Главные вкладки

    Мастер класс по пластилинографии "Осенние фантазии"
    материал по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

    Припачкина Евгения Павловна

    Педагог-мастер: Меркурьева.С.В, Припачкина.Е.П. (1 младшая группа)

    Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

    Задачи мастер класса:

    освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;

    обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

    развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл masterklass_nash.docx24.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Мастер-класс по пластилинографии: «Осенние фантазии»

    Педагог-мастер: Меркурьева.С.В, Припачкина.Е.П. (1 младшая группа)

    Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

    Задачи мастер класса:

    освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;

    обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

    развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.

    Оборудование: 

    - Маркер чёрного цвета.

    - Ватман с наброском картины

    - Картинки на тему «Осень»

    - Работы детей

    - Салфетки

    Раздаточный материал:

    - Пластилин

    - Прозрачная крышка (из-под майонеза, мёда и др.).

    Ход мастер-класса:

    Вводная

    Актуальность проблемы:

    Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

    Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

    В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

    Мелкая моторика  развивается  естественным  образом,  начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. Можно ускорить  развитие мелкой моторики, используя различные способы, например:

    • Игры с мелкими предметами – пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.
    • Пальчиковые игры.
    • Массаж кистей и пальцев и т.д.
    • Лепка.  

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Мы остановились на таком виде деятельности как лепка.

    Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.

    Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенностей в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…

    В.А.Сухомлинский

    Описание методики:

    Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета.

    Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полу рельефного изображения.

    Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:

    1. Использование только приёма надавливания.

    2. Использование только приёма размазывания.

    3. Использование обоих приёмов.

    Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному.

    Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. 

    Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

    Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо.

    Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

    На занятиях с детьми используйте простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка - муравушка, дождь - проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т.д.

    Организация работы с детьми по созданию пластилиновых картин

    Каждое занятие проводится по подгруппам в 5-6 человек, длительностью 8-10 мин. и носит характер коллективного рисования в сотворчестве с воспитателем. В раннем возрасте дети знакомятся с пластилином и его свойствами на специальных занятиях по лепке и вне занятий: отщипывают комочки, мнут их, прикрепляют. Поэтому вводить знакомство с пластическими материалами в занятия по рисованию пластилином вовсе не нужно. А нужно лишь показать приёмы рисования этим материалом.

    Для этого перед занятием готовят необходимое оборудование: мольберт с иллюстрациями по теме, карточки с художественным словом, полу готовый рисунок - основу будущей композиции на картоне или бархатной бумаге (размер примерно 30х30), небольшие комочки мягкого пластилина на каждого (от 1 до 3), цвет выбирается в зависимости от замысла, досочки, тканевые салфетки, подручные материалы: колпачки, стеки, трубочки и т.д.

    Изготовление картинки - основы для будущей композиции

    Для начала воспитатель подбирает сюжет для будущей совместной работы с детьми. Нужно учесть, что в работе должны принять участие все дети и поэтому картинка должна содержать множество мелких деталей, которые будут нарисованы всеми детьми, например: ёж - иголочки, дерево - листики, кораблик - волны, гусеница - бусинки и т.д.

    Успех каждого занятия будет зависеть от эмоциональной речи и доброжелательного тона воспитателя, а также от умения заинтересовать детей предстоящей работой.

    В основной части 

    Сегодня, уважаемые педагоги, мы с вами будем изготавливать элементы картины, используя метод пластилинографии. Для этого нам потребуется:

    - Пластилин

    - Прозрачная крышка (из-под майонеза, мёда и др.).

    Ход занятия:

    1. Обводим маркером на обратной стороне крышки рисунок. (Можно нарисовать самим, можно взять в интернете).
    2. Постепенно заполняем пластилином весь рисунок. Работаем на обратной стороне крышки.
    3. С лицевой стороны получается картинка.
    4. Продолжаем заполнять рисунок пластилином.
    5. Рисунок  заполнен.
    6. Приклеить сделанные детали на общую картину.
    7. Работа готова.

    В заключительной части 

    Рисование пластилином замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но кроме этого, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

    Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

    Рефлексия:

    На  сегодняшнем  мастер-  классе  я  узнала,  что…………………………

    Для  меня  новым было (не  было)………………………………

    В  своей  работе  я  буду  (не  буду)  использовать  представленные  методы  и приемы……………………………

         

    Спасибо  за  внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс по пластилинографии: «Осенние фантазии»

    Педагог-мастер: Припачкина.Е.П., Меркурьева.С.В (1 младшая группа)Сроки проведения: 22 октября 2015 года.Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и ...

    Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности"Мыльные фантазии"

    Мастер класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности...

    Конспект мастер-класса по кружковой работе "Разноцветная фантазия" с коллегами.

    Мастер-класс провела с педагогами ДОУ с использованием нескольких техник нетрадиционного рисования....

    Мастер класс для воспитателей "Фантазии из листьев"

    Мастер класс "Фантазии из листьев"...

    Мастер-класс по пластилинографии "Пластилиновые фантазии"

    Материал содержит опыт работы п в технике пластилинографии...

    Мастер-класс по изготовлению декоративного шара "Осенняя фантазия"

    В данном мастер- классе приводится подробное описание изготовления шара....

    Мастер- класс по рисованию "Космическая фантазия"

    Этот мастер- класс расчитан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, он может быть полезен педагогам начальной школы, родителям, воспитателям и другим заинтересованным лицам. Космос манил че...