«Знакомство с чувашскими головными уборами»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Аппликация головного убора "хушпу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация

«Знакомство с чувашскими головными уборами»

(аппликация головного убора «хушпу»)

Реализация самостоятельной творческой декоративной - орнаментальной деятельности (аппликация)

Основной вид деятельности: декоративно – орнаментальная.

Виды детской деятельности: восприятие произведений: декоративно – прикладного искусства; декоративно – орнаментальная деятельность.

Форма проведения: творческое задание.

Интеграция содержания образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Задачи работы с детьми.

Вызвать интерес к рассматриванию чувашских изделий декоративно – прикладного искусства, их красочному наряду. Познакомить с частью чувашского женского костюма в прошлом – головными уборами  «масмак», «сурпан», «тухья», «хушпу».

Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию образа чувашского головного изделия  в аппликации путём чередования вертикальных и горизонтальных линий в виде бус в один ряд. Развивать эстетические чувства детей.

Вызывать эмоциональный отклик на созданный образ.

Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам.

Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материалы: Куклы в чувашских костюмах. Иллюстрации головных уборов: «масмак», «сурпан», «тухья», «хушпу»

Листы бумаги половины альбомного формата белого цвета, бумажные монеты диаметром около 2,5 см., клей, кисти, подставки для кистей, салфетки.

Образец воспитателя с изображением «хушпу»

Музыкальный ряд: дети клеят под музыку.

Методические приёмы:

1.Рассматривание чувашских головных уборов.

2.Физкультминутка.

3.Аппликация головного изделия «хушпу».

4.Итог образовательной деятельности.

Ход образовательной деятельности:

Вовлечение детей в деятельность. Воспитатель вносит 4 нарядные куклы в чувашских нарядных костюмах и обращается к детям: « Ребята сегодня к нам в гости пришли куклы в интересных костюмах, в каких?» (высказывание детей) Рассказывает какие у них красивые наряды, обращает внимание, что у них разные головные уборы ( слайд №1 )

Рассматривание чувашской головной повязки «масмак» и показ способов ее ношения ( Слайд №2 )

«Эту куклу зовут Илемпи, на голове у неё головная повязка «масмак». Это повязка похожа на радугу? А чем похожа, на ваш взгляд? (высказывание детей) Своим многообразием она могла бы поспорить с волшебной радугой. Все краски природы вобрала в себя эта вещь: и жёлтый, красный, зелёный цвета, так красиво живущие вместе, как в радуге, и другие: чёрный и белый.

Эту повязку носили чувашские женщины с большой радостью и гордостью. Это своеобразное узкое головное украшение «масмак» носили в виде ободочка, он обхватывал голову. Как радуга-кольцо опоясывает нашу землю, так и масмак тоже обхватывает, опоясывает голову женщины».

Рассматривание чувашской головного убора «сурбан» и показ способов ее ношения( Слайд №3 )

«Эту куклу зовут Нарспи, на голове у неё головное изделие «сурбан». Чем «тухья» отличается от «масмака»? Это длинная повязка, похожая на шарф и на полотенце – женская головная повязка. Такую головную повязку носили чувашские женщины в далёкие времена. Сурбан носили вместе с масмаком.

Дети, а как вы думаете, а для чего носили чувашки эту головную повязку «сурбан»? (высказывание детей) Да, носили для красоты. А ещё чтобы закрывать голову летом от жары, а зимой от холода. Сурбан, как и масмак, связывал женщин-чувашек, как они считали, с небом, с небесным миром, где живёт солнце, которое даёт тепло, энергию, а значит и силы».

Ребята послушайте стихотворение Михаила Юхма «Сурбан»:

Заведено издавно было,

Что внучке вышитый сурпбан

Однажды бабушка дарила,

Как родословный талисман.

Рисунок каждый и узор

Повествовали на сурбане

О том, что в жизни было ране

И не забыто до сих пор.

Похоже на письмена

Рисунки эти и узоры

Впрок очаровывают взоры

И связывают времена.

Рассматривание чувашской головного убора «тухья» и показ способов ее ношения (Слайд №4 )

«Эту куклу зовет Анюк, на голове у неё головной убор «тухья». Чем «тухья отличается от «масмака» и «сурбана»? (высказывание детей). Тухья сплошь покрыта  узорами из бисера, а по нижнему краю рядами прикреплены серебряные монеты. Тухья  носили незамужние девушки. Тухья праздничный – головной убор. Она считалась волшебной, передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком. Чувашский головной убор тухья носился девушками до выхода замуж.  Носить тухью детям разрешали только по праздникам с 10 – 12 лет.  Тухья изготовлена по форме головы, с заостренным навершием – конусом, украшенным бисером красного цвета. Макушка тухьи означает твердый свод неба. Вся расшитая бисером, только несколько рядов покрыты монетами. В височной части – подвески из бусинок и мелких монеток».

Рассматривание чувашской головного убора «хушпу» и показ способов ее ношения (Слайд №5)

«Эту куклу зовет Синерпи, на голове у неё головной убор «хушпу».  Хушпу — это головной убор замужней женщины. Женщины повсеместно старались прятать свои волосы, потому что волосы могли служить в обрядах порчи и являлись сугубо интимной внутрисемейной принадлежностью. Женский головной убор хушпу носился как поверх сурпана, так и без него. Каркас головного убора делался из прочной толстой шерсти, кожи или холщевой ткани. К нему суровой ниткой пришивался бисер и монеты. В орнаменте хушпу чувашки отражали свои языческие представления о мире.

Основные цвета для расшивки хушпу – красный, белый, желтый, зеленый....

 Беседа с детьми, чем отличаться «тухья» от «хушпу» (слайд № 6) Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации хушпу и тухьи. «Чем отличается тухья от хушпу»? (высказывание детей)

Чуваши для украшений хушпу и тухья использовали монеты. Хушпу отличается большим количеством монет, а в украшении тухьи больше использовался бисер. Тухъю одевали девушки, а хушпу носили замужние женщины. В украшении тухъю больше использовался бисер, и у этого головного убора мог быть козырек (напоминает военный шлем). А хушпу отличается большим количеством металлических украшений, его носили только с сурпаном.

Физкультминутка.

Эпе руль умпе ларатап

Эпе сул сине пахатап

Эпе тимле, тимле, тимле.

Вара пуле спурте сыва.

Предложить детям создать головной убор «хушпу» и показ последовательности выполнения его в техники аппликации (слайд №7)

- Рассматривание готового образца – лист бумаги с наклейными бумажными монетами в форме хушпу.

- Предложить основу, положив её вертикально.

- Затем приклеить горизонтально (посередине) 5 монет.

- Сверху (касаясь) на готовую линию из монет, приклеиваем 4 монеты.

- Далее сверху (касаясь) 3 монеты.

- Затем  сверху (касаясь) ещё 3 монеты.

- Далее по бокам в нижней части 5 монет в виде серёжек приклеиваем остальные монеты.

Дети под музыку выполняют работу, воспитатель обращает внимание, что получаются нарядный головной убор «хушпу»

Рассматривание готового изделия и анализ пройденной темы( слайд №8)

Вместе с детьми воспитатель, отмечает, с какими головными уборами они сегодня познакомились, кто их носит, чем они отличаются. Воспитатель предлагает подарить свои головные уборы «хушпу» своим мамам.

В заключении воспитатель и дети прощаются с чувашскими куклами, и благодарят их за интересное знакомство с чувашскими головными уборами.

МБДОУ №30  «Лесная полянка»

Образовательная ситуация

«Знакомство с чувашскими головными уборами»

(аппликация головного убора «хушпу»)

Выполнила: воспитатель первой

квалификационной категории        

Долгова Евгения Сергеевна

Чебоксары 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Головные уборы Чувашских девушек и женщин"

какие головные уборы носят женщины и девушки в Чувашии...

Мастер-класс по изготовлению чувашского женского головного убора «Масмак»

изготовление масмакаМастер-класс по изготовлению чувашского женского головного убора «Масмак» Материал: тесьма разных видов, бисер, круглые пайетки, нитки, иголка....

Знакомство с женскими головными уборами чувашей

В преддверии празднования 100-летия образования Чувашской Автономной области и в рамках реализации муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" дошкольник...

Тухья — чувашский национальный головной убор.

Неотъемлемой частью чувашского костюма является головной убор.Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами...

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...

Доклад по теме проекта на 2022г.: «Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рамках взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей.

Доклад по теме проекта на 2022г.:«Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рам...