Интегрированное мероприятие "Рыбки плавают в аквариуме"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Корнилова Татьяна Александровна

Формирование познавательной и речевой активности дошкольников через интегрированную деятельность в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrir._zanyatiya_rybki.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №8 «Белочка»

"Рыбки плавают в аквариуме"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Воспитатель: Корнилова Татьяна

Александровна

г.о Красноармейск.  2015 год

   Цель занятия:  формирование познавательно-речевой активности у детей  старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Способствовать развитию речи детей. Формировать словарный запас. Ввести в словарь детей новые слова – туловище, плавник, спинка, чешуя. Активизировать все компоненты устной речи. Формировать умение согласовывать числительное с именем существительным. Побуждать детей сочетать движения рук в соответствии с речевым сопровождением.
2.Формировать умение составлять конструкцию из трёх равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направления; "слева", "справа", "вверху ", "внизу»;  упражнять в счёте в пределах шести; развивать воображение.

3.Упражнять детей в моделировании на плоскости; Развивать внимание, сообразительность, изобретательность, умение делать умозаключения, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки.

4. Формировать у детей умение создавать изображения в аппликации; развивать творчество, чувство композиции цвета; закреплять приёмы аккуратного наклеивания. Вызвать положительный эмоциональный отклик на созданную работу.

   Материалы: Для воспитателя: один лист ватмана, окрашенного в голубой цвет (аквариум), цифры, мяч, игрушка – рыбка, по три равносторонних треугольника зеленого и желтого цветов.

Для детей: по три треугольника, сделанных из квадрата (квадраты разного цвета и размера: 5х5см, 3х3см.); бумажный круг (пузырь), клей, кисть для клея, салфетка, клеёнка (на каждого ребёнка).

 Планируемый результат:

У  детей  формируется  словарный запас , происходит активизация компонентов устной речи , формируется умение отвечать на вопросы  развернутым , полным ответом, согласовывать числительное с именем существительным,    

Сформировано  умение  в составлении конструкций из трёх равнобедренных треугольников,  в ориентировке  на листе бумаги,  умение называть словами направления: "слева", "справа", "вверху",  внизу»;  в счёте в пределах шести;

Происходит развивитие внимания, сообразительности, изобретательности, формируется  умение делать умозаключения, сравнение и обобщение , умение  выделять существенные признаки.

Сформировано умение создавать изображения в аппликации; развито  творчество, чувство композиции цвета;

                  Ход занятия.

Вводная часть: Знакомство с детьми.  

Предлагаю детям сесть за столы.  

(Дети садятся за столы по 2 человека, перед ними по три бумажных треугольника на подносе)

Воспитатель предлагает рассмотреть фигуры и ответить на вопросы.

- Посмотрите внимательно и скажите, какие геометрические фигуры вы видите?

- Как вы узнали, что это треугольник? (При затруднении ответа, воспитатель показывает на демонстрационном треугольнике стороны и углы.)

- Правильно, потому что эта фигура имеет 3 стороны и 3 угла.

- Посчитайте, сколько треугольников лежат у вас на подносе?
- Посмотрите, какого цвета ваши фигуры?

При ответах детей, обращать внимание на ответ полным предложением.

 -Из геометрических фигур можно составить разные предметы.  
-Как вы думаете, какие предметы можно составить из треугольников?  (Елочка,  домик)
Посмотрите, как я выкладываю эти предметы.

-Сегодня мы попробуем сложить еще один предмет, а какой, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Крылья есть, да не летает.

Глаза есть, да не мигает.

Ног нет, да не догонишь!

(рыбка)
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель предлагает ещё одну загадку.

- Тогда у меня есть ещё одна подсказка.
Блещет в реке чистой

Спинкой серебристой. (рыбка)

- Правильно ребята! Это РЫБКА. Узнали её? Сегодня ОНА побудет с нами на нашем занятии.

- Ребята, обратите внимание, какая она?

-Что есть у рыбки? Что мы можем увидеть и назвать? (туловище, хвостик, плавники, спинка)

-Чем покрыто тело рыбки? (чешуя)
Давайте вместе повторим это слово - чешуя.

- Какого размера бывают рыбки?  

Воспитатель обобщает ответы детей и предлагает выложить загаданный предмет из этих треугольников. Обращает внимание детей на правила работы с треугольниками:

- при составлении рыбки нужно использовать все треугольники.

- один треугольник прикладывается к другому, а не накладывается на него.

Не нужно показывать детям, как выкладывается предмет, пусть дети сами придумывают различных рыбок.

После того, как дети смоделировали свою рыбку, воспитатель спрашивает у них.

-Какая рыбка у вас получилась? (Большая, маленькая, одним цветом или разноцветная и т.п.)

Обратить внимание детей на то, что рыбки получились разного размера (большие и маленькие)

- Как вы думаете почему? От чего зависит размер наших рыбок?

Воспитатель дает возможность детям высказаться и обобщает ответы детей.

 Воспитатель предлагает детям наклеить свою рыбку на бумажный круг- «пузырь».

Перед началом аппликации вспомнить с детьми приёмы аккуратного наклеивания.
- Ребята, расскажите, как вы будете приклеивать?

- Чтобы наши пальчики хорошо работали, мы с ними поиграем.

   Пальчиковая игра.

Рыбки пляшут в синем море-

Хорошо им на просторе.

(Вытянуть ладошки и качать запястьями влево вправо. Текст повторить несколько раз).

На данном этапе работы воспитатель читает детям стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка».

Дети, по возможности, проговаривают окончание строк стихотворения.

В процессе работы детей   звучит тихая музыка воды

По завершении процесса наклеивания рыбок воспитатель   подводит их к решению проблемных вопросов.

-  Ребята, а где живут рыбки? (в реке, море, в озере, в пруду и т.д.)
- Что самое важное для жизни рыбки? Без чего она не может существовать? (Вода)

-Ребята, а как можно организовать жизнь рыбок в доме или в детском саду?

-  У кого есть аквариум?
- Расскажи, какие рыбки в неё живут?
- Сколько рыбок живёт в твоём аквариуме?

 Воспитатель   наводящими вопросами добивается полных ответов от детей.  

- Всё правильно вы сказали, давайте и наших рыбок "запустим" в "аквариум".
Воспитатель предлагает наклеить рыбок на ватман. Пока дети работают, звучит фонограмма шума воды.

По завершении работы воспитатель задает детям вопросы:

- В какую сторону плывут рыбки? Куда плывёт твоя рыбка?

- Похожи ли эти рыбки? Если похожи, то чем? Чем они отличаются?

Педагог обращает внимание детей на правило в математике:
- Что надо запомнить, когда считаешь предметы, расположенные не в ряд? Правильно, при счете предметов, расположенных не в ряд, надо хорошо запомнить, с какого предмета начал считать, чтобы не пропустить ни один предмет и ни один предмет не сосчитать дважды заключает воспитатель.

-Сколько больших рыбок? Объясни, как ты узнал?

-Сколько маленьких? Объясни, как ты узнал?

-Какой цифрой мы обозначаем это количество? Покажи эту цифру.
- Каких рыбок больше, маленьких или больших? (поровну, столько же).

Воспитатель предлагает детям поиграть на ковре.      
Физкультминутка
 «Рыбки»
1. Рыбки плавают, ныряют,
2. В теплой, чистенькой воде.
3. То сожмутся, разожмутся,
4. То зароются в песке.
(И. П. – о с; 1,2 – вращаем руками, согнутыми в локтях перед собой, 3 - руки выносим вперёд, сжимаем кулачки и разжимаем, 4 – бег на месте, присед, закрыть голову руками).

Воспитатель проводит дидактическую игру «Не ошибись». Предлагает детям встать в круг.  Педагог бросает мяч ребенку и называет число в пределах шести. Ребёнок поймавший мяч, называет последующее число за названным и перебрасывает мяч воспитателю.  Игра проводиться со всеми детьми.
     
Рефлексия. 
Воспитатель  задаёт детям вопросы  по занятию.
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали?
- Что больше всего понравилось?
После беседы с детьми воспитатель благодарит детей за работу, ещё раз обращает внимание на аквариум.
    Сюрпризный момент.
Педагог дарит «аквариум» детям, предлагает разместить его в уголке природы в своей группе.

Литература:

  1. Л. С. Метлина «Математика в детском саду».
  2. В.П. Новикова «Математика в детском саду».
  3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
  4. Л. В. Куцакова «Конструирование и плоскостное моделирование».
  5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
  6. Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
  7. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. Приложение к журналу «Управление ДОУ»
  8. О.В. Дыбина «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ»
  9. Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников».
  10.  Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
    11. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ИЗО . "Рыбки плавают в аквариуме"

«Рыбки плавают в аквариуме».  Конспект занятия по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования....

КОНСПЕКТ НОД по художественно-эстетическому развитию Рыбки плавают в аквариуме Средняя группа

Конспект занятия в средней группе с использованием нетрадиционной техникой рисования...

Художественное творчество(рисование) на тему «Рыбки плавают в аквариуме».

Цели:-1. Упражнять детей в технике работы с гуашью;Упражнять в правильном в правильном держании кисти (не напрягая мышц,  и не сжимая пальцы);Учить набирать краску на кисть аккуратно, обмакивать ...

НОД "Рыбки плавают в аквариуме"

Конспект составлен с учетом принципа ФГОС ДО - индивидуализации образования....

Конспект занятия по рисованию для второй младшей группы "Рыбки плавают в аквариуме"

Конспект занятия по рисованию для второй младшей группы «Рыбки плавают в аквариуме»ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:·       Учить детей рисованию рыб в...

" Рыбки плавают в аквариуме"

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования....

ООД "Рыбки плавают в аквариуме"

ООД по художественно-эстетическому развитию 2рыбки плавают в аквариуме"...