Программа "Мукасолька"
рабочая программа по аппликации, лепке на тему

Развитие мелкой моторики детей с помощью лепки из соленого текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_iz_solenogo_testa.docx55.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №11»

         

          Рассмотрено                                             Согласовано                                                                     Утверждаю

          Методическим                                                    Заместитель директора по ВД                                                       Директор школы

            Советом школы                                                   _______________________                                                           ______________

            Протокол №_____                                              В.М.Шинчуковская                                                                        Т.С.Прохорова

            «_» ______2016г.                                                «_» ______2016г.                                                                            «_» ______2016г.  

                                                                           

«Мукасолька»

Дополнительная общеразвивающая программа кружка

7-8 лет

Срок реализации программы 1 год

Автор программы

Кожокарь Елена Юрьевна

Влспитатель МАДОУ № 10

д/с  «Дубравушка»

г.Нягань

2015-2016г.

                                                                                             Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

В соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа курса внеурочной деятельности «Мукасолька» имеет художественно - эстетическую направленность и предназначена для разновозрастных  категорий обучающихся, имеет различные уровни её освоения: общекультурный,  функциональной грамотности, профессиональной компетентности.

Программа курса «Мукасолька» по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Актуальность программы

 Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

Почему именно тесто? Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Практическая значимость программы

Тестопластика:

  1. способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на     процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
  2. стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  3. активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
  4. совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
  5. развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
  6. развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Цель программы:

Создать условия для развития абстрактного мышления и воображения,  всестороннего интеллектуального и эстетического развития младших школьников, научить лепке из соленого теста.

Задачи:

Обучающие:

  1. знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
  2. научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  3. знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  4. формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

Развивающие

  1. развивать природные  задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
  2. развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
  3. развивать положительные эмоции и волевые качества; общую умелость, моторику рук, глазомер;
  4. развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  5. повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  6. формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;

Воспитательные

  1. приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  2. способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  3. воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  4. развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
  5. добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

Отличительные особенности данной программы:

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами.

Одновременно, опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конуса, шара, овала, цилиндра), дети должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов. Необходимо развивать творческую инициативу, предоставлять им возможность самостоятельно выбрать темы, выразительные средства и способы изображения.

Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Принципы построения программы:

  • Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
  • Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  • Принцип обогащения сенсорного опыта.
  • Последовательности и систематичности.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • Принцип организации тематического пространства(информационного поля) – основы для развития образных представлений.

Организационные условия реализации программы

Курс рассчитан на 2 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю. Количество учебных часов на 1 году обучения –33 часа, на 2 году обучения  – 34 часа.

Зачисление в кружок производится по желанию детей и родителей на добровольной основе.

        Занятия могут проводиться,  как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью учителя каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек. 

Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно  требованиям Сан ПиНа  и составляет:

1год обучения – не менее 12-15 человек;

2 год обучения – не менее 10 –12 чел.

Ожидаемые результаты реализации программы.

По окончании курса дети должны знать:

Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного),   особенности соленого теста.

Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса.

Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту.

Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.

Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.

Основные приемы лепки.

Способы соединения деталей из различных материалов.

Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.

Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.

Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.

Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.

Приемы разметки по тесту.

Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков.

По окончании курса дети должны УМЕТЬ:

Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.

Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа.

Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план.

Соединять детали из соленого теста различными способами.

Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.

Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.

Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

Собирать сборные конструкции из соленого теста.

Изготовлять небольшую картину из соленого теста.

Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.

Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.

Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.

Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.

Творчески подходить к выполнению работы.

Критерии и формы оценки качества знаний

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы дополнительного образования «Мукасолька», предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

  1. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основных блока:

- самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;

- смыслообразование - понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремление к преодолению этого разрыва;

- морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

  1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.
  2. Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе  на основе метапредметных действий.

 Учебно-тематическое планирование 1-й год обучения

п/п

Наименование тем

Теория

Практика

Количество часов

1.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки.  Знакомство с лепкой из солёного теста

0,5

0,5

1

2.

Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц»

0,5

0,5

1

3.

Вазы

«Ваза с горохом», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза».

0,5

0,5

1

4.

Цветы и листья

«Ромашки», «Розочка». «Простые цветочки», «Кувшинка»

1

3

4

5.

Деревья

«Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща»

1

2

3

6.

Лесные красавицы ёлки

«Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста»

1

2

3

7.

Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек

0,5

0,5

1

8.

Ягоды фрукты и овощи

«Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста»

0,5

1,5

2

9.

Грибы

«Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко»

1

3

4

10.

Фигурки животных

«Ёжик», «Поросёнок». «Уточка», «Чудо-рыбка»

1

2

3

11.

Игрушки и картинки «Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла»

1

3

4

12.

Лепка по замыслу

1

3

4

13.

Виртуальная  экскурсия в музей народных промыслов

1

1

15.

Оформление выставки

1

1

Итого: 33 занятия

Содержание программы (1 год обучения)

п/п

Тема занятия

Содержание

1.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста.

Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки. Познакомить с основными инструментами. Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой.

2.

Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц»

Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус.

3.

Вазы «Ваза с горохом», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза»

Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку.

4.

Цветы и листья

«Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», «Кувшинка»

Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали

5.

Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща»

Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону

Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы.

6.

Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста»

Развивать умения лепить ствол дерева жгутом и по шаблону, скреплять детали, использовать дополнительные материалы.

7.

Ёлочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек

Учить сочетать между собой различные заготовки.

8.

Ягоды фрукты и овощи

 «Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста»

Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др.

9.

Грибы

«Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко»

Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. Закрепить название грибов.

10.

Фигурки животных

«Ёжик», «Поросёнок», «Уточка», «Чудо-рыбка»

Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания.

Учить соединять детали «примазыванием».

11.

Игрушки и картинки

 «Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла»

Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».

12.

Лепка по замыслу

Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.

13.

Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов

Познакомить с различными видами промыслов основанных на лепке.

14.

Оформление выставки

Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой. Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Учебно-тематическое планирование 2-й год обучения

№ п/п

Наименование тем

Теория

(мин)

Практика (мин)

Количество

часов

1.

Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание.

0,5

1,5

2

2.

«Фрукты на тарелке»

0,5

1,5

2

3.

«Корзинка с грибами»

0,5

1,5

2

4.

«Декоративная пластина»

0,5

0,5

1

5.

«Пляшущие человечки»

1

3

4

6.

«Змея на ветке»

1

2

3

7.

«Птичий двор»

1

2

3

8.

«Елочка»

10

35

1

9.

«Зверушки на Новогоднем празднике»

50

175

5

10.

«Снеговик»

10

35

1

11.

«Хлебный магазин»

40

140

4

12.

«Подарок маме»

20

70

2

13.

«Персонаж любимой сказки»

30

105

2

14.

Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов

45

1

15.

Подготовка изделий к выставке Оформление выставки

10

80

1

Итого: 34 занятия

Содержание программы 2 год обучения

№п/п

Тема занятия

Содержание

1

Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание.

Познакомить детей с правилами составления узоров на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с приёмами сборки деталей при помощи зубочисток и путём склеивания.

2

«Фрукты на тарелке»

Побуждать детей к передаче формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др.

3

«Корзинка с грибами»

Закрепить умение лепить корзинку, уточнить знание формы - диск.

4

«Декоративная пластина»

Продолжать упражнять детей в раскатывании теста скалкой, работая двумя руками одновременно.

Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, жгутики - развивать общую ручную умелость. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

5

«Пляшущие человечки»

Закрепить умение лепить фигуру человека в движении.

Закрепить умение располагать фигуру на подставке

Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

6

«Змея на ветке»

Упражнять в синхронизированной работе обеих рук.

Для развития мелкой моторики украсить поделку бисером, цветными нитками и т.д. Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

7

«Птичий двор»

Учить лепить из исходной формы - широкий цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку прямыми движениями ладоней. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, синхронизированную работу обеих рук.

8

«Елочка»

Учить лепить ёлочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски определённого размера.

Накладывать диски поочерёдно от большего к меньшему. Воспитывать любовь к окружающей природе, передавать красоту ёлочки. Развивать общую ручную и мелкую моторику.

9

«Зверушки на Новогоднем празднике»

Развивать связную речь. Упражнять в использовании разных приёмов лепки из солёного теста. Продолжать учить детей лепить фигурки зверей, выделяя их характерные признаки. Закрепить у детей умение передавать замысел лепки.

10

«Снеговик»

Развивать общую ручную умелость. Показать способ формирования конуса (туловище вместе с головой). Развивать сенсорную чувствительность. Воспитывать аккуратность в работе с тестом.

11

«Хлебный магазин»

Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игры в «Магазин». Закрепить знания по теме «Откуда хлеб пришёл».

12

«Подарок маме»

Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки.

13

«Персонаж любимой сказки»

Закрепить знания детей о сказках. Продолжать освоение рельефной лепки. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы.

14

Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов

Расширять знания детей о различных видах промыслов основанных на лепке

15

Подготовка изделий к выставке

Оформление выставки

Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей

 

Методическое обеспечение программы

Дидактический материал: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из соленого теста, подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы. Наглядные пособия, таблицы, чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Методы - как способ организации занятий:

  1. словесные - беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ;
  2. наглядные - показ образца изделия, иллюстрации,  презентация, показ видеоматериалов;
  3. практические - практические работы, опыты, тренировочные упражнения,
  4. игровые - конкурсы, викторины, театральные мини постановки, настольный театр

Методы - как уровень деятельности детей на занятии:

  1. объяснительно - иллюстративные - объяснение, чертежи, схемы, таблицы
  2. репродуктивные
  3. исследовательские - опыты, самостоятельная творческая работа

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  1. индивидуальная;
  2. работа в парах;
  3. групповая;
  4. коллективная.

Формы проведения занятий:

  1. экскурсия;
  2. конкурс,
  3. урок - игра;
  4. сказка;
  5. викторина.

Техническое оснащение занятий включает в себя:

  1. Учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста;
  2. Доска рабочая;
  3. Рабочие столы, стулья;
  4. Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), иглы ручные, ножницы, лоскут для отделки работ, мулине, нитки катушечные, пуговицы, бусины, стеклярус, рубка, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, клей, проволока, скрепки, природные материалы и т.д.;

Использование технического оснащения в виде теле и видеоаппаратуры или компьютера, а также электрических духовых шкафов не являются строгой необходимостью, но все же поможет улучшить качество учебно-воспитательного процесса.

Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса.

  1. Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007
  2. Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002
  3. Гусева И. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.
  4. Лыкова И.А. Лепим с мамой.
  5. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004
  6. Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
  7. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  8. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
  9. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
  10. Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.– Волгоград: Учитель. 2011
  11. Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.

Рекомендованный список литературы для родителей и детей:

  1. Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
  2. Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011.
  3. Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010,
  4. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс».
  5. Литвиненко В. М. Игрушки из ничего.  – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000
  6. Лыкова И.А. Лепим с мамой.
  7. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006
  8. Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс».
  9. Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 2006
  10. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.