статья речевые игры и упражнения для детей 2-3 лет
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

2.1  Понятие   речевые    игры   и  упражнение .   Речевые   игры   мы   относим ,  к  обучающим   дидактические,   сюжетно-дидактические,   подвижные. дидактические   игры  и  подвижные, в  свою    очередь   относят  к  играм  с  правилами.  игровые   упражнения  могут   входит  в  дидактические   и  подвижные   игры .   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplom_ispravlennyy.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ:

Речевые  игры и упражнения для детей 2-3 лет

Выполнила:

Николаева Татьяна Викторовна

                                         

Санкт-Петербург

2014 г.

                                                    Оглавление

Введение                                                                                                                  3

Глава 1

1.1 Сущность понятия «грамматический строй речи», его значение. Основные направления изучения грамматики.                                                    5                                  

1.2 Особенности развития грамматического строя речи у детей.                       8

Глава 2

2.1 Понятие «речевые игры и упражнения».                                                     11

2.2  Методические приемы организации и проведения речевых игр и упражнений с детьми в 1 младшей группе.                                                        13

Глава 3

3.1 Анализ уровня развития морфологической стороны речи детей младшего возраста.                                                                                                                  14

3.2 Возможности развития морфологической стороны речи детей младшего возраста через речевые игры и упражнения.                                                      15                                                                                                          

3.3 Выявление динамики уровня развития грамматического строя речи.       16

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Приложение

Введение

Ранний  возраст  является   наиболее  важным  в  развитии  всех  психических  процессов, а  особенно  речи.  Ребенок  после  появления на  свет  постепенно  вступает  в  контакты  с  начало  с  взрослыми,  а  потом  и  со  сверстниками.   Он  реализует  при  этом  свою  прирожденную  способность  стать  человеком.  Не  будь  ее  никто  и  что  не  помогло  бы  ему .  Развития  речи  возможно  только  в  тесной  связи  с взрослым.

Полноценное   речевое  общение  является   необходимым  условием осуществления  нормальных социальных  человеческих  контактов, а  это  в  свою  очередь, расширяет    представления   ребенка   об   окружающем   жизни.

Овладение   ребенком   речью  в  определенной   степени  регулирует  его   поведение,  помогает  спланировать   адекватное   участие  в  разных  формах коллективной   деятельности.  

За  прошедшее  полтора   столетия   особенности  формирования   речи  в  онтогенезе   изучались   многим   исследователями -  психологами,  лингвистами,  педагогами, дефектологами, физиологами,  представителями  других  наук  в рамках,  которых  с  различных   позиций   изучается  речевая  деятельность. Среди  трудов  отечественных   ученых  следует, прежде   всего,  назвать  исследования Л. С.  Выготского, Д.Б. Эльконина, Н. Х. Швачкина, Ф. А. Сохина.

В литературе  вопросам   поэтапности,  становления  речи  при  ее  нормальном  развитии  уделяется  достаточно  много  внимания.

Монографии.  А. Н  Гвоздева,  Н. И. Лепская  и  других, подробно описание  становления  речи,  у  детей начиная  от  стадии  лепета  до  семи  лет,

Всем  хорошо  известно,  что  психическое  развитие  детей  раннего  возраста  во  многом  определяется  здоровьем   малыша.  Основную  проблему  представляет  овладения  коммуникативными  умениями  и  навыками,  Проблема  развития  и  формирование  речевого  общения   остается  одной  из  актуальных   в  теории  и  практике  психологии и педагогике,  играет  значительную  роль  в  адаптации   и  социализации  детей. Общение  возникает  ранее  других   процессов  и  присутствует  во всех  видах  деятельности,  Оно  оказывает   влияние  на  психическое   развитие  ребенка, Формирует в целом, коммуникативная   деятельность   побуждается   особыми   потребностями  и  мотивами, является  сложной  многоуровневой  структурой.

Программе  воспитание   и   обучения  в  детском   саду  «От  рождения  до  школы» предусматривает  в  образовательной  области   «Коммуникация» задачи   развития   всех   компонентов   устной   речи,  в том   числе и  развитие   грамматического    строя  речи. Дети младшего возраста требуют пристального внимания со стороны взрослых. Педагогам необходимо создавать благоприятную речевую среду, включать в воспитательно -образовательный процесс речевые игры и упражнения.

 Предмет  исследования -  процесс развития морфологической стороны речи   у   детей младшего возраста.

Объект: дети младшего возраста

Цель: выявить условия эффективного использования речевых игр и упражнений, обеспечивающих формирование грамматического строя речи

Задачи:

- уточнить понятие «грамматический строй речи», «речевые игры и упражнения» путем анализа научной литературы

- проанализировать особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста

- проанализировать особенности использования речевых игр и упражнений в ДОУ

- организовать опытно – экспериментальную работу по использованию речевых игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста

Методы   исследования:  наблюдение,  беседы,  эксперимент  

Данная   работа  имеет  следующую  структуру: введение (содержит  актуальность   данной   темы),  цель, объект, предмет,  задачи, методы  исследования; три  главы, заключение, список  литературы,  приложение.

Глава I

1.1 Сущность понятия «грамматического строя речи, его значение. Основные направления изучения грамматики

Термин  грамматика  употребляется  в  языкознании  в двух  значениях.  Во-первых , он  обозначает  грамматический  строй  языка, а  во-вторых ,науку , свод  правил  об изменений  слов  и их  сочетании в  предложении.

Методика  развития  речи  предполагает  усвоение  детьми  грамматического  строя  языка. Грамматической  строй  языка -  система  единиц  правил их  функционирования   в  сфере морфологии, словообразования и  синтаксиса  . Морфологии  изучает  грамматического  значения  в  пределах  слова. Словообразование  изучает  образование  слова  на  базе другого  однокоренного  слова,  которым   оно  мотивировано. Синтаксис  изучает  словосочетание  и  предложения, сочетаемость  и порядок следование слов. Грамматика,  по словам  К.Д  Ушинского  -это  логика языка ,Она  помогает облекать  мысли  в материальную  оболочку , делает  речь организованной  и  понятной для окружающих .Формирование  грамматического  строя речи  важнейшее  условие  совершенствования  мышления  дошкольников . так  как  именно  грамматические  формы  родного  языка  являются  материальной  основой   мышления.  Грамматический   строй- это  зеркало  интеллектуального  развития   ребенка.    сформированный  грамматической    строй речи –непременное  условие успешного  и  своевременного  развития  монологической  речи одного  из  ведущих  видов  речевой   деятельности .Развитие  грамматического  строя  речи   залог  успешной  подготовки обеспечивающей  практической владение  фонетическим морфологическим  и  лексическим уровнями  языковой  системы Формирование  грамматических  навыков  положительно влияет на  возрастание   у детей  волевого  фактора  в  высказываниях  создает  предпосылки  для  появления   планирующей  функции речи  для  понятия  можно нельзя  правильно Ребенок  у  которого  развит  грамматический  строй  речи  эмоционально  здоров  : Формирование  грамматического  строя  языка  русского ребенка, в  котором  детально  описание грамматические  категории  элементы  и  конструкции  в  речи  на каждом  возрастном  этапе..  Усвоение  морфологии . С появлением первых  слов  ребенок  вступает  новую  фазы  своего  языкового  развития  . Первое  слово  есть  одновременно  и  первое  высказывания  оно  служит  для   обозначение  глобальной   никак еще не структурированной ситуации. Именно из – за глобальности обозначаемого ими эти слова не могут быть разделены на классы, соотносимые с частями речи. Не случайно почти половину начального детского лексикона составляют аморфные. Звукоподражательные слова из так называемого языка нянь: ав-ав, бай – бай и подобные. В одних ситуациях они кажутся взрослым, интерпретирующим речь ребенка, названиями предметов и никакими подобиями существительных , в других – названиями признаков, в третьих – действий, но все это видимость, следствие инертности нашего метаязыкового сознания, обусловленного устоявшимися приемами анализа языковых фактов. На самом деле ав-ав – это собачка, и собачья конура и собачий ошейник и многое другое, т.е. все ситуации , так или иначе, связанные с собакой. Маленькие дети и в перцептивной речи до определенного момента могут не различать предметов, действий и признаков и любой , обращенный к ним вопрос понимают как относящийся к ситуации. Вообще, большая часть потребляемых ребенком в этот период слов представляет собой ономатопии, одна из которых являются изначально неизменяемыми , другие сильно сокращенными и модифицированными вследствие слоговой элизии, упрощения кластеров, субституций и прочих фонетических процессов взрослого языка: (пуговица). Наиболее узнаваемы термины родства – мама, папа, баба, их фонетическая простота и фонемный состав рассчитаны на несовершенные артикулярные навыки малыша и. потому доступны в раннем возрасте. Каждая морфологическая категория представляет любая морфологическая форма, монифестирующая категорию, предстает как единство означающего и означаемого. Морфологическая форма может быть принята и осмыслена только благодаря  тому, что обладает конкретным означающим, представленным как некая звуковая последовательность, доступная для восприятия. Усвоение плана содержания, плана выражения морфологических единиц и категорий должно последовательно разграничиваться при исследовании проблем речевого онтогенеза.

Уже  двухлетние, как  правило, не ошибаются в выборе  формы падежа существительного или формы  глагольного времени.  Категория  времени  усваивается только  после  того, после того, как  ребенок освоил  соотношение  действия  с  моментом  речи об  этом  действий, его сознании выработалось  некая  точка  отсчета по отношению к которой   ребенок   осваивает  позднее  ( около  двух  лет) Овладение  ею становится  возможным  лишь после  того,  как  у него  сформируется  умения  вычленять себя  из  социума, осознавать  свое  я противопоставленное  как  собеседнику ,так  и  лицам, не принимающим  участия  в  речевом  акте,  чем  больше  выявлены  в  морфологической  форме, чем  теснее  спаяны  основа  формообразующий  аффикс, тем  труднее  поддаются  они   расчленению  в  языковом   сознании ребенка,  тем  сложнее  протекает  их  усвоение. Сложно ребенку  разобраться  в  средствах  выражения   морфологических  значений .В течения  определенного  времени  ребенок  прибегает  к  помощи  лишь  основного, специализированного  средство  выражения  формы  Роты лишь  рта, вместо крашу,   да, действительно,  к  трем  годам   в  основном  усвоены  план  содержания  морфологических   формы  растягивается  на  ряд  последующих  лет.

1.2 Особенности развития грамматического строя речи у детей

Освоение   грамматического  строя  речи  осуществляется  на  основе   определенного  уровня   когнитивного   развития  ребенка. Так , при   формировании  словоизменения   ребенок  прежде   всего  должен  уметь  дифференцировать   грамматические   значения  рода ,числа  , падежа  и  др.

 так  как   прежде  чем  начать   использовать   языковую   форму,  он должен   понять,  что  она  означает.  При  формировании   грамматических   строя   речи   дошкольник   усваивает  сложную   систему   грамматических   закономерностей   на   основе   анализа   речи  окружающих, выделения   общих  правил  грамматики  на  практическом   уровне,  обобщения   этих  правил  и   закрепления  их   собственной  речи.  

Второй   период (1год  10  месяцев  -3года) – это   период  усвоения   грамматической  структуры  предложения,   связанный   с   формированием   грамматических   категорий   и  их   внешнего  выражения.  Он   характеризуется   быстрым    ростом  разных  типов  простого   и  сложного   предложений,  в   которых   члены  предложения  получают   выражение   в синтаксических  средствах   языка.  В  рамках   этого  периода  выделяют  три  стадии:  

-стадию  формирования  первых   форм:  числа,  падежа,  времени  (1  год  10 месяцев  -2  года  1 месяц).  

-  Стадию   использования   системы  русского   языка  (словоизменения)   для   выражения   синтаксических   связей  (  2года   1месяц   -2года  3  месяца).  

-  Стадию   усвоения   служебных   слов   для   выражения  синтаксических  отношений   ( 2  года  3  месяца   -3года).   Проследим  подробнее   путь  усвоения   детьми  отдельных   сторон   грамматического   строя  речи .

Усвоение  синтаксической   стороны  речи.  

Появлению    грамматических   оформленных   предложений  предшествуют   так  называемые  слова  -предложения,  состоящие  из  одного   слова  ,

 представляющие   законченное    целое  и   выражающие    какое  - либо   сообщение  . Слова  -предложения   могут   означать   действующих   лиц ,  животных,  служить   обозначением  предметов   или   действий.  Одно   и  то  же   слово  -  предложение   может   иметь   разные   значения.  В   одних  случаях   эти  значения   становятся   понятными   благодаря   интонаций,  в  других  -  только  из  обстановки,  в  третьих – благодаря   жестам.  

  Усвоение   морфологической   стороны   речи.  

В  возрасте   от   1  года  10   месяцев  до   2  лет   происходит    дифференциация   слов  по  частям   речи.   Ранней   значений   слов   соответствовала  их  формальная   диффузность:    слова  ребенка  не  изменялись     и  чаще  всего   не  имели  суффиксов,  которые   указывали   бы  на   их   грамматическую   принадлежность.  Процесс   начинается   почти   одновременно   у   существительных   и   глаголов ,  отражая  тем   самым   все   более  четкую  дифференциацию  ребенком  предметного  мира  и   действий  в  нем.  Используемые   детьми   двух -  трех   с  половиной   лет   глаголы   составляют,  по  данным.   Г.М.  Ляминой,  26,5 -37 %  из  общего  числа   всех    остальных    частей  речи.  Наиболее  распространенные  глагольные   формы:  просьба   и   предложение   (  дай,  возьми),.  Координация    своих   действий   с  другим   ребенком  ( сядь,  пусти,   не  трогай).,   привлечение   внимания   к  чему-то   интересному ,  результатам  своей   деятельности   (  посмотри ).Перечисленные   формы   общения   выражаются  глаголами   повелительного   наклонения.  Обращая   внимание   на   их   раннее  появление,  А .Н.   Гвоздев   писал ,  что  глагол   в  форме  

второго   лица   единственного  числа   повелительного  наклонения   появляется   в  числе   первых   слов.  Повелительное   наклонение  -  основная   форма   глагола   в  период  употребления   детьми   предложений  из   слов-  корней.   На   третьем   году   жизни ,  по  данным   А. Н.  Гвоздева,  ребенок   использует   глаголы   всех   времен   и   форм.  К  трем   годам  малыш   овладевает   всеми   основными   падежными   формами.  Вслед   за  существительными   в  речи   ребенка  последовательно  появляются   прилагательные,  чаще   всего  в  форме   именительного   падежа   мужского  или  женского   рода,  а  также   наречия,  личные   местоимения,  числительные ,  около   2  лет  3 месяцев  - союзы   и  предлоги.

Глава 2

2.1 Понятие «речевые игры и упражнения»

Речевые игры можно отнести по классификации С.Л. Новоселовой к играм , возникающим по инициативе взрослого или , имеющие народные корни.. Взрослый человек внедряет их с образовательными и воспитательными целями.

Речевые игры мы относим, к обучающим (дидактические, сюжетно – дидактические, подвижные).

Дидактические игры и подвижные, в свою очередь относят к играм с правилами. Для дидактической игры характерно наличие обучающей задачи, которая облечена в занимательную для детей форму. По содержанию игры могут быть речевыми, математическими и др.

Речевые игры направлены на развитие речи детей. В сборнике « Придумай слово» под редакцией О.С. Ушаковой  представлены речевые игры и упражнения для детей 2-3 лет, развивающие все стороны речи и в том числе грамматический строй речи.

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети дошкольного возраста учатся грамотно говорить. Многие упражнения носят предметный характер, т.е. их выполнение требует использования предметов, игрушек, дидактического материала. Упражнения зачастую включены в интересную, понятную ребенку практическую или умственную деятельность.

Игровые упражнения могут входить в дидактические и подвижные игры. Игровые упражнения создают атмосферу радости важную для детей младшего возраста.

Необходимо контролировать педагогу выполнение упражнений детьми от прямого контроля переходить к косвенному контролю.

2.2  Методические приемы организации и проведения речевых игр и упражнений с детьми в 1 младшей группе.

В  методике   развития   речи   разработаны   специальные   дидактические  игры  и  упражнения,  предназначенные  для   того,  чтобы  учить  детей  правильно  изменять  слова, помогать   трудные   слова,  помогать  запомнить  трудные  формы  слов,  необходимых   для   повседневного  общения, для  усвоения   учебного   материала   разделов.  Программы   воспитания   в  детском   саду.  Это  хорошо  знакомые   воспитателю:  Чего  не  стало? ,  Чего  не  хватает  Мише ,  чтобы  пойти   на   прогулку?   на  образование  форм   родительского  падежа   множество   принес  открытки  (на  усвоения  родовой   принадлежность  существительных).  Мишке,  сделай?. Вы ходите,  мы ходим  (на  спряжение  глаголов).  «Прятки»,   «Что  изменилось?» (на  усвоение  и  активизацию  предлогов  и  наречий).    Все  эти   игры   проводят   в  детском   саду, начиная   со  второй   младшей   группы.   Однако   языковой  материал  игр  меняется   в  зависимости   от  возраста   детей.  Так,  во  второй   младшей   группе  игра. Поручение   служит  для  того,  чтобы  научить  детей  правильно  изменять   слова, очень  часто  употребляемые  ими в   повседневной  жизни:  Взрослые  не   должны   забывать   о  развитии  произносительной   стороны  речи  детей   данного  возраста.  По   мня  том,  какими  заменителями  он  пользуется  при того  или иного  звука,  Если  звук  заменяется  правильно, не  надо форсировать развитие процесса  становление  нужного  звука,  он  появится  в  свое  время, Родители   должны  развивать  фонематические  слух  у  малыша..  Ребенок  еще  не  может  чисто  произносить  или  иной  звук, но  уже  в  состоянии  слышать  его  в  чужой  речи, В данном  возрасте  очень  важно, чтобы  окружающие  ребенка  люди  сами  имели  чистое  звукопроизношение когда  в  речи  ребенка  начнут  появляться   первые  фразы,  полезно  давать  им  образцы  оформленных  двусоставных  предложений,. Все  детские  фразы  переводятся   на  грамматические  оформленный  язык:  Правильно,  машина  едет соглашается  взрослый . Чтобы  развить  умение  ребенок  строить  фразу  из  трех  слов  с  прямым  дополнением   нужно, во-первых ,  сопровождать  речью  какие  ситуации . .  В драматизации решается   и  задача     упражнения   детей    в   образовании   множественного   числа существительных,   обозначающих   детенышей :  заяц - зайчата,  лиса-  лисята,  волк - волчата.

При   построении  занятий   надо   помнить , что  грамматические   правила  являются   выражением  конкретных   жизненных   отношений.

Игру  « Угадай,  чего   не   стало?».   Можно   рекомендовать   для   усвоения  формы  родительного  падежа  множественного   числа  существительных .

Поскольку  дети   делают   ошибки   в   употреблении  существительных   во  множественном  числе,  то  и   игрушки    должно   быть  больше  одной.  Вместе  с   тем   групп   игрушек   должно  быть   не   больше  двух-трех,   чтобы   внимание   ребенка  было  направлено   на  правильное  изменение  слова.  Особого   внимания   требуют   дети   с   речевыми  недостатками. В  Например, для  игры «Волшебный   мешочек»  подбирают   такие  игрушки : ведро,  яйцо,  колесо,  мячик, лягушка,  зайчика.  В  ходе  игры   дети  достают  игрушки  по   одной  и    отвечают    на  вопросы:  В  процессе  рассматривания   предметных   картинок   дети  называют    предмет, отвечают  на   вопросы:  кто  это?  какой  петушок ?  Вопросительное   местоимение  согласуется  с   существительным   и  помогает   ребенку  ориентироваться  в   родовой   принадлежности  последнего.  Со  временем  задание   усложняют  - ребенок  должен  ориентироваться   на  род   существительного   при   определении  предмета  по  его  признакам.

   

Глава 3

3.1 Анализ уровня развития морфологической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

Условия опытно – экспериментальной работы. Практическая реализация исследования осуществлялась с февраля по март 2014 года в ДОУ № 38 Приморского района в 1 младшей группе. Списочный состав группы – 25 детей. Для проведения опытно – экспериментальной работы были выбраны 5 детей:

Боря – 2,4

Соня – 2,5

Артем – 2,6

Никита – 2,7

Настя – 2,8

С целью мониторинга морфологической стороны речи, использовались следующие методы: наблюдение за речевым поведением детей, диагностика М.М. Алексеевой, В. И. Яшиной.

Задания оцениваются в баллах

3 балла ставится за точный  и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно, соответствует высокому уровню речевого развития

2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого, соответствует среднему уровню развития речи

1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания. Уровень ( ниже среднего).

1 Задание:

Рассматриваются   ( форме   игры )   две   куклы    Маша   и   Даша   (  их  внешний   вид:  цвет   волос ,  глаз , одежа,  обувь).

-Во  что   одета  Маша?   Какое   у  нее   платья ,  какого    цвета?  

( Платье   синее,  синего   цвета).  Какие   волосы?  ( Светлые,  белые.)   На   голове   бант   какого   цвета?  Какие   глаза ?      Голубые ,   синие,  большие.  

Что   у    Маши    на   ногах ?    носки , туфли.   Какого   они    цвета?  Синего.

2 Задание:

 проверка   навыков    согласование    слов   в   падеже ,   понимание  и  употребление   существительных  с   предлогами  (  в,  на,  за,   под,  около).

Игра « Расставим   посуду   на   место».

-  Пришла   девочка   на   кухню   и   удивилась   -  там   такой   беспорядок?  

Кастрюля   под    столом ,

Чашки   с   блюдцами   на   окне ,

Чайник   под   стулом,

Ложки   и   вилки   в  сковороде ,

Сковорода   около   шкафа.

-Давайте   расставим   все  по   местам.

-Где  стоит   кастрюля?   Под    столом .

-Куда  мы   поставим   чашки   с   блюдцами?

В буфет  .   -  Ложки   и  вилки   где ?  В  сковороде.

-Куда   мы   положим   ложки   и   вилки ?  В  ящик   стола  или  в  стол.

-Где  стоит   сковорода?   Около   шкафа.

-Куда   мы   поставим    сковороду?  На   плиту   около  кастрюли.

-Где  стоял   чайник?  Под  стулом.

-Куда  поставим   чайник ?  На  плиту .

3Задание:

 проверка   усвоения   формы   родительного   падежа  единственного  и  множественного  числа.

Игра  «Угадай,  чего  не   стало».

На  столе  карандаши,  ручки,  ножницы,  книги,  тетради. Воспитатель  (кукла, мишка)  убирает   ручку, карандаш  или   книгу.

Дети  отгадывают.

-Чего   не   стало ?    Ручки,  карандаша, книги.

Воспитатель   убирает  тетради.

-Чего  не   стало?   Тетрадей.

4 Задание:

 А) проверить   умение    правильно    называть   животных  и  их  детенышей  в  единственном   и   множественном  числе.

Рассматриваются   картинки   с  изображениями  собаки   и  щенка, кошки  и  котенка, козы  и   козленка,  коровы  и  теленка.

-Кто  это?  Кошка.  Кто  у  кошки?  Котенок.

Один   котенок,  а  если  их  много, как  говорят?  Котята.

-Кто   это?  Собака.  Кто  у  собаки  Щенок.  Один  щенок.

а если  их  много, как  говорят ?  Щенята.

-Кто   это?  Корова.  Кто  у  коровы?  Теленок.  Если  их   много ?  Телята.

Б)  Проверка   употребления  в   речи   существительных   с   уменьшительно-ласкательными  суффиксами.  Детям   предлагаются   картинки  с  изображениями   предметов  и   животных  разной  величины.

-Это  что ?  Дом.  Этот   дом   большой , а  этот?  Маленький.

Как  можно  сказать  , чтобы было  понятно, что  он  маленький?  Домик .

- Это  кто ?  Заяц . Какой  он?  Большой.  А  этот   Маленький   зайчик

Анализ  мониторинга грамматического строя речи показал следующие результаты: 60% детей с высоким уровнем развития речи, 40 % - со средним.

Результаты можно видеть в гистограмме №1

3.2 Возможности развития морфологической стороны речи детей младшего возраста через речевые игры и упражнения

После проведения диагностики мы сформулировали задачи для формирующего эксперимента:

1. Учить детей согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе.

2.Учить образовывать наименования животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы

3. Учить детей использовать в речи пространственные предлоги (в, на, за, под, около).

Мы отобрали речевые игры и упражнения в соответствие с возрастом и требованиями программы.

Включали игры в ход образовательной деятельности, в утреннее и вечернее время. Проводили речевые игры и упражнения с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры повторялись.

Таблица № 1 «Планирование речевых игр и упражнений»

День недели

Речевые игры и упражнения

понедельник

Куклы «Катя и Света»

вторник

«Прятки»

среда

« Угадай, его не стало»

четверг

«Мамы и детеныши»

Пятница

«Чего нет у куклы»

Изменили внешний облик и имена кукол, а содержание игры осталось прежним. Рассматриваются   ( в форме   игры )   две   куклы    Катя   и   Света   (  их  внешний   вид:  цвет   волос ,  глаз , одежа,  обувь).

-Во  что   одета  Катя?   Какое   у  нее   платья ,  какого    цвета?  

( Платье   красное,  красного   цвета).  Какие   волосы?  ( Светлые,  белые.)   На   голове   бант   какого   цвета?  Какие   глаза ?      Голубые ,   синие,  большие.  

Что   у    Кати    на   ногах ?    носки , туфли.   Какого   они    цвета? Красного.

В игре « Прятки « дети упражнялись в употреблении пространственных предлогов в, за, под, около, тем, тем самым обучались правильному использованию разных падежных форм.

На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.

В комнате живет девочка . Ее зовут ..( Дети дают ей имя , например Света.) Здесь ее комната. Назовите все предметы. Как их можно назвать одним словом? ( Мебель) К Свете гости пришли друзья. Это ..котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки .Котята залезли под кровать. Лягушата прыгнули на диван. Зайчата спрятались за шкаф.

- Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помогите Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?

Дети отвечали на вопросы, затруднения вызвал предлоги «за» и «около». Запланировали индивидуальную работу с Никитой.

Для   усвоения   формы   родительного   падежа  единственного  и  множественного  числа провели игру   «Угадай,  чего  не   стало».

На  столе игрушки: матрешки,  пирамидки, кубики .Воспитатель с помощью мишки убирает игрушки.

Дети  отгадывают.

-Чего   не   стало?    Матрешки, пирамидки, кубика.

Воспитатель   убирает  матрешек.

-Чего  не   стало?   Матрешек.

Детей увлекла игра.  С нашей помощью уточнили правильный ответ. Возникла необходимость повторения игры в вечернее время.

Упражнение « Мамы и детеныши» было проведено с целью научить правильно называть   животных  и  их  детенышей  в  единственном   и   множественном  числе, обогатить словарь новыми словами.

Рассмотрели   картинки   с  изображениями лошади и жеребенка, свиньи и поросенка, овцы и ягненка. Кто  это?  Лошадь.  Кто  у лошади?  Жеребенок.

Один   жеребенок,  а  если  их  много, как  говорят?  Жеребята.

-Кто   это?  Свинка.  Кто  у  свиньи? Поросенок.  Один  поросенок.

а если  их  много, как  говорят?  Поросята.

-Кто   это?  Овца.  Кто  у  овечки?  ягненок.  Если  их   много?  Ягнята.

Дети узнали много новых слов. С нашей помощью изменяли слова в единственном и множественном числе.

Игра «Чего нет у куклы» проводится аналогично игре « Чего не стало».

Дети отвечают на вопросы.

3.3 Выявление динамики уровня развития грамматического строя речи

Для проверки уровня развития грамматического строя провели диагностику

 морфологической стороны речи, использовались следующие методы: наблюдение за речевым поведением детей, диагностика М.М. Алексеевой, В. И. Яшиной.

Задания оценивались в баллах. Провели сравнительный анализ первичной и повторной диагностики.

Сравнительный анализ  мониторинга морфологической стороны речи детей младшего возраста показал следующие результаты: 80% детей с высоким уровнем развития речи, 20 % - со средним.

3 детей остались на высоком уровне, 1 ребенок (Настя) показала высокие результаты. Никита остался на среднем уровне.

Результаты позволяют сделать вывод о целесообразности использования речевых игр и упражнений для формирования морфологической стороны речи детей младшего возраста.

Результаты можно видеть в гистограмме №2

                                               Заключение

Ранний  возраст  является   наиболее  важным  в  развитии  всех  психических  процессов, а  особенно  речи. Проблема  развития  и  формирование  речевого  общения   остается  одной  из  актуальных   в  теории  и  практике  психологии и педагогики,  играет  значительную  роль  в  адаптации   и  социализации  детей.  Мы предположили, что грамматический строй речи, его морфологическая сторона будет развиваться при некоторых условиях.

Грамматической  строй  языка -  система  единиц  правил их  функционирования   в  сфере морфологии, словообразования и  синтаксиса. Дети овладевают грамматическим строем в речевой практике. В  методике   развития   речи   разработаны   специальные   дидактические  игры  и  упражнения,  предназначенные  для   того,  чтобы  учить  детей  правильно  изменять  слова, помогать   трудные   слова,  помогать  запомнить  трудные  формы  слов,  необходимых   для   повседневного  общения, для  усвоения   учебного   материала   разделов программы   воспитания   в  детском   саду.  Это  хорошо  знакомые   воспитателю:  «Чего  не  стало?»,  «Чего  не  хватает  кукле,  чтобы  пойти   на   прогулку?»   на  образование  форм   родительского  падежа   множественного числа. По мнению А. Н.  Гвоздева,  к  трем   годам  малыш   овладевает   всеми   основными   падежными   формами.  Вслед   за  существительными   в  речи   ребенка  последовательно  появляются   прилагательные,  чаще   всего  в  форме   именительного   падежа   мужского   или  женского   рода,  а  также   наречия,  личные   местоимения,  числительные,  около   2  лет  3 месяцев  - союзы   и  предлоги.

Мы организовали опытно – экспериментальную работу по использованию речевых игр и упражнений, разработанных О.С. Ушаковой для детей младшего дошкольного возраста.

Включили методы   исследования:  наблюдение,  эксперимент. Практическая реализация исследования осуществлялась с февраля по март 2014 года в ДОУ № 38 Приморского района в 1 младшей группе. Для проведения опытно – экспериментальной работы были выбраны 5детей. Провели диагностику развития грамматического строя речи. Мы отобрали речевые игры и упражнения в соответствие с возрастом и требованиями программы.

Включали игры в ход образовательной деятельности, в утреннее и вечернее время. Проводили речевые игры и упражнения с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры повторялись. Сравнительный анализ  мониторинга морфологической стороны речи детей младшего возраста показал следующие результаты: 80% детей с высоким уровнем развития речи, 20 % - со средним.

3 детей остались на высоком уровне, 1 ребенок (Настя) показала высокие результаты. Никита остался на среднем уровне.

Результаты позволяют сделать вывод о целесообразности использования речевых игр и упражнений для формирования морфологической стороны речи детей младшего возраста.

Список литературы:

  1. А.Н. Гвоздева
  2. Н.И. Лепская
  3. Н.Х. Швачкина
  4. Д.Б. Эльконина
  5. Л.С. Выготского
  6. Ф.А.Сохина

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН ДЛЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

КВН ДЛЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ....

Расскраски длядетей старшейгруппы

Учить детей раскрашивать мелкие детали костюма...

презентация длядетей второй младшей группы на тему " Профессии"

Презентация на тему " Прфессии" для второй младшей группы...

Рецензия програмы по дополнитеному образованию длядетей 3-5 лет "Веселый мяч"

Рецензия №42112131150 от 12.03.2021г.) Образовательный центр ПедагогиУМ...

Картотека игр для развития речи длядетей 2-3 года

Картотека игр для развития речи для детей 2-3 года...

Картотека проектов длядетей дошкольного возраста

картотека проектов спримерными темами, целями и задачами...

Театрализованные игры длядетей подготовительной гр.

Цель: научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа....