НОД "Пересказ сказки народов Севера "Почему олень быстро бегает"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Данный материал способствует развитию у детей интереса к художественной литературе народов Севера, расширяет знания о Крайнем Севере,  формирует  умения  пересказывать художественный текст, используя мнемотехнику. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                           

 НОД:  Пересказ сказки народов Севера «Почему олень быстро бегает»          (эвенкийская сказка).

                                                                     Воспитатель:  Торопцева Л.В.

                                                                                      Дети:  старший дошкольный возраст.

Образовательная область:   Речевое развитие.

Цель: формирование умений связно, последовательно пересказывать художественный текст, используя опорные схематические знаки (мнемотехника).

Задачи:

- продолжать развивать интерес к художественной литературе,  помочь детям понять и запомнить содержание сказки;

- вызвать у детей эмоциональное отношение к  литературному произведению,

- формировать  умения подбирать слова, определяющие Крайний Север,  активизировать в речи детей антонимы, новые слова (чум, северное сияние, белоснежные саваны, мох-ягель);

- расширять знания детей о животных Крайнего Севера;

- развивать внимание, мышление, познавательную активность;

- воспитывать эстетическое восприятие при ознакомлении с природой Крайнего Севера;  

- Способствовать передаче быта северного народа в продуктивной деятельности (конструировании, аппликации, рисовании);

- способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Крайнем севере, аппликация «Где то на белом свете…», чтение сказок народов  Севера, рисование чума оленевода.

Материалы и оборудование:

схематические знаки к эвенкийской сказке  «Почему олень быстро бегает»; письмо с Севера; материал для аппликации; ранее выполненные творческие работы детей по ознакомлению с Севером, с целью дополнения их бытом оленеводов «Картина северного края»; материал для конструирования чума (отрезки ткани, резиночки для плетения, веточки или карандаши); иллюстрация с изображением девочки в Северном национальном костюме, смайлики-эмблемы.        

                                       

                                     

                                               Ход  НОД:

1.Настал новый, интересный день.  Детям предлагается  поиграть в р.н. игру «Цапа».

       

2. Во время игры почтальон приносит письмо. По марке определяется,  откуда пришло письмо:  письмо с Севера, т.к. на марке снежинки на фоне северного сияния. Но  кто же прислал это письмо? На обратном адресе имя Тиныл. Имя очень красивое, необычное и не русское. Мы же с вами русские, у нас таких имен нет. Давайте откроем письмо, и нам станет ясно. (Показывается картинка с изображением девочки нанайки в зимнем национальном костюме ). Эта девочка нам знакома и мы теперь знаем ее имя. (Все повторяют ее имя). Где же она живет? Да, на Севере. Наша страна Россия очень большая.  На одном ее конце мы с вами проснулись и играем, а на другом конце нашей Родины люди только укладываются спать. У нас в России проживают люди разной национальности. Мы с вами русские, а на Севере, где царят морозы, снега и льды живут нанайцы, чукчи, эскимосы, эвенки. И мы все вместе живем очень дружной большой семьей.

3. Игра «Северные слова».

   Дети называют слова, ассоциирующие с северным краем:  мороз, метель, ветер, саваны, снег, белый медведь, северное сияние, северный олень, чум.

4. Игра «Разделим слова и посчитаем слоги».

   Вместе с детьми  эти же слова делим на слоги и отсчитываем  хлопками.     Последнее слово - чум.

  Интересное слово чум. Что оно означает?

  Ответы детей. (Жилье для оленеводов).

5. Игра «Соберем чум».

 Детям  предлагаю  подойти к столам и собрать чум из того,  что там лежит: карандаши, веточки, резиночки для плетения, ткань-шкура оленя. Работать можно и в парах, помогая друг другу. По окончанию подвожу  итог этой части: Молодцы!  Здорово у всех получилось.  Если вы  поедете к Тиныл в гости, то обязательно поможете  ей собрать чум, в котором она угостит вас чаем.

6. Возвращаемся к письму, которое еще не читали. Из конверта достается картинка-фото северного оленя. Краткая беседа. Это фото любимого оленя  Тиныл и она хочет рассказать, почему олень быстро бегает.    

7. Рассказывание эвенкийской сказки  «Почему олень быстро бегает».          

8.  Вопросы к детям:

  - Почему олени сначала ходили медленно, не спеша?

  - Что искали олени под снегом?

  - Кто догонял оленей?

  - Что хотели сделать мороз и ветер с оленями?

  - Как спаслись олени от мороза и ветра?

9. Физкультминутка «У оленя дом большой».

10.Повторное рассказывание сказки с выкладыванием карточек-схем.

11. Пересказы  детей с опорой на карточки.

12. « Подарок для Тиныл».  

Аппликация «Картина северного края»  (вырезают чум, раскрашивают и наклеивают  на свои ранее выполненные работы о Севере).

13. Итог.

Что интересного вам запомнилось? Какое у вас настроение? Чтобы у вас  сохранилось веселое, доброе настроение, чтобы все были дружными, я дарю вам  каждому веселого  смайлика.

                        «Почему олень быстро бегает» (эвенкийская сказка).

В давние времена это было, когда Хэвэки заселил Землю и много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли...  

 Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали.

Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им:— Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите. И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут.  И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят. И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко... Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать. Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит... Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен...»

 Литература:    

1. «Хрестоматия для детей 5-6 лет» Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, издательство АСТ,1996

      2. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» И. А. Лыкова       Творческий центр «Сфера» М-2007

      3. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Обучение дошкольников легкому и быстрому бегу"

Консультация направлена на уточнение знаний у воспитателей методики проведения игровых упражнений по обучению правильному бегу у дошкольников с учетом физической подготовленности и возрастных особенно...

УЧИМСЯ БЫСТРО БЕГАТЬ

УЧИМСЯ БЫСТРО БЕГАТЬ...

Конспект интегрированной открытой НОД по физической культуре и ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста"Быстро бегаем, считаем, и здоровье сохраняем!"

Занятие способствует: укреплению здоровья, формирования привычки здорового образа жизни закреплению двигательных умений и навыков, математических знаний о порядковом счёте и величине через двигательну...

Ознакомление с художественной литературой: Пересказ сказки народов Севера «Почему Олень быстро бегает»

Ознакомление с художественной литературой: Пересказ сказки народов Севера «Почему Олень быстро бегает»Задачи:- Формирование умений связно, последовательно пересказывать художественный текс...

Электронные книги для слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" и "Сказки народов Мира" интересно не только слушать, но и рассматривать, ощупывать, а также выполнять разные задания, головоломки.

В наше дошкольное учреждение в 2023 году поступили новые  электронные книги для  слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" . Ранее я познакомила воспитанников с электронн...

Чтение ненецкой сказки "Песец и олень"

Закрепление знаний детей о животных Севера....

Как научить ребенка быстро бегать или ходить

Как научить ребенка быстро бегать или ходить Инструктор по физкультуре  Антонова Н.А. Как известно, заинтересовать ребенка физкультурой можно только через игру. Навык быстрой ходьбы или...