Главные вкладки

    «Знакомство с чувашскими головными уборами»
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

    Аппликация головного убора "хушпу"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.docx24.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная ситуация

    «Знакомство с чувашскими головными уборами»

    (аппликация головного убора «хушпу»)

    Реализация самостоятельной творческой декоративной - орнаментальной деятельности (аппликация)

    Основной вид деятельности: декоративно – орнаментальная.

    Виды детской деятельности: восприятие произведений: декоративно – прикладного искусства; декоративно – орнаментальная деятельность.

    Форма проведения: творческое задание.

    Интеграция содержания образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

    Задачи работы с детьми.

    Вызвать интерес к рассматриванию чувашских изделий декоративно – прикладного искусства, их красочному наряду. Познакомить с частью чувашского женского костюма в прошлом – головными уборами  «масмак», «сурпан», «тухья», «хушпу».

    Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию образа чувашского головного изделия  в аппликации путём чередования вертикальных и горизонтальных линий в виде бус в один ряд. Развивать эстетические чувства детей.

    Вызывать эмоциональный отклик на созданный образ.

    Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам.

    Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

    Материалы: Куклы в чувашских костюмах. Иллюстрации головных уборов: «масмак», «сурпан», «тухья», «хушпу»

    Листы бумаги половины альбомного формата белого цвета, бумажные монеты диаметром около 2,5 см., клей, кисти, подставки для кистей, салфетки.

    Образец воспитателя с изображением «хушпу»

    Музыкальный ряд: дети клеят под музыку.

    Методические приёмы:

    1.Рассматривание чувашских головных уборов.

    2.Физкультминутка.

    3.Аппликация головного изделия «хушпу».

    4.Итог образовательной деятельности.

    Ход образовательной деятельности:

    Вовлечение детей в деятельность. Воспитатель вносит 4 нарядные куклы в чувашских нарядных костюмах и обращается к детям: « Ребята сегодня к нам в гости пришли куклы в интересных костюмах, в каких?» (высказывание детей) Рассказывает какие у них красивые наряды, обращает внимание, что у них разные головные уборы ( слайд №1 )

    Рассматривание чувашской головной повязки «масмак» и показ способов ее ношения ( Слайд №2 )

    «Эту куклу зовут Илемпи, на голове у неё головная повязка «масмак». Это повязка похожа на радугу? А чем похожа, на ваш взгляд? (высказывание детей) Своим многообразием она могла бы поспорить с волшебной радугой. Все краски природы вобрала в себя эта вещь: и жёлтый, красный, зелёный цвета, так красиво живущие вместе, как в радуге, и другие: чёрный и белый.

    Эту повязку носили чувашские женщины с большой радостью и гордостью. Это своеобразное узкое головное украшение «масмак» носили в виде ободочка, он обхватывал голову. Как радуга-кольцо опоясывает нашу землю, так и масмак тоже обхватывает, опоясывает голову женщины».

    Рассматривание чувашской головного убора «сурбан» и показ способов ее ношения( Слайд №3 )

    «Эту куклу зовут Нарспи, на голове у неё головное изделие «сурбан». Чем «тухья» отличается от «масмака»? Это длинная повязка, похожая на шарф и на полотенце – женская головная повязка. Такую головную повязку носили чувашские женщины в далёкие времена. Сурбан носили вместе с масмаком.

    Дети, а как вы думаете, а для чего носили чувашки эту головную повязку «сурбан»? (высказывание детей) Да, носили для красоты. А ещё чтобы закрывать голову летом от жары, а зимой от холода. Сурбан, как и масмак, связывал женщин-чувашек, как они считали, с небом, с небесным миром, где живёт солнце, которое даёт тепло, энергию, а значит и силы».

    Ребята послушайте стихотворение Михаила Юхма «Сурбан»:

    Заведено издавно было,

    Что внучке вышитый сурпбан

    Однажды бабушка дарила,

    Как родословный талисман.

    Рисунок каждый и узор

    Повествовали на сурбане

    О том, что в жизни было ране

    И не забыто до сих пор.

    Похоже на письмена

    Рисунки эти и узоры

    Впрок очаровывают взоры

    И связывают времена.

    Рассматривание чувашской головного убора «тухья» и показ способов ее ношения (Слайд №4 )

    «Эту куклу зовет Анюк, на голове у неё головной убор «тухья». Чем «тухья отличается от «масмака» и «сурбана»? (высказывание детей). Тухья сплошь покрыта  узорами из бисера, а по нижнему краю рядами прикреплены серебряные монеты. Тухья  носили незамужние девушки. Тухья праздничный – головной убор. Она считалась волшебной, передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком. Чувашский головной убор тухья носился девушками до выхода замуж.  Носить тухью детям разрешали только по праздникам с 10 – 12 лет.  Тухья изготовлена по форме головы, с заостренным навершием – конусом, украшенным бисером красного цвета. Макушка тухьи означает твердый свод неба. Вся расшитая бисером, только несколько рядов покрыты монетами. В височной части – подвески из бусинок и мелких монеток».

    Рассматривание чувашской головного убора «хушпу» и показ способов ее ношения (Слайд №5)

    «Эту куклу зовет Синерпи, на голове у неё головной убор «хушпу».  Хушпу — это головной убор замужней женщины. Женщины повсеместно старались прятать свои волосы, потому что волосы могли служить в обрядах порчи и являлись сугубо интимной внутрисемейной принадлежностью. Женский головной убор хушпу носился как поверх сурпана, так и без него. Каркас головного убора делался из прочной толстой шерсти, кожи или холщевой ткани. К нему суровой ниткой пришивался бисер и монеты. В орнаменте хушпу чувашки отражали свои языческие представления о мире.

    Основные цвета для расшивки хушпу – красный, белый, желтый, зеленый....

     Беседа с детьми, чем отличаться «тухья» от «хушпу» (слайд № 6) Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации хушпу и тухьи. «Чем отличается тухья от хушпу»? (высказывание детей)

    Чуваши для украшений хушпу и тухья использовали монеты. Хушпу отличается большим количеством монет, а в украшении тухьи больше использовался бисер. Тухъю одевали девушки, а хушпу носили замужние женщины. В украшении тухъю больше использовался бисер, и у этого головного убора мог быть козырек (напоминает военный шлем). А хушпу отличается большим количеством металлических украшений, его носили только с сурпаном.

    Физкультминутка.

    Эпе руль умпе ларатап

    Эпе сул сине пахатап

    Эпе тимле, тимле, тимле.

    Вара пуле спурте сыва.

    Предложить детям создать головной убор «хушпу» и показ последовательности выполнения его в техники аппликации (слайд №7)

    - Рассматривание готового образца – лист бумаги с наклейными бумажными монетами в форме хушпу.

    - Предложить основу, положив её вертикально.

    - Затем приклеить горизонтально (посередине) 5 монет.

    - Сверху (касаясь) на готовую линию из монет, приклеиваем 4 монеты.

    - Далее сверху (касаясь) 3 монеты.

    - Затем  сверху (касаясь) ещё 3 монеты.

    - Далее по бокам в нижней части 5 монет в виде серёжек приклеиваем остальные монеты.

    Дети под музыку выполняют работу, воспитатель обращает внимание, что получаются нарядный головной убор «хушпу»

    Рассматривание готового изделия и анализ пройденной темы( слайд №8)

    Вместе с детьми воспитатель, отмечает, с какими головными уборами они сегодня познакомились, кто их носит, чем они отличаются. Воспитатель предлагает подарить свои головные уборы «хушпу» своим мамам.

    В заключении воспитатель и дети прощаются с чувашскими куклами, и благодарят их за интересное знакомство с чувашскими головными уборами.

    МБДОУ №30  «Лесная полянка»

    Образовательная ситуация

    «Знакомство с чувашскими головными уборами»

    (аппликация головного убора «хушпу»)

    Выполнила: воспитатель первой

    квалификационной категории        

    Долгова Евгения Сергеевна

    Чебоксары 2016


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Головные уборы"

    Презентация  содержит много наглядного материала по теме "Гоовные уборы", ряд дидактических игр по формированию грамматических категорий. Предназначениа для работы с дошкольниками с ОНР. Оживлена...

    Развитие речи по теме "Головные уборы" подготовительная группа

    Уважаемые коллеги и родители!      Материал по лексической теме "Головные уборы" может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям, и родителям для занятий с детьми...

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

    В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

    Конспект НОД "Головные уборы Чувашских девушек и женщин"

    какие головные уборы носят женщины и девушки в Чувашии...

    Мастер-класс по изготовлению чувашского женского головного убора «Масмак»

    изготовление масмакаМастер-класс по изготовлению чувашского женского головного убора «Масмак» Материал: тесьма разных видов, бисер, круглые пайетки, нитки, иголка....

    Знакомство с женскими головными уборами чувашей

    В преддверии празднования 100-летия образования Чувашской Автономной области и в рамках реализации муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" дошкольник...