Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами - пластилинографии
    проект по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

    Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с двух лет. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plastilinografiya.doc98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                             Проект

     «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста                 средствами - пластилинографии»

    Вид проекта: творчески-познавательный, информационный

    По составу участников: воспитатель, дети, родители.

    Продолжительность: долгосрочный

    Актуальность темы :  Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.

    Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с двух лет.

    В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект художественной направленности “Я рисую пластилином”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

    Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

    Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

    Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

    Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается мелкая моторика рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

    Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

     Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые  дают возможность всестороннего развития ребенка.

    Цель проекта:

    Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

    Задачи проекта:

    • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать  изобразительную деятельность детей.
    • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
    • Учить работать на заданном пространстве;
    • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию .
    • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
    • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
    • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
    • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
    • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
    • Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями.
    • Развивать сюжетно – игровой замысел;
    • Развивать интерес к процессу и результатам работы;
    • Развивать интерес к коллективной работе

                                                  Структура проекта:

    Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.

    ЭТАП

    Задача перед ребёнком.

    1.

    Подготовительный

    – Освоить прием надавливания.

    – Освоить прием вдавливания.

    – Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

    – Освоить правильную постановку пальца.

    – Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

    – Научиться работать на ограниченном пространстве

    2.

    Основной

    – Научиться не выходить за контур рисунка

    – Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

    – Использовать несколько цветов пластилина

    – Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)

    – Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

    – Научиться доводить дело до конца

    – Научиться аккуратно, выполнять свои работы

    – Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

    – Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

    – Научиться действовать по образцу воспитателя

    – Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

    3.

    Итоговый

    – Самостоятельно решать творческие задачи.

    – Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

    – Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

    Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств – к концу проекта дети: 

    * Реализуют познавательную активность.

     Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

    * В интересной игровой форме обогащают свой словарь.

     В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

    * Знакомятся с художественными произведениями:

     стихами, потешками, пальчиковыми играми.

    * У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

    * Развивают сенсорные эталоны.

    Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

    * У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

    Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

    * Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

                                                                                   

                                               Реализация проекта:

    В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем . По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией,  как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о пластилине. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы (силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

    Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста (2-3года)

    Неделя

            Тема

                                           Цели

                                                     

                                                  Октябрь

    1-я

    "Волшебный пластилин» («Поиграйка»)  

    Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание,  отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем .

    2-я

    "Украсим кукле платье»

     Учить  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

     Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов  пластилина.

     Продолжать обучать  прикреплять ” горошины” на  расстоянии друг от друга.

     Развивать  мелкую моторику пальцев.

     Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

    3-я

    "В гости к солнышку»

    Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.

    4-я

    "Осенние листочки»

    Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний листочек. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых  комочков, работа по контуру.

                                                                               Ноябрь

    1-я

    "Созрели яблоки в саду.»

    Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом  пластилинографии – вливания одного цвета в другой. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать изображение фруктового дерева.

    2-я

    "Гусеница-модница»

    Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания). Диагностика по изо – деятельности (лепка).

    3-я

    «Осень,осень в гости просим.»

     Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).

     Продолжаем обучать  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.

     Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

     Развивать  мелкую моторику пальцев.

    4-я

    "Елочка»"

     Развивать умение  создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка), продолжая знакомить детей с приемом раскатывания. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество.

                                                                               Декабрь

    1-я

    "Снеговик»

    Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического умения – украшения своей работы (шубки снеговичка)  пластилином разного цвета.

    2-я

    «Снежинки – холодинки»

    Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности  в создании снежинок из пластилина.

    3-я

    "Снеговик»

     Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.

     Продолжать обучать детей размазывать пластилин  по всей основе, не выходя за контур.

     Развивать согласованность в работе обеих рук.

    4-я

    "Новогодняя открытка»

     Создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика. Развитие мелкой моторики рук.

                                                                               Январь

    1-я

    «На участке – снегопад (деревья под снегом)»

    Расширение представлений о зиме, закрепление зимних признаков. Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад), рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приемов пластилинографии.

    2-я

    "Колобок»

    Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрение инициативы детей украсить знакомый образ, развитие мелкой моторики рук.

    3-я

    «Клубочки для котят»

    Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, катать  длинную колбаску и сворачивать в спирали. Развивать мелкую моторику рук.

                                                                               Февраль

    1-я

    «Орешки для белочки»

    Расширять и уточнить представление детей о белочки ,о внешнем виде ,чем питается .Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки  пластилина  и скатывать их между пальцами в катышки ,располагать  их на корзиночке .Учить приёму надавливания.

    2-я

    «Шарики для ёлочки.»

    . Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания)Расширять знания детей об истории новогоднего праздника.

    3-я

    «Чудо грибочки»

    Формировать интерес к окружающему миру,  Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие),  Самостоятельность в выборе цвета материала.

    4-я

    «Фиалка»

    . Рассматривание картины с изображением цветов Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (круглые липисточки), развивать мелкую моторику рук.

                                                                               Март

    1-я

    «Букет для мамы»

    Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта. Развитие мелкой моторики рук, упражнение в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии.

    2-я

    «Подводное царство»

     Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки.

     Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.

     Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме.

      Развитие мелкой моторики рук.

     Учить доводить дело до конца.

    3-я

    «Веточка мимозы для бабушки»

    Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны.  Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать  их между пальцами  и прикреплять на прорисованные контуры веточки мимозы.

    4-я

    «Бусы для мамы»

     Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии .Воспитывать  доброту ,заботу о ближнем.

                                                                               Апрель

    1-я

    «Улитка»

    Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, познакомить детей с приемом  лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски, развитие инициативы, творческих проявлений при оформлении работы.

    2-я

    «Тучка слезки проливает»

    Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура), развитие эстетического вкуса при оформлении работы.

    3-я

    «Филимоновский петушок»

    . Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Развитие детского творчества.Познакомить детей с  филимоновской игрушкой.Учить раскрашивать с помощью пластелина на силуэтах.

                                                                               Май

    1-я

    «Покормим воробушков зернышками»

    Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом  пластилинографии .Познакомить детей с миром  птиц ,уточнить представления о внешнем виде воробья.Вызвать желания покормить воробушков.

    2-я

    «Божья коровка Пятнашка»

    Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Чтение одноименной сказки – крошки В.Кротова. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания), закрепление умения работать  по контуру.

    3-я

    Свободная тема по желанию (выбору) детей.

     Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография. Диагностика по изо - деятельности (лепка).

    На каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходило на последующих занятиях.                    

    Занятия целиком проходили в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

     При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

    Поддержка ребенка в деятельности с учетом его индивидуальных особенностей и интересов

    Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке. Мальчики не менее успешны в этой деятельности. Успех вызывает у детей потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств в процессе решения посильной для него задачи. Благодаря успехам, ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к содержательному общению, оказать помощь сверстнику. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. На занятии по лепке не нужно добиваться конкретного результата: «слепи именно то или именно это» - ни в коем случае. Нужно терпеливо относиться к ошибкам детей, демонстрировать оптимистическое отношение к ошибкам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поддерживать и помогать в приобретении собственного опыта. Важно в ситуации взаимодействия со всей группой, найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.

    Организация и развитие предметно-развивающей среды

    Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились веселые детские работы  (выполненные в различных техниках рисования пластилином) по сказкам, портреты забавных зверушек, волшебные цветы которые украсили интерьер группы .Эти поделки привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства. Многие работы неоднократно участвовали в различных конкурсах.  Во время занятий по пластилинографии дети работают за одним большим столом, это объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...

    Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

    Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...

    Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Статья о пользе техники пластилинография (лепка + рисование пластилином) для дошкольников, прилагаются мои работы в этой технике.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13550566","attribute...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности (педагогический проект)

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности (педагогический проект)...