Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста .
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

 

Ребёнок чист,
как родниковая вода,
И отражает мир без искажений.

Мир ребёнка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные ребёнку с рождения.
Может стать вопрос: так ли уж нужна изобразительная деятельность таким маленьким детям? Ведь результат её - неграмотный, невыразительный, и конечно, о творчестве говорить не приходиться. Между тем огромный потенциал для раскрытия детского творчества заключён именно в изобразительной деятельности.
Для меня в работе с детьми раннего возраста по изобразительной деятельности, особый интерес представляет тема: «Развитие детского творчества нетрадиционными средствами изобразительной деятельности».
Главной целью работы для меня является содействие воспитанию человека с развитым миром эмоций и творческим мышлением, умеющего эстетически воспринимать окружающий мир, любить и беречь природу, владеющего изобразительными навыками.
Основными задачами, которые я ставлю перед, собой являются:
Создание условий для развития творческой деятельности детей.
Воспитание интереса к изобразительной деятельности.
Развитие творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность

В этом возрасте в условиях детской деятельности доминирует не столько художественно- эстетическое, сколько познавательное, личностное отношение к окружающему.
Между тем целенаправленная работа, начатая ещё в раннем возрасте, способна помочь ребёнку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста.
В начале учебного года я провожу диагностический срез, используя наблюдение за детьми и анкетирование родителей, что в дальнейшем помогает мне в организации педагогического процесса.
Анкета
1. Проявляет ли ребёнок интерес к изобразительной деятельности?
2. Пытается пользоваться изобразительными инструментами
при поддержке и побуждении взрослого.
3. Умеет пользоваться изобразительными инструментами.
Проявляет самостоятельность, творчество в дополнении образа деталями.

Работая с детьми раннего возраста следует по­мнить, что на данном возрастном этапе главное — это интерес, удо­вольствие и радость малыша от процесса, а не само по себе овладение умениями. Важен эмоциональный отклик ребенка, стремление действовать с разным материалом.
«ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ЧТО С НИМ МОЖНО ДЕЛАТЬ?» задаёт вопрос ребёнок?
Малыши познают окружающий мир чувственным путем, исследуя его с помощью разнообразных действий. Приобщение детей к изобразительной деятельности я начинаю с познавательных и предметно-прак­тических действий с разнообразными материалами: ребенок экспери­ментирует с бумагой, карандашом, красками, и т.д. При этом он делает «открытия»: узнает, что краска ос­тавляет след на бумаге, кусочек смятой бумаги может принимать причудливые формы, ватные шарики внешне похоже на снежные комки, белого зайчика, и т.д. Необходимо созда­вать условия для того, чтобы дети могли экспериментировать с матери­алами. С этой целью нужно побуждать малышей смешивать кра­ски, получая разные цвета; мять в руках твердую и мягкую бумагу; гла­дить ладошкой гладкий ватман и шершавую гофрированную бумагу. Со временем у ребенка возникнет интерес к соответствующему действию с тем или иным материалом, а затем и к результату этого действия.
В нашей группе в доступном для малышей месте находятся ма­териалы для разных видов изобразительной деятельности. С новым материалом нам помогает познакомиться игровой персонаж- мишутка- Пух.
Я стараюсь на данном этапе, помочь ребёнку перейти от манипулятивных дейст­вий с материалом к использованию его по назначе­нию, освоению различных средств выразительности, посредством ко­торых можно передавать эмоциональные впечатления от окружающих предметов и явлений.
Это следует делать ненавязчиво, без принужде­ния— в игре, в свободной деятельности. В про­цессе игры маленький ребенок лучше постигает смысл изобразительной деятельности, что очень важно для ее последующего развития.
Использование различных изобразительных материалов, также является одним из условий развития детского творчества на занятиях изобразительной деятельностью, которые обогащают художественный опыт детей и позволяют им испытывать радость от результатов своего труда.
С целью привлечения внимания детей к результатам своей деятельности, я широко использую приём обыгрывания готового изображения. Важно, чтобы ребёнок чувствовал значимость, созданной им изображения не только для него, но и для окружающих. Тогда у него возникает потребность выразить свои чувства, впечатления, поделиться своими ощущениями с другими.
Именно поэтому детские работы я использую в оформлении группы, в сюжетных играх, в театрализованных играх, в дидактических играх, …
Особенности организации педагогического процесса
Изобразительная деятельность — это отражение внутреннего мира ребенка, выражение понимания и отношения к этому миру. Поэтому ее нельзя рассматривать отдельно от других видов детской деятельности.
При выборе тем я прежде всего ориентируюсь на впечатления ребенка (что он знает, что его интересует, что он недавно видел, делал и т.п.);
В нашей раздевалке есть коллективное демонстрационное панно, где детские работы объединены в единой сюжет.
Рас­сматривали одуванчики на газоне, а потом их сделали из бумаги и нарисовали. Последующее рассматривание насе­комых на траве, цветах (во время прогулки) позволяет в свободное время дополнить полотно изображением насекомых (доступ­ными способами, например, одни- жировым карандашом рисуют божьей коровке пятнышки на спинке, другие- эти пятнышки рисуют ватными палочками- гуашью,…). Одновременно на общем рисунке может появиться солнышко, дождь.
Полученный коллективное — панно — может быть своеобраз­ной иллюстрацией к стихам, потешкам.
Например:
Воробей с берёзы Тучка прячется за лес
на дорогу прыг- Смотрит солнышко с небес.
больше нет мороза- И такое чистое,
чик-чирик! Доброе, лучистое!
М. Клокова Г. Бойко

Как на горке- снег, снег, Вдоль по реченьке,
И под горкой – снег, снег, Лебёдушка плывёт….
А под снегом спит медведь…
И. Токмакова

Наконец, можно заметить, где вырос «один» одуванчик, а где «много», или отметить количество насекомых, т. е. решать задачи ориентировки детей в ко­личественных свойствах предметов. Следовательно, в контексте одной деятельности можно решать комплекс задач разного содержания, при этом формируются пред­ставления о взаимосвязях в мире, а деятельность становится естест­венной, интересной, желанной и самое главное творческой.

РАБОТА СРОДИТЕЛЯМИ.
Воспитание и развитие ребёнка, в том числе и творческое не возможно без участия родителей.
Детский рисунок — это своего рода распахнутое окно в мир детской души.
По существу, мы призываем родителей заглянуть в это окно, чтобы видеть, понимать собственное дитя и жить с ним одной жизнью.
Анкета
В начале, а затем в конце учебного года я провожу анкетирование, с целью выявить отношение родителей к детской изобразительной деятельности.
1. Знакомы ли Вы с особенностями развития ребёнка в
изобразительной деятельности?
2. Рисуете ли Вы дома вместе с детьми?
3. Вы храните рисунки своего ребёнка?
4. Как вы думаете, оказывает ли влияние изодеятельность на развитие
Вашего ребёнка?
Результаты анкетирования помогают мне в планировании работы с родителями по данному вопросу. Мною в этом направлении проводится поэтапная работа.
1 этап: Адаптационный.
Адаптацию проходят не только дети, но и родители. На данном этапе необходимо:
Цель: раскрыть родителям смысл, значение этой изобразительной деятель­ности для разностороннего развития малыша.
Внимание со стороны близких людей к действиям малыша и ра­зумная помощь ему крайне важны. Во время этого периода проводились родительские собрания и индивидуальные консультации.
Так постепенно мы переходим ко 2 этапу. На этом этапе проводился «Мастер –класс».
Цель: Знакомство родителей с разными технологиями изобразительной деятельности.
Родители получили практические навыки работы с различным материалом.
И наконец 3 этап.
Цель: Создание коллектива единомышленников.
Наше взаимодействие с родителями на данном этапе осуществлялось через такую форму работы, как «Выставки совместного творчества».
Мы предлагаем родителям примерные темы совместного творчества: «Осенние фантазии», «Зимние фантазии», «Весенние фантазии», «Летние фантазии», «Путешествие по сказкам». Рассказываем при этом, какие материалы лучше использовать для тех или иных тем. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок и активно участвуют в выставках.
Совместное творчество.
ЦЕЛЬ:
Вовлечь родителей в процесс развития творческих способностей детей
Способствовать творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместной деятельности.
В общении с родителями, я стараюсь объяснить, в чем суть и смысл изобразительной деятельности, как малыш осваивает ее и развивается при этом. Воспитываю в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности. Я стараюсь убедить их, что, развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им освоить мир красоты и добра.