Главные вкладки

    Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка
    консультация по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

    Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_lepki_i_eyo_vliyanie_na_razvitie_rebyonka.docx34.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

    Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. А на другие вы найдете ответы в этой консультации.

    Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции.

    Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

    Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластических образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы!

    Лепка – самый осязательный вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

    Лепка из пластилина - занятие не только очень приятное, но и полезное для крохи от года. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, стабилизируется нервная система.

    Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

    * Повышают сенсорную чувствительность.

    Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, оображение, пространственное мышление, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, цвета, веса. Это способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

    * Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

    * Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

    Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

    Первое знакомство и экспериментирование с пластилином

    Пусть ребёнок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему глину или пластилин. Нечего не показывайте и не навязывайте, пусть все делает сам, движимый естественным любопытством. Оказывается, это очень интересный материал, который легко, без больших усилий изменяется, он очень "послушный" и отзывается на любое движение пальцев, на нём остаются следы прикосновений. Оказывается пластилин можно оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий.

    Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь еще. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко разматывается на бумаге или на дощечке. В экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

    C чего начать занятия по лепке из пластилина?

    Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребёнком, приём не только в качестве "надзирателя" (чтобы не съел пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребёнком).

    Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего малыша, не требуйте от него слишком многого. Помните, что малыш только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приёмами лепки.

    Как и что лепить из пластилина с малышом

    Выбор цвета: Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу

    выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку пластилина, иначе у малыша просто "разбегутся глаза"). Главное, чтобы ребёнка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка – ваши предпочтения могут сильно расходиться.

    Разминка: Разомните пластилин руками: ребёнок пусть разминает свой

    брусочек, а вы – свой. После "разминки" можно приступить непосредственно к лепке.

    Основные действия: Покажите ребёнку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку… В общем, следуйте основным действиям, описанным выше. Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребёнка.

    Кусочки: Ощипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий малышей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложнённая версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина "со смыслом": "наряжайте" нарисованную ёлку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.

    Отпечатки: Одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепёшку из пластилина, а малыш тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой.

    Облепливание: Предложите малышу облепить пластилином стакан или любую другую ёмкость, которую затем можно украсить бусинами или  любым другим материалом – получится отличная ваза.

    Пластилин и другие материалы: В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д. Раскатайте из пластилина лепёшки и предложите ребёнку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы отправлялись в пластилин, а не в рот.

    Изображение в лепке: создание образов, овладение техникой

    Дальнейшие шаги в освоение лепки ребёнок делает самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. Покажите малышу, как можно скатать шарик. Фантазия ребёнка безгранична. Это и яблоко, и мяч, и апельсин, и колобок. Пусть теперь малыш сам лепит из пластилина яблоки, сливы, ягоды. Вот и угощение для кукол готово! В следующий раз покажите ему вылепленных неваляшку, снеговика (два шарика). Пусть малыш догадается, как их можно сделать самому. А теперь покажите, как сделать палочку. Спросите у малыша, на что она похожа, что можно сделать из палочек (заборчик, дорожки, лесенки). А если концы палочки соединить? Это уже угощение для друзей: баранки, сушки, бублики. А если на палочку нанизывать кольца, то получится пирамидка. Покажите погремушку. Пусть малыш слепит такую же сам (палочка и шарик). Лепите для малыша всей семьёй. Потом можно будет вылепить диких животных: медведя, лису, зайца и показать всей семьёй сказку. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое тёплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества. Если с ребёнком рядом деликатный взрослый, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

    Желательно время от времени создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребёнка. Например, можно показать помидор и длинный огурец (или другую пару различных по форме предметов) и предложить вылепить. Такие задания закрепляют у детей представление о том, что разные образы создаются разными способами. Как создать цилиндрическую форму и как её можно изменить "Колбаска" или валик – первая форма, которую ребёнок может вылепить самостоятельно уже в 1-1,5 года. В дальнейшем он совершенствует свое умение – раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так. А потому, что это: карандаши, палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5 - 3 годам ребёнок начинает более внимательно относиться к форме и старается точнее её передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.

    Как получить цилиндрическую форму:

    * Раскатать кусочек пластилина (глины, теста) в ладонях продольными движениями вперёд - назад;

    * Раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;

    * Раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.

    Как преобразовать форму цилиндра:

    * Свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колёсики, обруч)

    * Скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);

    * Раскатать в конус (морковка, колпачок);

    Как создать шарообразную форму и как её изменить

    Шар – ещё одна форма, которую ребёнок осваивает в раннем детстве. Нужно заметить, что техника получения шара сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует более точной и согласованной координации движений обеих рук.

    Как получить шарообразную форму:

    * Раскатать кусочек пластилина (глины, теста) круговыми движениями;

    * Раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твердой поверхности;

    * Раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики ("глазки", "носик" и т.д.).

    Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

    Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

    С мамой дома не скучаем с тестом дружно мы играем

    ЧТО ТАКОЕ ТЕСТО

    Цель: Познакомить с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

    Материал: Тесто, подкладные доски, влажная тряпочка.

    Прием лепки: Разминание.

    Рецепт теста № 1: 300 г муки, 1 ст. ложка растительного масла, 200 г воды.

    Постепенно добавляя воду и масло в муку, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить. На основе первого рецепта получается более мягкое тесто.

    Поделки из соленого теста можно подсушить в духовке и использовать в играх.

    Рецепт теста № 2: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (половина пакетика на порцию теста), 2 ст. ложки растительного масла. Смешать муку с солью и, постепенно добавляя воду и масло в полученную смесь, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

    Ход игры: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребёнка одеть фартучек). Покажите детям тесто, приготовленное заранее.

    - Посмотри что это? Правильно это тесто. А какое оно?

    (потрогайте вместе с малышом тесто) - Мягкое. А что можно испечь из теста?

    – Пирожки, бублики.

    Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку,

    А для милой куколки  испеку я бублики.

    Дайте ребёнку кусочек теста среднего размера. Путь он поиграет столько, сколько захочет. Если малыш не знает, как играть помогите ему: покажите, как можно отрывать кусочки, разминать их пальчиками, ладошками. Испачканные руки нужно вытереть влажной тряпочкой.

    ПОКОРМИМ ПТИЦ

    Цель игры: Продолжать знакомить с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

    Материал: Тесто, поднос или подкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы. Если игрушечных птиц нет, можно приготовить картинку с изображением птиц.

    Прием лепки: "Отщипывание".

    Ход игры: Начните игру с показа игрушечных птиц, продемонстрируйте, как они летают и прыгают. Предложите покормить их крошками. Почитайте стихи. Можно включить песенку про птиц, или звуки птиц. Дайте малышу небольшой кусочек теста - это "хлеб". Покажите, как можно отщипывать от куска маленькие кусочки - это "крошки". Предложите малышу отщипывать крошки и складывать их на "картонную тарелочку", чтобы получилось много "крошек".

    Курочка-наседка отправилась гулять -

    Вкусных спелых зёрен в травке поискать.

    - Посмотри, к нам прилетели птички, они кушать хотят. Давай покормим их.

    Посмотри, как птичкам нравится наше угощенье. Обыграйте результат работы ребёнка - покажите, как птицы клюют крошки, благодарят.

    ПЛАСТИЛИНОВАЯ МОЗАИКА

    Цель игры: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

    Материал: Мягкий пластилин разных цветов, дощечка или лист плотного картона формата (можно покрыть тонким слоем пластилина одного цвета), игра-мозаика.

    Прием лепки: "Отщипывание".

    Ход игры: Покажите малышу игру-мозаику, обратите внимание на то, какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных деталей. Затем дайте пластилин и объясните, как можно сделать мозаику из этого материала. Положите на середину стола основу для мозаики - лист картона формата (его можно покрыть тонким слоем пластилина). - Давай с тобой сделаем красивую картинку из пластилина. Предложите ребёнку выбрать кусок пластилина любого цвета. Затем покажите, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе. Предложите малышу сделать из пластилина разноцветную мозаику. Делайте мозаику вместе с ним. Предложите поменяться кусочками пластилина. По окончании работы получится картина. Придумайте вместе с ребенком название для неё.

    Обучение приемам размазывания и надавливания

    1. Скатывание – формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки.
    2. Надавливание – нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
    3. Размазывание – надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

    Пластилиновые картинки – это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты. Навыки надавливания и размазывания пластилина усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. При создании пластилиновых картинок малыши действуют пальцами. Чтобы ребёнок быстро усвоил новый навык, необходима помощь взрослого. В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм, скатанный взрослым. Затем взрослый берет указательный пальчик правой руки ребёнка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец ребёнка. В результате из шарика получается круглая лепёшка. Чтобы получить пластилиновую линию, взрослый берет указательный палец правой руки ребёнка, кладёт его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливает сверху, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец ребёнка в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшем дети раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1-3 шарика.

    Обучение приемам надавливания и размазывания пластилина начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребёнка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребёнку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. По мере усвоения ребёнком навыков создания пластилиновых картинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличивается: ребёнок сам скатывает несколько шариков, раскладывает готовые шарики в нужные места картинки, надавливает и размазывает их самостоятельно.

    Подготовка к работе: На столе должно находиться только самое необходимое: основы для картинок и заранее подготовленные пластилиновые шарики (можно положить на пластмассовые тарелки, чтобы детям было удобно их брать). Сначала малышу предлагаются для работы пластилиновые шарики одного цвета, в последующем - шарики разных цветов, далее - маленькие кусочки пластилина для самостоятельного изготовления шариков. На чём размазывать. В качестве основы для пластилиновых картинок можно использовать разноцветный матовый картон, бархатную бумагу, пластилиновую основу (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутую на картон, плоские дощечки и др. Главное требование к основе для пластилиновой картинки: пластилин должен хорошо прилипать к поверхности, поэтому не советуем использовать глянцевый картон. Пластилин отлично прилипает к пластилиновой основе и к натянутой на картон ткани.

    Хранение работ. У пластилина есть особенность - это жирный материал. Поэтому при изготовлении картинки на картоне он через некоторое время пропитается жиром, и работа будет выглядеть неопрятно. Такие пластилиновые картинки не стоит хранить долго. Мы советуем организовать выставку, а затем убрать работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка.

    Консультация для родителей.Данный материал будет полезен и интересен родителям дошкольников....

    Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

    Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг другу, формирует взгляды и убежд...

    Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

    Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, ...

    Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

    Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насы...

    Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

    Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входитв наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речьпомогает понять друг друга, формирует взгляд...

    Методическая разработка для педагогов на тему: "Речевая среда и ее влияние на развитие ребенка"

    Предлагаю познакомиться с методической разработкой для педагогов по речевой среде и ее влиянию на развитие детей....