НОД "Пересказ сказки народов Севера "Почему олень быстро бегает"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Данный материал способствует развитию у детей интереса к художественной литературе народов Севера, расширяет знания о Крайнем Севере,  формирует  умения  пересказывать художественный текст, используя мнемотехнику. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                           

 НОД:  Пересказ сказки народов Севера «Почему олень быстро бегает»          (эвенкийская сказка).

                                                                     Воспитатель:  Торопцева Л.В.

                                                                                      Дети:  старший дошкольный возраст.

Образовательная область:   Речевое развитие.

Цель: формирование умений связно, последовательно пересказывать художественный текст, используя опорные схематические знаки (мнемотехника).

Задачи:

- продолжать развивать интерес к художественной литературе,  помочь детям понять и запомнить содержание сказки;

- вызвать у детей эмоциональное отношение к  литературному произведению,

- формировать  умения подбирать слова, определяющие Крайний Север,  активизировать в речи детей антонимы, новые слова (чум, северное сияние, белоснежные саваны, мох-ягель);

- расширять знания детей о животных Крайнего Севера;

- развивать внимание, мышление, познавательную активность;

- воспитывать эстетическое восприятие при ознакомлении с природой Крайнего Севера;  

- Способствовать передаче быта северного народа в продуктивной деятельности (конструировании, аппликации, рисовании);

- способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Крайнем севере, аппликация «Где то на белом свете…», чтение сказок народов  Севера, рисование чума оленевода.

Материалы и оборудование:

схематические знаки к эвенкийской сказке  «Почему олень быстро бегает»; письмо с Севера; материал для аппликации; ранее выполненные творческие работы детей по ознакомлению с Севером, с целью дополнения их бытом оленеводов «Картина северного края»; материал для конструирования чума (отрезки ткани, резиночки для плетения, веточки или карандаши); иллюстрация с изображением девочки в Северном национальном костюме, смайлики-эмблемы.        

                                       

                                     

                                               Ход  НОД:

1.Настал новый, интересный день.  Детям предлагается  поиграть в р.н. игру «Цапа».

       

2. Во время игры почтальон приносит письмо. По марке определяется,  откуда пришло письмо:  письмо с Севера, т.к. на марке снежинки на фоне северного сияния. Но  кто же прислал это письмо? На обратном адресе имя Тиныл. Имя очень красивое, необычное и не русское. Мы же с вами русские, у нас таких имен нет. Давайте откроем письмо, и нам станет ясно. (Показывается картинка с изображением девочки нанайки в зимнем национальном костюме ). Эта девочка нам знакома и мы теперь знаем ее имя. (Все повторяют ее имя). Где же она живет? Да, на Севере. Наша страна Россия очень большая.  На одном ее конце мы с вами проснулись и играем, а на другом конце нашей Родины люди только укладываются спать. У нас в России проживают люди разной национальности. Мы с вами русские, а на Севере, где царят морозы, снега и льды живут нанайцы, чукчи, эскимосы, эвенки. И мы все вместе живем очень дружной большой семьей.

3. Игра «Северные слова».

   Дети называют слова, ассоциирующие с северным краем:  мороз, метель, ветер, саваны, снег, белый медведь, северное сияние, северный олень, чум.

4. Игра «Разделим слова и посчитаем слоги».

   Вместе с детьми  эти же слова делим на слоги и отсчитываем  хлопками.     Последнее слово - чум.

  Интересное слово чум. Что оно означает?

  Ответы детей. (Жилье для оленеводов).

5. Игра «Соберем чум».

 Детям  предлагаю  подойти к столам и собрать чум из того,  что там лежит: карандаши, веточки, резиночки для плетения, ткань-шкура оленя. Работать можно и в парах, помогая друг другу. По окончанию подвожу  итог этой части: Молодцы!  Здорово у всех получилось.  Если вы  поедете к Тиныл в гости, то обязательно поможете  ей собрать чум, в котором она угостит вас чаем.

6. Возвращаемся к письму, которое еще не читали. Из конверта достается картинка-фото северного оленя. Краткая беседа. Это фото любимого оленя  Тиныл и она хочет рассказать, почему олень быстро бегает.    

7. Рассказывание эвенкийской сказки  «Почему олень быстро бегает».          

8.  Вопросы к детям:

  - Почему олени сначала ходили медленно, не спеша?

  - Что искали олени под снегом?

  - Кто догонял оленей?

  - Что хотели сделать мороз и ветер с оленями?

  - Как спаслись олени от мороза и ветра?

9. Физкультминутка «У оленя дом большой».

10.Повторное рассказывание сказки с выкладыванием карточек-схем.

11. Пересказы  детей с опорой на карточки.

12. « Подарок для Тиныл».  

Аппликация «Картина северного края»  (вырезают чум, раскрашивают и наклеивают  на свои ранее выполненные работы о Севере).

13. Итог.

Что интересного вам запомнилось? Какое у вас настроение? Чтобы у вас  сохранилось веселое, доброе настроение, чтобы все были дружными, я дарю вам  каждому веселого  смайлика.

                        «Почему олень быстро бегает» (эвенкийская сказка).

В давние времена это было, когда Хэвэки заселил Землю и много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли...  

 Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали.

Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им:— Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите. И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут.  И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят. И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко... Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать. Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит... Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен...»

 Литература:    

1. «Хрестоматия для детей 5-6 лет» Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, издательство АСТ,1996

      2. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» И. А. Лыкова       Творческий центр «Сфера» М-2007

      3. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Обучение дошкольников легкому и быстрому бегу"

Консультация направлена на уточнение знаний у воспитателей методики проведения игровых упражнений по обучению правильному бегу у дошкольников с учетом физической подготовленности и возрастных особенно...

УЧИМСЯ БЫСТРО БЕГАТЬ

УЧИМСЯ БЫСТРО БЕГАТЬ...

Конспект интегрированной открытой НОД по физической культуре и ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста"Быстро бегаем, считаем, и здоровье сохраняем!"

Занятие способствует: укреплению здоровья, формирования привычки здорового образа жизни закреплению двигательных умений и навыков, математических знаний о порядковом счёте и величине через двигательну...

Ознакомление с художественной литературой: Пересказ сказки народов Севера «Почему Олень быстро бегает»

Ознакомление с художественной литературой: Пересказ сказки народов Севера «Почему Олень быстро бегает»Задачи:- Формирование умений связно, последовательно пересказывать художественный текс...

Электронные книги для слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" и "Сказки народов Мира" интересно не только слушать, но и рассматривать, ощупывать, а также выполнять разные задания, головоломки.

В наше дошкольное учреждение в 2023 году поступили новые  электронные книги для  слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" . Ранее я познакомила воспитанников с электронн...

Чтение ненецкой сказки "Песец и олень"

Закрепление знаний детей о животных Севера....

Конспект занятия по ЧХЛ "Чтение ненецкой сказки "Песец и олень"

Закрепление знаний детей о животных Севера....