мастер класс для воспитателей и родителей Искусство пластилинографии.
учебно-методический материал по аппликации, лепке ( группа) на тему

Колбина Надежда Васильевна

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

      Понятие Пластилинография имеет два смысловых корня: графия -

Создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

      

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

     

 Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности,

средство передачи признаков изображаемых предметов.

Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.

 

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне  развивать личность ребёнка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занятия составляются с учётом возрастных,  физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На каждом занятии педагог решает не только практические, но и  воспитательно – образовательные задачи, умения, навыки, ребёнок учиться познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

 

Общие задачи:

 

1.Расширить представления детей об окружающем мире природы: о многообразии видов животных, их внешнем облике, зависимости и приспособленности к условиям жизни и среды обитания, сезонным изменениям, способах защиты от врагов.

 

2.Учить сравнивать. Устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Формировать у детей элементарные понятия: птицы, рыбы, животные.

 

3.Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развивать познавательный интерес к ней.

 

4.Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

 

5.Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

 

6.Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

          

В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства.

 

 

Особенности используемого материала.

 

       Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

-несвежий пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками,

- в своём составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

      Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

 

1.Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, ( но не заливать кипятком ).

 

2.Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

 

3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.

 

4. Если работа выполняется в качестве подарка, например : «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

 

5. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после  выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

 

6.Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

 

 

       Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки с начала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

 

 

 

 

 

 

Литература:

·         Голицына Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. СКРИПТОРИЙ 2000, 2006, ISBN: 5-98527-035-1

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

      Понятие Пластилинография имеет два смысловых корня: графия -

Создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

       

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

     

 Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности,

средство передачи признаков изображаемых предметов.

Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне  развивать личность ребёнка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занятия составляются с учётом возрастных,  физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На каждом занятии педагог решает не только практические, но и  воспитательно – образовательные задачи, умения, навыки, ребёнок учиться познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Общие задачи:

1.Расширить представления детей об окружающем мире природы: о многообразии видов животных, их внешнем облике, зависимости и приспособленности к условиям жизни и среды обитания, сезонным изменениям, способах защиты от врагов.

2.Учить сравнивать. Устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Формировать у детей элементарные понятия: птицы, рыбы, животные.

3.Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развивать познавательный интерес к ней.

4.Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

5.Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

6.Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

           

В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства.

Особенности используемого материала.

       Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

-несвежий пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками,

- в своём составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

      Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

1.Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, ( но не заливать кипятком ).

2.Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.

4. Если работа выполняется в качестве подарка, например : «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

5. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после  выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

6.Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

       Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки с начала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Литература:

  • Голицына Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. СКРИПТОРИЙ 2000, 2006, ISBN: 5-98527-035-1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателй и родителей по изготовлению тряпичных кукол.

Материал содержит интересную информацию об истории  создания игрушек. Прослеживается связь от кукол, которыми играли бабушки, до современных игрушек, которыми играют наши дети. Практический ...

Мастер класс для воспитателей ДОУ по теме "Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников

Мастер класс учит создавать картину с помощью нетрадиционной техники рисования -  пластилинографии золотую рыбку....

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей и родителей по декупажу.

СЛ.1СЛ.2Новая жизнь бумажных салфеток.ДекупажСкорее всего, вы уже слышали это слово – декупаж.Возможно, даже видели посвященные ему сюжеты на ТВ или страницах популярных сайтов. Этот ...

Конспект мастер-класса для воспитателей и родителей

Тема "Пейзаж" с использованием нетрадиционных техник рисования...

Мастер – класс для воспитателей и родителей

Мастер – класс для воспитателей и родителей...

Мастер класс для воспитателей и родителей

Рекомендовано для педагогов в доу...

Мастер – класс для воспитателей и родителей «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр»

Мастер – класс для воспитателей и родителей«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр» Цель мастер–класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей и родителей  по и...