности работы с глиной»

Июнь-август

Освоение педагогами технологией работы с глиной

2.

Пронина Т.Г. Техника скульптурной лепки.

Ноябрь.

Повышение квалификации педагогов.

3.

Яруллина Е.Х. Глитоника на занятии по РЭМП в старшей – подготовительной группе.

Январь.

Освоение приемом работы и внедрение в практику.

4.

Воспитатели младших групп. Глитоника – малышам.

Март.

Освоение приемом работы и внедрение в практику.

 СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

ТЕМА

СРОКИ.

РЕЗУЛЬТАТ.

 1.

Методика обучения лепке детей раннего и младшего дошкольного возраста

Осень  

Обобщение опыта работы воспитателей, повышение квалификации.

2.

Методика обучения лепке детей среднего дошкольного возраста

Зима

3.

Методика обучения лепке детей старшего дошкольного возраста

Весна

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ТЕМА

СРОКИ.

РЕЗУЛЬТАТ.

1.

Значение лепки для развития ребенка.

Июль –август.

Заинтересованность родителей.

2.

Что такое Глитоника и как её освоить?

Сентябрь.

Изучение Программы.

3.

Условия организации занятий с ребенком по работе с глиной.

Октябрь.

Возможность организовать условия.

4.

Приемы лепки различными способами.

Ноябрь – май.

Обогащение опыта родителей.

5.

Как оценить уровень развития ребенка, приемы коррекции.

Январь.

Освоение приемов диагностики.

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.

Тема

Сроки.

Результат.

1.

Издание статей, эссе, методических рекомендации из опыта работы педагогов в научно-методических изданиях, опыт родительской общественности.

В течение года и позднее.

Повышение квалификации педагогов, пиар-продвижение детского сада на рынке услуг

2.

Круглый стол «Глитоника: быть или не быть?»

Март

Свертывание / развитие программы

3.

День открытых дверей «Благодаря лепке – пальчики крепки!»

Май

Обобщение опыта работы по программе за год.


Модуль II.

ГЛИТОНИКА В ДЕТСКОМ САДУ.

Подготовительная к школе группа.

Яруллина Е.Х., Рамазанова М.Н.

ЗАНЯТИЯ.

ТЕМА

СРОКИ.

РЕЗУЛЬТАТ.

1.

Блюдо с фруктами.

Сентябрь.

Освоение различных способов лепки (конструктивный способ, из целого куска), применение в декорировании различных приемов, сюжет,  особенности пластичности глины

2.

Кукла.

Октябрь.

3.

Декоративное блюдо.

Ноябрь

4.

Что в мешке у Деда Мороза?

Декабрь

5.

Дымковская игрушка. Фигуры животных.

Январь

6.

Дымковская игрушка. Барышни и кавалеры.

Февраль

7.

Гжель.

Март

8.

Филимоновская игрушка.

Апрель

9.

Татарская народная игрушка.

Май.

УПРАЖНЕНИЯ.

ТЕМА

СРОКИ.

РЕЗУЛЬТАТ.

1.

 Сжимание и разжимание тугого куска глины в ладонях (до 32 раз) (в сопровождении потешки, скороговорки)

Ежедневно в утренние часы.

Укрепление мышц кистей рук, развитие чувствительности пальцев рук.

2.

Скатывание, раскатывание в цилиндрическую форму, устный счет

3.

Расплющивание в диск, прищипывание по краю диска

4.

Скатывание в шар

5.

Подбрасывание и ловля шара

Глазомер, ловкость

6.

Скатывание мелких шариков большим, указательным и безымянным пальцами

Чувствительность кончиков пальцев

 ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РЭМП.

Разделы.

РЕЗУЛЬТАТ.

 1.

Количество и счет: отсчитывание заданного количества заготовок, предметов, моделирование числовых фигур, знакомство с цифрой, моделирование десятка, сотни.

Конкретизация абстрактных понятий, придание теоретическим аспектам реальной формы повысит качество освоение материала. Разовьется навык моделирования сложных понятий.

2.

Величина. Преобразование предметов с целью сравнения и установления взаимосвязи изменений по длине, ширине, толщине, высоте предметов.

3.

Форма: изготовление предметов заданной формы, преобразование геометрических форм в предметы.

4.

Ориентировка в пространстве: изготовление объемных форм (лабиринты, макеты), размещение вылепленных элементов в пространстве.

5.

Ориентировка во времени: изготовление символов, макетов года, сезона, месяца, недели и т.п.

6.

Обучение решению задач – моделирование условия задачи.

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ

И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ТЕМА

РЕЗУЛЬТАТ.

1.

Изготовление и применение карандашей - тренажёров

Формирование навыка правильно держать карандаш

2.

Пальчиковая гимнастика с усилением (содержание разрабатывается)

Развитие координации руки

3.

Изготовление и размещение макетов точек, палочек, линий и т.д.

Ориентировка на листе бумаги

4.

Изготовление элементов прописной буквы и составление буквы (по Эльконину)

Знакомство с буквой

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ[1].

Тема

Сроки.

Результат.

1.

2.

3.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Тема

Сроки.

Результат.


Модуль III.

ГЛИТОНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ.

Подготовительная к школе группа.

Яруллина Е.Х., Ваничкова А.Г.

ЗАНЯТИЯ.

РАЗДЕЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ.

РЕЗУЛЬТАТ.

1.

Иллюстрирование темпа музыки

Раскатывание шарика в темпе исполняемого фрагмента

Побуждение детей к творческой деятельности, использование разнообразных средств выразительности в музыкальном творчестве.

2.

Иллюстрирование тембра музыки

Раскатывание цилиндра «толстый» (низкий тембр) или «тонкий» (высокий тембр)

3.

Иллюстрирование высоты музыки

Размещение глиняных шариков на шаблоне

4.

Музыкально – ритмические движения: пластические этюды (движение лепной фигуры)

Изображение движений преобразующих заготовку в игрушку

5.

Использование в деятельности народной игрушки: свистулька авторская, свистулька самодельная.

Расписывание игрушек, игра с ними

6.

Составление видеоклипа о народной глиняной игрушке.

Подбор музыкального сопровождения

7.

Танцевальная композиция «Ожившие игрушки»

Пластические этюды и хореографическая композиция.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

ТЕМА

СРОКИ.

РЕЗУЛЬТАТ.

1.

Карнавал

Осень

Развитие эмоционального отклика детей

2.

На ярмарке

Зима

3.

Свистопляска

Весна

4.

Глинландия

Лето


Модуль IV.

ГЛИТОНИКА В СЕМЬЕ.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК.

Упражнение.

Примечания.

1

 Сжимание и разжимание тугого куска глины в ладонях (до 32 раз) (в сопровождении потешки, скороговорки)

Упражнения выполняются ежедневно

Строго по инструкции!

2

Скатывание, раскатывание в цилиндрическую форму, устный счет

3

Расплющивание в диск, прищипывание по краю диска

4

Скатывание в шар

5

Подбрасывание и ловля шара

6

Скатывание мелких шариков большим, указательным и безымянным пальцами

7

Топтание на глиняной пластине

8

Аппликации жидкой теплой глиной «Сапожок», «Перчатки», «Маска»

9

Аппликации разогретым глиняным порошком на грудную клетку, стопы ног

ТВОРЧЕСКИЙ БЛОК.

1

Выполнение работ по замыслу

Данный вид деятельности предполагает самостоятельное творчество ребенка рядом с взрослыми, обратить внимание на желание принимать творчество ребенка позитивно.

2

Коллективные семейные работы

3

Изготовление декоративных украшений с применением разнообразных материалов

4

Скульптурная лепка: животные, человек

5

Декоративная лепка: на пластинах разнообразных форм – штампование, вдавливание

6

Декоративная лепка: на пластинах разнообразных форм –  лепнина

7

Декоративная лепка: на пластинах разнообразных форм – штампование, вдавливание и лепнина


Приложение 1.

О ПОДГОТОВКЕ ГЛИНЯНОЙ МАССЫ К РАБОТЕ.

Занятия  лепкой и роспись лепных фигур – неотъемлемая часть занятий по изодеятельности детей всех возрастов и увлекательный компонент самостоятельной творческой деятельности детей. Занятия проводятся в изостудии, групповом помещении и на веранде в летнее время.

Оборудование занятий описано в учебно-методической литературе. Самое сложное – наличие поворотного круга. Предлагаю воспользоваться всем известными ведерками с крышкой из-под майонеза или аналогичными емкостями. В емкости можно хранить оборудование к занятию, заготовки для лепки, а во время лепки, фигурка выставляется на крышку закрытого ведерка, и ребенок поворачивает импровизированный поворотный круг как ему удобно (особенность выполнения лепной работы – необходимость видеть её со всех сторон).

Подготовка глины к работе:

  1. Выложите глину в любую емкость и залейте водой, так, чтобы воды было с избытком (вся глина покрыта водой) и оставьте на один – пять дней. Предварительно уместно глину измельчить. Держать глину в воде более недели не рекомендуется – появится болотистый запах.
  2. Размокшую глину необходимо привести в нужное состояние гладкой пластичной массы без примесей и комков. Лучше всего это делать руками: возьмите пригоршню замоченной крошки и разминайте руками до состояния хорошо вымешанного теста – мягкого, пластичного. Глина перестала приставать к рукам – заготовка готова.  Можно лепить изделие.
  3. Внимание! Готовую для работы глину можно длительно хранить в помещении. Для этого из тщательно вымешанной массы формируют однородный (без воздушных отверстий) брусок или кирпич, оборачивают его герметично в целлофановый пакет, тщательно удаляя воздух. Можно сформовать разовую заготовку (кулачок ребенка) и герметично обернуть пленкой для упаковки пищевых продуктов – удобно перед занятием освободить заготовку и она готова к работе. Герметично упакованная глина не будет сохнуть, на ней не появятся гнилостные признаки. За 10-12 часов до применения глину следует проверить на вязкость – подсохшие бруски оберните хлопчатобумажной влажной тканью и глина станет мягкой. Слишком вязкую заготовку оберните сухой тканью, она «заберет» излишки влаги. Но лучше всего влага «уходит» в руки – начните разминать ладонями «жидкий» брусок, постепенно он станет все более вязким и в конце концов руки станут сухими. Для работы на занятиях на год достаточно бруска объемом в 8 – 12 кулачков ребенка, для самостоятельной деятельности – по Вашему усмотрению.
  4. Объемные глиняные заготовки – идеальная площадка для обучения декоративной росписи гуашью. Бумагу оставьте для акварели! Для занятий и самостоятельной деятельности детей рекомендую с помощью родителей сделать заготовки на каждого ребенка:
  1. Пластины плоские толщиной 10 – 15 мм, размером до 150 на 150 мм в форме: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольная форма, полоски
  2. Объемные фигуры 50 на 50 на 100 мм (шары, яйца, бруски, столбики, конусы, пирамиды и т.п.)
  3. Фигурки животных, людей и других предметов
  1. Некоторые особенности организации занятий:  
  1. Осмотреть руки детей – работать с глиной нельзя при наличии порезов, ссадин, кожных высыпаний, заусенец и т.д.
  2. Перед началом работы оголить руки по локоть, если глина очень сушит кожу – предложите ребенку смазать руки подсолнечным маслом (можно неоднократно за занятие).
  3. Все манипуляции по созданию формы выполнять в руке, на ладони, пальцами.
  4. После завершения работы руки тщательно вымыть теплой водой с мылом и при помощи щетки.

Для начала все. Глина расположилась на хоздворе, разбирайте. Мастер класс – по Вашему заказу в любое время!

Насладитесь этим чудом – чудом творчества!


Приложение 2.

СВЕДЕНИЯ О БИКЛЯНЬСКОМ КАРЬЕРЕ

ПО ДОБЫЧЕ БЕНТОНИТОВЫХ ГЛИН.

Биклянский карьер является действующим предприятием, разрабатывающим Биклянское месторождение бентонитовых глин открытым способом с 1953 года. Находится на балансе ОАО “Альметьеский завод глинопорошка”, являясь его сырьевой базой.

Административно карьер расположен на территории Биклянского сельского совета Тукаевского района Республики Татарстан.Карьер связан с ж/д станцией Круглое Поле дорогой с твердым покрытием протяженностью 2 км.
     Биклянское месторождение бентонитовых глин очень мощное, разведано в 1953 году. В международных кадастрах по природным ресурсам зарегистрировано как Биклянское месторождение бентонитовых глин с 1956 года.     В геологическом строении месторождения принимают участие отложения верхне-казанского подъяруса верхней перми; биклянского горизонта акчагалыкского яруса верхнего неогена и нерасчлененные четвертичные и современные техногенные образования.

     По данным Сабитова А. А. глины представлены щелочноземельным монтмориллонитом, имеющим преимущественно кальциевый обменный комплекс, при сумме всех катионов 45,31 мг.- экв. Химический и гранулярный состав достаточно стабилен по всему разрезу.
     Гранулярный состав: весь разрез, вскрытый карьером, представлен дисперсными глинами, содержащими от 68,2 до 95,3 % глинистых частиц, в том числе от 32,7 до 51,6 % частиц размером менее 0,001 мм (меньше 1 мкм) [2]

Минералогический состав Биклянских глин:

Монтмориллонит – 62-65 %, Гидрослюда – 11-14 %, Хлорит + каолинит – 15-20 %, Кварц – 11-12 %, Полевые шпаты – 3 – 4 %, Кальцит – 1- 1,5 % . Входят микроэлементы: Кремний, Титан, Алюминий, Железо-lll, Железо-ll, Марганец, Кальций, Магний, Натрий, Калий, Фосфор, Сера

             Глины продуктивных горизонтов располагаются двумя слоями. Верхний слой – глины коричневато-серые, а нижний слой серые и темно-голубые. Глины как верхнего слоя так и нижнего – беспесчанистые, плотные, вязкие, пластичные, жирные на ощупь – представлены щелочноземельным монтмориллонитом.


[1] Разделы «самостоятельная художественная деятельность и индивидуальная работа выносятся в календарное планирование.