Главные вкладки

    Рабочая программа кружка "Юный художник"
    календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

    Светлана Анатольевна Дьячкова

    АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых : и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы : воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе .

    Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

    Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

    Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

    Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста( 4-5лет)

    Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

    Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности. Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУс применением источников, приведённых в списке литературы.

    Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Программа кружка94.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа кружка «Умелые ручки» в средней группе

    Структура программы дополнительного образования

    1. Пояснительная записка.

    2. Содержание педагогической работы с детьми.

    3. Перспективно-тематическое планирование.

    Пояснительная записка.

    АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых : и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы : воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе .

    Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

    Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

    Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

    Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста( 4-5лет)

    Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

    Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности. Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУс применением источников, приведённых в списке литературы.

    Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.

    Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

    «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Цель программы: развивать познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

    Задачи:

    Создавать условия для развития творческой активности детей.

    Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.

    Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.

    Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.

    Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

    Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.

    Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

    Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.

    Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

    Материал: бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

    Дни и время посещения кружка: четверг – 16.00-16.20 ч.

    Способы работы:

    1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

    2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

    3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

    4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

    5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

    6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

    7.Скрепление различных деталей.

    8.Скатывание ниток в клубок.

    9.Нанизывание различных предметов.

    10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехо, семечек, гороха, веточек, камешков.

    11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

    12Конструирование из коробок с элементами аппликации.

    13.Лепка предметов из теста.

    14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

    15.Барельеф.

    16.Печатание штампами на пластилиновой основе.

    Перспективный план работы кружка       «Умелые ручки»

    Месяц

    Программное содержание

    Тема занятия

    сентябр

    I

    «Овечка»

    Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

     

    Аппликация из комочков бумаги

    II

    «Ёжик»

    Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

    Моделирование из семечек и картофеля

    II

    «Черепашка»

    Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

    IV

    «Подсолнух»

    Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

    Мозаика на пластилиновой основе

    октябрь

    I

    «Листопад»

    Цель:  учить наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

    Аппликация из сухих листьев

    II

    «Витамины»

    Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

    Барельеф

    III

    «Дорожка из камешков»

    Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки  на основе из пластилина

    Мозаика на пластилиновой основе

    IV

    «Красивый браслет»

    Цель: продолжать  учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

    Моделирование из бусин

    ноябрь

    I

    «Кораблик»

    Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать   на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

    Моделирование из скорлупы грецкого ореха

    II

    «Черепашка»

    Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

    Моделирование из скорлупы грецкого ореха

    III

    «Ёжик»

    Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

    Моделирование из семечек и картофеля

    IV

    «Угощение»

    Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

    Тестопластика с раскрашиванием

    декабрь

    I

    «Снеговик»

    Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

    Аппликация из ваты

    II

    «Снегурочка»

    Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон . Развивать творческие способности.

    Аппликация из ваты

    III

    «Фонарик»

    Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.

    Аппликация на основе цилиндра

    IV

    «Гирлянда»

    Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

    Конструирование из полосок бумаги

    январь

    I

    «Подсолнух»

    Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

    Мозаика на пластилиновой основе

    II

    «Стручки гороха»

    Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

    Мозаика на пластилиновой основе

    III

    «Сова»

    Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина,  дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

    Моделирование из шишек

    IV

    «Лесовик»

    Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

    Моделирование из шишек

    февраль

    I

    «Цыплёнок»

    Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

    Аппликация из обрывков бумаги

    II

    «Рыбка»

    Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.

    Аппликация из обрывков бумаги

    III

    «Зайка беленький»

    Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

    Аппликация из обрывков бумаги

    IV

    «Гусеница»

    Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

    Аппликация из комочков бумаги

    март

    I

    «Мимоза»

    Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

    Аппликация из комочков бумаги

    II

    «Овечка»

    Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

     

    Аппликация из комочков бумаги

    III

    «Собачка»

    Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

    Аппликация из ниток

    IV

    «Котёнок с клубком»

    Цель: продолжать  учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

    Аппликация из ниток

    апрель

    I

    «Верба»

    Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

    Аппликация из семян тыквы

    II

    «Ромашка»

    Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

    Аппликация из семян тыквы

    III

    «Железная дорога»

    Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

    Мозаика на пластилиновой основе

    IV

    «Поезд» (коллективная работа)

    Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

    Конструирование из коробок с элементами аппликации

    май

    I

    «Гусеница»

    Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

    Печатание на пластилиновой основе

    II

    «Неваляшка»

    Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

    Печатание на пластилиновой основе

    III

    «Красивое платье»

    Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

    Аппликация из ткани

    IV

    «Чудесное окошко»

    Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать умение составлять экспозиции.

    Аппликация из ткани


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

    Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

    Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

    Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для одаренных детей «Каждый ребенок-художник» на 2015-2018г.г

    Данная ПРОГРАММА создана для работы с художественно-одаренными детьми. Но материал можно использовать при проведении НОД по теме "Знакомство с пейзажем", "Сюжетное рисование по литературным произведен...

    Рабочая программа кружка «Весёлый художник»

    Программа кружка «Весёлый художник», знакомит детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по из...

    Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности "Маленькие художники" для детей 4-7 лет

    Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средств...