Программа по организации дополнительных услуг.
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

по организации дополнительных услуг. Кружок

«Пластилиновые узоры»

(старшая группа)

на 2013 – 2014 учебный год.

 

 

 

                                                                                                                                                                 Составитель:                                                                                                        Булатова Ю. И.

 

 

 

 

Пояснительная записка.

      Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл – поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия.

      Важный путь в гуманизации педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.

      Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.

     Главное в программе – развитие личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми  она нацеливает на естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к творчеству народов мира, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.

     Для достижения целей кружковой работы первостепенное значение имеют:

     - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

     - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

    - учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

     - вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество  в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

     - уважительное отношение к результатам творчества детей, включения их поделок в жизнь детского сада;

     - организация выставок, оформление эстетической развивающей среды, участие в городских конкурсах и др.

     -  обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения.

 

Актуальность.

     Значение  лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

    Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.

     Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.

     «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

    Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

    Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:

   - координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

   - разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

   - возможность создания объемных поделок;

   - умение планировать работу и доводить ее до конца;

   - богатое воображение.

   В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

   Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

 

Цели и задачи программы.

   Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке.

  Ее цель - развитие художественно-творческих способностей детей.

  В качестве основных ,были намечены следующие задачи:

1.Развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка.

2.Освоение дошкольниками разнообразных пластических материалов, традиционных и нетрадиционных техник.

3.Повышение эмоциональной выразительности и разнообразия создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия.

4.Формирование способностей детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа.

5.Учить детей отбору выразительных средств, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности.

 

Организация кружка.

   Форма организации занятий: фронтальная.

   Кружок по лепке проводится один раз в неделю.

   Длительность не должна превышать 15 – 20 минут.

   Занятия в кружке проводятся с сентября по май месяц.

   Для каждого ребёнка необходимо подготовить: пластилин, доску, стеку, салфетку.

   Изготовление сложных композиций целесообразно осуществлять в процессе коллективной деятельности.

    Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение учебного года и фиксируется по диагностическим картам: в начале и в конце учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы кружка

 

«Пластилиновые узоры»

на  2013-2014 уч. год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь.

Тема

Цель

«Вот какой у нас арбуз!»

Лепка ломтей арбуза – моделирование частей (корка, мякоть) по размеру и форме, вкрапление настоящих арбузных семечек или лепка из пластилина рациональным способом.

 

«Мухомор».

Учить детей лепить мухомор из четырёх частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Показать рациональный способ изготовления крапин (украшения) для шляпки: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки.

Уточнить представление о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах деятельности.

«Петя-петушок, золотой гребешок».

Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать сочетание художественных материалов: туловище с головой их пластилина, хвост и крылья из природного материала. Развивать способности к формообразованию композиции. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.

«Ветка дуба с желудями»

Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение листьев дуба и желудей; познакомить детей с новым техническим приёмом «размазывание из столбика»; закрепить приёмы прямого и кругового раскатывания.

 

Ноябрь.

«Во саду ли, в огороде».

Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей. Вызвать желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации. Развивать творческое воображение и мышление.

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек…».

Учить детей лепить ёжика. Передавая характерные особенности внешнего вида. Экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать уверенность. Инициативность в изобразительной деятельности.

«Лижет лапу сибирский кот».

Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать её на «батарее» - бруске пластилина. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.

«Ветка ели с шишками».

Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображения «хвоинок» и «шишек»,раскатывать пластилин круговыми движениями кончиков пальцев; закрепить приём прямого раскатывания пластилина между ладонями; развивать глазомер, эстетическое восприятие.

 

Декабрь.

«Снегурочка танцует».

Учить лепить снегурочку в длинной шубке рациональным способом – из конуса; располагать фигурку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты вперёд или подняты вверх), будто Снегурочка танцует. Развивать чувство формы и пропорций.

«Дед Мороз принёс подарки».

Продолжать учить лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе). Учить самостоятельно определять приёмы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками). Показать возможность лепки мешка из плоской формы путём преобразования в объёмную. Развивать чувство формы, пропорций, композиции. Вызвать яркие эмоции в ожидании праздника. 

«Новогодняя ёлка».

Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение «пушистой ёлочки», техническому приёму «размазывание из столбика»; закрепить приёмы прямого и кругового раскатывания; развивать эстетическое восприятие, чувство композиции.

 

Январь.

«Снежная баба-франтиха».

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер. Чувство формы и пропорций.

«Сонюшки - пеленашки».

Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова (кукла в пелёнках, спелёнутая) и показать обощённый смысл. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

«Зимний лес».

 

Продолжать учить детей выполнять техникой барельефной лепки «пушистые ели», работать в коллективе; закрепить приём «размазывания из столбика», прямого раскатывания пластилина между ладонями.

 

Февраль.

«Прилетайте в гости».

Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырёх-пяти частей, разных по размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков). Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

«Весёлые вертолёты».

 Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолёт) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток или трубочек). Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность в движениях руки и глаза.

«Сова и синица».

Учить детей лепить пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы и синицы. Продолжать освоение рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности.

«Голосистый петушок».

Учить детей техникой барельефной лепки хвост и крылья петуха, подбирать сочетания цветов, развивать эстетическое восприятие; закрепить с детьми приёмы прямого раскатывания пластилина между ладонями, «размазывание из столбика».

 

Март.

«Цветы-сердечки».

 

 

 

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов с элементами-сердечками. Учить лепить сердечки разными способами: 1) моделировать пальцами рук; раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать; 2) вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

«Филимоновские игрушки-свистульки».

Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том. Какими материалами и инструментами пользуются мастера.

«Курочка и петушок».

Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки. Закрепить способ лепки птички на основе овоида или цилиндра. Уточнить представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству.

«Корзина с розами».

Учить детей техникой барельефной лепки выполнять «розы»; познакомить с новым техническим приёмом лепки «сворачивание столбика в спираль»; закрепит приёмы прямого и кругового раскатывания, прищипывания; воспитывать любовь к маме, бабушке.

 

Апрель.

«Звёзды и кометы».

Продолжать освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. 

«По реке плывёт кораблик».

Учить детей лепить кораблики из бруска пластилина, отрезая стекой лишнее (уголки для образования носа) и «достраивая» недостающее (палубу, мачту, трубу и пр.) показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей.

«Лук на окне».

 

 

 

«Солнышко».

Учить детей техникой барельефной лепки выполнять «лучи солнца и проросший лук», создавать коллективную работу; закрепит приёмы прямого и кругового раскатывания.

Познакомить детей с обратной аппликацией. Совершенствовать умение раскатывать пластилин круговыми движениями. Выкладывать мелкие шарики по контуру. Воспитывать интерес к окружающему миру. 

 

Май.

«Муха-цокотуха».

 

Учить детей лепить насекомых в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для крыльев использовать фольгу или фантики. Для усиков – проволоку, спички. Зубочистки; для глазок бисер, пуговички). Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать интерес к живой природе.

«Ландыши».

 

 

 

 

«Вот поезд наш едет колёса стучат».

 

«Цветы».

Учить детей техникой барельефной лепки выполнять цветы ландыша; закрепить приёмы кругового раскатывания и прищипывания; развивать интерес к растениям.

 

Учить детей составлять коллективную композицию из паровозика и вагончиков. Показать способ деления бруска пластилина стекой на примерно равные части (вагончики). Развивать чувство формы и пропорций.

 Продолжать знакомить детей с обратной аппликацией. Развивать умение раскатывать пластилин на жгутики и выкладывать их по контуру. Воспитывать любовь к окружающей природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список детей.

  1. Медяков Егор.
  2. Латипова Хадижа.
  3. Стешенко Вика.
  4. Саитова Арина.
  5. Супкарева Вика.
  6. Стешенко Арина.
  7. Тимаев Марат.
  8. Тарасенкоо Аня.
  9. Сорокин Женя.
  10. Животиков Артем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение.

Содержание программы определяется Уставом ДОУ комплексными государственными программами («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой).

Методическая литература.

И. А, Лыкова «Лепим, фантазируем, играем». М., 2000 г.

Г. Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». М., 2000 г.

Н. Б. Халезова «Лепка в детском саду». М., 1978 г.

Т. И. Митрохович «Использование барельефной лепки в работе с детьми».

 

Ожидаемые результаты.

     Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, назначение, форма, строение, цвет). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

     На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

     В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности. Можно добиться максимальной активности обеих рук, развить и укрепить пальцы, особенно большие, указательные, средние. Развить у ребёнка специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности.

     Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости, настойчивости и дисциплинирует его.

        К концу года дети могут:

        -выразительно передавать расположение частей;

       -отработать приём ритмичности при повторении однородных элементов;

-самостоятельно искать средства и приёмы изображения;

       -изготавливать работы с помощью рельефной лепки;

      -применять разные способы  лепки для создания красивых работ;

     -  оценивать результаты своей работы.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа90 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по организации дополнительных услуг. Кружок

«Пластилиновые узоры»

(старшая группа)

на 2013 – 2014 учебный год.

                                                                                                                                                                 Составитель:                                                                                                        Булатова Ю. И.

Пояснительная записка.

      Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл – поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия.

      Важный путь в гуманизации педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.

      Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.

     Главное в программе – развитие личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми  она нацеливает на естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к творчеству народов мира, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.

     Для достижения целей кружковой работы первостепенное значение имеют:

     - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

     - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

    - учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

     - вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество  в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

     - уважительное отношение к результатам творчества детей, включения их поделок в жизнь детского сада;

     - организация выставок, оформление эстетической развивающей среды, участие в городских конкурсах и др.

     -  обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения.

Актуальность.

     Значение  лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

    Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.

     Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.

     «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

    Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

    Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:

   - координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

   - разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

   - возможность создания объемных поделок;

   - умение планировать работу и доводить ее до конца;

   - богатое воображение.

   В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

   Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Цели и задачи программы.

   Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке.

  Ее цель - развитие художественно-творческих способностей детей.

  В качестве основных ,были намечены следующие задачи:

1.Развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка.

2.Освоение дошкольниками разнообразных пластических материалов, традиционных и нетрадиционных техник.

3.Повышение эмоциональной выразительности и разнообразия создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия.

4.Формирование способностей детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа.

5.Учить детей отбору выразительных средств, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности.

Организация кружка.

   Форма организации занятий: фронтальная.

   Кружок по лепке проводится один раз в неделю.

   Длительность не должна превышать 15 – 20 минут.

   Занятия в кружке проводятся с сентября по май месяц.

   Для каждого ребёнка необходимо подготовить: пластилин, доску, стеку, салфетку.

   Изготовление сложных композиций целесообразно осуществлять в процессе коллективной деятельности.

    Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение учебного года и фиксируется по диагностическим картам: в начале и в конце учебного года.

План работы кружка

«Пластилиновые узоры»

на  2013-2014 уч. год.

Октябрь.

Тема

Цель

«Вот какой у нас арбуз!»

Лепка ломтей арбуза – моделирование частей (корка, мякоть) по размеру и форме, вкрапление настоящих арбузных семечек или лепка из пластилина рациональным способом.

«Мухомор».

Учить детей лепить мухомор из четырёх частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Показать рациональный способ изготовления крапин (украшения) для шляпки: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки.

Уточнить представление о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах деятельности.

«Петя-петушок, золотой гребешок».

Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать сочетание художественных материалов: туловище с головой их пластилина, хвост и крылья из природного материала. Развивать способности к формообразованию композиции. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.

«Ветка дуба с желудями»

Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение листьев дуба и желудей; познакомить детей с новым техническим приёмом «размазывание из столбика»; закрепить приёмы прямого и кругового раскатывания.

Ноябрь.

«Во саду ли, в огороде».

Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей. Вызвать желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации. Развивать творческое воображение и мышление.

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек…».

Учить детей лепить ёжика. Передавая характерные особенности внешнего вида. Экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать уверенность. Инициативность в изобразительной деятельности.

«Лижет лапу сибирский кот».

Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать её на «батарее» - бруске пластилина. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.

«Ветка ели с шишками».

Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображения «хвоинок» и «шишек»,раскатывать пластилин круговыми движениями кончиков пальцев; закрепить приём прямого раскатывания пластилина между ладонями; развивать глазомер, эстетическое восприятие.

Декабрь.

«Снегурочка танцует».

Учить лепить снегурочку в длинной шубке рациональным способом – из конуса; располагать фигурку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты вперёд или подняты вверх), будто Снегурочка танцует. Развивать чувство формы и пропорций.

«Дед Мороз принёс подарки».

Продолжать учить лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе). Учить самостоятельно определять приёмы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками). Показать возможность лепки мешка из плоской формы путём преобразования в объёмную. Развивать чувство формы, пропорций, композиции. Вызвать яркие эмоции в ожидании праздника.  

«Новогодняя ёлка».

Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение «пушистой ёлочки», техническому приёму «размазывание из столбика»; закрепить приёмы прямого и кругового раскатывания; развивать эстетическое восприятие, чувство композиции.

Январь.

«Снежная баба-франтиха».

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер. Чувство формы и пропорций.

«Сонюшки - пеленашки».

Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова (кукла в пелёнках, спелёнутая) и показать обощённый смысл. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

«Зимний лес».

Продолжать учить детей выполнять техникой барельефной лепки «пушистые ели», работать в коллективе; закрепить приём «размазывания из столбика», прямого раскатывания пластилина между ладонями.

Февраль.

«Прилетайте в гости».

Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырёх-пяти частей, разных по размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков). Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

«Весёлые вертолёты».

 Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолёт) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток или трубочек). Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность в движениях руки и глаза.

«Сова и синица».

Учить детей лепить пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы и синицы. Продолжать освоение рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности.

«Голосистый петушок».

Учить детей техникой барельефной лепки хвост и крылья петуха, подбирать сочетания цветов, развивать эстетическое восприятие; закрепить с детьми приёмы прямого раскатывания пластилина между ладонями, «размазывание из столбика».

Март.

«Цветы-сердечки».

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов с элементами-сердечками. Учить лепить сердечки разными способами: 1) моделировать пальцами рук; раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать; 2) вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

«Филимоновские игрушки-свистульки».

Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том. Какими материалами и инструментами пользуются мастера.

«Курочка и петушок».

Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки. Закрепить способ лепки птички на основе овоида или цилиндра. Уточнить представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству.

«Корзина с розами».

Учить детей техникой барельефной лепки выполнять «розы»; познакомить с новым техническим приёмом лепки «сворачивание столбика в спираль»; закрепит приёмы прямого и кругового раскатывания, прищипывания; воспитывать любовь к маме, бабушке.

Апрель.

«Звёзды и кометы».

Продолжать освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции.  

«По реке плывёт кораблик».

Учить детей лепить кораблики из бруска пластилина, отрезая стекой лишнее (уголки для образования носа) и «достраивая» недостающее (палубу, мачту, трубу и пр.) показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей.

«Лук на окне».

«Солнышко».

Учить детей техникой барельефной лепки выполнять «лучи солнца и проросший лук», создавать коллективную работу; закрепит приёмы прямого и кругового раскатывания.

Познакомить детей с обратной аппликацией. Совершенствовать умение раскатывать пластилин круговыми движениями. Выкладывать мелкие шарики по контуру. Воспитывать интерес к окружающему миру.  

Май.

«Муха-цокотуха».

Учить детей лепить насекомых в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для крыльев использовать фольгу или фантики. Для усиков – проволоку, спички. Зубочистки; для глазок бисер, пуговички). Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать интерес к живой природе.

«Ландыши».

«Вот поезд наш едет колёса стучат».

«Цветы».

Учить детей техникой барельефной лепки выполнять цветы ландыша; закрепить приёмы кругового раскатывания и прищипывания; развивать интерес к растениям.

Учить детей составлять коллективную композицию из паровозика и вагончиков. Показать способ деления бруска пластилина стекой на примерно равные части (вагончики). Развивать чувство формы и пропорций.

 Продолжать знакомить детей с обратной аппликацией. Развивать умение раскатывать пластилин на жгутики и выкладывать их по контуру. Воспитывать любовь к окружающей природе.

Список детей.

  1. Медяков Егор.
  2. Латипова Хадижа.
  3. Стешенко Вика.
  4. Саитова Арина.
  5. Супкарева Вика.
  6. Стешенко Арина.
  7. Тимаев Марат.
  8. Тарасенкоо Аня.
  9. Сорокин Женя.
  10. Животиков Артем.

Методическое обеспечение.

Содержание программы определяется Уставом ДОУ комплексными государственными программами («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой).

Методическая литература.

И. А, Лыкова «Лепим, фантазируем, играем». М., 2000 г.

Г. Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». М., 2000 г.

Н. Б. Халезова «Лепка в детском саду». М., 1978 г.

Т. И. Митрохович «Использование барельефной лепки в работе с детьми».

Ожидаемые результаты.

     Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, назначение, форма, строение, цвет). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

     На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

     В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности. Можно добиться максимальной активности обеих рук, развить и укрепить пальцы, особенно большие, указательные, средние. Развить у ребёнка специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности.

     Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости, настойчивости и дисциплинирует его.

        К концу года дети могут:

        -выразительно передавать расположение частей;

       -отработать приём ритмичности при повторении однородных элементов;

-самостоятельно искать средства и приёмы изображения;

       -изготавливать работы с помощью рельефной лепки;

      -применять разные способы  лепки для создания красивых работ;

     -  оценивать результаты своей работы.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МДОУ ЦРР № 159

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое  значение для развития дошкольника имеет организация системы до...

Программа по организации дополнительных услуг.

Программапо организации дополнительных услуг. Кружок«Пластилиновые узоры»(старшая группа)на 2013 – 2014 учебный год....

Программа по организации дополнительных услуг.

Программапо организации дополнительных услуг. Кружок«Пластилиновые узоры»(старшая группа)на 2013 – 2014 учебный год....

Организация дополнительных услуг. Программа кружка по художественному творчеству «Ярмарка чудес»

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное, позволяющее воспитанникам приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, макси...

"Формирование здорового образа жизни путем организации дополнительных услуг посредством социального партнерства"

Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка....

«Современные подходы к организации дополнительных образовательных услуг в дошкольной организации»

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Сегодня образованность человека определяется не только специальными знаниями...