Проект "Бумажная фантазия"
материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Иванова Татьяна Геннадьевна

Нетрадиционная работа с бумагой как средство подготовки детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netradicionnaya_rabota_s_bumagoy.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

           

Нетрадиционная работа с бумагой

 как средство подготовки детей

 к обучению в школе.

Актуальность проекта для детей

старшего дошкольного возраста

Аппликация – один из видов прикладного искусства, это способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания или нашивания разноцветных кусочков материи, бумаги.

Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали, как по контуру, так и внутри его.

Аппликация – декоративно–силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети должны уметь вырезать из бумаги различные силуэты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, создавая определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами приобретаются технические навыки.

Аппликация позволяет приобрести умения передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Овладение обобщенными способами изображения позволяет детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи. Это важно для последующего обучения в школе.

Задача взрослых - развитие и расширение представления ребенка о многообразии бумаги и о способах работы с ней.

Идея проекта «Волшебный мир бумаги» наиболее актуальна тем, что используется как средство умственного, нравственного, речевого развития.

Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с бумагой и способов осуществления новых целей.

Анализ внешней ситуации.

        

Современные   условия   развития   общества   и   перемены   в   системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменение образования, серьезную организационно -     методическую    перестройку  образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных  психолого-педагогических подходов   к   организации   воспитания   и   обучения,   особенно   дошкольного образования, как первой его ступени.

Ключевыми проблемами в системе дошкольного образования остаются охват детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой, очередь на получение места в дошкольных учреждениях, удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей с разным уровнем доходов.

В целях создания благоприятных условий для решения этих задач рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время основной организационной формой по подготовке детей к школе является ДОУ, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приоритет в осуществлении предшкольного образования принадлежит ДОУ, в котором работают квалифицированные специалисты. Дети обеспечены правильным чередованием двигательной активности, организованных занятий, игры и отдыха. Занятия по всем направлениям развития детей проводятся  дифференцированно, с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей.

Дошкольное образование направленно на развитие основных психических функций  (мышление, произвольная память, воображение), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.

Анализ внутренней ситуации.

Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими мы хотим видеть детей в будущем. Изобразительная деятельность, в частности аппликация, - вид деятельности,  который способствует развитию личности. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление и волновали вопросы: почему некоторые дети с неохотой берутся за бумагу и ножницы на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят и вырезывают различные фигурки, создают какие – либо композиции, не испытывая при этом никаких затруднений? Способствует ли развитию художественных способностей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, право выбора.

Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстроить систему работы с детьми по аппликации. При этом основной акцент сделала на использование нетрадиционных способах работы с бумагой.

Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствуют элементы неожиданности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

Уровень развития личностных способностей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. «Рука – вышедший наружу мозг», писал И.Кант.

Что способствует развитию кисти руки у детей? В практике своей работы с детьми я использую разные виды бумаг: цветная, гофрированная, а также бумажные салфетки.

Анализ проблем

Проблема

 недостаточный уровень развития изобразительных умений и навыков у детей, который является препятствием для успешного овладения изобразительной деятельности в дальнейшем

Причины проявления этой проблемы


Несформированность представлений о качествах различного материала

Отсутствие дифференцированного подхода к детям, обладающим разным уровнем умений и навыков аппликации и степенью проявления самостоятельности


Недостаточно развитые пооперационные действия


Недостаточно развито умение владения инструментами (особенно ножницами)


Неумение передавать цвет и сочетание цветов

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой ЦЕЛЬ:

  1.  Сформировать разностороннее и гармоничное развитие детей старшего  дошкольного возраста и подготовка их к школе по средствам нетрадиционной работы с бумагой.  

Для достижения этой цели, я выделила следующие ЗАДАЧИ:

  1. развить умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них (вырезать, отрезать, надрезать, отрывать, сминать, складывать)
  1. развить художественно- творческие способности (умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, располагать красиво предметы в композиции, использовать разные приемы работы с бумагой для решения замысла)
  2. развить эстетический вкус, образное мышление, речь, пооперационные действия, необходимые для обучения в школе.

Ожидаемый результат:

ДЕТИ

  1. Овладение практическими навыками нетрадиционной работы с бумагой.
  2. Овладение знаниями о качествах различного материала.
  3. Осуществление дифференцированного подхода к детям, обладающим разным уровнем умений и навыков аппликации и степенью проявления самостоятельности.
  4. Овладение пооперационными действиями.
  5. Сформированы умения владения инструментами (особенно ножницами).

РОДИТЕЛИ

  1. Включение родителей воспитанников в педагогический  процесс как равноправных партнеров.
  2. Расширение    знаний родителей в эстетических и педагогических    вопросах  образования детей.

ПЕДАГОГИ

  1. Повышение профессионального мастерства педагогического состава.
  2. Повышение интереса к проблеме.
  3. Повышение авторитета ДОУ у родителей.

Аннотация.

Аппликация позволяет приобрести умения передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Овладение обобщенными способами изображения позволяет детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи. Это важно для последующего обучения в школе.

Задача взрослых - развитие и расширение представления ребенка о многообразии бумаги и о способах работы с ней.

Идея проекта «Волшебный мир бумаги» наиболее актуальна тем, что используется как средство умственного, нравственного, речевого развития.

Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с бумагой и способов осуществления новых целей.

Опираясь на психолого-педагогические принципы, я попыталась выстроить систему работы с детьми по аппликации. При этом основной акцент сделала на использование нетрадиционных способах работы с бумагой.

Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствуют элементы неожиданности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

Предоставление детям выбора способов изображения предметов расширяет возможности работы с разными видами бумаги.

В соответствии с этим определила ЦЕЛЬ данного проекта:

Сформировать разностороннее и гармоничное развитие детей старшего  дошкольного возраста и подготовка их к школе по средствам нетрадиционной работы с бумагой.  

Для достижения этой цели, я выделила следующие ЗАДАЧИ:

  1. развить умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них (вырезать, отрезать, надрезать, отрывать, сминать, складывать)
  2. развить художественно- творческие способности (умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, располагать красиво предметы в композиции, использовать разные приемы работы с бумагой для решения замысла)
  3. развить эстетический вкус, образное мышление, речь, пооперационные действия, необходимые для обучения в школе.

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта 1 год.

Финансовые затраты: методическая литература, бумага разной фактуры, клей, кисти, ножницы.

Основными формами реализации проекта являются занятия в игровой и занимательной форме, оснащение предметно – развивающей среды (дидактические игры, составление альбома), работа с родителями. Используется индивидуальная и подгрупповая формы работы.

Уровень знаний, умений, навыков определяется диагностикой.

Реализация проекта.

I этап – подготовительный.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Подбор и изучение методической литературы.


Подбор диагностического материала.

 Май-август

Педагогическое просвещение родителей.

- Анкетирование родителей.

- Консультации:  «Аппликация для дошкольников»

I квартал


2010г.

Создание условий для организации работы.

- Подбор и приобретение дидактического материала для занятий.

- Приобретение и изготовление настольно-печатных и дидактических игр.

- Подбор материалов в уголок изодеятельности

август


 Мониторинг состояния проблемы на начальном этапе.

Диагностика детей.

сентябрь

 Систематизация работы с детьми.

Разработка перспективного плана  тематики, содержания и конспектов занятий на учебный год.

август - сентябрь

Уровень овладения навыками и умениями в аппликативной деятельности у детей старшей группы составил 63 %.

Средний  уровень – 60,8 % детей. Дети имеют представления лишь о некоторых видах бумаги, недостаточно сформированы умения и навыки аппликации, недостаточно владеют приемами симметричного вырезывания, обрывания, складывания бумаги в разных направлениях, недостаточно сформировано владение ножницами.

Низкий уровень – 39,2% детей. Дети не владеют приемами обрывания, симметричного вырезывания, складывания бумаги в разных направлениях, на равное количество частей; не владеют техникой использования клеевой кисти, не могут пользоваться ножницами. Не развиты пооперационные действия.

Анализ данных в графическом изображении на рисунке 1.

 

                                                                   Рисунок 1

II этап – деятельный.

Задачи

Мероприятия

Сроки

  Внедрение системы работы.

Организация и проведение занятий с детьми.

В течении года по плану

 Индивидуальная работа с детьми.

Организация и проведение индивидуальной работы с детьми, закрепление полученных навыков

постоянно

 Работа с родителями

Организация выставки совместной работы родителей и детей

- Привлечение родителей к обогащению предметно – развивающей среды группы



2-4 раза в год

Перспективный план работы

Месяц

Тема занятия

Задачи

Материал

Сентябрь

Знакомство с бумагой

Познакомить  детей с разными видами бумаги, определить

 их фактуру и плотность

Бумага цветная, салфетки, гофрированная бумага, картон, оберточная бумага.

Мороженое

Учить вырезать симметричные формы, округлые формы.

Цветная бумага, ножницы

Наш детский сад

Учить создавать коллективную композицию из отдельно подготовленных деталей, ритмично располагать одинаковые формы в ряд

Цветная бумага, ножницы

Фрукты на блюде

Учить подбирать цвета бумаги, вырезать предметы закругляя углы.

Цветная бумага, ножницы

Октябрь

Желтые листья в вазе

Развивать технические приемы аппликации (обрывание, выщипывание, скручивание)

Салфетки, цветная бумага

Бабочка

Учить аппликации из бумаги в технике мозаика.

Цветная бумага, ножницы

Цветы

Учить вырезать круг, закругляя углы квадрата. Упражнять в технике бумажной пластики (надавливание карандашом на круг, лежащий в ладони

Цветная бумага, ножницы

Путешествие в страну Осень

Учить создавать выразительный образ осеннего дерева, применяя различные технические приемы аппликации (обрывание, выщипывание, сминание, скручивание, закреплять прием гофрирования бумаги) ; развивать координацию кисти рук.

Цветная бумага, ножницы

Ноябрь

Рыбки в аквариуме

Учить применять различные приемы аппликации: вырезывание круглых форм, скручивание

Цветная бумага, салфетки

По морям, по волнам

Учить создавать разные кораблики комбинируя приемы силуэтной и рельефной аппликации.

Цветная бумага, фантики, салфетки, цветные карандаши

Морские коньки играют в прятки.

Учить технике силуэтной аппликации(вырезать по конту-ру), активизировать разные  приемы создания красивых водных растений (скручивание, сминание, вырезывание)

Цветная и фактурная бумага, серпантин, ножницы, карандаш.

Красивые светильники

Учить создавать образы красивых приборов, учить пользоваться шаблоном. Развивать чувство формы, пропорций.

Бумага разной фактуры, ножницы, клей.

Декабрь

Наш детский сад

Учить детей создавать коллективную композицию из отдельно подготовленных деталей. Развивать компо-зиционные умения. Воспи-тывать навыки сотворчестваи сотрудничкства.

Цветная бумага, салфетки, ножницы, клей.

Узорчатые  полотенца

Познакомить детей с новым приемом аппликативного оформления - прорезным декором (прорезание элементов на бумаге, сложенной пополам или дважды пополам). Учить подбирать сочетающиеся цвета.

Цветная бумага, ножницы

Новый мешок для Дедушки Мороза

Учить создавать образ выразительного предмета, продолжать учить закруглять углы квадрата. Проявлять творчество при украшении мешка используя серпантин и белую бумагу

Цветной картон, белая бумага, серпантин, клей, ножницы

Январь

Белая береза

Учить сочетать разные изобразительные техники (ап-пликация и рисование). Развивать чувство цвета.

Цветная бумага, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Снеговики в шапочках и шарфиках

Учить создавать выразительный образ снеговика, продолжать учить вырезать круг из квадрата. Развивать приемы сминания.

Цветная бумага, ножницы, клей,

Бумажные салфетки белого цвета.

Заснеженный дом

Учить создавать образ заснеженного дома, применяя различные техники аппликации (сминание, обрывание, накладная); расширить спектр технических приемов обрывания (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание).

Цветная бумага, ножницы, клей,

Бумажные салфетки белого цвета.

Февраль

Черепаха и змеи в пустыне

Формировать умение определить и разработать замысел. Инициировать поиск изобразительно выразительных средств для передачи движения черепахи и змеи.

Цветная бумага, серпантин, клей, ножницы, салфетки.

Зимние шапки для ребят и зверят

 Продолжат учить закруглять углы квадрата, закреплять навыки сминания.

Цветная бумага, ножницы, клей,

Бумажные салфетки белого цвета.

Подарки для пап и дедушек

Учить вырезать детали сложенные пополам. Формиро-вать умение располагать вырезанные формы на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с сюжетом.

Цветная бумага, ножницы, клей,

Памятник героям танкистам

Учить вырезать детали сложенные пополам. Формиро-вать умение располагать вырезанные формы на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с сюжетом.

Цветная бумага, ножницы, клей

Март

Веселые портреты

Учить составлять портреты из отдельных частей. Продолжать вырезывать из бумаги сложенной пополам.

Бумага белая, картон цветной, серпантин, салфетки, клей, ножницы,

Цветы в вазе

Развивать пространственное воображение, творчество; учить вырезать детали по контуру; вырезать круги, складывая бумагу гармошкой; разрезать бумагу на полоски и переплетать их для изготовления полотна, делать объемную аппликацию из сложенной пополам бумаги, составлять композицию из цветов и листьев.

цветной картон; разлинованная на полоски цветная бумага, трафареты листьев из плотного картона; простые карандаши, клей, ножницы.

На проталинке проснулся подснежник

Продолжать учить вырезывать предметы путем сложения бумаги пополам, учить закруглять углы квадрата, составлять композицию из цветов.

цветная бумага, трафареты листьев из плотного картона; клей, ножницы.

Апрель

Звезды и кометы

Учить вырезать пятилучевые звезды, хвост кометы из рваной, мятой и скрученной бумаги.

Фольга , цветная и фактурная бумага, клей серпантин, ножницы,

Космодром

Продолжать учить детей создавать разные летательные аппараты, развивать творчество, фантазию

Фольга , цветная и фактурная бумага, клей ножницы,

Пасхальное яйцо

Учить создавать декоративные узоры

Фольга , цветная и фактурная бумага, клей ножницы,

Красивые светильники

Учить детей создавать по представлению образы красивых бытовых приборов. Познакомить с выкройкой как этапом планирования работы. Формировать умение самостоятельно выбирать адекватные выразительные средства. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать художественный вкус.

Бумага разной фактуры и цвета, ножницы, клей, формы светильников.

Май

Веточка вишни весной.

Учить детей создавать по представлению образ распустившийся ветки.  Учить использовать     технику обрывания (лепестки цветов), складывание квадрата по диагонали «гармошкой».

Цветная бумага, картон, нитки мулине, ножницы, клей.

Праздничный салют

Развивать воображение, творчество. Учить изображать салют используя прием скатывания бумаги.

Салфетки,  цветная бумага, ножницы, клей

Мак

Учить детей создавать объемную аппликацию, изображая образ распустившегося цветка. Продолжать учить вырезать круглые формы, складывание квадрата по диагонали «гармошкой».

Бумажные салфетки, цветная бумага, ножницы, клей

Козлик

Учить аппликации из бумаги в технике мозаика.

Цветная бумага, ножницы

III этап – оценочный.

Задачи

Мероприятия

Сроки

 Мониторинг проекта.



- Конечная  

  диагностика.

- Анкетирование родителей.

- Анализ данных и графическое отображение результатов.

Апрель-май

Перспективы проекта.

 Внедрение новых методических разработок в педагогическую  работу

Июнь-август

 Представление итогов реализуемого проекта.

-Презентация  

работы.

Май

В результате проведенной работы уровень овладения навыками и умениями в аппликативной деятельности у детей старшей группы составил 80 %.

Высокий уровень - 22% детей. Развиты пооперационные действия,  проявления самостоятельности, сформированность представлений о качествах различного материала. Дети стремятся к максимальному сходству с реальностью, передаче особенностей конкретного объекта. Замысел предшествует изображению. В изображаемом комбинирует разные материалы, проявляет творчество, фантазию. Владеет сложными действиями (вырезание, обрывание, скручивание ит.д.).

Средний  уровень – 65% детей. Дети имеют представления лишь о некоторых видах бумаги, недостаточно сформированы умения и навыки аппликации, недостаточно владеют приемами симметричного вырезывания, обрывания, складывания бумаги в разных направлениях, недостаточно сформировано владение ножницами.

Низкий уровень – 22% детей. Дети не владеют приемами обрывания, симметричного вырезывания, складывания бумаги в разных направлениях, на равное количество частей; не владеют техникой использования клеевой кисти, не могут пользоваться ножницами. Не развиты пооперационные действия.

           

         Анализ данных в графическом изображении на рисунке 2.

 

                                                                   Рисунок 2

Мониторинг.

Показатели эффективности:

  1. Результаты диагностики
  2. Результаты опросов
  3. Анализ проведения мероприятий с детьми, с родителями, педагогами.

В своей работе я использовала программу И.А.Лыковой «Цветные ладошки».

Анализ результатов исследования на начальном этапе показал, что у детей низкий уровень сформированности самостоятельности, слабо сформированы ручные умения и навыки в работе с бумагой. Дети слабо использовали разные приемы и способы вырезывания.

Низкий уровень составил 39,8%, а средний уровень составил 60,2%.

По результатам исследования был составлен план мероприятий, направленный на повышения уровня умений и навыков работы с бумагой. Были выявлены компоненты, требующие наибольшего внимания  в педагогической работе. Эти данные послужили основой для разработки и проведения методической работы.

На промежуточной этапе, дети показали положительную динамику:

Сформированность представлений о качествах материалов и способах действия с ними улучшилась на 10%, уровень самостоятельности повысился на 7%, сформированность ручных умений на 15%, развитие пооперационных действий на 10%.

Оценочный этап работы  показал следующую динамику:

Высокий уровень  22%,

Средний уровень 56%

Низкий уровень 22%

Динамика развития.

 

Данные показатели говорят о том, детей с низким уровнем навыков стало меньше почти в 2 раза, что составляет 17,2%. Показатель среднего уровня уменьшился на 10,8%. Показатель высокого уровня развития повысился на 22%.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных методов работы с бумагой положительно влияет на разностороннее и гармоничное развитие детей старшего  дошкольного возраста и на подготовку их к школе.

Литература

  1. Петрова И.М. Аппликация для дошкольников. С-Пб: Детство-пресс, 2008
  2.  Калачева Т.В. Нетрадиционная работа с бумагой. /Журнал «Воспитатель ДОУ». №4 2008
  3. Данилова Л.А. Предпосылки одаренности дошкольников. /Журнал «Воспитатель ДОУ». №4 2008
  4. Малик О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками. М : Сфера,2008
  5. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. М: Сфера, 2008
  6. Рогатина Т. Я садовником родился. / журнал «Дошкольное воспитание».2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...