Проект по тестопластике ""Мир соленого теста в творчестве детей"
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Фомичёва Галина Валентиновна

• Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.
В связи с этим, я разработала свою методическую проектно – творческую систему работы и представила ее в проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей, группе "Мир соленого теста в творчестве детей"

Тема: «Мир соленого теста в творчестве детей»
Модель:
Состоит из 3 этапов. Каждый этап проекта предусматривает единую поэтапную структуру: организационно - подготовительный, практический, заключительный.
Цель:
Содействовать формированию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников через нетрадиционные способы лепки из теста.
Задачи:
1. Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли. Учить готовить соленое тесто для последующего использования его в лепке.
2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, материала и освоению разнообразной традиционной и нетрадиционной технике лепки.
3. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, возможность создания объемных поделок.
4. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизацию работы обеих рук.
5. Способствовать развитию воображения, творчества детей, эстетического восприятия, художественно – образного и пространственного мышления, памяти, внимания, интеллектуального развития.
6. Способствовать повышению эмоциональной выразительности и разнообразию создаваемых детьми оригинальных, неповторимых, художественных образов.
7. Способствовать развитию речи, логического мышления, эстетическому отношению к действительности.
Продолжительность: долгосрочный (2 года).

Классификация: групповой, исследовательско – творческий.
Гипотеза: 
• «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль» - так говорили в праздники в русских деревнях, даря произведения из соленого теста.
Мукосол – это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалось, что любая такая поделка, находящаяся в доме – символ богатства, благополучия и достатка в семье.
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок: различных медальонов, венков, колец, подков и других изделий.
• Своими руками можно сделать отличные подарки для друзей из обычных материалов.
• Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.
В связи с этим, я разработала свою методическую проектно – творческую систему работы и представила ее в проекте.
Она состоит из двух процессов.
Первый – исследовательский;
Второй – творческий процесс.
Первый процесс состоит их двух циклов: 
1 цикл – сенсорно – познавательная деятельность;
2 цикл – опытническая работа.
Второй процесс заключается в художественно - эстетическом развитии и нетрадиционных способах лепки.
Основываясь на проектную деятельность, я старалась правильно организовать познавательную и исследовательско - творческую деятельность детей этого возраста. Поэтому, выделила основные направления развития творческих способностей детей в образовательной области.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Предполагаемый результат: 
• Иметь знания о форме, фактуре, цвете предметов.
• Владеть разнообразными традиционными и нетрадиционными техниками лепки, их применением.
• Уметь творчески самовыражаться, получать возможность фантазировать, изобретать.
• Повысить заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребенка в деятельности.
• Заинтересовать родителей в развитии личности ребенка и формирования его креативности.
• Владеть умениями создавать формы предметов пластическим способом, используя цвет, нетрадиционный материал для передачи образа.
• Уметь правильно активизировать движение пальцев руки, синхронно работать обеими руками при создании образов, предметов из соленого теста.
• Уметь передавать эстетические стороны окружающей действительности, оригинальные, неповторимые художественные образы.
• Иметь представления о свойствах теста, его консистенции, наблюдать, делать выводы, подводить итоги.

Обоснование
Тема: «Мир соленого теста в творчестве детей».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, 
чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда, 
тем ярче творческая стихия детского разума»
В.А. Сухомлинский.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникает более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Все это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.
1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. Синхронизирует работу обеих рук;
4. Формирует умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие способности ребенка.
В последнее время лепка из соленого теста набирает все большую популярность. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Также, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому, можно обосновано предположить, что лепка их теста развивает у детей творческое начало, истоки способностей и дарования.
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Один из самых простых, недорогих и экологически чистых видов рукоделия является биокерамика, она же тестопластика, то есть лепка из соленого теста. Сейчас этот способ изготовления поделок незаслуженно забытый, вновь входит в моду. Этот вид рукоделия приятен еще тем, что он один из самых доступных и дешевых. Для того, чтобы попробовать лепить из соленого теста, не требуется приобретать специальных инструментов, материалов и пособий. Не понадобиться даже выходить из дома – мука, соль и вода для теста и духовка для сушки изделий найдутся у каждой хозяйки.
Для раскрашивания теста или фигурок подойдет любая краска – та же гуашь. Самое большое, на что придется потратиться – это лак, которым покрываются готовые работы. Соленое тесто не токсично и съедобно. Если любознательное чадо попробует его на вкус – ничего страшного не случиться.
К изготовлению игрушек из теста можно привлекать даже совсем маленьких детей. А возиться с тестом любят практически все малыши. Пластилиновые поделки, к сожалению, имеют короткий срок жизни. Изделия из соленого теста долговечны и красивы, если приготовить тесто особым образом.
Тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличии от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе тесто не крошиться, не трескается, сохраняется достаточно долгое время.
Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Перспективный план по кружковой работе «Мир в ладошках» в старшей группе (нетрадиционные способы лепки из теста)

Цель:
1. Развивать умения детей лепить нетрадиционными способами из теста.
2. Овладевать технологическими операциями.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.
4. Творческий подход к своей работе.
Задачи:
• Дать детям понятие о том, что такое лепка нетрадиционным способом.
• Показать, каким нетрадиционным материалом можно пользоваться при лепке: маком, горохом, камушками, пуговицами, опилками, отпечатками рук и т.д.
• Продолжать учить детей обследовать форму предметов, передавая его строение, части, характерные детали.
• Упражнять детей в подготовке рук к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной), активизировать мелкую моторику рук.
• Учить детей составлять несложный сюжет, соединяя в работе несколько предметов.
• Закреплять умения детей применять различные способы лепки, приобретенные ранее - надавливание руками и пальцами, отделять от большого куска теста небольшие кусочки при помощи большого и указательного пальцев руки, сминать и раскатывать его и др.
• Закреплять приемы аккуратной лепки, поощрять стремление украшать полученные изделия с помощью различных нетрадиционных материалов, создавая характерный сюжет.
• Развивать чувство пропорции, творческое мышление и фантазию.
• Развивать интерес к процессу и результату лепки, художественный вкус.
• Воспитывать интерес к процессу лепки. 
• Формировать эмоциональный и речевой контакт со взрослыми.

Диагностика развития успешности овладения умениями и навыками в нетрадиционных способах лепки из теста (старшая группа)

I. Передача формы:
а) форма предметов передается точно;
б) есть незначительные искажения;
в) искажения значительные.
II. Строение предмета, пропорции:
а) части предмета, пропорции переданы верно;
б) есть незначительные искажения;
III. Цвет:
а) передан реальный цвет предметов;
б) есть отступления от реальной окраски.
IV. Композиция, эстетическое оформление:
а) продуманы расположения во всех элементов;
б) не продумана, носит случайный характер.
V. Владение приемами:
- скатывание;
- раскатывание;
- приплющивание;
- сплющивание;
- примазывание;
- прищипывание;
- отщипывание;
- вырезание формой;
- вырезание стекой;

VI. Эмоционально - волевая сфера:
- самостоятельность выполнения;
- умение довести начатое дело до конца; 
-умение сотрудничать;
- знает и применяет правила безопасной работы со стекой и нетрадиционным материалом, мелкими предметами.
Высокий уровень – форма передана точно;
Средний уровень - есть незначительные искажения;
Низкий уровень - искажения значительные, форма (композиция) не удалась.

Перспективный план по кружковой работе «Мир в ладошках» в подготовительной группе

Цель: 
1. Продолжать развивать умения детей лепить нетрадиционными способами из соленого теста, используя разнообразный подручный материал для создания образа предметов и его украшения.
2. Закреплять технологические операции лепки.
3. Учить детей отбирать выразительные средства, которые наиболее полно могут применяться в работе и успешно выражаться в создании образа.
4. Развивать эстетический вкус, восприятие и художественно – образное мышление ребенка.
5. Повышать эмоциональную выразительность и разнообразие, создаваемых детьми художественных образов, создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия.
6. Формировать способности детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа.
7. Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.
Задачи:
1. Закреплять использование нетрадиционного материала в лепке.
2. Продолжать учить обследовать форму предметов, передавая его строение, части, характерные детали.
3. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизацию работы обеих рук.
4. Совершенствовать умение детей составлять несложный сюжет, соединяя в работе несколько предметов.
5. Продолжать формировать умения применять различные способы и приемы аккуратной лепки, используя или самостоятельно выбирая разнообразные материалы для украшений, реализуя замысел.
6. Развивать воображение, творчество детей, память, мышление, внимание, эстетическое восприятие, художественно - образное мышление.
7. Воспитывать интерес к процессу лепки, аккуратность в работе.
8. Продолжать формировать эмоциональный и речевой контакт со взрослыми.

Диагностика развития успешности овладения умениями и навыками в нетрадиционных способах лепки из теста в подготовительной группе

I. Передача формы:
• форма предметов передается точно;
• есть незначительные искажения;
• искажения значительные.

II. Строение предмета, пропорции:
• части предмета, пропорции переданы верно;
• есть незначительные искажения;

III. Цвет:
• передан реальный цвет предметов;
• есть отступления от реальной окраски.

IV. Композиция, эстетическое оформление:
• расположение фигур;
• отношение по величине разных изделий составляющих сюжет;
• соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;
• есть незначительные искажения.

V. Характер лепки:
• по частям;
• комбинированным способом;

VI. Творчество:
• самостоятельность замысла;
• оригинальность изображения;
• стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

VII.Владение приемами:
• скатывание;
• раскатывание;
• приплющивание;
• сплющивание;
• примазывание;
• прищипывание;
• отщипывание;
• вырезание формой;
• вырезание стекой.

VIII.Эмоционально - волевая сфера:
• самостоятельность выполнения;
• умение довести начатое дело до конца; 
• умение сотрудничать;
• знает и применяет правила безопасной работы со стекой и нетрадиционным материалом, мелкими предметами.

Высокий уровень – форма передана точно;
Средний уровень - есть незначительные искажения;
Низкий уровень - искажения значительные, форма (композиция) не удалась.

Литература:
«Азбука соленого теста» - Ольга Чибрикова
Журнал «Дошкольное воспитание»№2, 2007 год
Журналы «Обруч»
Аппликации из пластилина – Шкицкая О.И.
Букашки на лугу – Лыкова И.А.
День рождения макарон - Султанова Ю. Д.
Чудеса из соленого теста – Фирсова А.В.
Цветные ладошки – Лыкова И.А.
Прикольные подарки к любому празднику – Чибрикова О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по работе с соленым тестом для воспитателей детей младшего возраста

Методические рекомендации для приобщения ребенка к игре с тестом. перечень игр....

творческий проект по тестопластики "Удивительное превращение теста"

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творч...

проект "Мир солёного теста в творчестве детей"

Проект для старшей группы детского сада....

Творческий проект по тестопластике «Волшебная страна теста»

Комочек соленого теста –Лепить из него интересно!Комочек из теста мягкий,На ощупь приятный и гладкий.Лежит у меня на ладошке,Слепить из него могу кошку,Слоненка слепить или мишку,Картинку, что в...

Краткосрочный проект " Дымковская лошадка из соленого теста"

Изготовление Дымковской лошадки в 3 этапа.Материал: Соленое тесто....

Конспект занятия по тестопластике из соленого теста через патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя семья".

Конспект занятия по тестопластике из соленого теста через патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя семья". ...