Конспект занятия «Украшение калфака»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Овилова Анастасия Васильевна

Воспитывать у детей интерес к татарским народным промыслам и желание их изучить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrashenie_kalfaka.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цели: Продолжать воспитывать интерес к татарским народным промыслам и желание их изучить. Продолжать учить детей вырезать элементы татарского народного орнамента, закреплять навык вырезания из сложенной пополам бумаги, учить детей располагать элементы на силуэте калфака, развивать творческие способности. Воспитывать чувство гордости за свою Республику, за свой народ; воспитывать уважение к народам разных национальностей.

Материалы и оборудование: Кукла в национальной одежде, наборное полотно, мольберт, магнитофон; варианты аппликаций, выполненных на силуэтах калфаков; заготовки для аппликаций: силуэты калфаков(«прямоу-гольники с закругленными углами с одной стороны»); для узора – цветная бумага;  ножницы, кисти, салфетка, клей.

Словарная работа: Калфак, камзол, фартук (алъяпкыч), сапожки (читек).

Предварительная работа: Выставка изделий татарского декоративно- прикладного искусства, женская и мужская татарская национальная одежда.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Организационный момент.

        Дети стоят по кругу, в центре круга воспитатель- с мячом в руках. Воспи- татель задает вопрос и бросает мяч ребенку, а он ответив на вопрос возвра- щает мяч воспитателю.

- Какое сейчас время года?

- Назови зимние месяцы.

- Какой сегодня день недели?

-Вчера какой день был?

- Завтра какой день будет? И т. д.

- Назови город, в котором ты живешь.

- В какой Республике мы живем?    (Воспитатель приглашает детей к выставке).

2. Рассказ воспитателя на тему «Татарстан- край наш родной».

             Да, ребята, мы с вами живем в Республике Татарстан. Татарстан- республика с развитой промышленностью. Главное богатство нашей республики- это нефть и газ. Из нефти делают бензин, химические продукты, а газом отапливаются наши дома. Природа нашей республики сказочно разнообразна и богата. Самое большое богатство и гордость Татарстана- это его люди. В Татарстане проживают люди разных национальностей: татары, русские, чуваши, украинцы, удмурты, башкиры и другие. Проживая продолжительное время на одной территории, они оказывали друг на друга большое влияние, обогащая язык и культуру. А сейчас, давайте рассмотрим татарские национальные костюмы.                                                                                                                                           Татарский национальный костюм очень красочен и ярок. Белый, красный, синий, зелёный цвета преобладают в нем. На голову татарские девушки надевали небольшой бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом. Платье всегда широкое, по краю подола оборки. На платье надевали или вышитый фартук, или бархатную безрукавку (камзол). На ноги надевали легкие сапожки, расшитые узорами из цветной кожи (читек). Мужской татар- ский костюм состоит из светлой рубашки- косоворотки, темного камзола, брюк, маленькой бархатной шапочки (тюбетейки) и кожаных сапог. Татар- ский национальный костюм расшивается национальным орнаментом- узором, состоящим из цветков и листочков.

3. Татарская народная игра «Тубәтәй». (Дети садятся на свои места).

4. Аппликация «Украшаем калфак».

Дети, посмотрите, сегодня к вам в гости пришла кукла Айсылу. Она умеет разговаривать. Вот послушайте, что она хочет вам сказать: -Здравствуйте! Я живу в самой большой стране в мире- в России. Есть разные страны. Их много. В разных странах живут разные люди. Они отличаются цветом кожи и внешностью. Они говорят на разных языках. У них свои традиции, свои национальные костюмы и платья. И несмотря на все различия, всем людям нужно дружить. Давайте, дружить!

Ребята, обратите внимание, как она красиво одета. Что вы можете сказать о её одежде?

- Она в татарской национальной одежде.

-Правильно, а как вы догадались?

- На ней длинное платье, вышитый фартук (алъяпкыч), сапожки (читек), на голове- калфак. (Названия одежды закрепляются на татарском языке). Воспитатель обращает внимание на головной убор куклы- калфак. Затем рассказывает об особенностях узора, украшающего калфак: «Узор расположен в нижней и верхней части головного убора. Узоры в орнаменте- цветы, расположенные друг за другом; в верхней части – веточка с цветком тюльпана и листьями». Сообщает детям, что они будут украшать калфак. Прежде чем дать детям задание, воспитатель выясняет, какие сочетания цветов использованы в узоре. (На желтом фоне красные и зеленые узоры). Подчеркивает, что при выполнении узора можно украсить нижнюю и верхнюю части, вырезать ветку только для верхней части, а на нижнюю наклеить полоску. Затем показывает прием вырезания цветка и листьев из бумаги, сложенной пополам.

                  Пальчиковая гимнастика:  

- Бу бармак- бабай,

- Бу бармак- әби,

- Бу бармак- әти,

- Бу бармак- әни,

- Бу бармак- нәни  бәби,

- Анын исеме- чәнти.

Воспитатель включает спокойную музыку, дети самостоятельно вырезают необходимые детали и выполняют аппликацию.

5. Итог занятия.

Предложить детям ознакомиться работой своих товарищей, выбрать наиболее выразительные и аккуратные . Похвалить тех, кто сумел создать красивую композицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Украшение татарского сапожка"

Цель: знакомство с татарским орнаментом...

Конспект занятия "Украшение платочка" декоративное рисование по мотивам дымковской росписи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22 «Павушка»143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1тел.: 8 498 785-75-7...

Конспект занятий "Украшение для елочки"

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект занятия "Украшение "сумочки" и "пояса" якутскими национальными "узорами".

Художественно - эстетическое развитие по рисованию в нетрадиционной технике, печать по трафарету с использованием поролона....

конспект занятия «Украшение для елочки»

Конспект занятия Тема: «Украшение для елочки»   Возрастная группа:  вторая младшая (дети 3-4 лет) Цель: способствовать познавательной активности детей....

Конспект занятия "Украшения для елки"

Конспект занятия по аппликации "Украшения для елки"...

Конспект занятий "Украшение свитера"

Программное содержание.-Закреплять умение детей украшать предметы одежды используя линии,мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы.- Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициат...