Проект "Насекомые"
проект по аппликации, лепке на тему

  Задача воспитателей – развитие гуманного чувства к природе и её обитателям, в частности, к насекомым. Они нас окружают повсеместно. Воспитатель создает ситуации, в которых у ребят возникает радость от общения с самыми меньшими из братьев, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты бабочки, желание продлить или повторить наслаждение, полученное от содержательного свидания с жуком–дровосеком, почувствовать величие в силе жука–оленя, от созерцания над работой пчёлки у цветка. Важно научить детей не обижать, мешать  насекомым  трудиться и, по возможности, помочь, или не трогать наблюдаемый процесс. Самостоятельные дела и поступки детей, – это уже критерий оценки экологической культуры.

      Проблема: правильное взаимодействие человека с природой, понимание и видение окружающего мира.

Цель проекта: решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста через наблюдение за насекомыми, закрепить знания о насекомых (внешний вид, назначение, среда обитания, польза для людей).

Задачи исследования:

 1. Развитие эмоционально–чувствительной сферы личности, как одного из компонентов экологической культуры.

 2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Организационный этап:

 1. Подбор и анализ литературы экологического содержания о насекомых.

 2. Подбор дидактических игр, изготовление дидактического материала.

 3. Привлечение родителей к осуществлению проекта.

Подготовительный этап:

 1. Чтение рассказов  В. В.  Бианки,   М. М. Пришвина,  Н. И. Сладкова, О. Иваненко  «Спокойной ночи»,  Н. Павлова  «В живой комнатке»,  стихи  К. И. Чуковского «Путаница»,  «Муха-цокотуха», В. Бирюкова  «Жук проснулся», Э. Мошковской  «Муравей».

 2. Выбор объектов исследования.

 3. Подбор природного материала для художественного отображения впечатлений после знакомства с объектом исследования (сухие палочки, камешки различной формы и цвета, ракушки, семена растений)

Практический этап:

 1. Чтение и заучивание стихотворений, потешек о насекомых.

 2. Знакомство и заучивание народных загадок о насекомых.

 3. Совместное изготовление материала для дидактических игр о насекомых.

 4. Знакомство с насекомыми в природе, наблюдение на участке.

 5. Беседы-викторины о жизни насекомых и их вреде или пользе для человека.

Педагогические методы:

 1. Чтение художественных произведений.

 2. Рассматривание иллюстраций.

 3. Отбор предметных картинок по заданию воспитателя.

 4. Рассказ воспитателя о жизни насекомых, их среде обитания, о вреде и пользе для человека.

 5. Исследовательская деятельность детей в поисках насекомых в природной среде обитания.

 Заключительный этап: организация выставки всех выполненных творческих работ, сделанных детьми и родителями в ходе проекта.

 Содержание недельного экологического проекта по насекомым.

Понедельник:

«Божья коровка – помощник в борьбе с тлёй»

 1. Рассматривание иллюстраций различных видов в разное время дня.

 2. Заучивание потешки.

 3. Отгадывание загадок.

 4. Изготовление дидактического материала совместно с воспитателем.

 Развивающая среда: Иллюстрации разных видов Божьих коровок, исследование клумб в поисках среды обитания и средства пропитания  .

 Продуктивная деятельность: Подбор природного материала для изготовления Божьих Коровок различной величины и окраски (ореховая скорлупа, подбор краски гуашь и пластилина нужного колера. Зарисовка живого объекта для уголка природы в дневнике наблюдения.

Вторник:

«Чем вреден Колорадский жук? »

 1. Рассказ воспитателя о вреде жука.

 2. Проведение дидактической игры с раздаточным материалом: «Я узнал его! »

 3. Дидактическая игра: «Мы спасатели картофеля».

 Развивающая среда: Отыскиваем с детьми Колорадского жука среди иллюстраций других жуков. Рассматривание живого объекта в различных фазах развития (яйца на листьях картофеля, личинка без крыльев и взрослый жук, способный отложить яйца) ; в группу объекты принесены воспитателем.

 Продуктивная деятельность: Рассматривание Колорадского жука, сделанного из валуна большой величины. Подбор камешков круглой формы, каштанов для изображения Колорадского жука красками гуашь, смешанными с клеем ПВА. Зарисовка жука в увеличенном виде.

Среда:

«Дружное муравьиное семейство»

 1. Рассматривание муравья, сделанного из больших валунов.

 2. Изучение частей тела для изготовления поделки из цветной бумаги.

 3. Чтение сказки М. М. Пришвина «Как муравьишка домой спешил».

 4. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

 5. Заучивание загадок.

 Развивающая среда: «Расскажи мне о муравье, какой он? » – опрос детей, проба в описании внешнего вида, что он умеет, где живет, чем питается. Уточнение воспитателем о пользе насекомого в жизни человека. Отбор иллюстраций на индивидуальных карточках. Наблюдение муравьев в природе.

 Продуктивная деятельность: Изготовление муравья из черной цветной бумаги. С помощью воспитателя из проволоки сделать ноги в нужном количестве. Изготовить муляж муравейника на столе из коробок, накрытого материей. Разместить всех муравьишек на муравейнике.

 Дать задание на дом по желанию родителей: изготовить муравья из подручных природных материалов для выставки в группе.

Четверг:

«Стрекоза – зелёные глаза»

 1. Заучивание потешки.

 2. Отгадывание загадок.

 3. Пересказ  знакомой басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», определение характера героев.  4. Домашнее задание – изготовить с родителями стрекозу из подручного природного материала и принести для выставки.

 Развивающая среда: Рассматривание живого объекта и муляжа: изучение частей тела, их формы, определение цвета; подбор природного материала для изображения крылышек; больше всего подходят семена от… (выводы детей) ; подсчитать расходный природный материал для каждой стрекозы. Рассматривание иллюстраций: какие стрекозы бывают разноцветные, но у всех есть общие сходства (выслушать все версии ответов детей) .

 Продуктивная деятельность: Лепка из пластилина с использованием природного материала. Предоставить детям свободный выбор в определении цвета пластилина для своей поделки (возможны фантазии). Уточнить правильное расположение крыльев (к какой части тела крепить крылья, сколько их) . В конце дня, по желанию детей, забрать домой поделку и предоставить родителям попробовать сделать с детьми стрекозу из другого материала и принести для выставки в группу.

Пятница:

«Бабочка – красавица»

 1. Чтение сказок К. И. Чуковского: «Путаница», «Муха-цокотуха».

 2. Разучивание потешки.

 3. Отгадывание загадок.

 4. Дидактическая игра «Найди отличия» (сравниваются стрекоза и бабочка по частям) .

 5. Предложить родителям изготовить дома своих бабочек.

 Развивающая среда: Для рассматривания бабочки не обязательно предоставлять живой объект. Достаточно рассмотреть разнообразные иллюстрации. Опираясь на раннее приобретенные навыки, определить чем отличаются части тела стрекозы от бабочки. Пояснить, что рисунки на крылышках у бабочки симметричные. Найти общие черты, определяющие, что это насекомые!

 Продуктивная деятельность: Рисование красками на одной половинке листа, затем отпечатать на вторую половинку, чтобы получить симметричный оттиск, вспоминая, что у бабочки крылья имеют симметричный рисунок. Для более точного исполнения рисунка необходимо бабочку дорисовать по усмотрению детей – это усики, глазки, контуры, и т. д.