лепим из соленного теста
консультация по аппликации, лепке на тему

техника лепки из соленного теста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepim_iz_solyonogo_testa.docx970.1 КБ

Предварительный просмотр:

Лепим из солёного теста

Вашему малышу год?  а может и меньше ? И малыш постигает все новое со скоростью света?             Значит пришла пора осваивать с ним новые важные навыки.

Примеры работы.Использованы  различные формочки для лепки

.

        Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Упражнения с тестом:

1.Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).

2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.

3.Можно сделать отпечатки ножек и ручек

4.Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.

5. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой)

6.Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

Угощение для цыплят.

Цель урока - познакомить с лепкой.

Задача - сформировать и освоить основной навык - отщипывание.

Вместе с ребятами приготовте угощение для цыплят.Вам понадобится тесто и несколько игрушечных цыплят .Разделите урок на три этапа.

Знакомсмтво с персонажами

Незаметно для малышей уложите цыплят в яркую коробку.Пусть они попробуют отгадать, кто там спрятался. Рассмотрите как цыплята выглядят, и предложите приготовить для них угощение.

Лепка

Сделайте зерна для цыплят.Покажите , как надо отщипывать маленькие кусочки теста. Если малышу пока  трудно выполнить такую работу,сделайте это сами. Готовые зернышки складывайте на плоскую тарелочку.

Обед

Принесите цыплят ,поставьте возле тарелки с зернами и накормите их. А в конце пусть они не забудут поблагодарить малышей.

                

1 год

2 месяца        

Пальчики у ребенка сильные и цепкие, он отрывает большие куски теста или пластилина.

1год

4 месяца        

Малыш начинает обыгрывать материал,охотно прячет в тесто игрушку.

1 год

6 месяцев        

Ребенок отщипывает небольшие кусочки и раскатывает их в ладонях прямыми движениями.

1 год

8 месяцев        

Малыш превращает колбаски в колечки.Затем надевает  их себе на руку,катает по столу, складывает пирамидой.

2 года        

У ребенка получается шарик ( с помощью круговых движений между ладонями).Он может сплющивать небольшие кусочки пальцем

Используемые приемы лепки

Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание — сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

   Соленое тесто

     Для того, чтобы приготовить соленое тесто для лепки, нужно взять2 чашки муки, 1 чашку соли, и понемногу добавляя горячую воду, замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, зеленку, свекольный сок. Готовое тесто можно 1-2 недели хранить в пакете в холодильнике. Готовые изделия из соленого теста можно оставить на открытом месте до высыхания, а можно выпекать на самом слабом огне в духовке.

     Некоторые дети ухитряются это тесто тащить в рот, несмотря на то, что оно очень сильно соленое. С такими детьми лучше лепить из сладкого теста, например, дрожжевого или песочного, или из теста для лапши.

     

     Первые 2-3 раза дети знакомятся с материалом, поэтому задания должны быть совсем простые. Пусть дети тыкают пальчиком, размазывают тесто, хлопают ладошкой. В первый раз можно лепить пирожки, и показывать с этими пирожками сказку про Машу и медведя.

   

     Что могут дети в полтора-два года делать из соленого теста?

     -отщипывать кусочек

     -прилеплять кусочек

     -размазывать тесто пальцем

     -плющить тесто всей ладошкой

     -катать колбаски

     -катать маленькие колобочки одним пальчиком

     -катать большие колобки ладошкой

     -тыкать пальцем в лепешку

     -резать стекой колбаску

     -из шариков, которые катает мама, плющить пальцем маленькие лепешки

     

     Исходя из этого нужно придумывать посильные задания. Например, мама вырезает из картона небольшие фигурки, размером примерно с ладонь, например, сердечко, рыбку или звездочку. Малыш вместе с мамой заполняет рыбку соленым тестом, а потом втыкает в тесто украшения. Очень красиво будет смотреться бабочка, которую вы залепите толстым слоем соленого теста и украсите ее блестками, кусочками мишуры, разноцветными бусинками.

   

     А можно раскатывать соленое тесто слоем около 7 мм, вырезать из него фигурки формочками для теста, и эти фигурки потом раскрашивать гуашью и гелем с блестками, а после вешать на елку в качестве небьющихся елочных игрушек.

     На день святого Валентина можно сделать сердечки, облепить их соленым тестом и украсить их по вашему усмотрению. На Восьмое марта можно тем же способом сделать подарок для бабушки.

     Можно в качестве основы взять бумажную тарелку, заполнить ее толстым слоем теста и воткнуть в это тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки - получится лес.

     Далее - в зависимости от времени года - вы можете -раскрасить этот лес зеленой гуашью или налепить зеленые листочки, если дело происходит летом,

     -можете посадить каштаны и скорлупки от орехов - пусть изображают грибы в осеннем лесу, а если захотите, можете добавить желтые и оранжевые листочки из пластилина.

    -а если дело происходит зимой, вы можете всю композицию покрасить белой гуашью и гелем с блестками.

     Если ребенок уже умеет катать колбаски, можно слепить змей, червячков и улиток, и прилепить их на большой листочек из зеленого картона.

     Если взять половину скорлупки от грецкого ореха, и добавить колбаски из соленого теста, то вполне можно слепить грибок, жучка, черепаху.

   

     Соленое тесто и крупа

     Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом.

     Можно дать ребенку картонную основу - пирог, или картонный дом с окном, и предложить всю основу залепить толстым слоем теста. Потом даем детям по чуть-чуть крупу - и предлагаем украсить пирог или дом. Не стоит давать сразу много крупы, иначе дети будут ее просто двигать и пересыпать, а не вдавливать в тесто. Дайте 5-6 фасолинок, потом 5 горошин, 5 веточек, 2 шишки.

   

     Учтите, что маленькие дети познают многие предметы, разрушая их.

     Мама стоит башню из кубиков - малыш эту башню ломает.

     Мама рисует картинку - малыш ее замалевывает

     Мама втыкает фасолинки - малыш их вынимает.

     Это нормально для двухлеток!

   

     Можно втыкать фасоль, горох, чечевицу, гречку, пшено, макароны разной формы, палочки, сухую траву, шишки, бисер, бусинки, кусочки фольги.

   

     Облепливание тестом

     -обмазываем соленым тестом баночку от детского питания, и украшаем золотыми нитками, бисером или бусинками, кусочками шерстяных ниток или крупами, фигурной вермишелью - получаются очень необычные вазочки.

   

     -обмазываем грецкий орех, делаем ему глазки и рот из крупы - получается колобок

   

     -обмазываем грецкий орех и фундук, обкатываем в пшене или кукурузной крупе, соединяем - получается цыпленок

   

     -облепляем коробочку от киндер-сюрприза или баночку от фотопленки, вставляем спички-ножки, прилепляем головку - получается лошадка, бычок, жираф или ослик - на ваш вкус.

   

     -облепляем крышку от банки и свечку - получается подсвечник

   

     -облепляем стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками - получаем снежный домик

   

     -облепляем аптечный пузырек - делаем церковь -катаем шарики, надеваем их на вязальную спицу или толстую проволоку - и делаем самодельные бусинки, -из соленого теста можно лепить буковки, а потом из них складывать слова.

     Работа с шаблонами

     Если детям всего полтора-два года, то на помощь нам могут прийти шаблоны из толстого картона. Мама заранее вырезает шаблон - например, елочку или рыбку, а потом уж зовет малыша лепить.

     Облепляем зеленым тестом картонный шаблон елки - и втыкаем украшения из крупы и фольги. Получается отличная новогодняя елка, которую можно подарить бабушке или дедушке!

     Облепляем тестом шаблон домика, и выкладываем из гороха черепицу на крыше, из вермишели - наличники у окна, из крупы сам дом, по краю - фасоль.

     Можно лепить из теста фигурки и потом их расписывать гуашью.

     Можно вырезать фигурки формочками, и их расписывать, а потом вешать на елку.

     Можно вырезать фигурки формочками из песочного или пряничного теста, украшать изюмом и орехами, и печь печенье к чаю.

     Это занятие дети очень надолго запоминают.

     Можно вырезать стеками по картонному шаблону.

     Можно делать бусины из соленого теста или из глины и нанизывать их на спицу, а через несколько дней эти бусины расписывать.

     В бусины из соленого теста можно втыкать бисер, а потом нанизывать на шнурки или на проволочку. Учтите, что для росписи нужны самые тонкие кисти.

     Можно сочетать бусины из соленого теста с бусинами из раскрашенной вермишели.

     Можно делать из синего теста аквариум - большой кусок синего теста положить на бумажную тарелку, а потом втыкать в тесто камушки, ракушки и картонных рыбок. Можно добавить песок и камушки из пшена и фасоли.

   

     Можно лепить город - втыкать в тесто картонные домики и машинки.

Пояснительная записка

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Но, к сожалению, в программах по технологии и изобразительной деятельности младших школьников лепке отводится всего лишь 6 часов в год в каждом классе, а в 4 классе лепки нет вообще, т.е. всего 18 занятий за весь период обучения в начальной школе. Это непростительно мало, если учесть, что в первые 4 года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в 1 класс и владея лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к 4 классу должен уметь мыслить абстрактно. Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т.к. дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной в детском саду, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

Легко отмывается и не оставляет следов.

Безопасно при попадании в рот.

Не липнет к рукам при лепке.

Можно сушить на воздухе.

Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

Если покрыть лаком - сохранится на века.

С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Мною разработана и апробирована серия занятий по лепке из соленого теста. Учитель может проводить их как в рамках классной работы, на уроках изобразительной деятельности, во время факультатива по технологии ,так и во внеклассной работе, на занятиях кружка, и т.д. Каждое занятие по времени рассчитано на 40-45 минут. В зависимости от уровня подготовленности детей учитель может отвести на эти уроки большее либо меньшее количество времени.

Мини-спецкурс «Художественная лепка из соленого теста».

Цель курса – общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному курсу.

Задачи:

Совершенствование навыков ручного труда средствами лепки.

Развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.

Развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии.

Формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.

Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы.

Весь курс состоит из восемнадцати взаимосвязанных тем. На изучение каждой темы отводится 1-3 занятия. Количество занятий зависит от объема работы, от возраста детей и уровня подготовленности группы.Чудо-лепешка.        (1 час)

Веселый удавчик.        (1 час)

Не садись на пенек, не ешь колобок.         (1 час)

Волшебное лукошко.        (2 часа)

Птички-невелички.         (1 час)

Дракоша.         (1 час)

Веселый зоопарк.        (2 часа)

Рожицы на магнитах.         (1 час)

Забавные брошки. Значки.         (1 час)

Яблонька.         (2 часа)

В мастерской художника. Зимняя картинка.        (1 час)

Таблички на двери комнат.         (1 час)

Автопортрет.        (2 часа)

Картинная галерея.         (1 час)

Рамочки для фотографий.         (3 часа)

Дары осени.         (2 часа)

Играем в куклы.         (2 часа)

Картинки на выставку.         (2 часа)

По окончании курса дети должны знать:

Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.

Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса.

Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту.

Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.

Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.

Основные приемы лепки.

Способы соединения деталей из различных материалов.

Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.

Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.

Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.

Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.

Приемы разметки по тесту.

Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков.

По окончании курса дети должны уметь:

Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.

Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа.

Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план.

Соединять детали из соленого теста различными способами.

Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.

Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.

Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

Собирать сборные конструкции из соленого теста.

Изготовлять небольшую картину из соленого теста.

Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.

Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.

Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.

Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.

Творчески подходить к выполнению работы.

Каждое из занятий описано в таблице(приложение), которая имеет 4 графы.

Урок, его название и количество часов, отведенных на тему, указаны в заголовке таблицы.

В графе №1 приведены технико-технологические знания, с которыми должны ознакомится учащиеся на уроке.

В графе №2 приведено содержание урока, основные этапы работы.

В графе №3 указаны те знания и умения, которые приобретает ребенок в течение этого урока.

А графа №4 отведена для перечня необходимых инструментов и принадлежностей, как для учителя, так и для ученика.

С подобной таблицей учителя уже встречались в работе Т.М. Геронимус «150 уроков труда в 1-4 классах». Но данная таблица мною упрощена. В таком виде она представляется мне наиболее удобной для работы учителя-практика, т.к. в ней отражено все необходимое для проведения урока: поэтапно расписан ход урока, указаны приемы и операции, необходимое для уроков оборудование и тот минимум знаний и умений, который ученики получат на данном занятии.

Кроме таблиц к урокам есть рисунки-схемы, инструкционные карты, эскизы плакатов, рисунки изделий, а также тот минимум знаний о происхождении лепки из соленого теста как части декоративно-прикладного искусства, методика приготовления соленого теста и несколько рецептов замешивания соленого теста.

Творчески работающие учителя, имея под рукой такую таблицу и прилагаемые к ней дидактические материалы, смогут провести урок, внеся в него свою «изюминку», включив познавательные и игровые моменты.

Материал для учителя.

Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике. Его можно окрашивать после того, как изделие высохло, а можно добавлять краски при замешивании. Или же в уже замешанное тесто добавить несколько капель гуаши или масляной краски, вымешивать его до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и тесто станет однородным.

Для большей эластичности в тесто можно добавить 1-2 капли подсолнечного масла.

Лучше замешивать тесто небольшими порциями, т.к. дети в основном лепят небольшие фигурки. Для этого нужно растворить 1-2 чайные ложки соли «Экстра» в чайной ложке воды, добавить 1-2 капли клея ПВА, затем, добавляя постепенно муки (примерно 4 чайные ложки), перемешивать содержимое деревянной палочкой в миске до тех пор, пока тесто не накрутится на палочку. Тесто снять с палочки и вымешивать, пока оно не станет однородным и эластичным – тогда оно не будет рваться и крошиться во время лепки.

При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Но для того, чтобы соединить детали между собой нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали, на некоторое время прижать их друг к другу. Если необходимо склеить небольшие детали, то делать это лучше всего с помощью половинки зубочистки.

Наносить рисунок на изделие из соленого теста можно с помощью различных подручных средств. Их необходимо всегда иметь под рукой. Это могут быть такие предметы : расческа, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, чесноковыжималка, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки, камешки и т.д.

Крупные изделия необходимо делать, прибегая к помощи каркаса. Им могут служить различные проволоки, фольга, а также различные коробочки, баночки, стаканчики.

Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить на свежем воздухе или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, выпучиться или изменить цвет. Время обжига в зависимости оттолщины изделия – 30-60 минут.

На батарее или на солнце изделия высохнут примерно через неделю. Но для этого надо, чтобы изделия не были очень крупными, иначе время их сушки будет значительно дольше.

После сушки изделия из соленого теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки.

Для лакировки можно взять акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6-8 часов.

Вначале была лепешка.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях.

Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи.

Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам.

В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов.

Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Китае начиная с XVII века делали марионетки из теста.

В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных фигур из ячменной муки.

Один из народных художественных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом.

В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают: типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым.

В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.

Хотя поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками.

Литература.

Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.

Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.

Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.

Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984

Приложение.

ФИЛИН

из соленого теста

Здравствуй, Солнышко! А у нас дождь, тает снег. Сегодня среда, а во Франции по средам дети в школу не ходят. На улицу в такую погоду не тянет, вот мы и решили полепить, а так как не было пластилина, то замесили солёное тесто. Получилось красиво, все, кто участвовал (а у нас только один начнёт, сразу всем хочется), остались довольны результатом. Вот и решили поделиться с другими.

Работа по сложности рассчитана на детей с 5 лет, но под присмотром взрослых можно выполнять работу и в более младшем возрасте. Не расстраивайтесь, если вы раньше никогда пробовали лепить из соленого тестаю Уверяю, это намного проще, чем кажется!

Сначала рассмотрим с детьми картинку филина, отметим, какие большие у него глазищи, может быть, почитаем ребенку что-нибудь про филинов.

Готовим соленое тесто. Предлагаю свой рецепт: для поделки "Филин" потребуется два стакана муки и один стакан мелкой соли, всё хорошенько перемешать, добавить стакан теплой воды, перемешать руками, чтобы получилась пластичная масса. Если тесто сухое, добавим воды, если жидкое - добавим муки с солью. Вымешиваем тесто минут 10-15, можно предложить помесить и ребенку, пусть тоже "мускулы качает". Чем больше вымешиваем тесто, тем лучше будет результат. Собираем тесто в ком, накрываем влажной тряпочкой (пусть на вашем рабочем месте всегда будет мокрое полотенце, чтобы вытирать руки после каждого этапа работы).

Я начинаю работать с тестом сразу, хотя раньше выдерживала 1-2 часа в прохладном месте, теперь этого не делаю. Главное - не забывать, что тесто быстро сохнет и поэтому его надо держать, например, в кастрюльке с крышкой.

Для данной работы нам нужны: скалка, ножнички (желательно маникюрные), ножик, противень и бумага (фольга или другая, подходящая для духовок), карандаш, колпaчок от большого фломастера, а также рисунок филина.

Раскатываем из теста лепешку толщиной 6-7 мм.

Скопируем или нарисуем на плотной бумаге филина или сову. Вырезаем силуэт, накладываем на тесто и вырезаем по контуру. Не забывайте напоминать ребенку, что нож - не игрушка, а инструмент для работы, проследите, чтобы он без надобности нож не трогал (выбирайте не острый нож, можно столовый).

Лишнее тесто убираем. Мокрыми мальцами обрабатываем края поделки.

Делаем глаза. Скатываем два небольших шарика и приклеиваем с помощью воды.

На глазах выдавливаем рисунок колпачком от фломастера.

Лепим брови. Раскатываем два валика длиной 3-4 см и прикрепляем с помощью воды над глазами, пальцами придаем форму.

Клюв. Раскатываем валика длиной 3-4 см и прикрепляем, придаем форму (нос горбатый, как у Бабы-Яги). Не бойтесь испортить, если не получилось, легко переделать. Экспериментируйте! Можно приделать ушки.

 Перышки.

Сначала потренируйтесь на свободном кусочке теста. Ножницы открыть, наложить на тесто под небольшим наклоном, закрыть (не вынимая из теста) и только потом вытянуть из теста. Получилось перышко?! Значит, делаем перья для филина. Перья можно делать и большие (широко открывать ножницы), и маленькие.

В голову аккуратно воткните шпильку для волос (это крючок, с помощью которого готовое изделие можно будет повесить на стену).

По такому же принципу, что и перышки, оформляем ножницами брови.

На место зрачков помещаем камушки.

Осталось сделать веточку: раскатываем из теста валик длиной 10-15 см и прикрепляем с помощью воды.

Веточку закрепляем лапкой - лебольшой шарик кладем на веточку, продавливаем (не режем!) ножом на 3 части, каждую часть прижимаем, чтобы было похоже на когти

!!! Всю работу нужно выполнять на твердой основе, готовое издели не поднимать отдельно без подставки.

Вот теперь помещаем издели в духовку. Тесто будет высыхать долго, поэтапно:

1) 1 час в открытой духовке при самой низкой температуре,

2) 30 минут при температуре 100-120 градусов,

3) в закрытой духовке еще минут 30 при той же температуре,

4) увеличиваем температуру до 150-180 градусов минут на 20. Изделие должно подрумяниться.

Сразу изделие доставать нельзя, выключите духовку, подождите, пока изделие остынет, затем вынимайте.

Можно сушить на батарее 3-4 дня, но изделие получится более хрупким.

Летом можно сушить на солнце, но не оставлять на ночь, иначе отсыреет.

Когда изделие хорошо просохнет, можно покрыть его бесцветным лаком. Вот и все!

Эту работу сделали Виктория (7 лет) и Зина-Мария (4 года) под руководством мамы Светланы Китоко.  

 

   

       

Лепка из соленого теста с малышами 1, 5-2 лет

Многие современные родители, вдохновленные идеями раннего развития , стремятся как можно больше и разнообразнее заниматься со своими детьми буквально уже с рождения.

 На смену потешкам, пестушкам и другим младенческим играм в 1, 5-2 года приходят занятия творчеством: лепкой, рисованием, аппликацией.

  Что же можно предложить крошке в 1, 5-2 года? Очень много! Конечно, в этом возрасте ребенок не в состоянии слепить или нарисовать самостоятельно. Но он с удовольствием выступит в роли маминого помощника. В связи с этим, все занятия с детьми такого возраста рассчитаны на совместное творчество мамы и малыша.

 Начнем с лепки. Для ребенка очень важно заниматься лепкой. Когда малыш лепит, у него развивается мелкая моторика, что в конечном итоге способствует развитию речи. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

  В возрасте 1, 5-2 лет лучше всего лепить из соленого теста. Оно очень мягкое, пластичное, не пачкает, в отличие от пластилина. Рецептов соленого теста очень много.

  Для наших первых шедевров возьмем самый простой: взять 1часть муки, 0, 5 части соли мелкого помола, все смешать. Добавлять понемногу горячую воду, чтобы замесить крутое тесто. Можно добавить 1ст.л. растительного масла. Чтобы тесто получилось цветным, добавьте в него гуашь. Готовое тесто можно хранить в холодильнике в целлофановом пакете до 10 дней.

 Что можно делать с тестом в 1, 5-2 года:

тыкать в него пальчиком;

хлопать по тесту ладошкой,

плющить его ладошкой,

размазывать пальцем,

отщипывать кусочек,

прилеплять кусочек,

катать «колбаски» ладошкой,

катать маленькие «колбаски» или «колобки» пальчиком,

резать стекой «колбаску»,

плющить «колобки» в лепешку ладошкой или пальчиком.

Вот примеры того, как можно обыграть сам процесс лепки.

  1. Мы катаем «колобки». Что это будет?

колобок, который можно посадить игрушечной лисичке на «носок» (а может лисичку слепит мама). Колобку зубочисткой сделать глаза, нос и рот,

корзинка яблок, апельсинов, помидоров, которыми можно угостить игрушки,

мячики, снеговик,

гусеница из маленьких шариков,

лочные шары, которые можно прилепить на нарисованную елочку.

  2. Делаем «колбаски». Что будет?

веревочка,

сосиска для кошки,

змейка или червячок,

соединим два конца «колбаски» и будет бублик. Можно сделать целую связку бубликов на веревочке,

скатаем спиралькой, получим улитку, розочку, плюшку.

  3. Плющим «колобки», делаем «блинчики». Что будет?

сами «блинчики»,

пицца,

тарелка,

шляпка гриба,

торт, если сложить несколько «блинчиков», украсить торт фасолью или горохом, воткнуть спички-свечки.

Ну, вот наконец-то крошка свободно катает «колобки», делает «колбаски и «блинчики». Пришло время задуматься о создании первых поделок.

  Что можно сделать:

 Нарисуйте или приклейте вырезанную птичку на лист. Нарисуйте кормушку. Предложите ребенку «накормить» птичку. Надо отщипывать маленькие кусочки и прилеплять их к кормушке. Как вариант, накормите курочку, утку или гуся.

 Нарисуйте полосатую рыбку, предложите ребенку прилепить на полоски «колбаски».

 Раскатайте тесто в пласт около5-7 мм, пусть ребенок попробует формочками для печенья вырезать фигурки. Затем раскатайте еще один пласт, вырежьте из него круг или квадрат и с помощью воды приклейте фигурки на пласт, сделав орнамент. Когда тесто высохнет, раскрасьте свое произведение гуашью.

 Нарисуйте на бумаге простую фигуру, можно треугольник или квадрат. Попробуйте вместе с ребенком прилепить «колбаску» по контуру фигуры.

 Можно любую фигуру замазать внутри тестом.

 А можно на лепешке из теста сделать разные отпечатки: ключа, листика, игрушки, монетки и т.д.

  Очень часто в поделках из соленого теста используется крупа. Вот примеры вариантов поделок с крупой и соленым тестом.

  Раскатать лепешку из теста, взять фасоль и вдавить ее в тесто. Можно даже составить узор. Не стоит давать малышу сразу много крупы, достаточно для начала 5-6 фасолинок.

  Облепите соленым тестом маленькую баночку. Пусть ребенок украсит ее фасолинками, фигурными макаронами, кусочками шерстяных ниток. Потом эту баночку можно раскрасить. Получится оригинальная вазочка.

  Можно облепить тестом спичечный коробок. Скатать четыре колобка, расплющить их и сделать колеса. Сверху на коробок вдавить фасолинки или горошинки. Чем вам не тачка? А может это вагончик или автомобиль?

  Обмажьте тестом грецкий орех и фундук. Пусть ребенок обкатает их в пшене или кукурузной крупе. Соедините орешек – получился цыпленок!

  А если обмазать грецкий орех тестом, сделать глазки из перца, нос и рот, получится колобок!

  И в заключении, немного о сушке изделий из соленого теста.  

  Положите поделку на противень, застеленный фольгой, так у вас не прилипнет поделка к противню.

  Сушить можно в духовке при самой низкой температуре с приоткрытой дверцей. Сначала надо поставить противень на верхнюю полку и выдержать там до тех, пока изделие не начнет подрумяниваться. После этого можно уже переставлять противень на среднюю полку – деформации уже не будет.

  На открытом воздухе поделки сушатся в течение нескольких суток.

 В статье мы привели лишь некоторые приемы, способы и примеры работы с соленым тестом. Но пусть они натолкнут вас на новые идеи и вдохновят на новые совместные с малышом творения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепим из соленого теста

На улице уже морозно.…   А нам совсем не скучно и холод  нипочем.  Встает вопрос, чем же занять детей. В такую погоду есть время поработать в группе с ребятней, дать вволю ра...

Мастер-класс для воспитателей "Лепим из соленого теста"

В данном документе Вы найдете краткое описание приготовления соленого теста и технологию изготовления поделок из него....

Родительское собрание в подготовительной группе на тему "Лепим из соленого теста"

Родители узнают, как подготовить мелкую моторику ребенка к письму, используя тестопластику.  Родители сами учатся лепить из соленого теста, используя различные преспособления ...

Мастер-класс для родителей "Лепим из соленого теста символ 2015 года"

Подготовка к мастер-классу по развитию мелкой моторики. Первый рецептМука пшеничная — 2 стаканаСоль «Экстра» — 1 стаканВода —3/4 стаканаВторой рецептМука пшеничная — 1 стаканСоль — 2 стаканаСухой...

Лепим из соленого теста

Консультация для родителей...

Мастер - класс "Лепить из соленого теста – одно удовольствие!"

Хотите увлечь своего ребенка, дайте в руки ему соленое тесто! Ведь в процессе игры с тестом можно решить множество обучающих и развивающих моментов!...