опыт работы "Дымковская народная игрушка как средство развития у старших дошкольников изобразительных способностей в лепке"
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Марковцова  Юлия Владимировна

обобщение опыта воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 22 «Солнышко»

г. Клинцы Брянской области

Опыт работы

Дымковская народная игрушка как средство развития у старших дошкольников изобразительных способностей в  лепке

Крупеня Юлия Владимировна,

воспитатель  

Клинцы

2013 г

Содержание

Введение…………………………………………………………………….                                                                                                                

3

Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования дымковской народной игрушки как средства развития у старших дошкольников изобразительных способностей в лепке

1.1. Некоторые аспекты проблемы развития изобразительных        способностей……………………………………………………….                                                                                          

7

1.2. Возможности использования  дымковской народной игрушки при обучении старших дошкольников изобразительной деятельности……………………………………..                                                          

10

1.3. Методы и приёмы развития изобразительных способностей старших дошкольников в  лепке с использованием дымковской  народной игрушки…………………………………………………..                                                                              

13

Глава 2. Особенности развития изобразительных способностей старших дошкольников в лепке с использованием  дымковской народной игрушки

2.1. Диагностика уровня развития изобразительных способностей старших дошкольников в  лепке………………….                                                          

16

2.2. Описание опыта практической работы по развитию изобразительных способностей старших дошкольников в лепке с использованием  дымковской народной игрушки……………..                              

20

Заключение…………………………………………………………………..                                                                                                            

29

Список использованной литературы………………………………………                                                                  

32

Приложение…………………………………………………………………..                                                                                                            

35

   

                                                                                                                                                                                         


Введение

Известно, что  изобразительная деятельность для ребёнка не только весьма интересна, но  очень важна и полезна во многих отношениях. Она помогает ребёнку передать свои впечатления от окружающего его мира, выразить  своё отношение к нему.

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности,  лепки в частности, писали художники, педагоги, психологи А.В. Запорожец, Е.И.  Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флёрина, Б.Т. Юсов. Значение изобразительной деятельности в воспитании и развитии различных сторон личности детей отмечают и  зарубежные учёные Б. Джефферсон, Э. Крамер, У. Ламберт и др.

Способности – это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л.А. Венгер)[5, с.26].

Вопросами развития способностей занимались психологи и педагоги: А.Г. Ковалёв, В.И. Киреенко, В.И. Шадриков и др.

Проблемой развития изобразительных способностей у дошкольников занимались Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова,                 Т.С. Комарова и др.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы              Н.П. Сакулиной. Она определяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению [5, с.80].

Способность к изображению состоит из трёх компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчлененной (строение, положение в пространстве, относительная величина частей).

2. Овладение средствами  воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения формы, строения, пропорциональных отношений).

Без овладения этими навыками и умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой изображения (лепки).

Для успешного развития способности к лепке должны быть задатки в области зрительных и осязательных ощущений, двигательной сферы – владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцев).

Необходимым условием построения современной системы эстетического  воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно – эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Соприкосновение с народным искусством воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых развиваются более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга, образуются образы представления, мышления, воображения. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.  

Важную роль народного декоративного искусства в воспитании дошкольников отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова,                Н.Б. Халезова,  Т.Я. Шпикалова,  Т.Н. Доронова,  А.А. Грибовская и другие.

Однако, в практике работы дошкольных образовательных учреждений, образцы дымковской народной игрушки используются очень редко. Как правило, образцы дымковской народной игрушки в дошкольных образовательных учреждениях имеются в очень ограниченных количествах.   Воспитатели слабо владеют методикой обследования дымковской народной игрушки и методикой развития изобразительных способностей на основе ознакомления с народным декоративным искусством.

Исходя из выше сказанного, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Дымковская народная игрушка  как средство развития у старших дошкольников изобразительных способностей в лепке»

Объект исследования: процесс развития изобразительных способностей у старших дошкольников в  лепке.

Предмет исследования:  дымковская народная игрушка.

Цель исследования: теоретически обосновать возможности использования дымковской народной игрушки на занятиях по лепке в подготовительной  к школе группе и разработать методическое обеспечение для этого процесса.

Задачи исследования:

● изучить психолого-педагогическую,  методическую литературу и опыт работы по проблеме исследования;

● разработать цикл занятий по  лепке с использованием  дымковской народной игрушки для старших дошкольников;

● создать образцы дымковской народной игрушки  для использования на занятиях по  лепке в подготовительной  группе;

● разработать рекомендации по использованию  дымковской народной игрушки на занятиях по декоративной лепке в подготовительной  группе.

Методы исследования:

● изучение психолого-педагогической,  методической литературы и опыта работы по проблеме исследования;

● анализ продуктов детской деятельности (лепных декоративных работ детей 6 – 7 лет);

● наблюдение процесса лепки по мотивам дымковской народной игрушки детей 6 – 7 лет;

● беседы с воспитателем об организации процесса обучения лепке по мотивам дымковской народной игрушки детей 6 – 7 лет.

База исследования: МБДОУ № 22 «Солнышко» г. Клинцы, подготовительная к школе группа, пять детей.


Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме  использования  дымковской народной игрушки как средства развития у старших дошкольников изобразительных способностей в лепке  

  1. Некоторые аспекты проблемы развития изобразительных способностей

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности и лепки в частности. Однако они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.

Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их  содержания – исходя из специфики деятельности.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, лепка) может выполнять разные функции   (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения лепки обязательно влияет на характер  выполнения изделия.

 Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности  сделать его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

В.С. Кузин, придерживаясь точки зрения В.Г. Ковалева, о структуре способностей, выделяет только ведущие и опорные свойства способностей к изобразительной деятельности. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа; зрительную память; эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению; целенаправленность и волю, а опорным, так же, как и А.Г. Ковалев, – природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п.; сенсомоторные качества руки лепящего                  [5, с.36].

Особого внимания заслуживают исследования Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом по проблеме способностей к изобразительной деятельности.

Способность к изображению состоит из трёх компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчлененной (строение, положение в пространстве, относительную величину частей).

2. Овладение средствами  воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения формы, строения, пропорциональных отношений).

Без овладения этими навыками и умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой изображения (лепки) [4, с. 80].

Для успешного развития способности к лепке необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцев).

Т.С. Комарова исследовала такой компонент способности к изображению, как овладение навыками и умениями, включая и технику лепки. Определено содержание умений и навыков, выделена система  навыков и умений, доступных детям дошкольного возраста [8, с.56].

В дальнейших исследованиях Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей:

1. способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;

2. способность формирования обобщенного представления отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении;

3. способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, техники и изобразительным возможностям данного вида деятельности;

4. способность совершать комплекс движений под контролем зрения;

5. способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению.

Разработав детальную методику формирования у детей этой сложной способности, Т.С. Комарова рассматривает её как средство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел [18, с.89].

К настоящему времени структура способностей к изображению определена довольно полно и четко.

         

   


1.2. Возможности использования  дымковской народной игрушки при обучении старших дошкольников изобразительной деятельности

При самых благоприятных условиях детская изобразительная деятельность в своем развитии не может достигнуть уровня зрелой деятельности. В психологии известно положение, что в дошкольном возрасте все виды деятельности несовершенны. По меткому выражению Л.А. Венгера, — это все "детские варианты" деятельности, поскольку в современном обществе ребенок не может овладеть деятельностью так, чтобы участвовать в общественном производстве наряду со взрослыми, и общество не предъявляет таких требований к ребенку, его деятельности. Поэтому смысл всех видов деятельности в дошкольном возрасте в своевременном психическом, личностном развитии детей, развитии их общих способностей  [5, с.63].

 Предпочтение отдается наблюдению и обследованию объектов изображения – образцов. Оба метода были разработаны применительно к изобразительной деятельности Н.П. Сакулиной [18, с.88].

 Образец – это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. В методической литературе к образцу относят работу, выполненную воспитателем, игрушки, скульптуры малых форм, даже картины. Поскольку рассматривание картин, обследование предметов, в том числе игрушек и малой скульптуры, - это самостоятельные методы обучения, то под образцом рассматривается работа, выполненная воспитателем и предлагаемая для подражания. Длительное время в практике образец использовался как ведущий метод обучения.

Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель сенсорного воспитания — формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин. Исследования велись под руководством         А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. В работах Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.А. Курочкиной, Н.А. Алексеевой, А.Е. Высоцкой были разработаны проблемы взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности (рисования, лепки).

Исходя из положений Т.С. Комаровой, обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем [8, с.51].

По мнению Т.С. Комаровой, благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете [8, c.52].

В исследованиях, проведенных под руководством А.В. Запорожца,             А.Н. Поддьякова, В.И. Логиновой и др., показана возможность усвоения детьми существенных, центральных связей, явлений в той или иной области в процессе предметно-чувственной деятельности: изодеятельности, конструирования и др.

Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова показали, что успешное формирование изобразительной деятельности, а значит, и развитие ребенка зависит не только от овладения изобразительными умениями, но и от формирования системных знаний. В основе системы — связь между внешним видом предмета и его функциональным назначением. Таким образом, в процессе наблюдения, обследования идет осмысленное вычленение внешних изобразительных признаков, а затем формирование обобщенных представлений, облегчающих процесс самостоятельного познания других конкретных предметов из той или иной типовой группы [8, c.53].    

Обследование  в лепке  (по материалам Н.А. Алексеевой и                            А. Е. Высоцкой) имеет свою специфику.

Последовательность операций при обследовании предмета в основном повторяет порядок их выполнения в лепке. При этом создается представление не только о существенных признаках предмета, но и о последовательности лепки. [5, с.73-96].

Задачи по  обучению   лепке детей подготовительной к школе группы звучат в разных источниках по-разному.  В книге «Методика обучения изобразительной     деятельности     и    конструирование»  под  редакцией  Т.С.  Комаровой задачи обучения лепке  представлены так.

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Автор подчёркивает, что дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основной для них - пластический способ - лепка из целого куска.

 Опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конус, шар, овоид, цилиндр), дети одновременно должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов. Педагог, развивая творческую инициативу, должен предоставлять им возможность самостоятельно выбирать темы, выразительные средства и способы изображения. Все перечисленные задачи конкретизируются по кварталам  [13, с.165-170].  

В книге Н.М. Конышевой основные задачи, которые педагог решает на занятиях по лепке, определены следующим образом:

1. развитие творческих способностей;

2. эстетическое воспитание;

3. воспитание трудолюбия;

4. развитие умения наблюдать предметы окружающей деятельности, выделять главное, наиболее характерное;

5. художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству;

6. развитие трудовых умений и навыков.

Далее автор подчёркивает, что абсолютно точно разграничить эти задачи на практике невозможно. Более того, педагог постоянно должен помнить, что они связаны не только между собой, но и со всеми задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе в целом. [9, с. 5].

1.3. Методы и приёмы развития изобразительных способностей старших дошкольников в лепке с использованием  дымковской народной игрушки

Описание опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению лепке по мотивам народной дымковской игрушки встречается довольно часто.  

 В книге «Лепка в  детском саду»  Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина,                    Г.В. Пантюхина подчёркивают, что детям 6-7 лет для рассматривания следует предлагать народную игрушку. Народная игрушка может быть представлена, прежде всего, дымковской игрушкой. С этими игрушками они знакомились и в других группах, но на данном этапе обучения  воспитатель особое внимание должен обращать на пластичность переходов от одной части к другой, на то, как сделаны те или иные детали, на общее оформление, своеобразие украшения фигур налепами и росписью [23, с.121].

Далее авторы книги подчёркивают, что необходимо учить детей передавать движение с помощью такого приема: когда работа с натуры готова, можно задать вопрос «что делает?» (птица, конь, кукла). Дети начинают «оживлять» фигурки: раздвигают коню ноги (скачет), склоняют голову птицы (клюет зерно), сгибают фигурку куклы, лепят ей корзину (наклонилась, берет ягоды) и т.д. [15, с.208-209].

В пособии указывается, что более тщательно с детьми следует рассматривать оборки у кукол, прически и головные уборы, думать над тем, как сделан хвост у петушка, грива и хвост у коня.  Процесс лепки такой же, как и у дымковских мастериц, т. е. из лентообразной формы — пластины — лепят юбку в виде полого колокола, а верхнюю часть куклы (голову, шею и кофту) — из одного куска глины. Руки и детали изображают отдельно и прикрепляют к поверхности фигуры. Такую полую игрушку легче делать, она быстрее сохнет, а во время росписи ее удобно держать в руках.  Дети должны  стараться сделать свою работу похожей на те образцы, которые им показывают. Когда работа обожжена или хорошо высушена, ее грунтуют эмульсионными белилами или белой гуашью с добавлением в нее казеинового клея, чтобы белила в дальнейшем не осыпались.

Следующий этап - роспись куклы. Расписывать можно непосредственно по образцу тех кукол, которые есть в детском саду, или можно предложить окрасить фигурку по собственному замыслу.

Лепка дымковской игрушки должна проводиться с натуры, после анализа формы, пропорций и деталей. Рассматривая игрушку, воспитателю следует направлять внимание ребят на раскрытие содержания образа, его выразительность.

 Анализ игрушки должен быть проведен за несколько дней до занятия и в начале его. На занятии натура (дымковская кукла) ставится перед каждым рядом столов на уровне глаз ребенка и время от времени поворачивается так, чтобы ребята могли воспринимать ее со всех сторон. Каждый раз, показав другую сторону игрушки, воспитатель возвращает ее в прежнее положение, и дети продолжают работу.

Все дымковские игрушки однообразны по способу изображения. Козлы, кони, бараны, олени, медведи изображаются одним способом: туловище и ноги лепятся из одного куска. Однотипно изображаются птицы. Поэтому показ приемов лепки следует демонстрировать лишь тогда, когда ребята, впервые лепят игрушку. Достаточно показать детям, как лепить козла, и затем объяснить им, что конь, медведь, барашек выполняются тем же способом. Однако частое использование однотипной народной игрушки может привести к тому, что и работы детей будут однотипны по форме и способу лепки. Знакомя детей с народной игрушкой, следует подбирать ее так, чтобы изображение было, по возможности, в нескольких вариантах: петухи с разными хвостами, индюки большие и маленькие, куры, утки. Подобный подбор предметов даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов лепки [10, с.57].


Выводы по первой главе

На основании изученной психолого-педагогической, методической литературы и обобщения опыта работы по проблеме использования мы сделали следующие выводы:

● изобразительное народное искусство является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка;

рассматривая проблему развития изобразительных способностей старших дошкольников в лепке, мы будем опираться на исследования                  Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом (см. гл.1, параграф 1.).

Способность к изображению состоит из трёх компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление.

2. Овладение средствами  воплощения образа

3. Овладение техникой изображения (лепки).

● разрабатывая практическую часть выпускной квалификационной работы, мы будем опираться на задачи по обучению лепке детей подготовительной к школе группы, представленные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой           (см. гл.1, параграф 2);

● разрабатывая цикл занятий с детьми 6 – 7 лет по лепке с использованием образцов дымковской народной игрушки мы будем учитывать методические рекомендации, представленные в выпускной квалификационной работе в первой главе в параграфе 3.


Глава 2.  Особенности развития изобразительных способностей старших дошкольников в лепке с использованием

 дымковской народной игрушки

2.1. Диагностика уровня развития изобразительных способностей старших дошкольников в лепке

Практическая часть выпускной квалификационной  работы  проводилась на базе МБДОУ детский сад № 22 «Солнышко»  в подготовительной к школе группе (5человек).

Катя П. – ребёнок общительный, любознательный, с удовольствием занимается изобразительной деятельностью. Легко вступает  в контакт со взрослыми и сверстниками.

Влада Т. – девочка весёлая, ласковая, несколько стеснительная. Любит заниматься изобразительной деятельностью.

Илья К. – мальчик очень подвижный, общительный, любит заниматься и изобразительной деятельностью в частности.

Даша П. – ребёнок малообщительный, неуверенный в себе, но очень старательный, усидчивый. Любит заниматься изобразительной деятельностью.

Кирилл К. – мальчик активный, уверенный в себе, подвижный. Легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками. Любит заниматься изобразительной деятельностью.

На данном этапе работы была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности изобразительных способностей детей 6 – 7 лет в лепке по мотивам народной дымковской игрушки.

 Диагностическое исследование проводилось следующим образом:

■  детям было предложено вылепить дымковские народные игрушки;

■ были проанализированы работы детей с занятий по лепке на темы:

1. «Дымковская барышня»

2.  «Индюк».

Результаты анализа детских работ были сопоставлены с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией              М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой раздел лепка, подготовительная к школе группа.  

Задачи звучат так:

● Учить  детей рассматривать образцы дымковской народной игрушки. Дошкольники должны овладеть процессом  восприятия: уметь видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчлененной (строение, положение в пространстве, относительная величина частей).   Формировать представления о дымковской народной игрушке.

● На занятиях учить дошкольников овладевать средствами  воплощения образа, т.е. овладевать комплексом умений и навыков изображения формы, строения, пропорциональных отношений.

● Учить дошкольников технике лепки  пластическим и комбинированным способом,   использовать разный декор.

Выше обозначенные  показатели являются составляющими изобразительных способностей в лепке  [17, с.180].

Оценка детских работ проводилась по трехбалльной шкале:

3 балла – правильная передача параметров

2 балла – допущены ошибки в передаче параметров

1 балл – неправильно переданы параметры

На основе анализа  Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой нами были выведены уровни развития изобразительных способностей в лепке детей 6 – 7 лет   по мотивам дымковской народной игрушки.

Высокий уровень (10-12 баллов) – ребенок правильно воспринимает и передает строение и пропорции игрушки. Интересно декорирует работу, придерживаясь стиля дымковской народной игрушки. В лепке использует приемы характерные для дымковского народного промысла.

Средний уровень (6-9 баллов) –  правильно передает строение и пропорции, но при этом работы отличаются бедностью декора (ребёнок не замечает особенности декора). Не всегда используются в лепке приемы характерные для дымковского народного промысла.

Низкий уровень (5 и ниже баллов) –  ребенок правильно передает строение, но делает ошибки в передаче пропорций. Бедность декора или его отсутствие (ребёнок не замечает особенности декора). Не применяет в лепке приемов, характерных для  дымковского народного промысла.

Результаты анализа работ детей следующие:

Таблица 1. –  Анализ уровня сформированности изобразительных способностей детей подготовительной к школе  группы в лепке по мотивам народной дымковской игрушки

Имена

детей и фамилии

Восприятие предмета

Передача строения, пропорций

Декорирование

Приемы лепки

Уровень сформир. умений

1

Катя П.

3

3

1

2

средний

2

Влада Т.

3

2

1

2

средний

3

Илья К.

3

3

2

2

высокий

4

Даша П.

2

2

1

2

средний

5

Кирилл К.

3

3

2

2

высокий

60% детей имеют средний уровень сформированности изобразительных способностей в лепке по мотивам народной дымковской игрушки;

40% детей имеют высокий уровень сформированности изобразительных способностей в лепке по мотивам народной дымковской игрушки.

Для большинства детей наибольшую трудность составляла необходимость самостоятельно, без помощи педагога выполнить задание. Дети постоянно обращались за помощью к педагогу. Многие дети долго обдумывали содержание будущей работы. Педагогу приходилось идти на помощь детям, направлять их дальнейшие действия. Большинство детей лепят игрушки комбинированным способом. В своей работе дети очень редко использовали стеку. Дети забывали сглаживать неровности, и им приходилось постоянно напоминать об этом.

 У детей недостаточно знаний о дымковской народной игрушке, поэтому работы получились одинаковыми по содержанию и бедными по декору или декор вовсе отсутствовал, т.к. дети его не замечали, рассматривая игрушки.

2.2. Содержание работы по развитию изобразительных способностей старших дошкольников в лепке с использованием

дымковской народной игрушки  

На основании изученной психолого-педагогической, методической литературы и обобщения опыта работы по проблеме использования дымковской народной игрушки на занятиях по лепке с детьми 6 – 7 лет, а также учитывая результаты проведенного обследования, нами был разработан цикл занятий по лепке с детьми 6 – 7 лет с использованием дымковской народной игрушки.

Таблица 2. – Цикл мероприятий по обучению лепке с использованием дымковской народной игрушки детей подготовительной к школе группы

Название мероприятий

Задачи обучения

Использование образцов

Время выполнения

1

Рассматривание дымковского конь (образец воспитателя)

Познакомить с внешним видом игрушки: строение, пропорции, декор.

Образец дымковской игрушки - коня

сентябрь

2

Рассматривание дымковских коней (образцы воспитателя)

Познакомить с внешним видом игрушек: строение, пропорции, декор. Дать знания о том, что кони бывают разные по оформлению.

Образцы дымковских игрушек - коней

сентябрь

3

Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских коней

Закрепить особенности внешнего вида игрушек - коней: строение, пропорции, декор. Закрепить знания о том, что кони бывают разные по оформлению.

Иллюстрации дымковских игрушек - коней

октябрь

4

Занятие на тему «Дымковский конь»

Учить детей лепить дымковского коня по народной игрушке. Закреплять умения передавать правильно пропорции.

Закреплять умение оформлять коня налепом, развивать творчество в оформлении коня.

Дымковская игрушка - конь

октябрь

5

Занятие на тему «Дымковский индюк»

Учить детей лепить дымковского индюка по народной игрушке.

Закреплять умения передавать правильно пропорции.

Закреплять умения оформлять индюка налепом, развивать творчество в оформлении индюка.

Дымковская игрушка - индюк

Ноябрь

6

Занятие на тему «Дымковский баран»

Учить детей лепить дымковского барана по народной игрушке. Закреплять умения передавать правильно пропорции. Закреплять умения оформлять барана налепом, развивать творчество в оформлении барана.

Дымковская игрушка - баран

Ноябрь

7

Занятие на тему «Дымковский олень»

Учить детей лепить дымковского оленя по народной игрушке. Закреплять умения передавать правильно пропорции. Закреплять умения оформлять оленя налепом, развивать творчество в оформлении оленя.

Дымковская игрушка - олень

Декабрь

8

Занятие на тему «Дымковская барышня»

Учить детей лепить дымковскую барышню по народной игрушке. Закреплять умения передавать правильно пропорции. Закреплять умения оформлять барышню, развивать творчество в оформлении барышни.

Дымковская игрушка - барышня

Январь

9

Занятие на тему «Дымковский кавалер»

Учить детей лепить дымковского кавалера по народной игрушке. Закреплять умения передавать правильно пропорции. Закреплять умения оформлять кавалера, развивать творчество в оформлении кавалера.

Дымковская игрушка - кавалер

Февраль

10

Занятие на тему «Дымковская корова»

Учить детей лепить дымковскую корову по народной игрушке. Закреплять умения передавать правильно пропорции.

Закреплять умение оформлять корову налепом, развивать творчество в оформлении коровы.

Дымковская игрушка – корова

Март

11

Занятие на тему «Дымковский козел»

Учить детей лепить дымковского козла по народной игрушке. Закреплять умения передавать правильно пропорции.

Закреплять умение оформлять козла налепом, развивать творчество в оформлении козла.

Дымковская игрушка - козел

Апрель

12

Занятие на тему «Дымковский кавалер играет на дудочке»

Учить детей лепить дымковского кавалера по народной игрушке. Закреплять умения передавать правильно пропорции. Закреплять умения оформлять кавалера, развивать творчество в оформлении кавалера.

Дымковская игрушка - кавалер

Май

Работа в изостудии

13

Занятие на тему «Дымковские животные»

Формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских животных. Учить детей видеть красоту разных дымковских игрушек. формировать представление о дымковском животном, о том, что дымковские мастера лепят оленей, козликов, корову, барашка. Все животные имеют сходное строение, но разные характерные особенности. Совершенствовать навыки лепки, упражнять в приемах раскатывания, сгибания, разрезания, примазывания, сглаживания. Упражнять в комбинированном способе лепки.

Дымковские игрушки-животные

Май

14

Занятие на тему «Роспись дымковского животного»

Формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских игрушек. Учить детей видеть красоту дымковской росписи.

Формировать у детей представление о том, что в росписи дымковской игрушки есть элементы: кружочки, колечки, точки, клетка, волнистые и прямые линии.

Совершенствовать навыки рисования гуашью всем ворсом и концом кисти.

Дымковские игрушки, иллюстрации с  изображением элементов дымковской росписи.

Май

15

Занятие на тему «Дымковские барышни»

Формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских барышень. Учить детей видеть красоту разных дымковских игрушек. Формировать представление о дымковской барышне, о том, что все барышни имеют сходное строение, но разные наряды. Совершенствовать навыки лепки, упражнять в приемах раскатывания, приплющивания, примазывания, сглаживания. Упражнять в комбинированном способе лепки.

Дымковские игрушки-барышни

Май

16

Занятие на тему «Роспись дымковской барышни»

Формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских игрушек. Учить детей видеть красоту дымковской росписи.

Формировать у детей представление о том, что в росписи дымковской игрушки есть элементы: кружочки, колечки, точки, клетка, волнистые и прямые линии.

Совершенствовать навыки рисования гуашью всем ворсом и концом кисти.

Дымковские игрушки, иллюстрации с  изображением элементов дымковской росписи.

Май

17

Занятие на тему «Дымковские птицы»

Формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских птиц. Учить детей видеть красоту разных дымковских игрушек. Формировать представление о дымковских птицах, о том, что дымковские мастера лепят оленей, козликов, корову, барашка. Все птицы имеют разное строение. Совершенствовать навыки лепки, упражнять в приемах раскатывания, приплющивания, примазывания, сглаживания. Упражнять в комбинированном способе лепки.

Дымковские игрушки-птицы

Май

18

Занятие на тему «Роспись дымковской птицы»

Формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских игрушек. Учить детей видеть красоту дымковской росписи.

Формировать у детей представление о том, что в росписи дымковской игрушки есть элементы: кружочки, колечки, точки, клетка, волнистые и прямые линии.

Совершенствовать навыки рисования гуашью всем ворсом и концом кисти.

Дымковские игрушки, иллюстрации с  изображением элементов дымковской росписи.

Май

Фрагментарно разработанный цикл мероприятий был апробирован. На данном этапе работы мы  преследовали следующие цели:

1. Расширение и углубление знаний детей о дымковской народной игрушке.

2. Формирование обследовательских умений дымковской народной игрушки.

3. Обучение детей лепке и декорированию изделий по мотивам дымковской народной игрушки.

4. Формирование умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности по лепке и росписи изделий.

Начиная работу, мы в течении года вносили в группу образцы дымковской народной игрушки, рассматривали их.

Рассматривание проводилось по следующему плану:

  1. Кто это?
  2. Что делает?
  3. Какие части можно выделить у игрушки?
  4. Как оформлена игрушка?
  5. Когда мы смотрим на игрушку, нам весело или грустно? Почему?
  6. Какие краски использованы в росписи?
  7. Назовите элементы, которыми расписана игрушка.

Затем объясняли детям, что эти игрушки украшают наш быт, и предлагали детям найти место, куда можно поставить игрушку с целью украшения группы. Таким образом, мы вызвали интерес детей к дымковской народной игрушке. Дети захотели сами вылепить игрушки.

Обучающие занятия по лепке проводилась в течение учебного года,  а в третьем квартале  параллельно организовывались и студийные занятия.

 Начали мы свою работу с обучения детей лепке животных. С этой целью проводили обучающие занятия по лепке на тему «Дымковский конь».

При проведении занятий нами соблюдались гигиенические требования к проведению занятий: рабочие места располагали  вблизи окна, что давало хорошую освещенность; перед занятием проводилась влажная уборка, помещение проветривалось; используемое оборудование соответствовало возрасту детей и теме занятия.

Во время проведения  занятий мы учитывали уровень знаний детей о дымковской народной игрушке и индивидуальные особенности детей.

Исходя из процесса формирования изобразительных способностей, которые  развиваются постепенно, нами перед каждым занятием проводилась большая предшествующая работа, которая позволяла уточнить и систематизировать знания о дымковской народной игрушке.

Схема проведения предшествующей работы:

  • наблюдения;
  • рассматривание иллюстраций, игрушек;
  • чтение литературы: художественной и познавательной.

Следуя приведенной выше схеме, нами были организованы  наблюдения и рассматривания народной дымковской игрушки,  рассматривание иллюстраций.

Затем мы приступали к обучению лепке.

Рабочие места дети подготавливали и убирали сами.

Во время лепки дети испытывали определенные трудности: не точно предавали строение игрушки, испытывали трудности в передаче пропорций, часто спрашивали, как изобразить ту или иную деталь декора, а некоторые дети вообще забывали о мелких деталях, что делало все работы похожими одна на другую.

Больше всего детям понравились занятия на тему: «Лепка барышни», «Роспись барышни».

При обучении лепке мы использовали следующие методы: частичный показ, объяснение, вопросы, напоминания, индивидуальные и групповые указания.

Если ребенок затруднялся в передаче строения игрушки или пропорций,  мы предлагали обвести форму частей игрушки, измерить растяжкой пальцев сколько раз одна часть укладывается в величине другой.

В повседневной жизни мы  использовали игры: «Узнай, что описала», «Опиши, я угадаю», «Какой игрушки не стало?» и др. Игры детям очень нравились, они охотно принимали участие, даже очень замкнутые дети становились более раскрепощенными, охотнее шли на контакт.

  • В процессе лепки мы задавали каждому ребенку ряд вопросов, с целью выяснения увеличился ли запас знаний детей о дымковской народной игрушке.

Анализируя лепные работы, ответы детей и сравнивая их с первоначальным уровнем развития представлений о дымковской народной игрушке можно сделать вывод о том, что запас знаний детей  увеличился. Увеличился он не у всех детей одинаково т.к. дети посещали не все занятия, у каждого ребенка свой уровень развития от которого зависит степень усвоения материала, но сдвиги явно видны.

Анализируя, полученные данные мы можем сделать вывод о том, что проведенная нами работа привела к успешным  результатам. В развитии изобразительных способностей  старших дошкольников в лепке,  наблюдалась положительная динамика. А именно – дети научились лепить разные игрушки людей, животных, птиц, и по-разному их декорировать  в лепке и в росписи. Значительно улучшились и технические навыки лепки.

На основании проделанной работы, нами были составлены рекомендации для воспитателей  по развитию изобразительных способностей старших дошкольников в лепке с использованием  дымковской народной игрушки.


Рекомендации для воспитателей  по развитию изобразительных способностей старших дошкольников в лепке с использованием  дымковской народной игрушки

● Работу по обучению лепке с использованием  дымковской народной игрушки детей 6 – 7  лет следует проводить систематически;

● Необходимо использовать образцы для занятий по лепке;

● Учить детей передавать движение с помощью такого приема: когда работа с натуры готова, можно задать вопрос «что делает?» (птица, конь, кукла). Дети  «оживляют» фигурки;

● Очень тщательно  с детьми следует рассматривать оборки у кукол, прически и головные уборы, думать над тем, как сделан хвост у петушка, грива и хвост у коня;

● Лепка дымковской игрушки должна проводиться с натуры, после анализа формы, пропорций и деталей;

● Необходимо направлять внимание ребят на раскрытие содержания образа, его выразительность;

 Анализ игрушки должен быть проведен за несколько дней до занятия и в начале его;

 Показ приемов лепки следует демонстрировать лишь тогда, когда ребята впервые лепят игрушку;

● Образцы должны быть вариантными, т.е. игрушка одного персонажа представлена в разном оформлении.        


Заключение

Тема выпускной квалификационной работы  «Дымковская народная игрушка  как средство развития у старших дошкольников изобразительных способностей в лепке» на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. ознакомление с произведениями народного декоративного искусства пробуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых развиваются более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга, образуются образы представления, мышления, воображения. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.         

В выпускной квалификационной работе была поставлена  цель: теоретически обосновать возможности использования   дымковской народной игрушки  на занятиях по  лепке в подготовительной  к школе группе и разработать методическое обеспечение для этого процесса.

В выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:

● изучить психолого-педагогическую,  методическую литературу и опыт работы по проблеме исследования.

● разработать цикл занятий по  лепке с использованием  дымковской народной игрушки для старших дошкольников.

● создать образцы дымковской народной игрушки  для использования на занятиях по  лепке в подготовительной  группе.

● разработать рекомендации по использованию  дымковской народной игрушки на занятиях по декоративной лепке в подготовительной  группе.

В первой главе мы рассмотрели некоторые аспекты проблемы развития изобразительных способностей, возможности использования  дымковской народной игрушки при обучении старших дошкольников изобразительной деятельности,  методы и приёмы развития изобразительных способностей старших дошкольников в  лепке с использованием дымковской  народной игрушки.

Практическая часть выпускной квалификационной  работы  проводилась на базе МБДОУ детский сад № 22 «Солнышко» в подготовительной к школе группе. К исследованию были привлечены пять детей подготовительной к школе группы.

Во второй главе была проведена диагностика уровня сформированности умений детей 6 – 7 лет в лепке по мотивам народной дымковской игрушки.  

Далее разработан цикл мероприятий по обучению лепке с использованием  дымковской народной игрушки детей подготовительной к школе группы. Фрагментарно разработанный цикл мероприятий был апробирован, и опыт работы с детьми представлен во второй главе выпускной квалификационной работы в параграфе 2.2.

На основании проведённой работы были составлены рекомендации для воспитателей по развитию изобразительных способностей старших дошкольников в лепке с использованием  дымковской народной игрушки.

В приложении к выпускной квалификационной работе представлены планы обучающих и студийных занятий по лепке для старших дошкольников. Изготовлены образцы дымковской народной игрушки.

Цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.

Подводя итоги,  можно сделать следующие выводы:

● в процессе работы  дети рассматривали большое количество образцов дымковской народной игрушки. Дошкольники овладевали процессом  восприятия: учились видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчлененной (строение, положение в пространстве, относительная величина частей).  И  у них формировались представления о дымковской народной игрушке;

● на обучающих и студийных занятиях дошкольники овладевали средствами  воплощения образа, т.е. овладевали комплексом умений и навыков изображения формы, строения, пропорциональных отношений.

● и, наконец, дошкольники овладевали  техникой лепки, т.е. совершенствовали пластический и комбинированный способы лепки, совершенствовали умения в использовании разного декора в лепке и росписи.

Выше обозначенные показатели являются составляющими изобразительных способностей в лепке.

Таким образом, дымковская народная игрушка  является  средством развития у старших дошкольников изобразительных способностей в лепке.

 

 


Список использованной литературы

  1. Аракчеев, Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины / Ю.С.Аракчеев,                    Л.М. Хайлов. – М.: Малыш, 2005. - 107 с.
  2. Богуславская, И.Я. Русская глиняная игрушка / И.Я. Богуславская. – М.: Просвещение, 2006.-116 с.
  3. Величкина, Г. А. Дымковская игрушка / Г.А. Величкина, - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24с
  4. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации / А.А. Грибовская. – М.: Просвещение, 2005. - 64 с.
  5. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /                     Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 2007.-180 с.
  6. Доронова, Т.Н. Использование дымковской игрушки в работе с детьми / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12. - С.13-14.
  7. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006.-192 с.
  8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-136 с.
  9. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах / Н.М. Конышева. -  М.: Просвещение, 2006.-54 с.
  10. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. – М.: Феникс, 2005. – 63с.
  11. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. - М.: Просвещение, 2003. - 145с.
  12. Лыкова, И.А. Дымковская игрушка / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005. - 56 с.
  13. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. -  М.: Просвещение, 2006. - 251 с.
  14. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006.-143 с.
  15. Подготовительная к школе группа в детском саду / Под ред.                 М.В. Залужской. -  М.: Просвещение, 2008. - 319 с.
  16. Пономарева, Е.А., Иванова, С.А. Дымковская игрушка /                            Е.А. Пономарева, С.А. Иванова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. - 17 с.
  17. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.              М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 500 с.
  18. Сакулина, Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2005.-236 с.
  19. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Просвещение, 2003.-128 с.
  20. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством  / О.А. Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.
  21. Соломенникова, О.А. Радость творчества / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-132с.
  22. Тихонова, О. Декоративная лепка в детском саду / О. Тихонова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С.36-40.
  23. Халезова, Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В.  Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. -  М.: Просвещение, 2005.-143 с.  
  24.  Халезова, Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском              саду /  Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2005.-112 с.
  25.  Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты /             Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2002. - 176 с.


Приложение 1.

Планы обучающих  занятий по лепке в подготовительной к школе группе

Тема: Дымковский конь

Программные задачи: 

Изобразительная: Учить детей лепить дымковского коня по народной игрушке, как лепят мастера игрушки. Различать называть и использовать в лепке цилиндрическую форму (столбик).

Композиционная: Закреплять умения передавать правильно пропорции: длинна шеи, туловища и ног равная; голова укладывается в туловище 2раза.

Техническая: Совершенствовать приемы лепки комбинированным способом. Закреплять умение раскатывать столбик. Закреплять умения оттягивать недостающие детали от целого куска. Использовать стеку для надрезания. Закреплять умения оформлять коня налепом.

Воспитательная: Воспитывать желание лепить дымковского коня. Желание лепить из глины, проявлять творчество в оформлении коня.

Оборудование: Игрушка дымковская конь, глина (у детей толщина 5-6см, а длинна до 15см), подкладные дощечки, стеки, влажная тряпочка в розетках.

Ход занятия

 I Вводная часть

1. Вызов интереса и постановка цели.

Предложить ребятам стать мастерами дымковской игрушки. Сегодня мы будем лепить дымковского коня.

2.Рассматривание образца.

Вот какую дымковскую игрушку слепила я.

- Какие части можно выделить у дымковского коня?

- На что по форме похоже туловище?

-Ребята, обратите внимание, что голова укладывается в туловище 2 раза, а длинна туловища и длинна ног, равны (показываю растяжкой пальцев)

- Какая шея у дымковского коня?

- Что у коня на шее?

- Что есть на голове у коня?

- Как оформлен дымковский конь?

3. Показ способов изображения

Берем кусочек глины, делим сначала на две неравные части, одна большая часть – туловище, ноги; А другая меньшая – голова, шея. Меньшую часть делим на две одинаковые части. Берем самый большой кусочек глины и лепим столбик. Столбик надо согнуть дугой, а стекой сделать надрезы впереди и сзади (показ воспитателя). А все остальное вы сделаете сами.

4. Закрепление

- Как разделить глину?

- Какую берем исходную форму?

II Руководство ходом

1. Общие указания: Лепим аккуратно, все части хорошо примазываем друг к другу, так же загладить влажной тряпочкой.

2. Индивидуальные указания:

- Таня, посмотри как правильно необходимо разрезать стекой глину, чтобы слепить ножки дымковскому коню

- Тима, посмотри как можно слепить гриву

III Анализ

- Ребята, поставьте все работы на вот этот стол.

Даю план по которому дети будут анализировать свои работы

- Похож ли ваш конь на образец дымковского коня?

- Аккуратно ли слеплена работа?

- Как работа оформлена?

- Найдите самого аккуратного коника и расскажите о нем

- Найдите самого нарядного коника и расскажите о нем

План занятия по лепке

Тема: Дымковский индюк 

Программные задачи: 

Изобразительная: Учить детей лепить дымковского индюка по народной игрушке, как лепят мастера игрушки. Различать называть и использовать в лепке цилиндрическую форму (столбик), шарообразную форму.

Композиционная: Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка. Закреплять умения передавать правильно пропорции.

Техническая: Совершенствовать приемы лепки комбинированным способом. Закреплять умение раскатывать столбик, шар. Закреплять умения расплющивать шар в диск. Использовать стеку для надрезания. Закреплять умения оформлять индюка налепом.

Воспитательная: Воспитывать желание лепить дымковского индюка, проявлять творчество в оформлении.

Оборудование: Игрушка дымковская индюк, глина (у детей толщина 5-6см, а длинна до 15см), подкладные дощечки, стеки, влажная тряпочка в розетках.

Ход занятия

 I Вводная часть

1.Вызов интереса и постановка цели.

Чтение стихотворения:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У меня совсем не прост.

- Ребята, о какой птице это стихотворение?

Сегодня мы будем лепить дымковского индюка.

2.Рассматривание образца.

Вот какую дымковскую игрушку слепила я.

- Какие части можно выделить у дымковского индюка?

- На что по форме похоже туловище?

- Какая шея у дымковского индюка?

 - Что у индюка на шее?

- Что есть на голове у индюка?

- Какой хвост у индюка?

- Какой он формы?

- Какой формы крылья?

- Как оформлен дымковский индюк?

3. Показ способов изображения

Берем кусочек глины, делим сначала на две одинаковые части, одна часть – туловище, хвост, голова; А другую часть делим еще раз на две одинаковые части. Одна часть – ноги. Другая часть – крылья и оформление. Берем самый большой кусочек глины и лепим столбик с одной стороны толще, с другой тоньше (хвост, шея, голова), потом его согнуть дугой. Берем другой кусочек и делам столбик для ног, потом его согнуть дугой, а стекой сделать надрезы. Чтобы сделать крылья вы катаете 2 одинаковых шара и расплющиваете их в диск. А оформление  вы сделаете сами.

4. Закрепление

- Как разделить глину?

- Какую берем исходную форму?

II Руководство ходом

1. Общие указания: Лепим аккуратно, все части хорошо примазываем друг к другу, так же загладить влажной тряпочкой.

2. Индивидуальные указания:

- Таня, посмотри, как правильно необходимо разрезать стекой глину, чтобы слепить ножки дымковскому индюку

- Катя, посмотри, как слепить крылья

III Анализ детских работ

- Ребята, поставьте все работы на вот этот стол.

Даю план по которому дети будут анализировать свои работы

- Похож ли ваш индюк на образец дымковского индюка?

- Аккуратно ли слеплена работа?

- Как работа оформлена?

- Найдите самого аккуратного индюка и расскажите о нем

- Найдите самого нарядного индюка и расскажите о нем


План занятия по лепке

Тема: Дымковский баран

Программные задачи:

 Изобразительная: Учить детей лепить дымковского барана по народной игрушке. Различать называть и использовать в лепке цилиндрическую форму (столбик).

Композиционная: Закреплять умения передавать правильно пропорции: длинна шеи, туловища и ног равная; голова укладывается в туловище 2 раза.

Техническая: Совершенствовать приемы лепки комбинированным способом. Закреплять умение раскатывать столбик. Закреплять умения оттягивать недостающие детали от целого куска. Использовать стеку для надрезания. Закреплять умения оформлять барана налепом.

Воспитательная: Воспитывать желание лепить дымковского барана. Желание лепить из глины, проявлять творчество в оформлении барана.

Оборудование: Игрушка дымковская баран, глина (у детей толщина 5-6 см, а длинна до 15см), подкладные дощечки, стеки, влажная тряпочка в разетках.

Ход занятия

 I Вводная часть

1. Вызов интереса и постановка цели.

- Ребята послушайте стихотворение:

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

- Ребята, о каком животном это стихотворение?

2. Рассматривание образца.

Вот какую дымковскую игрушку слепила я.

- Какие части можно выделить у дымковского барана?

- На что по форме похоже туловище?

-Ребята, обратите внимание, что голова укладывается в туловище 2 раза, а длинна туловища и длинна ног, равны (показываю растяжкой пальцев)

- Какая шея у дымковского барана? Что у барана на шее?

- Что есть на голове у барана?

- Как оформлен дымковский баран?

3. Показ способов изображения

Берем кусочек глины, делим сначала на две неравные части, одна больше часть – туловище, ноги; А другая меньшая – голова, шея. Меньшую часть делим на две одинаковые части. Берем самый большой кусочек глины и лепим столбик. Столбик надо согнуть дугой, а стекой сделать надрезы впереди и сзади (показ воспитателя). А все остальное вы сделаете сами.

4. Закрепление

- Как разделить глину?

- Какую берем исходную форму?

II Руководство ходом

1. Общие указания: Лепим аккуратно, все части хорошо примазываем друг к другу, так же загладить влажной тряпочкой.

2. Индивидуальные указания:

- Вика, посмотри, как правильно необходимо разрезать стекой глину, чтобы слепить ножки дымковскому коню. - Кирилл, посмотри, как  слепить рога.

III Анализ детских работ

- Ребята, поставьте все работы на вот этот стол. Даю план, по которому дети будут анализировать свои работы

- Похож ли ваш баран на образец дымковского коня?

- Аккуратно ли слеплена работа?

- Как работа оформлена?

- Найдите самого аккуратного барана и расскажите о нем

- Найдите самого забавного барана и расскажите о нем

Приложение 2.

Планы студийных   занятий по лепке в подготовительной к школе группе

Тема «Дымковские животные»

Задачи:

1. Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских животных. Учить детей видеть красоту разных дымковских игрушек.

2. Художественно-исследовательская: формировать представление о дымковском животном, о том, что дымковские мастера лепят оленей, козликов, корову, барашка. Все животные имеют сходное строение, но разные характерные особенности.

3. Техническая: совершенствовать навыки лепки, упражнять в приемах раскатывания, сгибания, разрезания, примазывания, сглаживания. Упражнять в комбинированном способе лепки.

Материалы и инструменты: глина, стеки, дощечки, клееночки, тряпочки, вода.

Зрительный ряд: дымковские игрушки-животные.

Литературный ряд: история о лепке дымковских животных, стихотворение.

Ход занятия:

  1. Ребята, послушайте стихотворение:

В Дымково, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

На столе еще сырая глина,

Грубый неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит,…нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поёт, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

(приход Козы-затейницы)

II. Дети, Коза-затейница хочет нам рассказать интересную историю. Давайте присядем и послушаем.

История: «Давным-давно в городе Вятка жил старик. Однажды ему в руки попал кусочек глины, и он решил из этой глины слепить животных. У него получились красивые, привлекательные игрушки-животные, такие как лошадка, корова, олень, козлик, барашек. И было это дело так: старичок взял кусочек глины, раскатал его в столбик, потом согнул столбик и вылепил замечательные ножки. Потом он слепил морковку и примазал её к туловищу. Это получились шея и голова (показываю приёмы лепки). Вот такое замечательное туловище получилось.

Старичок лепил разных животных, но за основу брал одну и ту же форму. К одному животному он сделал рога прямые, и получилась замечательная коровка. Коровку издавна считали кормилицей.

Другому животному он сделал длинные закруглённые рога, и получился барашек. Маленькие рога сделал козлику. Ветвистые рога сделал оленю. Все животные особенные получились, красивые, привлекательные. Старичку они так понравились, что он сочинил стихотворение:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Детки на телятках,

Внуки на козлятках».

Ребята, давайте, и мы с вами слепим красивых дымковских животных. Давайте сядем за столы. Выберите, какое животное вы будете лепить.

III. Работа детей. Дети лепят дымковских животных. По окончании работы ставим вылепленные игрушки на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, каких красивых животных слепили ребята. Все животные разные, интересные, аккуратные. Посмотрите, какая у нас коровка получилась. Интересно сделан у неё хвост. А барашек какой забавный, как закручены у него рога!


Тема «Роспись дымковского животного»

Задачи:

1. Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских игрушек. Учить детей видеть красоту дымковской росписи.

2. Художественно-исследовательская: формировать у детей представление о том, что в росписи дымковской игрушки есть элементы: кружочки, колечки, точки, клетка, волнистые и прямые линии.

3. Техническая: совершенствовать навыки рисования гуашью всем ворсом и концом кисти.

Материалы и инструменты: кисти, гуашь в коробках, тряпочки, баночки с водой по количеству детей.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи.

Литературный ряд: рассказ о росписи дымковских животных, стихотворение о Дымке.

Ход занятия:

  1. Ребята, чем мы с вами занимались на прошлом занятии? Да,

мы с вами лепили дымковских животных. Послушайте стихотворение:

В Дымково, за Вяткою-рекою

Любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинные,

А лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, точечки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(Приход Козы-затейницы)

II. Ребята, Коза-затейница приготовила для вас интересный рассказ.

Рассказ: «Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называют Дымково. Такое название село получило от того, что над крышами всех его изб часто вьётся дымок.

Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – коней, оленей, коров, барашков. Любили в этом селе различные забавы. Каждый вечер мастера лепили и обжигали в печи игрушки. А потом они эти игрушки расписывали. Интересные получались кони, олени, барашки. А какими узорами их расписывали, просто залюбуешься! Элементы росписи они брали различные: кружочки, колечки, прямые и волнистые линии, точки. Узоры получались разнообразные, и каждый элемент что-то обозначал. Круг – символ солнца, каравая хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода, прямая линия – дорога.

При этом краски использовали разного цвета: зелёную, красную, чёрную, синюю, жёлтую. Все игрушки были яркими, веселыми, а мастера росписью старались это передать.

Ребята, давайте мы с вами распишем наших замечательных дымковских животных.

III. Работа детей. Дети расписывают дымковских животных. По окончании ставим все работы на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, как красиво и аккуратно дети расписали свои игрушки! Все животные украшены по-разному, ни одна игрушка не похожа на другую.


Тема «Дымковские барышни»

Задачи:

1. Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских барышень. Учить детей видеть красоту разных дымковских игрушек.

2. Художественно-исследовательская: формировать представление о дымковской барышне, о том, что все барышни имеют сходное строение, но разные наряды.

3. Техническая: совершенствовать навыки лепки, упражнять в приемах раскатывания, приплющивания, примазывания, сглаживания. Упражнять в комбинированном способе лепки.

Материалы и инструменты: глина, стеки, дощечки, клееночки, тряпочки, вода.

Зрительный ряд: дымковские игрушки-барышни.

Литературный ряд: история о лепке дымковских барышень, стихотворение «Водоноска».

Ход занятия:

I. Ребята, послушайте стихотворение:

За студёною водицей

Водоноска - молодица

Как лебедушка плывет.

Ведра красные несет

На коромысле не спеша,

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса,

Туга черная коса,

Щеки алые горят.

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво.

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

 (приход Козы-затейницы)

II. Ребята, сейчас Коза-затейница расскажет вам интересную историю. Давайте присядем и послушаем.

История: «В далекие, давние времена, на опушке леса, возле реки расположилось небольшое село Дымково. За околицей села жили-были старик со старушкой. Не было у них детей. Решила старушка пирог с рыбой испечь и попросила старика рыбки наловить. Пошел старик к речке, опустил снасть в воду. Пока рыба ловилась, взял старик с берега кусочек глины и слепил куколку: сначала расплющил кусочек глины, свернул получившийся пласт в  пышную юбку-колокол (показываю приемы лепки). Затем из другого кусочка раскатал столбик-туловище, прикрепил его к юбке, а к нему - шарик-головку, скатанные калачиком руки. Старик вылепил своей куколке красивый наряд и головной убор.

Наловил старик рыбки и пошел домой, а куколку в карман положил. Поставил ее на подоконник, где ярче солнышко светило. Напекла старушка пирогов, сели они чай пить. Вдруг слышат с подоконника голосок: «И мне, и мне». Посмотрели они, а это кукла на солнышке подсохла, отогрелась и ожила. Вот и дочка появилась у старика и старушки. Но время шло, стала она красивой барышней. И было у неё много подружек, но две подружки были самыми лучшими: у одной всегда на голове был большой золотистый кокошник, другая часто носила воду. Вот и жили они вместе дружно и весело».

Дети, давайте и мы с вами слепим красивых, интересных дымковских барышень. Давайте сядем за столы. Выберите, какую барышню вы будете лепить.

III. Работа детей. Дети лепят дымковских барышень. По окончании работы ставим вылепленные игрушки на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, каких красивых. Интересных, привлекательных барышень слепили ребята. Посмотрите, какой кокошник у этой барышни. А у этой – пышная юбка с воланами.


Тема «Роспись дымковской барышни»

Задачи:

1. Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских игрушек. Учить детей видеть красоту дымковской росписи.

2. Художественно-исследовательская: формировать у детей представление о том, что в росписи дымковской игрушки есть элементы: кружочки, колечки, точки, клетка, волнистые и прямые линии.

3. Техническая: совершенствовать навыки рисования гуашью всем ворсом и концом кисти.

Материалы и инструменты: кисти, гуашь в коробках, тряпочки, баночки с водой по количеству детей.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи.

Литературный ряд: история о росписи дымковских барышень, стихотворение «Дымково» В.Фафанова.

Ход занятия:

I. Ребята, чем мы с вами занимались на прошлом занятии? Да,

мы с вами лепили дымковских барышень. Послушайте стихотворение:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте, охра с суриком

По всей стране в домах.

(Приход Козы-затейницы)

II. Ребята, Коза-затейница хочет нам рассказать интересную историю.

История: «Давным-давно, в одном городке жила женщина, которая любила лепить из глины. Она лепила различные игрушки, но больше всего она любила лепить барышень. Сильная и красивая женщина, она хранила очаг и семью. После того как игрушка высыхала, женщина расписывала барышень яркими цветами. Барышни носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, желтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы. Рисовала мастерица различные узоры: кружочки, колечки, линии; ставила точки. У некоторых барышень был клетчатый фартук.

Интересные получались барышни. Каждая из них была особенной. После того как узор на барышнях высыхал, женщина собирала их и носила продавать. Барышни эти очень нравились людям, и они с удовольствием покупали их. А барышни эти с тех пор появились в каждом доме и радовали людей».

Ребята, давайте мы с вами распишем наших замечательных дымковских барышень. Садитесь за столы.

III. Работа детей. Дети расписывают дымковских барышень. По окончании ставим все работы на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, как красиво и аккуратно дети расписали свои игрушки! Какие красивые узоры получились! Все барышни украшены по-разному, ни одна игрушка не похожа на другую.


Тема «Дымковские птицы»

Задачи:

1. Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских птиц. Учить детей видеть красоту разных дымковских игрушек.

2. Художественно-исследовательская: формировать представление о дымковских птицах, о том, что дымковские мастера лепят оленей, козликов, корову, барашка. Все птицы имеют разное строение.

3. Техническая: совершенствовать навыки лепки, упражнять в приемах раскатывания, приплющивания, примазывания, сглаживания. Упражнять в комбинированном способе лепки.

Материалы и инструменты: глина, стеки, дощечки, клееночки, тряпочки, вода.

Зрительный ряд: дымковские игрушки-птицы.

Литературный ряд: история о лепке дымковских птиц, стихотворение «Индюк».

Ход занятия:

  1. Ребята, послушайте стихотворение:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребёшок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

(приход Козы-затейницы)

II. Коза-затейница расскажет интересную историю вам, ребята. Давайте присядем и послушаем.

История: «Давно это было. Один богатый человек очень любил игрушки. Однажды он увидел расписные ручные игрушки и захотел создать и собрать себе коллекцию таких игрушек. Он нашел семью, которая лепила птиц, приезжал к ним и наблюдал, как лепятся птицы.

Вот сидит семья, у каждого кусок глины. Лепят из одного кусочка столбик, сгибают его и прорезают ножки (показываю приемы лепки). Из другого кусочка делают морковку, сгибают и примазывают к ножкам. Хвостик расплющивают и делают кругленьким, лепят крылья, украшения, наряжают птиц. Птицы получались гордые, самолюбивые, у некоторых птиц голова поднята вверх, шейка вытянута. Птицы как будто чувствуют свою силу и красоту.

Вот этот любитель игрушек смотрел, как увлекательно лепят замечательных птиц. И покупал у этой семь игрушки и собирал свою коллекцию. За небольшой промежуток времени у него собралась большая коллекция игрушек».

Ребята, давайте и мы с вами слепим красивых, интересных и привлекательных дымковских птиц. Давайте сядем за столы. Выберите, какую птицу вы будете лепить.

III. Работа детей. Дети лепят дымковских птиц. По окончании работы ставим вылепленные игрушки на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, каких интересных, важных, привлекательных птиц слепили ребята, каждая птица индивидуальна и по-своему хороша.


Тема «Роспись дымковской птицы»

Задачи:

1. Эмоциональная: формировать у детей эмоциональное, радостное восприятие дымковских игрушек. Учить детей видеть красоту дымковской росписи.

2. Художественно-исследовательская: формировать у детей представление о том, что в росписи дымковской игрушки есть элементы: кружочки, колечки, точки, клетка, волнистые и прямые линии.

3. Техническая: совершенствовать навыки рисования гуашью всем ворсом и концом кисти.

Материалы и инструменты: кисти, гуашь в коробках, тряпочки, баночки с водой по количеству детей.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи.

Литературный ряд: история о дымковских птицах, стихотворение.

Ход занятия:

  1. Ребята, чем мы с вами занимались на прошлом занятии? Да,

мы с вами лепили дымковских птиц. Послушайте стихотворение:

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

 (Приход Козы-затейницы)

II. Ребята, Коза-затейница хочет нам рассказать интересную историю.

История: «Однажды в городе Вятка жил мастер пожилого возраста. У него было много вылепленных дымковских птиц, и стояли они на окне. Был замечательный вечер, мастер сидел и любовался своими игрушками, смотрел в окошко на прекрасную природу, на красивую зеленую травку, на березку, стоящую возле домика. Когда наступала ночь, мастер ложился спать. И однажды ночью мимо дома мастера шел волшебник и увидел игрушки, стоящие на окне. Ему так понравились игрушки, что он решил расписать их. Взмахнул волшебной кисточкой, и появились разные узоры: кружочки, колечки, точки. Нарисовал прямые, а где-то – волнистые линии. Выбрал яркие краски: красные, зеленые, желтые, синие и даже золотые, взял коричневую и черную краску. Каждый цвет сочетался с другим. И так весело стало волшебнику от игрушек и от такого хоровода красок. На утро мастер проснулся и ахнул от расписных игрушек. Он сел возле окна и не мог налюбоваться ими».

Ребята, давайте мы с вами распишем наших замечательных дымковских птиц. Садитесь за столы.

III. Работа детей. Дети расписывают дымковских птиц. По окончании ставим все работы на отдельный стол.

- Посмотри, Коза-затейница, как красиво и аккуратно дети расписали свои игрушки! Какие красивые узоры получились! У всех разные узоры получились!


«Праздник Дымковской игрушки»

Цель: доставить детям удовольствие, радость.

Оборудование: детские работы – вылепленные дымковские игрушки, ложки, ведерки, ёмкость с водой, призы – закладки для книг.

Ход:

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая: - Много сказочных мест в России,

                    Городов у России не счесть,

                    Может где-то бывает красивей,

                    Но не будет красивей, чем здесь.

                    Возле речки Вятки есть один поселок,

                    Окаймлен лесами уголок веселый,

                    Мужики в деревне печи мастерили,

                    На забаву деткам петушков лепили.

                    Слобода та в дымке поутру купалась,

                    И за это Дымковской исстари называлась.

                    Люди работящие в той слободке жили,

                    С удалью лихие пляски заводили.

                    Праздник отмечали, жили - не скучали,

                    Тут не подобраться никакой печали.

Звучит «Песня о Дымке» муз. И. Дунаевского

Входят дети с дымковскими игрушками, становятся полукругом и рассказывают про свои игрушки:

  1. Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

  1. Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица-красавица

По улице пешком.

  1. Бока крутые,

Рога золотые,

Копытца с оборкой,

На спине – Егорка.

  1. Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

  1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

  1. За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле, не спеша.

 Ребята, вы знаете, нас пригласили в гости, на день рождения. А к кому, вы увидите позже. Ну что, пойдем в гости? Становитесь все друг за другом, как вагончики поезда, и поехали. (Звучит отрывок из песни «Голубой вагон»)

Ведущая: - Коли здесь народ не весел,

Низко голову повесил,

Знаю я, нужна игра:

Распотешиться пора!

Игра «Водоноска»(2 ведра, 2 ложки, 2 ёмкости с водой). Выбирают две команды.

 Задание: Чья команда быстрее перенесёт воду из ёмкости в ведро.

Ведущая: - Хороша игрушка расписная,

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил.

Ребята, мастера трудились по вечерам. А какие пословицы  о труде вы знаете?

  1. Дело мастера боится.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Терпенье и труд всё перетрут.
  4. Труд человека кормит, а лень – портит.
  5. Кто первый в труде, тому слава везде.

Ведущая: - Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты, и баранки.

Покупают люди сушки,

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша!

Просто чудо – водоноска,

Высока её прическа.

Уже много-много лет подряд в селе Дымково бабушки учат своих внучат, а внучки – своих внучек. И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские дымковской игрушки. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и даже печки – одна с Емелей, а другая с Козой и козлятами. И всё это настоящее чудо.

- Ребята, а вы загадки отгадывать умеете?

1. Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал,

Там и пропал. (сахар)

2. Сидит в ложке –

Свесив ножки. (лапша)

3. У бабушки Матрены

Живет зверек мудреный,

Возле печи греется,

Без водички моется. (кошка)

4. По какой дороге полгода ходят,

А полгода ездят. (река)

5. У двух матерей по пять сыновей. (пальцы)

6. Кофточка цветная,

Юбка расписная.

Шляпа – трёхэтажная,

Статная и важная.

 (дымковская барышня)

Ведущая:   Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идёт!

Песня «Русский сувенир» муз. Михайлова.

(раздаю по закладке для книг)

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка наша речь.

Говорим мы: до свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....

Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Методическая разработка «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников

В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....

Опыт работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мы хотим видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стреми...