МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Семушенкова Любовь Васильевна

Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Александровский детский сад  «Ягодка»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Развитие  мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»

2016

                     « Развитие мелкой моторики рук  младших дошкольников посредством тестопластики» автт. –  Л. В. Семушенкова; МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка». - Александровка, 2016 г.-  с.45.

            Пособие направлено на развитие  мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук, тесно связанное с   развитием логического мышления, связной речи, памяти и внимания ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь   в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.

            Методическое пособие  поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам дошкольных образовательных учреждений, построить свою работу с детьми от простого к сложному.

             Автор-составитель:  Семушенкова  Любовь Васильевна

             Рецензенты: заведующий МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» И.А. Кудашкина.

©  Семушенкова Любовь Васильевна «МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка»

Содержание

 Введение……………………………………………… ………....  4

 Методическое обоснование………………………... ............................6        

                                        

 Список использованной литературы………….. ………………22                      

 Приложения №1  Разминка с тестом……………………………23                                      

 Приложение №2  Технологическая карта плоскостной

 поделки  «Гусеница на листочке»………………………………25

 Приложение №3  Перспективный план работы

 по тестопластике  в младшей группе……………………….….26

 

 Приложение №4  Конспект  занятия по тестопластике    

 в первой младшей  группе «Яблоки для ежика» ……………...34

Приложение №5  Конспект  занятия по тестопластике    

 в первой младшей  группе «День рождения петушка»……….36

                                                         

                                                                                                                                   

Введение

         Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

В. А. Сухомлинский.

        Каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задается вопросом о том, как правильно подготовить ребенка к школе. Ведущая роль в этом деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления в школу ребенок должен многое уметь и владеть определенными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться в дальнейшем. У ребенка особенная острота восприятия. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.  В дошкольном возрасте важно развивать навыки ручной умелости. А для такого развития способствуют занятия по лепке. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми  младшего дошкольного возраста.  Почему именно тесто? Соленое тесто -  идеальный материал для лепки с детьми, ведь он является 100% натуральным продуктом. Малыши  стремятся все попробовать на вкус. С соленым тестом это не будет проблемой. Оно просто не вкусное. И даже  если ребенок  съест кусочек, это не нанесет ему никакого вреда (в  отличие  от пластилина или пластики). Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Работа с пластичным материалом  успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно.

Тестопластика – один из видов декоративно – прикладного искусства. Важную роль народного и декоративно – прикладного  искусства в эстетическом воспитании, отмечали  многие  отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о  ее культуре,  способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.                                                                                                                                                                                                                                                        Главная цель методического пособия - формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.  Исходя из этого, возникли следующие задачи:

  •  Обучать приемам лепки из соленого теста
  • Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность
  • Развивать навыки лепки простых форм (палочка, цилиндр, диск, шарик)
  • Развивать мелкую моторику: вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями,  синхронизировать работу обеих рук
  • Развивать эстетическое восприятие, учить видеть красоту национальных украшений
  • Обогатить словарный запас детей по данной теме
  • Воспитывать у детей интерес к произведениям  мордовского декоративно- прикладного искусства,  к лепке предметов по мотивам мордовской  народной игрушки.
  • Прививать любовь к родному краю.                                                
  • Вызвать у детей интерес к творческой деятельности, воспитывать усидчивость.

 

Методическое обоснование

    В пособие представлены результаты работы по проектной деятельности «МУКАСОЛЬКА».   Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.          По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.

       Лепка из соленого теста – «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность творческой работы.

     Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что   занятия лепкой способствуют развитию осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.

    Практическая значимость. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. Говоря о развитии тонкой моторики руки важно заметить, что хорошим подспорьем в данной работе можно выделить тестопластику, как один из составляющих успешного развития мелкой моторики.

    Познавательная значимость Лепка из соленого теста дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить.  Лепка приводит ребят к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений, является подспорьем при прохождении курса естествознания. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

    Теоретическая база опыта: в основу проекта положены  многолетние экспериментальные  исследования И. А.Лыковой, автора  программы «Цветные  ладошки»,  направленные на  изучение проблем художественно-эстетического воспитания детей раннего  и дошкольного возраста в продуктивных видах  деятельности, как на специальных занятиях, так и в самостоятельной  художественной деятельности  и в условиях семейного воспитания. Программа представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

История создания тестопластики

     Когда-то, давным – давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды, их обжигали на раскалённых камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.   В Германии и Скандинавии было принято изготавливать Пасхальные и Рождественские сувениры из солёного теста.

    Когда главным символом Рождества стала – ёлка бедные люди изготовляли из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания малышами и насекомыми, в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

    На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На Рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздавая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».

    Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришёл к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Ещё на Руси, когда Новый год праздновался 1 сентября, а заодно играли свадьбы, было принято дарить фигурки из солёного теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, символ богатства и благополучия в семье. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «ХЛЕБОСОЛ».   В России с давних времён существовал обычай лепить хлебные фигурки на забаву.

Работа с соленым тестом

1. Приготовление теста

  Классический рецепт соленого теста (  по книге И. Ханановой):

- Мука -300 гр ( 2 чашки )

-Соль – 300 гр ( 1 чашки )

- Вода – 200 гр ( 200мл )

Важно!  Мука и соль идут в пропорциях 1:1 по ВЕСУ, а не по ОБЪЕМУ!                                       Мука лучше всего подойдет белая пшеничная высшего сорта. Она  не должна содержать никаких дополнительных компонентов. Блинную муку использовать категорически запрещается  (при сушке изделия поднимутся и потрескаются).

    Соль должна быть мелкой и однородной. Лучше всего подойдет соль «Экстра», так как она самого мелкого помола. Йодированную соль использовать нежелательно, так как она содержит неоднородные вкрапления, что изделие не украсит. Излишек соли придает тесту ломкость и хрупкость.

    Вода: лучше всего использовать чистую ледяную воду. Вода должна быть как минимум холодной.

    Маленькая хитрость: к классическому варианту возможны добавки: 1 столовая ложка картофельного крахмала (увеличивает пластичность материала) и / или 1 – 2 чайные ложки обойного клея, разведенного в небольшом количестве воды (повышает прочность изделия).Из приведенных пропорций получается довольно много теста, так как оно не хранится долго лучше замешивать меньшие пропорции  (просто делим все на 2, 3 и т. д.). 

    Замес теста: существует несколько теорий «правильного» замеса теста. Первый вариант: смешать соль и муку и постепенно небольшими порциями добавлять воду. Этот вариант основывается на недостаточной точности измерения ингридиентов и позволяет регулировать соотношение воды «на глазок».  Если же пользоваться  электронными весами можно предпочесть второй вариант замеса: растворить в воде соль и добавить всю муку, перемешать в миске и довымешивать на столе. При таком варианте строго соблюдая пропорции классического рецепта тесто получается идеальной консистенции, и при  вымешивании на столе не требует добавления муки.

    Цветное тесто: лепить изделия можно как из белого, так и из цветного теста. Цветное тесто обычно готовится под конкретный проект, когда ты знаешь сколько и какого цвета нужно.  Делать цветное тесто «впрок» бессмысленно, так как оно не хранится долго. Цветное тесто можно замесить двумя способами:

 

  1. Добавить краситель в самом начале. Этот вариант подходит, если нужен достаточно большой объем теста одного цвета.
  2. В кусочек уже вымешанного теста добавляется краситель и замешивается внутрь. Таким образом можно приготовить любое количество и объем цветного теста. Минус этого способа – сильно пачкаются руки от красителя. Такие замесы нужно проводить над раковиной (краска может капнуть или брызнуть).

Куски окрашенного цвета можно смешивать, как и краски, добавляя нужного оттенка. Для этого нужно просто взять два куска теста  и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным. Излишки цветного теста, которые остаются после работы, можно смешивать в один комок,  чтобы они не засохли. В результате получится  непонятный  серо- коричневый цвет. Желательно иметь при себе схему смешивания  красок .

Схема смешивания красок

Синий + белый = голубой

Белый + красный = розовый

Синий + розовый = фиолетовый

Голубой +  желтый = зеленый

Желтый + красный = оранжевый

Зеленый + красный = коричневый

Зеленый + синий = изумрудный

    Сделать можно золотое и серебряное тесто. Для этого в тесто замешивают золотую или серебряную краски (акрил) так же, как и гуашь.                                                                 В качестве красителя можно использовать практически все что красится: пищевые красители, растительные красители: сок красной свеклы, моркови, сок ягод; акварель, гуашь, акриловые краски, красивый коричневый цвет дает какао, шоколадный порошок. Можно окрасить и зеленкой. Порошковые  красители  нужно предварительно разбавить водой, при этом следует уменьшить количество воды соответственно в рецепте.

    Хранение теста: замешанное тесто нужно положить на пару часов  в холодильник (лучше на ночь). Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике в полиэтиленовом пакете или в пластмассовом  контейнере с крышкой. Цветное тесто лучше хранить в отдельных контейнерах по цветам. При длительном хранении тесто отсыревает, спасти его можно дополнительным  вымешиванием в смеси  мука – соль. Для этих целей рекомендуется в отдельной баночке хранить эту смесь, предварительно пропорционально ее смешав (не забываем считать пропорции по ВЕСУ, а не по объему). Тесто не должно липнуть к рукам, если оно липнет,  добавляйте мукосольную смесь. При работе с тестом доставать его из контейнера лучше маленькими порциями. На  воздухе тесто заветривается и покрывается коркой.

2. Инструменты  для работы с тестом

 

Для  работы с соленым тестом не требуются никакие дорогостоящие инструменты,  все  что нужно можно найти у себя  дома. Для выполнения аппликации из соленого теста понадобится:

  1. Резиновый мат для резки формата А3. Он хорош тем, что к нему не прилипает  тесто. Его легко мыть и сушить.
  2. Набор стеков.
  3. Алюминевая фольга. На куске фольги формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки.
  4. Лопаточка с тонким краем. Нужна для того чтобы подцепить и перенести  отдельные детали изделия.
  5. Пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями.
  6. Баночка с водой и кисточки: мягкие и жесткие. Нужны для склеивания деталей изделия между собой.
  7. Расческа с  частыми зубьями для нанесения орнамента и насечек.
  8. Зубочистки. Служат для нанесения орнамента и  насечек, в объемных изделиях так же могут выполнять роль каркаса (например, соединяют голову и туловище).
  9. Деревянная палочка для суши. Очень удобный инструмент, хорошо всегда иметь под рукой. Ей хорошо делать разной формы углубления.
  10. Вспомогательные инструменты: чеснокодавилка,  терка, мясорубка с наборными сетками для изготовления декоративных элементов.

Так же в процессе лепки могут понадобится и дополнительные приспособления. Например вот такие:

- Бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы.

- Набор насадок для кондитерского шприца. Для нанесения отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект.

- Маленькая скалка из детского набора для лепки.

- Набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья или фигурки из набора для лепки.

- Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.

- Колесико для перевода выкроек. Наносит очень красивые пунктирные насечки.

Я привела пример того как простые вещи из домашнего обихода могут служить интересными творческими инструментами.

3. Способы сушки поделок

    Основное правило сушки: никаких резких перепадов температур.

По большому счету способов  сушки готового изделия  существует всего три:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  1. Самый простой – сушка на открытом воздухе. При сушке на открытом воздухе поделка за один день просохнет на глубину 1мм.  Ни в коем случае    нельзя  сушить изделия на горячей батарее.
  2.  Второй способ- сушка в духовке. Изделие следует помещать в холодную духовку и начинать сушить на самом маленьком нагреве, постепенно увеличивая. Нельзя доставать изделие сразу же после сушки из горячей  духовки, дайте изделию остыть вместе с духовкой постепенно. При сушке в духовке изделие необходимо постоянно переворачивать, чтобы оно высыхало равномерно со всех сторон.
  3. Наиболее оптимальный способ – смешанный. Это сочетание первого и второго способов. Для него действуют всё те же рекомендации как и для двух предыдущих.

Сушка в духовке электроплиты

0,5 часа при температуре 100 С

0,5 часа при температуре 125 С

1 час при температуре 150 С

Сушка в духовке газовой плиты при минимальной температуре

20 минут: наполовину открытая дверца

20 минут: наполовину открытая дверца

20 минут: закрытая дверца

    Время сушки зависит от толщины поделки. Поделка высохла, если при постукивании по ней раздаётся не глухой, а звонкий звук.  

    Решение  проблем  после  неудачной  сушки:  

    Если  что - то  сломалось или отвалилась деталь в процессе сушки,   то все                                                                                                                

отлично и незаметно приклеивается обратно клеем ПВА ( строительным, а не канцелярским!!!) или  клеем  Момент.

Трещины, неровности или  ненужное «вспучивание» можно сгладить маленькими напильниками по металлу ( надфилями )

  1. Раскраска и лакировка

Раскрашивание изделия проводят любыми  водорастворимыми  красками. На тесто краски ложатся неравномерно, так что перед раскрашиванием необходимо предварительно  прогрунтовать изделие.  Это можно  сделать просто нанеся белую краску и дать ей высохнуть. Следующий слой краски будет ложиться уже ровнее. Но лучше использовать специальный акриловый  грунт. Он очень хорошо ложится, быстро сохнет и является  идеальной основой под акриловые краски.

            Покрытие изделия лаком необходимо проводить на любом изделии, будь то цветное тесто или раскраска. Лак не только придает изделию законченный вид, но и  убережет его от воздействия внешней среды, а это означает, что изделие проживет намного дольше. Покрыть поделку можно акриловым или мебельным лаком. Лак следует наносить равномерно и тщательно на всю поверхность поделки, включая  обратную сторону для плоских изделий и подошву для объемных фигурок. После полного  высыхания  лака  поделка 100% готова. Дальше уже  ее можно оформить по нашему желанию. Это может быть оформление  композиции в рамочку, создание из фигурки магнита на холодильник и еще масса способов, границы которых устанавливает наша фантазии.

     Опыт рассчитан на воспитателей детских садов, родителей, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов.

     При планировании и организации занятий  по тестопластике важно соблюдать следующие условия:

-обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада

-правильное определение главной цели занятия по тестопластике

-комплексное  и системное использование методов и   приемов-создание психологических условий, чтобы сформировать у ребенка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми их творческих начинаний

- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей

-на занятиях по тестопластике целесообразно использовать игры, физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами. См. Приложение №1

     В основу моей педагогической деятельности легли принципы, направленные

 на личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию.

-от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

-принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.

- принцип индивидуального дифференцированного подхода обеспечивает вовлечение каждого ребенка в творческий процесс; обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

- принцип систематичности;  результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.

-принцип интеграции образовательных  областей.

       Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. Темы занятий представлены в перспективном планировании.См. Приложение №2

    Формы проведения занятий:

-традиционные;

-комбинированные

-практические;

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.);

- наглядный (показ иллюстраций);

- практический  (выполнение работ по схемам и др.);

-работа по образцу и др.;

    Методы,  в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-  информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

- репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, выполнение формообразующих движений рукой;

- эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы   самостоятельно;

- исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. 

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий и др.

    Используемые приемы лепки:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста  с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

      Подводя итоги, нужно сказать, что разработанная и проведенная  система  занятий с соленым тестом является одним из важнейших и естественных путей решения проблемы развития мелкой моторики. Нужно отметить большой простор для развития художественных работ при оптимальной нагрузки на всю кисть от запястья до кончиков пальцев обеих рук.

     У обучающихся активно формируется уровень мотивации, развивает интерес и любовь к родному краю, развивает в ребенке чувства красоты, чувства  ритма, художественного вкуса,  творческого воображения, фантазии.

      Работа с соленым тестом  способствует овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умению адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Список используемой литературы

1. Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста,  снега, пластилина. – Ярославль:

Академия развития, 1998.

2. Гусанова Н, А, «Первые шаги в мире искусства». М.,2005г

3. Елена Рубцова  «Фантазии из соленого теста»,Москва 2009г

4. Жукова О. Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста.-2-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2007.

5. Кискальт И. Соленое тесто.- М.: «АСТ – пресс», 2001.

6. Комарова Т, С, «Детское художественное творчество». М., 2005г

7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2007.

8. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010.

 9. О. В. Бурляева и др.    «Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк . образования»

10.  Мордовия. Народное искусство.

11.  Валдоня: Программа и методические рекомендации: для ДОУ РМ/
М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Красный октябрь»,

Приложение №1

Разминка с соленым тестом:

Разминка с соленым тестом поможет заинтересовать ребенка и подготовить мелкую моторику рук к работе с тестом.

 Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок - получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Физкультминутка: "Замесим тесто"

Ой, ладошки-ладошки. Мы печем оладушки

 (хлопки ладошками) .

Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно

(имитируют помешивание по кругу) .

Тесто выпало на стол, тесто шлёпнулось на пол

(присели) .

Тесто убежало, начинай сначала

(лёгкий бег на месте).

Физкультминутка «Колобок»

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,

(руки месят тесто)Доставала из печи

(руки вверх, в стороны, вниз)

Ни пирог, ни калачи,

(повороты туловища влево – вправо, руки в стороны)

Как поставила на стол

(приседания)

Он от бабушки с дедушкой ушел.

(прыжки)

Кто же бегает без ног?

(хлопки в ладошки)

Это желтый колобок.

Пальчиковая гимнастика «Две сестрички»

Две сестрички, две руки,

 (Встряхивание кистями рук.)

 Рубят, строят, роют,

(Изображаем в движении слова текста.)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая,

 Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Приложение №2

Технологическая карта плоскостной поделки “Гусеница на листочке”

Цель. Закреплять  технические навыки и приемы лепки из теста.

Задачи. Закрепить умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней.

Учить детей лепить игрушки, состоящие из деталей разного размера, выдерживать соотношение пропорций по  величине, плотно их соединяя.

Разнообразить способы деления теста на части (разрезать стекой, откручивать, отрывать, отщипывать).

Развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Материалы:

1.цветное тесто (оранжевое, желтое, зеленое, черное),

2. скалка,

3. стека,

4. чайная ложка,

5. карандаш,

6. вода.

Ход работы:

Раскатать зеленое тесто, с помощью трафарета вырезать листочек.

Скатать по четыре шарика из желтого и оранжевого теста различного размера, на уменьшение.

Разместить шарики на листочке полукругом, от большого к меньшему

Подцепить острием карандаша  (пинцетом) два маленьких шарика для глаз, прикрепить их на голове. Двумя касаниями острия обозначить ноздри, а рот сделать чайной ложкой, из двух маленьких колбасок сделать рожки.

Украсить пятнышками другого цвета.

Поделку высушить естественной сушкой. Покрыть лаком.

Приложение №3

Перспективный план  работы  по тестопластике «Мукасолька»  в младшей  группе (от 3-4лет)

время проведения: вторая половина дня

Название занятия

Программное содержание

Оборудование

сентябрь

1

Украшение передника матрешки – мордовочки

Лепка декоративная

Познакомить детей  с мордовской народной игрушкой матрешкой – мордовочкой.    Обратить внимание детей на узоры, украшающие передник матрешки. Учить выделять и называть отдельные элементы узора (линии), их цвет.

Формировать умение  раскатывать короткие и узкие столбики , располагать их горизонтально  в нижней части передника слегка прижимая к картону. Показать варианты чередования линий по цвету.

 

Иллюстрации мордовских книг; образец  передника, матрешка- мордовочка; передники, вырезанные из картона на каждого ребенка; соленое тесто красного и черного цветов; салфетки.

2

 Мой веселый, звонкий мяч 

Лепить предметы округлых предметов. Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Синхронизировать движения обеих рук.   Укреплять  кисти руки, развивать мелкую моторику.

У детей: соленое тесто разного цвета ( на выбор), доски, салфетки, мячики для пин-понга. У воспитателя: 3-4 мяча разного цвета и размера2-3 мяча из теста для показа вариантов декора.

Октябрь

3

Собираем яблоки   в саду

Дать представление о сборе урожая, о некоторых фруктах, растущих в Мордовии.

Лепить из теста яблоки (форму шара), раскатывать комок круговыми движениями, дополнять вылепленную форму яблока веточкой (короткой палочкой) развивать координацию рук.

Соленое тесто красного, зеленого и желтого цветов, доски, 3 яблока (красное,зеленое и желтое) с короткими веточками, корзиночка.

4

Мышка-норушка

Лепить конусообразную форму и создать образ мышки: заострить мордочку, использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – бисер). Развивать чувство формы и мелкую моторику.

Соленое тесто серого цвета, Тонкие веревочки или шерстяные нитки для хвостиков, семечки для ушек, бусины или бисер для глаз; доски, салфетки.

Ноябрь

5

Осенние листья

(лепка рельефная)

Продолжать учить  детей создавать  рельефные изображения из теста – отщипывать кусочки желтого, красного, оранжевого цвета, располагать кусочки теста на ветках дерева, в воздухе (падающие листья), на земле и прикреплять(прижимать, примазывать) пальчиками. Развивать тактильные ощущения, укреплять пальчики и кисть руки.

Учить видеть красоту природы в разное время года. Знакомить детей с  деревьями  Мордовии (нашего села).

Тонированные в голубой цвет листы бумаги альбомного формата с наклеенными на них силуэтами деревьев, тесто желтого, оранжевого, красного цвета; салфетки для рук, коврики для лепки; игрушка- мишка; осенние листья  для создания игровой ситуации.

6

Избушка для зайчика

Учить лепить образы на основе валика (цилиндра): раскатывать столбики («бревнышки») прямыми движениями ладоней «туда – сюда», соединять их  и лепить – вместе с воспитателем. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

Знакомить детей с животным миром Мордовии (нашего села); прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Вылепленный  ранее детьми осенний лес; игрушка зайчик; вылепленные заранее воспитателем «бревнышки» для постройки избушки; цветное тесто; коврики для лепки салфетки для  рук.

Декабрь

7

Снеговики играют в снежки

Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с воспитателем и другими детьми. Воспитатель    лепит снеговиков, дети – снежки).  Формировать умение лепить шар – раскатывать круговыми движениями ладоней, развивать чувство формы, мелкую моторику.

Соленое тесто; картон голубого цвета для фона; бусинки для глаз снеговиков; салфетки для рук.

8

Новогодние игрушки

Моделировать игрушки (из2-3 частей) для новогодней елки. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание.          

Соленое  цветное тесто, формочки для выпечки, тесьма для петелек, бусины, пуговицы, семена цветной фасоли,салфетки.

Январь

9

Бусы для мордовской куклы Маруни.

«кырганят»

 

  Знакомить детей с элементами мордовской национальной одежды. Прививать любовь к родному краю.

Продолжать учить отщипывать кусочки теста от целого куска, скатывать их в шар, нанизывать на леску. Развивать мелкую моторику, координацию рук.

Развивать желание делать что  -либо для других.

Кукла в мордовской национальной одежде,   цветное соленое тесто,  доски для лепки, леска, салфетки для рук, несколько круглых бусинок.

10

Бублики, баранки

Раскатывать цилиндры (колбаски) разной длины и толщины с замыканием в кольцо. Оформлять изделия ( посыпать маком, манкой, протыкать спичкой или пластиковой вилкой). Развивать глазомер и мелкую моторику.

Соленое тесто, стеки. манка, мак, карандаши, зубочистка, доски, салфетки.

Февраль

11

 Мордовские блины.

«Мокшень пачат»

Знакомить детей с традициями и праздниками  мордовского народа.

Закреплять лепить шар.  Учить сплющивать шар, сдавливая его  ладонями в диск для получения блина. Развивать мелкую моторику, координировать работу обеих рук ( добиваться синхронного движения при круговом раскатывании и сплющивании формы).

Кукла в мордовской одежде, кукольная мебель, соленое тесто, доски для лепки.

12

Я пеку, пеку, пеку…

Учить лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье( круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок ( овоид), вареник( круг, сложенный пополам), бублик и т. д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.

Соленое тесто, зубочистки, колпачки фломастеров или авторучек, салфетки бумажные и матерчатые. Поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

Март

13

Веселая неваляшка

Лепить фигурки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций, моторику рук.

Соленое тесто красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого цвета ( на выбор детям), стеки. дощечки, пуговицы, бусины , салфетки.

14

Мордовское  блюдо

Продолжать знакомить детей с изделиями, изготовленными на территории Мордовии (с посудой). Учить детей лепить   блюдо из целого комка теста, используя прием раскатывания теста кругообразными движениями, учить сплющивать и оттягивать края вверх. Закреплять умение лепить аккуратно.  

  Мордовия. Народное искусство,  тесто, салфетки, доски для лепки,  

Апрель

15

Мостик

Моделирование мостика из 3-4 бревнышек, подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создать композицию из ручейка и мостика. Развивать чувство формы и величины  (длины), способности к композиции.

Листы картона зеленого цвета (формат А4 ), соленое тесто синего, коричневого, желтого, белого цвета, стека, салфетки, доски.

16

Птичка в  гнездышке

(лепка сюжетная)

Воспитывать любовь к природе, стремление проявлять заботу о птицах. Знать птиц Мордовии ( своего села).

Моделирование гнездышка: раскатывание шара, легкое сплющивание в диск, вдавливание, стекой изображать полоски («прутики»). Закреплять умение раскатывать шарики ( «птенчиков»).

Соленое тесто коричневого и желтого цвета, бусины, салфетки, дощечки для лепки, баночка с водой, кисточка; картина А. Саврасова  «Грачи прилетели»; макет деревца, сделанный из веточек, установлен на картоне ( «земле»);чтение стихов о птицах, пение песенок

Май

17

Котенок Васька

Создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Развивать чувство пропорции.

Соленое тесто разных  цветов, доски

18

Мордовская игрушка птичка – свистулька

Знакомить детей с мордовской  народной игрушкой  ( птичкой – свистулькой. Лепить птиц в стилистике народной игрушки: раскатать шар или овоид, оттянуть часть теста для головы, прищипнуть хвостик, вытянуть клювик.  Учить передавать в лепке выразительность образа, характерные особенности мордовской народной игрушки.

Мордовская игрушка: птичка – свистулька, соленое тесто, доски,бусинки.

Приложение №4

Конспект  занятия по тестопластике в первой младшей группе на тему: «Яблоки  для  ежика»

 Цель. Закреплять  прием лепки, раскатывая тесто между ладонями круговыми движениями.

Задачи. Содействовать улучшению координации движений.

Развивать чувство формы, мелкую моторику.

Воспитывать чувство отзывчивости, удовлетворенности результатами труда.

Формировать положительные эмоции в процессе работы.

Материалы: игрушка ежик, елочка, тесто цветное, палочки, красивая тарелка.

Ход  занятия

Воспитатель приглашает детей в лес на прогулку.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки

Через кочку скок, через ямку прыг

Шли мы шли - вот и в лес пришли.

Воспитатель: Кто здесь прячется под елкой, за колючею иголкой?

Дети находят ежика. 

Ёжик: Фи-фи-фи, а вот и я, здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: Кто это?  (ежик) Ёжик какой? (серый, колючий) Покажите, какой он.      

Пальчиковая игра «Ежик»

Вот какой колючий еж, на клубочек он похож.

(вращение кулачками)

А у ежика иголки очень колкие.

(сжимание – разжимание кулачков)

Ёжик: Я по лесу гулял, яблоки искал, чтобы накормить своих ребят, маленьких ежат. Но яблок так и не нашел. Что же делать? Как мне быть? Чем мне деток покормить?

Воспитатель: Не волнуйся ёжик,  твои детки не останутся голодными.  Мы тебе поможем. Дети, хотите помочь ежику? У нас есть тесто. Какого оно цвета? (красное). Из него можно слепить яблоки. Показывает детям яблоко.

Яблоко какое? (красное, круглое) Покажите, как мы будем лепить яблоко.

(Показ приема лепки – ладошками, круговыми движениями.)

         

Поле того, как дети слепили яблоко, воспитатель предлагает взять палочку, вставить ее в яблоко.

- Молодцы, дети! Вот какие яблоки у нас получились. Положим их на тарелку и отдадим ежику. Теперь

ежик сможет накормить своих ежат.

Ежик благодарит детей и предлагает им поиграть.

Физкультурная разминка        

Яблони в печали ветками качали. 

(качать руками влево-вправо над головой)

«Наши яблочки, как мед,

А никто их не берет».

Тут одно висеть устало,

На зеленый луг упало.

(присесть на корточки)

Покатилось по дорожке

(вращательные движения руками перед грудью)

Прямо Машеньке под ножки.

Маша яблочко нашла,

(соединить  подушечки пальцев правой и левой рук, чтобы получился «шарик») 

Маша красное взяла.

Покрутила, повертела

(качание «шарика-яблочка» вперед-назад перед собой)

И… съела!

Ежик благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

Приложение №5

Конспект   занятия по тестопластике в первой младшей  группе (от 2-3 лет  « День рождения петушка»

Цель. Закреплять умение раскатывать соленое тесто прямыми движениями между ладонями, выкладывать «колбаски» дугообразно.

Задачи. Вызвать у детей  эмоциональный отклик на игровое занятие, желание участвовать в нем

Закреплять умение создавать из отдельных частей целое, называть детали автобуса.

Закреплять название цветов: синий, красный, желтый, зеленый, черный.

Активировать речь детей, побуждая повторять за  воспитателем слова.

Формировать умение действовать по сигналу воспитателя в подвижной игре, выполнять движения под музыку.

Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Дидактические игры на составление картинки из отдельных элементов.

Чтение потешек, пение песен про петушка.

Индивидуальная работа по лепке « колбасок» из соленого теста.

Материал к занятию:

Бумажные силуэты частей автобуса (окна, корпус, колеса).

Игрушка-петушок,  домик петушка.

Полумаски « петушки»

.Соленое тесто синего, желтого, зеленого, красного цветов.

Альбомный лист с изображением петушка без хвоста.

 Салфетки для рук.

Ход   занятия

Воспитатель. Ребята, а у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и поиграем в игру.

С добрым утром, глазки, вы проснулись? (Смотрим в бинокль).

С добрым утром ушки, вы проснулись? ( ладони к ушкам).

С добрым утром ножки, вы проснулись? (притоптываем).

С добрым утром солнце! Мы проснулись! ( Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться).

Улыбнемся друг другу и гостям.

Ребята. Отгадайте загадку

«Вместе с солнышком встает,

Кукареку он поет.

Шпоры есть и гребешок.

Кто же это?»

Дети. (Петушок)

Воспитатель. Правильно ,ребята, это петушок. Сегодня у петушка Пети день рождения. Предлагаю вам съездить к  нему в гости и поздравить с днем рождения. Поедим на автобусе. Подойдите к столу  и постройте автобус.

(Дети называют отдельные части автобуса. Называют какого цвета у них корпус автобуса,  окна, колеса.  Из отдельных частей  составляют силуэт автобуса).

Воспитатель. Молодцы, ребята, а сейчас нас ждет автобус, на котором мы отправимся к петушку Пете в гости.

( «Дети проходят к автобусу. Построенному из стульчиков, садятся. Поют песенку «Автобус»)

Вот мы в автобусе сидим,

И сидим, и сидим.

И из окошечка глядим-

Все глядим.

Глядим назад, глядим вперед-

Вот так вот, вот так вот.

Ну что ж автобус не везет,

Не везет?                                                        

2.Колеса закружились-

Вот так вот, вот так вот.

Вперед мы покатились-

Вот так вот!

А щетки по стеклу шуршат

Вжик-вжик-вжик,

Вжик- вжик- вжик.

Все капельки смести хотят-

Вжик- вжик- вжик

3 И мы не просто так сидим-

Би- би –би, би- би- би.

Мы громко- громко всем гудим-

Би- би- би!

Пускай автобус нас трясет-

Вот так вот, вот так вот,

Мы едем- едем все вперед-

Вот так вот!

Воспитатель. Вот мы и приехали.

(Выходят из автобуса, идут к домику петушка).

Воспитатель. А вот, ребята и домик  петушка..Давайте позовем его:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головшка,

 Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошка.»

(Появляется петушок . Дети здороваются с ним, рассматривают его.)

Воспитатель.  Вот какой петушок! Где же у него гребешок? Вот он гребешок! Красный ! Яркий! Красивый!

(обращаясь к игрушке.)

Петушок петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова головушка!

 (Воспитатель проводит рукой по бородушке).

 Шелковая, гладкая!

Петушок, а мы приехали поздравить  тебя с днем рождения  .Послушай какое стихотворение про тебя расскажем.

( Чтение стихотворения)

«Слышен звонкий голосок.

Это Петя петушок!

Будит Петя всех с утра:

-Ку – ка- ре- ку! Вставать пора!»

Воспитатель.  А сейчас ребятки покажут, как петушок важно ходит.

 (Одевают полумаски). 

«Завертелись, закружились,

В петушков мы превратились.»

 (Дети под музыку показывают как петушок ходит, высоко поднимая ноги, машет крыльями. Воспитатель хвалит детей)

Вопитатель. Ребята, у петушка Пети  сегодня день рождения. А на день рождения принято дарить подарки. Давайте и мы с вами  сделаем  подарок для Пети. А что мы будем  делать, вы сейчас узнаете. Подойдите к столу.

( Воспитатель показывает  рисунок петушка в рамке). 

Воспитатель.Давайте подарим Пете  рисунок.  Который я нарисовала. Но, ребята, я так торопилась, что не успела его полностью дорисовать. Скажите,  что я не успела нарисовать?

( Дети.  Хвост)

Воспитатель. Сейчас каждый из вас слепит перышко, затем мы из перышек сделаем красивый хвостик. Садитесь за столы.

Посмотрите, у вас на тарелочках цветное тесто. У меня тоже есть тесто.

Сейчас я напомню вам  как из него лепить перышки.

Какого цвета я взяла кусочек?

Дети.Желтого.

Воспитатель. Тесто я  положу в  ладошку и накрою его другой ладошкой, буду катать между  ладошками «колбаску». Вот так. (Показ приема раскатывания).   Можно катать «колбаску» и на доске. Получилось перышко. Теперь я прикреплю  его к хвостику,  слегка загибая  кончик. А чтобы перышко  не вылетало из хвоста, его нужно слегка прижать к картону.  Чтобы хвостик у петушка был нарядным, надо слепить много разноцветных перышек.

А теперь вы слепите перышко для петушка. Только  сначала мы согреем ручки.

( Проводится пальчиковая гимнастика).

Воспитатель.Покажите  ваши руки!

Вот они.

Пальцы вместе, пальцы врозь.

 (Дети поднимают руки и вытягивают их перед собой).

А теперь согнули в кулачок .

И  молчок.

 ( Сжимают пальцы в кулаки).

Кулачки затанцевали

И  немножечко  устали.

 (Вращательные движения кулачками).

Пальчики разжали.

Поздоровались   друг с другом.

(Дети  разжимают кулаки и «стряхивают воду» с пальцев).

А потом обнялись

И за дело весело и дружно  взялись.

 (Дети  смыкают пальцы обеих рук.  Затем  дети  приступают  к  работе).

Воспитатель.Настя, какого цвета перышко ты будешь лепить? А ты, Вика? А ты Матвей?  (Ответы детей)

Воспитатель. Скатайте из кусочка теста «колбаску» и прикрепите ее к хвостику.

( Во время лепки воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, декламирует стихи:

«Тесто я возьму в ладошки,

И погрею в них немножко.

А потом я покручу.

Перышко слепить хочу.

Вот обрадуется Петя,

Будет звонко песни  петь нам!»)

Воспитатель. Вот какое яркое перышко получилось у  Вероники, у Насти, у Лены.

( Из «перышек» воспитатель выкладывает петушку хвост).

Воспитатель. Какой  же теперь у петушка хвост?

Дети. Красивый, пышный. разноцветный, большой.

Готовый подарок относят петушку Пете. Петушок  благодарит детей.

Воспитатель.  В  благодарность за это петушок дарит вам яичко, не простое, не золотое. Оно  волшебное.

( Воспитатель открывает большое   пластмассовое яичко. А  в нем сладкие зернышки). 

Воспиатель.Давайте  скажем петушку« Спасибо» и попрощаемся с ним. Сейчас мы поедем домой, и там будем кушать угощение. (Садятся в автобус и возвращаются в детский сад).

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское Методическое пособие по физическому воспитанию младших дошкольников

Методическое пособие по физическому воспитанию младших дошкольников представлено в виде картотеки комплекса ОРУ, подвижных игр, бодрящей гимнастики, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики, физм...

«Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования».

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме....

Презентация "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"

Презентация "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"Средства развития мелкой моторики...

Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Консультация для педагогов.

Важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов (презентация) - проведение семинара....

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»

laquo;Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»...

Представление темы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"

В данном материале указаны цель, задачи, актуальность, ожидаемые результаты, план работы с детьми, педагогами, родителями по теме самообразования....