Проект "Большое космическое путешествие" (опыт работы)
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Калашник Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка – детский сад первой категории

№1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района

ПРОЕКТ

«БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

подготовительные группы

МБДОУ №1 «Русалочка»

Составители и организаторы проекта:

старший воспитатель Калашник Н.С.

воспитатель Озерова О.В.

воспитатель Серегина С.М.

2015г.

Тип проекта:
- обучающий 
- исследовательский
- игровой

- творческий

Продолжительность:  средней продолжительности (январь-апрель)

Участники проекта: воспитатели, специалисты, дети, родители.

Актуальность проекта:

“Человечество не останется вечно на земле, но,

в погоне за светом и пространством, сначала робко

проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет

себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский. 

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Цель: формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Развивать познавательные, интеллектуальные и художественно-эстетические способности детей 

Задачи:

Для детей:

  • Формировать у детей понятие Космос
  • Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
  • Знакомить с историей его освоения
  • Расширить представления об окружающем мире Земли
  • Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциал;
  • Воспитывать чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
  • Воспитывать уважение и любовь к Земле, чувство гордости за историю своей планеты, достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов

Для родителей:

  • привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
  • стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
  • способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
  • установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;

Для педагогов

  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Предполагаемый результат:

Дети

  • Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
  • Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
  • Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  • Проявление творчества и детальности в работе (создание выставки детских работ)
  • Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

Родители

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.

Формы работы по проекту

  • познавательной - «Космическая лаборатория. Детское моделирование», «Космокинозал»;
  • игровой - «Космическая игральдия»;
  • чтение художественной литературы - «Читальный зал. Поэтическая гостиная»;
  • художественно-творческой – «Космическая мастерская»;
  • физкультурно-оздоровительной «Космический спортзал»;
  • музыкальной - «Космическая музыка» 

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный (сбор информации по проблеме).

  1. Подготовка материала и оборудования, литературы, картинок по теме.
  2. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  3. Разработка систем занятий.
  4. Создание развивающей среды. Выбор специальных педагогических воздействий:
  • музыкальное развитие и сопровождение:

«Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича)

 «Марш юных космонавтов» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

«Разноцветная планета» (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой)

«Марш космонавтов» (муз. А. Рыбникова)

«Знаете, каким он парнем был …» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

«Я – Земля!» (муз. В. Мурадели, сл. Е. Долматовского)

«Земля в иллюминаторе» (муз. В. Мигули, сл. А. Поперечного)

«Капитаны межпланетных кораблей» (муз. Э. Колмановского, сл. Н. Добронравова и С. Гребенникова).

  • книжный уголок: иллюстрации, фотографии и книги по теме, плакаты: «Звёздное небо», «Строение Солнечной системы»,

детская научная литература:

- Энциклопедия А. Волков, В. Сурдин  «Что есть что» серия «Планеты»;

- Наглядное пособие для детей дошкольного возраста «Веселая астрономия»;

- Энциклопедия М. Бул «Все обо всем» серия «Космос»;

- Детская энциклопедия С.И. Дубкова «Прогулки по небу. Легенды и мифы о созвездиях»

детская художественная литература:

- Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»;

- Е.П. Левитан «Звездные картинки»;

- Е.П. Левитан «Камни, которые упали с неба»;

- Е.П. Левитан «Ау, инопланетяне»;

- Е.П. Левитан «Маленькие планетки»;

- Е.П. Левитан «Длинноволосые звезды»;

- Е.П. Левитан «Твой звездный город – Галактика»;

- Ю. Докучаев «Юрий Гагарин»;

- Г. Сапгир «Твой гороскоп»

  1. Подбор презентаций, видеофильмов  и мультфильмов:

- презентация «Что такое звезды?»

- презентация «Кометы и астероиды»

- презентация «Планеты солнечной системы»

- презентация «Планеты» (часть 1, 2,3)

- презентация «Космические корабли»

- видеоролик «Старт ракеты»

- слайд-шоу «Космические пришельцы»

- презентация «Планета Земля»

- презентация «Что такое Луна»

- презентация «Почему на Луне не живут люди?»

- видеоролик о солнце для детей

- презентация «Первые в космосе» 

- презентация «О космосе и космонавтах»

- слайд-шоу «Космонавты в полете»

- мультфильмы «Белка и Стрелка. Лунные приключения», «Фиксики. Глобус», «Тайна третьей планеты».

  1. Наглядно демонстрационный материал:

- наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» серия «Космос»;

- обучающие карточки «Космос»;

- карточки для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям о космосе»;

- наглядно-дидактическое пособие «Космос»;

- технологические карты к занятиям по изодеятельности для детей 5-8 лет И.А. Лыкова «Лепка из пластилина» серия «Космос»;

- методическое пособие «И.А. Лыковой «Мастерилка. Азбука лепки» серия «Лепим космос»

- учебное пособие «Солнце и Земля», позволяющее наглядно продемонстрировать, как Земля вращается вокруг Солнца, как на Земле происходит смена частей суток и времен года.

  1. Подбор и изготовление материала для осуществления продуктивной деятельности. 
  2. Создание условий для самостоятельной деятельности:
  • центр дидактических и развивающих игр: настольно-печатные игры: «Солнечная система», «Большое космическое путешествие», «Кругосветное путешествие» дидактические игры: «Солнечная система», «Звёздное лото», «Космическое лото».
  • центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Космическое путешествие», «Мы – космонавты»
  • центр строительно-конструктивных игр: крупный конструктор, игровые модули, коробки, мозаика, пазлы.
  • центр продуктивных видов деятельности: природный материал для ручного труда, материал для лепки и аппликации, иллюстрации, алгоритмы изготовления космических кораблей из различных материалов, папка И.А. Лыкова Лепка из пластилина «Космос», Аппликация «Далёкий космос».

2 этап.  Основной.

  1. Реализация мероприятий проекта
  2. Работа с родителями по данной теме
  3. Организация непосредственно образовательной деятельности, сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, самостоятельной деятельности.

План мероприятий проекта

Формы работы

Цель

I модуль

 «Звездный хоровод»

Беседа «Большое космическое путешествие»

(просмотр презентации «История космонавтики»)

дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, кометах, планетах,  выявить знания детей по данному вопросу

Чтение художественной литературы

знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность

Беседа о звездах и созвездиях (просмотр презентации «Что такое звезды?») составление альбома звездного гороскопа детей

дать детям представление о том, что такое звезды, рассмотреть различия звезд, их характерные особенности

Опытно-экспериментальная деятельность:

  • Опыт « Дневные звезды»

показать, что звезды светят постоянно.

  • Опыт «Звездные кольца».

установить, почему, кажется, что звезды движутся по кругу.

  • Опыт «Звездные часы»

узнать, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу.

Подвижная игра «Космическая охота»

закрепить знания о звездах, названия созвездий их графическое обозначение

Музыкальная хороводная игра «Звездный хоровод»

закрепить порядок расположения планет по отношению с солнцу

Беседа о кометах и астероидах (просмотр презентации «Кометы и астероиды»)

познакомить с внешним видом и отличительными чертами комет и астероидов, их расположением в галактике

Подвижная игра – эстафета «Пролети среди метеоритов»

закрепить знания о метеоритах, развивать быстроту движений, ловкость

Мозаика «Собери созвездие»

учить детей собирать созвездие из фишек мозаики по образцу и по памяти, называть созвездие

Развивающая игра «Звездочет»

повторить название планет, их последовательность по отношению к солнцу

Логическая игра «Подбери созвездие»

определять созвездие по контуру, правильно называть его

Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги «Звезды и кометы»

вызвать интерес к созданию образа кометы, состоящей из «головы» - звезды, вырезанной по схеме и «хвоста», составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани. Учить вырезать пятилучевые звезды

II модуль

«Семья планет»

Посещение планетария

дать детям первоначальные знания о планетах солнечной системы, особенностях их строения.

Просмотр презентаций «Планеты солнечной системы» (презентация №1, №2, №3)

познакомить с планетами солнечной системы, их названиями и характерными особенностями

Опыт « Солнечная система»

объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Загадки о планетах

развивать сообразительность и память

Беседа с просмотром презентации «Наша голубая планета – Земля»

объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

Опыт «Делаем облако»

познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Беседа с просмотром презентации «Многоликая луна»

выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

Исследовательская деятельность «Почему Луна такая разная?»

наглядно показать детям лунный цикл ( фазы: нарастающая и убывающая)

Опыт  «Вращение Луны»

показать, что Луна вращается вокруг своей оси.

Опыт «Далеко ли до Луны?»

узнать, как можно измерить расстояние до Луны

Опыт «Затмение и корона»

продемонстрировать, как Луна помогает наблюдать солнечную корону.

Подвижная игра «Луна и звезды»

закрепить знания о свойствах луны

Беседа с просмотром презентации «Солнце - источник жизни на Земле»

уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

Опыт « Солнце и Земля»

объяснить  детям  соотношения размеров Солнца и Земли

Опыт « Затмение солнца»

 объяснить детям, почему бывает  затмение солнца.

Опыты « День и ночь» (№1 и №2)

 «Кто придумал лето?»

наглядно продемонстрировать, как происходит смена дня и ночи, времен года

Музыкальная игра «Солнце – чемпион»

закрепить названия планет, их последовательность по отношению к солнцу

Беседа «Семья планет»

расширять представления детей о планетах солнечной системы

Дидактическая игра «Восстанови порядок в солнечной системе»

располагать планеты по порядку, называть их

Просмотр познавательного мультфильма Фиксики серия «Глобус»

расширять представление о планетах солнечной системы, планете Земля

Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе»

продолжать освоение техники рельефной лепки – рельефная картина, включающая разные космические объекты (солнце, планеты, звезды, созвездия, кометы. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к сотворчеству.

III модуль

«Космическая фантастика»

Беседа о возможностях жизни на других планетах

закрепить знания о строении планет, учить составлять мифические рассказы о жителях других планет, подбирать описание существ в соответствии с особенностями планеты. Развивать фантазию, воображение

Рассматривание картинок, иллюстраций, энциклопедий

рассмотреть разные варианты изображения инопланетных существ, чем они отличаются? Почему?

Раскрашивание картинок «Загадочные пришельцы» (раскраски)

Развивать мелкую моторику руки.  Показать разнообразие в изображении инопланетян и марсиан.

Собирание пазлов

Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»

расширять знания о планетах солнечной системы, развивать воображение к изображению инопланетных жителей

Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос»

расширять тематику сюжетно-ролевых игр. Закрепить знания о планетах, особенностях и возможности жизни на них.  Предложить сюжет: для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор предлагает лететь за ними на планеты солнечной системы.

Лепка «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»

вызвать интерес к изображению разных пришельцев и  средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов. Формировать познавательный интерес.

IV модуль

 «На космодроме»

Беседа с просмотром презентации «Космические корабли», видеоролика «Старт ракеты»

познакомить с космическими  кораблями, луноходом, космическими станциями и другими космическими аппаратами, с целью их предназначения и значения для человека

Подвижная игра «Ракетодром»

имитация полета на космическом аппарате

Просмотр мультфильма «Белка и Стрелка. Лунные приключения» (1 часть)

обобщить знания детей о планетах солнечной системы, работе космонавта, знания о космических кораблях

Строительные игры «Строим космодром»

учить составлять схемы построек, строить по заданной схеме или  иллюстрации, передавать реальный облик  космических аппаратов, развивать интерес к созданию коллективной работы

Режиссерская игра «Космодром»

закрепить знания о назначении космических аппаратов различных видов, учить передавать свои знания через сюжет игры

Загадки про полеты в космос

закрепить знания о космических аппаратах, учить отгадывать загадки по их описанию и функциям

Лепка коллективная «Наш космодром»

продолжать учить детей создавать разные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированным способом , ориентироваться на фотографии, чертежи, рисунки

V модуль

 «Покорители космоса»

НОД (ознакомление с окружающим) «Хочу быть космонавтом»

(просмотр презентации «О космосе и космонавтах»)

познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.

НОД (конструирование) «Космонавты у ракеты»

изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

через игру развивать воображение, учить принимать разные космические позы

Подвижная игра «Невесомость»

передавать в игре движения космонавта в невесомости, развивать пластику движений

Речевая игра «Добавь словечко»

развивать умение дополнить строку стихотворения подходящим по смыслу словом, не нарушив при этом рифму

Пластический этюд «Парим в космосе»

(просмотр слайд-шоу «Космонавты в полете»

передавать в игре движения космонавта в разных космических ситуациях (парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по луне или приветствует инопланетян)  под музыкальное сопровождение, развивать пластику движений.

Просмотр презентации «Первые в космосе»

познакомить детей с первооткрывателями космоса – собаками

Просмотр мультфильма «Белка и Стрелка. Лунные приключения»

обобщить знания детей о планетах солнечной системы, работе космонавта, знания о космических кораблях

Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»

расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Лепка сюжетная «Покорители космоса. Наши космонавты»

совершенствовать умение лепить фигуру человека, предложить варианты лепки конструктивным или комбинированным способами, нацелить на изображение характерной экипировки (скафандр, комбинезон, баллоны с кислородом). Учить самостоятельно находить приемы  для передачи движения космонавта в разных космических ситуациях

Коллективная работа панорама «Далекий космос»

Составление коллективной работы из заготовок, изготовленных на отдельных занятиях по изодеятельности. Обыгрывание сюжетной панорамы.

Работа с родителями:

  • Консультация «Ребёнок познаёт мир», «Как начать знакомить ребёнка с планетой Земля»
  • Просмотр с  родителями и детьми мультфильмов: «Тайна красной планеты» «Загадочная планета» «Незнайка  на  Луне»
  • Эксперименты в домашних условиях:

- Опыт «Делаем облако».

Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

- Опыт «Вода в скафандре».

Цель:- установить, что случается с водой, находящейся в закрытом пространстве, например, в скафандре.

- Опыт «Голубое небо».

Цель: - установить, почему Землю называют голубой планетой.  

- Повторить с детьми эксперименты, проводимые в группе

  • Чтение родителей с детьми произведений (на выбор):

- фантастическая сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».

- Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планет

  • Совместное  прослушивание «Космических песен»
  • Семейные эстафеты «Испытания для космонавтов»
  • Участие в совместной выставке поделок «Космическое путешествие»
  • Участие в конкурсе книг-самоделок «Загадки космоса»

3 этап. Результативный.

  1. Организация выставки  детских работ и совместных работ детей и родителей о космосе «Космическое путешествие»
  2.  Конкурс  книг – самоделок «Загадки космоса»
  3. Досуг «Большое космическое путешествие»



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Формы работы по проекту «Удивительный  космос»



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Тематический  план  работы с  детьми  и  родителями

Формы работы

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями

Космокинозал

  • Просмотр презентации «История космонавтики»
  • Просмотр презентации «Что такое звезды?»
  • Просмотр презентации «Кометы и астероиды»
  • Просмотр презентаций «Планеты солнечной системы» (презентация №1, №2, №3)
  • Просмотр презентации «Наша голубая планета – Земля»
  • Просмотр презентации «Многоликая луна»
  • Просмотр презентации «Солнце - источник жизни на Земле»
  • Просмотр презентации «Космические корабли»
  • Просмотр презентации «О космосе и космонавтах»
  • Просмотр презентации «Первые в космосе»
  • Просмотр познавательного мультфильма Фиксики серия «Глобус»
  • Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
  • Просмотр мультфильма «Белка и Стрелка. Лунные приключения»
  • Просмотр видеоролика «Старт ракеты»
  • Просмотр видеоролика «Что такое солнце?»

«Домашний кинотеатр»

Просмотр с  детьми мультфильмов:

  • «Тайна красной планеты»
  •  «Загадочная планета»  

  «Незнайка  на  Луне»

Читальный зал «Все о космосе»

детская художественная литература:

- Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»;

- Е,П. Левитан «Звездные картинки»;

- Е.П. Левитан «Камни, которые упали с неба»;

- Е.П. Левитан «Ау, инопланетяне»;

- Е.П. Левитан «Маленькие планетки»;

- Е.П. Левитан «Длинноволосые звезды»;

- Е.П. Левитан «Твой звездный город – Галактика»;

- Ю. Докучаев «Юрий Гагарин»;

- Г. Сапгир «Твой гороскоп»

  • Стихи о космосе и космонавтах

Чтение с детьми произведений (на выбор)

  • фантастическая сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
  • Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планет

Загадочный космос

  • Загадки о космосе
  • Рассматривание энциклопедий:

-  А. Волков, В. Сурдин  «Что есть что» серия «Планеты»;

- М. Бул «Все обо всем» серия «Космос»;

-  С.И. Дубкова «Прогулки по небу. Легенды и мифы о созвездиях»

  • Рассматривание наглядных пособий для детей дошкольного возраста и беседы по ним:

- наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» серия «Космос»;

- обучающие карточки «Космос»;

- карточки для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям о космосе»;

- наглядно-дидактическое пособие «Космос»

- плакат «Звездное небо и созвездия»;

- плакат «Солнечная система»

Найти познавательный материал о космосе для детей дошкольного возраста на образовательных порталах сети Интернет

Космическая лаборатория

  • Опыт « Дневные звезды»
  • Опыт «Звездные часы»
  • Опыт «Звездные кольца».
  • Опыт « Солнечная система»
  • Опыт «Делаем облако»
  • Опыт  «Вращение Луны»
  • Опыт «Затмение и корона»
  • Опыт «Далеко ли до Луны?»
  • Опыт « Солнце и Земля»
  • Опыт « Затмение солнца»
  • Опыты « День и ночь» (№1 и №2)
  • Опыт «Кто придумал лето?»

Эксперименты в домашних условиях:

- Опыт «Делаем облако».

Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

- Опыт «Вода в скафандре».

Цель:- установить, что случается с водой, находящейся в закрытом пространстве, например, в скафандре.

- Опыт «Голубое небо».

Цель: - установить, почему Землю называют голубой планетой.  

Повторить с детьми эксперименты, проводимые в группе

Конструкторское бюро

  • Строительные игры «Строим космодром» (игры с деревянным строителем, конструктором)
  • Ручной труд «Конструирование ракеты»
  • Оригами «Ракеты и самолеты»
  • Мозаика «Собери созвездие»
  • Собирание пазлов

Изготовление поделок на выставку

Изготовление учебного пособия «Солнце и Земля», позволяющего наглядно продемонстрировать, как Земля вращается вокруг солнца, происходит смена частей суток и времен года

Космическая мастерская

  • Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги «Звезды и кометы»
  • Рисование «Далекий космос»
  • Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе»
  • Раскрашивание картинок «Загадочные пришельцы» (раскраски)
  • Лепка «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»
  • Аппликация «Космические корабли, ракеты, самолеты»
  • Лепка коллективная «Наш космодром»
  • Лепка сюжетная «Покорители космоса. Наши космонавты»
  • Коллективная работа панорама «Далекий космос»
  • Участие в совместной выставке поделок «Космическое путешествие» (природный или бросовый материал»)
  • Участие родителей в конкурсе книг-самоделок «Загадки космоса»

Космическая музыка

  • Музыкальная хороводная игра «Звездный хоровод»
  • Музыкальная игра «Солнце – чемпион»
  • Пластический этюд «Парим в космосе»

Музыкальное сопровождение, слушание:

- «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича)

 - «Марш юных космонавтов» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

- «Разноцветная планета» (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой)

- «Марш космонавтов» (муз. А. Рыбникова)

- «Знаете, каким он парнем был …» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

- «Я – Земля!» (муз. В. Мурадели, сл. Е. Долматовского)

- «Земля в иллюминаторе» (муз. В. Мигули, сл. А. Поперечного)

- «Капитаны межпланетных кораблей» (муз. Э. Колмановского, сл. Н. Добронравова и С. Гребенникова).

Совместное  прослушивание космических песен

Космическая игральдия

  • Дидактическая игра «Восстанови порядок в солнечной системе»
  • Развивающая игра «Звездочет»
  • Речевая игра «Добавь словечко»
  • Логическая игра «Подбери созвездие»
  • Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос»
  • Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»
  • Режиссерская игра «Космодром»

Конструктивные игры «На космодроме»

Спортзал «Будущие космонавты»

  • Подвижная игра «Космическая охота»
  • Подвижная игра – эстафета «Пролети среди метеоритов»
  • Подвижная игра «Луна и звезды»
  • Подвижная игра «Ракетодром»
  • Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
  • Подвижная игра «Невесомость»

Семейные эстафеты «Испытания для космонавтов»



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Используемая  в  работе    с  детьми   литература и сайты:

  1. Гонтарук  Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига,
  2. Гонтарук  Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига,
  3. Гордон  Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
  4. С.И Дубкова., “Сказки звёздного неба”, “Белый горд”, М.,
  5. Е.П Левитан.  «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс
  6. Е, П. Левитан "Твоя Вселенная"
  7. Е.П.  Левитан  "Звёздные сказки"
  8. Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»;
  9. Е,П. Левитан «Звездные картинки»;
  10. Е.П. Левитан «Камни, которые упали с неба»;
  11. Е.П. Левитан «Ау, инопланетяне»;
  12. Е.П. Левитан «Маленькие планетки»;
  13. Е.П. Левитан «Длинноволосые звезды»;
  14. Е.П. Левитан «Твой звездный город – Галактика»;
  15. Энциклопедия А. Волков, В. Сурдин  «Что есть что» серия «Планеты»
  16. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста «Веселая астрономия»;
  17. Энциклопедия М. Бул «Все обо всем» серия «Космос»;
  18. Детская энциклопедия С.И. Дубкова «Прогулки по небу. Легенды и мифы о созвездиях»
  19. Ю. Докучаев «Юрий Гагарин»;
  20.  Г. Сапгир «Твой гороскоп»
  21.  Майорова  Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
  22. Майорова  Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
  23. Парамонов  Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
  24. Порцевский  К.А.“Моя первая книга о Космосе”
  25. « Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)
  26. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»
  27. Талимонова  Л. "Сказки о созвездиях"
  28. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458/
  29. http://raskraska.gulli.ru/Nebo-i-kosmos
  30. http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos
  31. http://mults.spb.ru/mults/?id=1375 
  32. http://mults.spb.ru/mults/?id=230
  33. http://kosmos.myvunderkinder.ru/
  34. http://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-46-15



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад первой категории

№1 «Русалочка» п. гигант Сальского района

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию (лепке)

на тему: «Покорители космоса – наши космонавты»

для детей группы

комбинированной направленности (6-7 лет)

Разработала:

Озерова О.В.

воспитатель

п. Гигант

2015г.

Тема: «Покорители космоса – наши космонавты»

Цель: создать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Задачи:

Обучающая:

- учить самостоятельно находить приемы лепки космонавта;

-познакомить со спиралевидным способом конструктивного приема выполнения фигуры космонавта (из длинного узкого цилиндра, свернутого в виде пружинок);

- отрабатывать умение передачи движения космонавтов в разных космических ситуациях

Развивающая:

- развивать творческое восприятие и воображение при создании коллективной работы.

- совершенствовать умения детей лепить фигуру человека конструктивным и комбинированным способом.

Воспитательная:

- воспитывать у детей чувство гордости за успехи страны и отдельных людей в освоении космоса.

Оборудование: цветной пластилин; стеки; дощечки; влажные салфетки; бросовый материал: пуговицы, нитки, ленточки, бисер, фольга; презентация «Космонавты в космосе»; технологические карты «Космонавты», «Покорители космоса»; кукла Незнайка; фонограмма музыки 

Технические средства: мультимедийная система, музыкальный центр

Словарная работа: невесомость, скафандр, комбинезон, комбинированный, конструктивный.

Предварительная работа:

- Беседа о первооткрывателях космоса;

- Рассматривание портретов космонавтов, просмотр презентации «О космосе и космонавтах»;

-Беседа «Первые в космосе с просмотром презентации;

- Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»;

- Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги «Звезды и кометы»;

- Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе»;

- Лепка «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»;

- Лепка коллективная «Наш космодром».

Ход занятия: 

I . Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг. 
Крепче за руки возьмемся 
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Хорошо. Послушайте о чем следующее стихотворение.

Звучит космическая музыка. Воспитатель читает стихотворение.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на луну.

Упорно мечтают они о луне

И даже летают, но только во сне.

Воспитатель:  Скажите ребята, о чем это стихотворение?

Дети: Стихотворение о том, как дети мечтают полететь на Луну.

Воспитатель: А у вас есть мечта побывать в космосе?

                        На какую планету вы мечтаете полететь?

Ответы детей.

Появляется кукла Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй Незнайка.

Незнайка: Я тоже мечтаю полететь на Луну. Возьмите меня с собой.

Воспитатель: Ребята, возьмем Незнайку с собой?

Дети: Возьмем.

Воспитатель: Но вначале я предлагаю подойти  к нашему космодрому и посмотреть, все ли готово к полету?

Дети: Нет. Не хватает космонавтов.

Воспитатель включает презентацию «Космонавты в космосе».

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. Кто изображен на слайдах?

Дети: Космонавты.

Воспитатель: Обратите внимание, во что одет космонавт?

Дети: в комбинезон,  скафандр,  рукавицы, ботинки.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего  космонавту такое обмундирование?

Комбинезон изготовлен из очень прочного материала, который предохраняет человека от всяких перегрузок: высокого давления, низкой температуры воздуха. Внутри комбинезона поддерживается  постоянная температура, приближенная к температуре тела человека.  

Скафандр так же предохраняет человека от космических перегрузок. Скафандр оснащен радиоуправлением: микрофоном, наушниками, антенной, для того, что бы космонавты могли общаться друг с другом. К скафандру подключены кислородные баллоны, чтобы можно было дышать.

Рукавицы и ботинки предохраняют руки и ноги человека.

Все обмундирование герметически соединено между собой.

Воспитатель: Как вы считаете, из какого материала можно сделать фигуру космонавта, чтобы отобразить его в движении.

Дети: из пластилина

Воспитатель: Да, потому что именно из пластилина  легко можно зафиксировать  движения фигуре.  

II. Основная часть.

Незнайка: А как же мы будем лепить космонавтов?

Воспитатель: Ребята, подскажите  Незнайке, каким способом можно вылепить фигуру человека?

Воспитатель показывает технологическую карту «Космонавты». Дети объясняют знакомый им способ лепки – комбинированный.

Дети: Туловище, ноги, руки можно вылепить из целого куска, а голову отдельно и присоединить к туловищу.

Воспитатель: Правильно. Этот способ называется комбинированный. Мы комбинируем 2 способа: скульптурный (из целого куска) и конструктивный из отдельных частей (показ технологической карты лепки космонавта комбинированным способом).

Незнайка: Интересный способ. А как еще можно слепить космонавта?

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам еще один интересный способ лепки, который очень подойдет для лепки фигуры космонавта. Присаживайтесь и внимательно посмотрите.

(Дети рассаживаются полукругом около  стола. На мольберт выставляется технологическая карта «Покорители космоса». Воспитатель показывает и объясняет конструктивный прием лепки с использованием спиралевидного способа передачи отдельных частей фигуры)

Воспитатель: Вначале мне необходимо поделить кусок пластилина на 6 частей, соблюдая все необходимые пропорции. Далее из куска, предназначенного для туловища, раскатаю длинный узкий цилиндр. Один край, которого, возьму в левую руку, а правой буду закручивать вверх в виде спирали (пружинки). Левая рука при этом не движется, она стоит на столе, опираясь на  локоть.  Таким же образом могут быть сделаны ноги и руки, а могут быть и просто в форме столбиков.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, как называется этот способ?

Дети: Конструктивный.

Воспитатель: Совершенно верно. Из отдельных деталей (как с конструктора) мы собираем целое - фигуру космонавта. Мы уже знакомы с данным  способом, только ранее мы все детали лепили просто из отдельных цилиндриков и столбиков.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним.

 - Что задумали слепить?  

- Из чего? (из пластилина)

 - А еще, что нужно нам? (стека, бросовый материал, доска).

 - Как будем делать? (повторить способы)

- Дима, ты какой способ задумал для лепки космонавта? Как называется этот способ?

- Мила, а какой способ выбрала ты?

- А кому понравился комбинированный способ?

- Кто у нас получится? (космонавт)

(звучит фонограмма спокойной космической музыки)

Дети приступают к лепке. Воспитатель осуществляет помощь. После того, как дети справились с лепкой фигуры космонавта, воспитатель

организует физмунутку «В невесомости»

Физминутка «В невесомости»:

«Мы собрались на планеты

И построили ракеты

Раз, два, три

Полетишь сегодня ты».

«Невесомость» - дети замирают в определенной позе на одной ноге.

Воспитатель: (после того, как дети замерли в определенной позе, воспитатель обращает внимание на фигуру, которая получилась)  

- Посмотрите друг на друга и запомните, какие движения можно передать вашему вылепленному космонавту. Не забудьте, что вашему космонавту необходимо добавить рукавицы, ботинки, наушники, антенну, кислородные баллоны и другие необходимые детали.

Дети садятся за рабочие столы и продолжают работу. Дополняют фигуру более мелкими деталями: наушниками, антеннами, рукавицами, кислородным баллоном  и передают движение, манипулируя уже вылепленным образом.

Дети, справившиеся первые с заданием, собирают поделки, вылепленные ранее в общий макет, «оживляют» созданную композицию, космические корабли запускают в космос, располагают вылепленных космонавтов.

 III. Анализ:

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте станем поудобнее  посмотрим, получилось ли у нас то, что задумали? Незнайка, посмотри, какие получились у нас космонавты.

Незнайка включается в разговор и выбирает интересные работы для анализа.

Незнайка: Посмотрите, какой интересный получился космонавт! Он отправляется в космос? А кто же его сделал?  Расскажи, как у тебя получился такой замечательный космонавт? (дети рассказывают о способе лепки и о действиях космонавта на общем макете)

Воспитатель:

- Как вы думаете, наш космодром получился интересным? Почему?

- Как нам это удалось?

- Трудно ли было вам справиться с работой?

- Какое задание было более интересным?

- Ребята, я предлагаю оставить наш космодром для дальнейших игр и провести экскурсию для детей.

Незнайка: Спасибо, ребята Вам за помощь. Вы осуществили мою мечту. Я теперь смогу полететь на луну. И поэтому я для вас приготовил сюрприз, большую ракету, на которой вы сможете все вместе отправиться в полет.

Воспитатель: Спасибо Незнайка. Но сюрпризы у нас не закончились. Ребята тоже приготовили подарки для гостей.

Дети вручают подарки – ракеты, сделанные своими руками.

Воспитатель: А теперь я предлагаю надеть шлемы и отправиться на планету «Почемучек» (дети возвращаются в группу).



Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по познавательно-творческому проекту с детьми подготовительных групп

«Большое космическое путешествие»

Слайд 2.

Согласно ФГОС ДО образовательная Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей - образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Слайд 3.

Первый системообразующий фактор гласит, что образовательные области не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.

Слайд 4.

Вторым системообразующим фактором является    их интеграция на основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Рассмотрим интеграцию познавательного и художественно--эстетического развития в проектной деятельности.

Слайд 5

Предлагаем опыт работы педагогов МБДОУ №1 «Русалочка» по познавательно-творческому проекту «Большое космическое путешествие».

Слайд 6.

Авторы проекта:

- старший воспитатель Калашник Н.С.

- воспитатели подготовительных групп Озерова О.В., Серегина С.М.

Участники проекта:

- воспитанники подготовительных групп №1 и №2 (общеразвивающая и комбинированная группа);

- воспитатели подготовительных групп, специалисты МБДОУ (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог);

- родители воспитанников подготовительных групп

Вид проекта:

Комбинированный (познавательно-творческий)

Средней продолжительности

Межгрупповой

Время реализации проекта: январь-апрель 2015г.

Слайд 7.

  1. Актуальность темы.

“Человечество не останется вечно на земле, но, 
в погоне за светом и пространством, 
сначала робко проникнет за пределы 
атмосферы
а затем завоюет 
себе все околосолнечное пространство”

                                                                        (К. Циолковский)

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

  1. Проблема.

Развить у ребенка представления об окружающем  мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому

Слайд 8.

  1. Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому, при формировании представлений о космосе, у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика.

Цель: формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Развивать познавательные, интеллектуальные и художественно-эстетические способности детей

  1. Задачи:

Для детей:

  • Формировать у детей понятие Космос
  • Познакомить с историей его освоения
  • Расширить представления об окружающем мире Земли
  • Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
  • Воспитывать уважение и любовь к Земле, чувство гордости за историю своей планеты, достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов

Для родителей:

  • привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
  • стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
  • способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
  • установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;

Для педагогов

  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через интеграцию образовательных областей и различных видов деятельности;
  • создать условия для самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых в рамках реализуемого проекта;
  • пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материал по теме «Космос».

Слайд 9.

 Этапы реализации проекта.

  • Подготовительный
  • Основной
  • Результативный

Слайд 10.

Остановимся на каждом из них:

1этап. Подготовительный

  • Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.

А вопросов у детей возникло очень много:

«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?» (Маша)

«Почему в космосе темно? Там же солнце светит?» (Данил)

«Почему солнце такое маленькое?»

«Почему днем мы видим солнце, а ночью нет? Куда оно исчезает?»

 «Почему нельзя достать до неба?» (Рашид)

И еще много-много разнообразных вопросов:

«Почему Солнце горячее?» (Фарид)

«Почему Луна бывает разная и не всегда  круглая?»

«Почему звезды светятся только ночью, куда они пропадают днем?»

«Почему звезды ночью видны, а днем нет?» (Саша)

«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?» (Никита)

«Почему Луна не падает, а звезды падают?» (Юля)

Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в

космос? (Полина)

Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.

Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики. Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений. Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учета специфики мыслительных процессов детей. Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

  • Сбор информации по проблеме:

Как найти ответы на все интересующие вопросы:

- Юля предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;

- Софья сказала, что о космосе можно прочитать в энциклопедии или книге;

- Данил решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.

- Роман предложил сходить в библиотеку и выбрать книги по интересующим вопросам.

Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.

  • Выбор специальных педагогических воздействий:

- Подготовка материала и оборудования по теме проекта:

-  подобрано музыкальное сопровождение;

- оформлены выставки в книжных уголках групп: иллюстрации, фотографии, научная и художественная литература, плакаты;

- подобраны презентации, видеофильмы  и познавательные мультфильмы;

- в методическом кабинете оформлена выставка наглядно демонстрационного материала по теме «Космос»: дидактические пособия, обучающие карточки, технологические карты к занятиям по изодеятельности;

- родителями сделано дидактическое пособие, демонстрирующее вращение земли вокруг солнца, смену времен года и частей суток.

  • Создание условий для самостоятельной деятельности:

- центры дидактических и развивающих игр в группах пополнены  настольно-печатными, дидактическими играми:

- в центрах сюжетно-ролевых игр совместно с родителями  изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Космическое путешествие», «Мы – космонавты»

- в центрах строительно-конструктивных игр имеется  настольный деревянный строитель, конструктор, наборы конструктора «Космодром», игровые модули, коробки, мозаика, пазлы.

- центры продуктивных видов деятельности оснащены природным материалом для ручного труда, материалом для лепки и аппликации, иллюстрации.

Слайд 11.

2 этап.  Основной (реализация проекта).

Слайд 12.

Был составлен план реализации проекта, который включает  в себя ряд модулей:

МОДУЛЬ  I  «ЗВЕЗДНЫЙ  ХОРОВОД»

МОДУЛЬ  II  «СЕМЬЯ ПЛАНЕТ»

МОДУЛЬ  III  «КОСМИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА»

МОДУЛЬ  IV. «НА КОСМОДРОМЕ»

МОДУЛЬ  V «ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА»

Завершением каждого модуля является творческая работа детей.

Так, например: перед тем как предложить детям аппликацию из цветной бумаги, ткани и фольги «Звезды и кометы», реализуется модуль «Звездный хоровод», который включает в себя ряд мероприятий:

  • Беседа «Большое космическое путешествие» с просмотром презентации «История космонавтики»
  • Чтение художественной литературы:

- Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»;

- Е,П. Левитан «Звездные картинки»;

- Е.П. Левитан «Камни, которые упали с неба»;

- Е.П. Левитан «Длинноволосые звезды»;

- Е.П. Левитан «Твой звездный город – Галактика»;

- Г. Сапгир «Твой гороскоп»

  • Беседа о звездах и созвездиях (просмотр презентации «Что такое звезды?») составление альбома звездного гороскопа детей
  • Подвижная игра «Космическая охота»
  • Музыкальная хороводная игра «Звездный хоровод»
  • Беседа о кометах и астероидах (просмотр презентации «Кометы и астероиды»
  • Подвижная игра –эстафета «Пролети среди метеоритов»
  • Мозаика «Собери созвездие»
  • Развивающая игра «Звездочет»

Итоговыми работами модулей стали:

1 модуль «Звездный хоровод» - аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги «Звезды и кометы»

2 модуль «Семья планет» -  лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе»;

3 модуль «Космическая фантастика» - лепка «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»

4 модуль «На космодроме» - лепка коллективная «Наш космодром»

5 модуль «Покорители космоса» - лепка сюжетная «Покорители космоса. Наши космонавты».

Итогом творческой части проекта стала коллективная работа – панорама «Далекий космос». Мы собрали все поделки на космическую тему. На переднем плане коробки сложили мозаикой детские работы по лепке рельефной «В далеком космосе», рядом расположили  панораму «Космодром», которая включает в себя вылепленные детьми космические корабли, ракеты, спутники. В общую панораму были включены летающие тарелки, пришельцы из космоса, космонавты. Эти работы не просто стали выставкой, но и возможностью «оживить» созданный самими детьми «космос». У детей появилось желание обыграть сделанную композицию. Космические корабли запускались в открытый космос, там же совершают свои полеты спутники. Космонавты готовятся к полету, летят, выходят в открытый космос или высаживаются на Луну. Прилетают инопланетяне на летающих тарелках. Развивается игра, к которой у детей есть возможность  возвращаться снова и снова, придумывать все новые и новые сюжеты. Разве есть еще более значимое и эффективное средство для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые.

Слайд 13.

В данном тематическом планировании предусматриваются так же разнообразные  формы и направления работы с детьми (Приложение №1, 2):

  • Познавательно-исследовательская - «Космокинозал», «Читальный зал», «Космическая лаборатория», «Загадочный космос» «Конструкторское бюро»;
  • художественно-эстетическая – «Космическая мастерская», «Космическая музыка»;
  • игровая - «Космическая игротека»;
  • физкультурно-оздоровительная «Спортзал. Будущие космонавты»;

Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.

Слайд 14.

Рассмотрим реализацию мероприятий проекта (Приложение №2)

«КОСМОКИНОЗАЛ»:

  1. Просмотров презентаций:

- «История космонавтики»;

-«Что такое звезды?»

-«Кометы и астероиды»

-«Планеты солнечной системы» (презентация №1, №2, №3)

-«Наша голубая планета – Земля»

-«Многоликая Луна»

-«Солнце - источник жизни на Земле»

-«Космические корабли»

-«Первые в космосе» 

-«О космосе и космонавтах»

  1. Просмотр познавательных мультфильмов:

- «Тайна третьей планеты»

- «Фиксики»  (серия «Глобус»)

- «Белка и Стрелка. Лунные приключения»

  1. Просмотр видеоролика:

- «Старт ракеты»

- «Что такое солнце?»

Дома родители продолжили данную форму работы, организовав

«ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР»

- Просмотр с  детьми мультфильмов: «Тайна красной планеты», «Загадочная планета», «Незнайка  на  Луне»

Слайд 15.

«ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ»

Первые представления о Вселенной, о первом полете в космос  и на Луну, запуске спутника и ученных -изобретателях дети узнавали  в доступной форме, в процессе чтения детской художественной литературы:

- Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»;

- Е,П. Левитан «Звездные картинки»;

- Е.П. Левитан «Камни, которые упали с неба»;

- Е.П. Левитан «Ау, инопланетяне»;

- Е.П. Левитан «Маленькие планетки»;

- Е.П. Левитан «Длинноволосые звезды»;

- Е.П. Левитан «Твой звездный город – Галактика»;

- Ю. Докучаев «Юрий Гагарин»;

- Г. Сапгир «Твой гороскоп»

- Стихи о космосе и космонавтах

При организации сюжетно-ролевой игры «Библиотека» в читальном зале ребята могли рассмотреть иллюстрации книг, поделиться друг с другом своими впечатлениями.

С родителями дома было предложено чтение произведений на выбор: фантастическая сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки» или Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планет, с последующим обсуждением прочитанного в группе.

Так же в рамках данной формы реализации проекта родители и дети приняли участие в конкурсе книг-самоделок «Загадки космоса». Совместно были изготовлены книги с детскими иллюстрациями, рассказами, загадками к ним.

Слайд 16.

«ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

Дети разгадывали и составляли загадки о планетах. Была создана картотека загадок. Детские загадки использовались для оформления детских книг – самоделок.

Совместно с воспитателями дети рассматривали энциклопедии: А. Волков, В. Сурдин  «Что есть что» серия «Планеты», М. Бул «Все обо всем» серия «Космос», С.И. Дубкова «Прогулки по небу. Легенды и мифы о созвездиях»; проводили беседы с использованием наглядных пособий, плакатов.

Дама с родителями дети  находили познавательный и интересный  материал о Космосе с сети Интернет и приходя к детски сад делились своими знаниями с товарищами.

Слайд 17.

«КОСМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Не могла такая увлекательная тема обойтись и без опытно-экспериментальной деятельности. Разработчиками проекта была создана картотека опытов, с помощи которых дети наглядно смогли убедиться в научности и обоснованности  все полученных знаний из презентаций и книг.

Дома дети повторяли родителям опыты, проведенные в группе, а родители в свою очередь предлагали детям новые эксперименты (по рекомендациям воспитателей).

Данная работа развивает мыслительную активность детей, приучает делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 18.

«КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО»

Из деревянного строителя, конструктора «Лего», наборов конструктора, наборов для ручного труда «Космические корабли» дети строили и обыгрывали свои постройки.

Совместно с родителями были изготовлены поделки из бросового материала на выставку работ «Космическое путешествие».

Слайд 19-20.

«КОСМИЧЕСКАЯ МАСТЕРСТКАЯ»

Основная работа, отражающая полученные знания по каждому модулю проекта отражена в детских творческих работах:

  • Аппликация «Звезды и кометы»;
  • Рисование «Далекий космос»
  • Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе»
  • Раскрашивание картинок «Загадочные пришельцы» (раскраски)
  • Лепка «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»
  • Аппликация «Космические корабли, ракеты, самолеты»
  • Лепка коллективная «Наш космодром»
  • Лепка сюжетная «Покорители космоса. Наши космонавты»
  • Коллективная работа панорама «Далекий космос»

Слайд 21.

В проекте приняли участие музыкальные руководители. Ими были подобраны песни для заучивания, слушания и сопровождения деятельности детей. В непосредственно-образовательную деятельность включались музыкальные игры («Звездный хоровод»,  «Солнце – чемпион»), пластический этюд «Парим в космосе».

Слайд 22.

«БУДУЩИЕ КОСМОНАВТЫ»

Конечно же по ……….  Убедившись , какой интересной, необъятной, не до конца еще разгаданной темой является Космос, каждый из них захотел стать космонавтом, и каждый из них понял на сколько это интересная, опасная профессия и что бы стать настоящим космонавтом надо быть сильным, смелым, храбрым и что бы стать именно такими за помощью ребята обратились к инструктору по физической культуре.

На занятиях и вне их дети играли в подвижные и спортивные игры («Космическая охота», «Луна и звезды», «Ракетодром», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость»), игры – эстафеты («Пролети среди метеоритов»). Отрабатывали физические качества занимаясь на тренажерах. Совместно с родителями были организованы семейные эстафеты «Испытания для космонавтов».

Слайд 23.

«КОСМИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА»

И, конечно же, как нам всем известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и наш проект не исключение. Именно в игре  развивается любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.  Были подобраны разнообразные виды игр:

- дидактические («Восстанови порядок в солнечной системе»);

-  развивающие («Звездочет»);

-  логические («Подбери созвездие», «Найди лишнее», «Продолжи ряд»);

-  сюжетно-ролевые («Полет в космос», «Космическое путешествие»);

- режиссерские («Космодром», «Космонавты в космосе»).  

Слайд 24.

Взаимодействие с семьей по реализации проекта включает в себя разнообразные формы работы:

  • Консультации: «Как познакомить дошкольников с космосом», «Что и  как рассказать детям о космосе?»
  • Информационный листок для родителей по теме «Покорение космоса».
  • Помощь в изготовлении учебных пособий.  Изготовление пособия «Солнце и Земля», позволяющего наглядно продемонстрировать, как Земля вращается вокруг солнца, как на Земле происходит смена частей суток и времен года.
  • Просмотр дома с детьми мультфильмов.
  • Эксперименты в домашних условиях.
  • Чтение родителей с детьми произведений.
  • Совместное  прослушивание «Космических песен».
  • Семейные эстафеты «Испытания для космонавтов».
  • Участие в совместной выставке поделок «Космическое путешествие».
  • Участие в конкурсе книг-самоделок «Загадки космоса».

Слайд 25.

3 этап. Результативный.

Слайд 26.

Продукты проекта

Для детей:

  • книжки-самоделки «Загадки космоса»
  • конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;
  • панорама «Далекий космос» (коллективная работа дететй)
  • выставка поделок, выполненных детьми в совместной с родителями деятельности «Космическое путешествие»
  • познавательно-развлекательный досуг «Большое космическое путешествие»
  • Для педагогов:
  • разработка тематического проекта по теме: «Большое космическое путешествие»
  • подбор мультимедийных  презентаций;
  • выставка книг, энциклопедий о космосе;
  • подбор материала для родителей;
  • изготовление картотеки подвижных игр, физминуток,  загадок, стихов, опытов по теме;
  • расширение собственных знаний и представлений о Космосе.

Для родителей:

  • учебное пособие «Солнце и Земля»
  • выставка поделок, выполненных детьми в совместной с родителями деятельности «Космическое путешествие»
  • выставка книг-самоделок «Загадки космоса»
  • участие в познавательно -развлекательном досуге «Большое космическое путешествие»
  • расширение собственных знаний и представлений о Космосе.

Итогом проекта стали:

  1. Выставка детских работ и совместных работ детей и родителей о космосе «Космическое путешествие»
  2.  Конкурс  книг – самоделок «Загадки космоса»
  3. Досуг «Большое космическое путешествие»

Таким образом, в процессе реализации проекта «Большое космическое путешествие» у наших ребят наряду с развитием познавательных  способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать. В следующем году планируем расширить проект и включить в него средние и старшие группы.

Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!

Слайд 27

Спасибо за просмотр! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация во второй младшей группе «Космическая сюита» (Коллективная работа).

Познакомить ребят с праздником «Днем космонавтики».  Учить детей разукрашивать карандашами, не выходить за рамки закрашиваемой детали, вырезать предметы. Формировать навыки коллективного тв...

Из опыта работы. НОД познавательного характера по математическому развитию с детьми подготовительной группы «Космическое путешествие».

Цели данной работы:формировать умения решать задачи  на сообразительность;использовать дидактические игры на логическое мышление, развитие мелкой моторики рук;закрепить порядковый счет в пределах...

Коллективная работа на конкурс "Королев - космический город"

Коллективная работа на конкурс "Королев - космический город"...

Исследовательская работа «Космические катастрофы»

Узнать о космических катастрофах на планете Земля....

Коллективная работа мегараскраска "Космическое путешествие"

Коллективная мегараскраска "Космическое путешествие"...

Из опыта работы.Дополнительный материал к образовательной деятельности по теме: "Путешествие в космические дали".

Данный материал предназначен для проведения образовательной деятельности....