Кружок "Цветные ладошки"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Смирнова Нина Вячеславовна

Лепка является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок творчески инициативен. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения приемов лепки в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Лепка демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов. Становление образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе кружка «Цветные ладошки» направлены  на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей. Лепка реальных и фантазийных объектов, самостоятельно определенный замысел позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_2015.docx61.16 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………3-9

Диагностическая  карта………………………………………………………….10

Перспективный план занятий старшая группа…………………………….11-20

Список использованной литературы…………………………………………...21

Пояснительная записка

Лепка является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок творчески инициативен. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения приемов лепки в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Лепка демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов. Становление образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе кружка «Цветные ладошки» направлены  на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей. Лепка реальных и фантазийных объектов, самостоятельно определенный замысел позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Продуктивная деятельность доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им приемов лепки , удивляет своей непредсказуемостью, расковывает ребенка, способствует созданию хорошего настроения. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы кружка обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит лепке. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа кружка  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов лепки, их особенностями, многообразием приемов, используемых в лепке, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Лепка различными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Лепка - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Все занятия в программе носят творческий характер.

Проведение занятий кружка «Цветные ладошки»  основывается на самостоятельном выборе детьми художественных образов, сюжетов композиций, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными приемами лепки. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях.

Новизной и отличительной особенностью программы «Цветные ладошки»  является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Лепка доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность для творчества, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель:

Развивать  у детей творческие способности посредством лепки.

Задачи : Побуждать детей создавать выразительные образы и сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал (пластилин, глина),способы лепки(скульптурный, комбинированный, рельефный ), овладеть приемами пластилинографии.                                

   -Прививать интерес и любовь к лепке как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу лепки;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия кружка, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

 Старшая  группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей  группе  -20-25 мин.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

   Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов

Ожидаемый результат

посредством данной программы кружка педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -Расширение и обогащение художественного опыта.

    -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

     -Сформируются навыки трудовой деятельности

     -активность и самостоятельность детей в деятельности;

    -умение находить новые способы для художественного изображения;

   -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

Диагностическая карта

№/n

Ф.И.

Реб.

Использование  знакомых  приемов и способов лепки

Умение лепить фигуру животного

Владение пластическими умениями

Владение способом рельефной лепки

Самостоятельный  выбор способа лепки

Моделирование из лепных деталей

Композиционные умения

ИТОГ

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н

К.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н.- начало года

К.- конец года


Перспективный план занятий кружка «Цветные ладошки» в старшей группе ( авторская программа И.А.Лыковой).

Месяц

Неделя

Тема занятий

Техника лепки

Программное содержание

Сентябрь

1

«Бабочки-красавицы»

Совершенствовать умения и навыки владения пластическими умениями.

2

Домашние животные

Совершенствовать умения лепить животных(домашних питомцев),передавая их  характерные признаки(форма, окраска, движения).

3-4

 «Спортивный праздник»

 

Составление коллективной композиции вылепленных фигурок с передачей движений..

5

 «Лепка по замыслу»

Создать условия для самостоятельного выбора способа лепки и сюжета(композиции, объекта).

Октябрь

1

 «Азбука в картинках»

Рельефная.

Познакомить со способом рельефной лепки, развивать воображение.

2

  «Грибное лукошко»

 

 

 

 

Учить создавать композицию по замыслу. Развивать чувство формы и цветовосприятия.

3

«Фрукты-овощи»

Многофигурная и сложноцветная.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

4

 «Лебедушка»

 

 

 

Скульптурная 

Воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в творчестве.

Ноябрь

1

«Кто в лесу живет ?»

Самостоятельный выбор способа лепки животного из цилиндра (валика), конуса или овоида.

2

«Отважные парашютисты»

 

 

 

 

 

 

Упражнять в комбинировании различных техник лепки, развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.

3

 «Лепка по замыслу»

 

 

 

Совершенствовать умения в различных техниках лепки. Закрепить умение составлять оригинальные композиции.

4

 «Едем-гудим..»

 

 

 

 

Моделирование из лепных деталей, экспериментирование с формой.

Декабрь

1

«Орлы на горных кручах»

Учить создавать пластическую композицию(горы из бруска пластилина с насечками стекой и лепка орла с раскрытыми крыльями).

2

 «Пугало огородное»

Лепка на каркасе из трубочек и палочек.

Установление аналогии с конструированием, развитие образного мышления и воображения..

3

 «Зимние превращения пугала»

 

Развитие образного мышления и творческого воображения.

4

 «Елкины игрушки »

Научить новому приему оформления изображения: присыпание мелко нарезанной мишурой для создания декоративности изображения.

Январь

1

 «Нарядный индюк»

 Создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки. Развивать чувство цвета. Стимулировать творчество детей к импровизации.

2

 «Лягушонка в коробчонке»

Барельеф, горельеф, контррельф.

Создание миниатюр в технике рельефной пластики, развитие мелкой моторики..

3

 

 «У Лукоморья…» 

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

4

«На дне морском» 

 

 

 

Учить создавать пластические образы подводного мира по представлению.

Февраль

1

 «Морские коньки»

 Способствовать самостоятельному выбору средств образной выразительности; развивать чувство композиции, творчество, воображение.

2

 «Карандашницапапе»

Закрепить умение украшать  предмет простым узором, используя знакомые приемы лепки крупными и мелкими элементами.

3

 «Лепка по замыслу»

Способствовать поощрению детской инициативы и самостоятельности.

4

 «Конфетница для мамочки»

Лепка из   колец декоративных предметов.

Закрепить прием моделирования формы за счет изменения длины деталей(кольца разного диаметра). Развивать цветовосприятие.

Март

1

 «Чудо-цветок»

 

 

 

 

Рельефная.

. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками лепки, развивать творчество, чувство цвета и передачи композиции.

2

 «Чудо-букет»

По выбору

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.

3

 «Лепка по замыслу»

Поощрять детскую инициативу и самостоятельность в работе..

4

 «В далеком  космосе»

 

 

 

 

 

 

Рельефная

Создание картины(солнце, планеты, кометы). Формирование навыков сотворчества.

Апрель

1

 «Летающие тарелки»

 

 

 

 

Создание образов фантазийных объектов. Развитие воображения.

2

 «Пришельцы из космоса»

 

 

 

 

Развитие способности к передаче композиции с определенной точки зрения..

3

 «Наш космодром»

Отображать в работе свои впечатления, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

4

 «Лепка по замыслу»

Инициировать самостоятельный выбор детьми сюжета.

Май

1

 «Мы на луг ходили»

 

 

 

 

 

 

 

 

Передать характерные особенности луговых растений(ромашка, василек, одуванчик). Развивать композиционные навыки.

2 «Дерево»

 

Рельефная

Развивать способность к композиции, формировать навыки сотрудничества.

3

 «Красивая ваза»

 

 

 

 

 

Знакомство с оформительским искусством, развитие чувства цвета и композиции.

3

 «Лепка по замыслу»

Продолжать поощрять детскую инициативу в работе, развивать изобразительные навыки и умения.

4

«Лепка по замыслу»

Самостоятельный поиск  оригинальных способов создания композиции.

Тема

Количество часов

(указывается академический час)

 (Перспективное планирование)

Отметка о выполнении

1

«Бабочки-красавицы»

1  нед. сентябрь

2

«Домашние животные»

1

2нед. сентября

3

«Спортивный праздник»

2

3-4нед. сентября

4

5

«Лепка по замыслу»

1

5 нед. сентября

6

«Азбука в картинках»

1

1нед. октября

7

«Грибное лукошко»

1

2нед. октября

8

«Фрукты-овощи»

1

3нед. октября

9

«Лебедушка»

1

4нед. октября

10

«Кто в лесу живет?»

1

1нед. ноября

11

 «Отважные парашютисты»

1

2нед. ноября

12

«Лепка по замыслу»

1

3нед. ноября

13

«Едем-гудим…»

1

4нед.ноября

14

«Орлы на горных кручах»

1

1нед. декабря

15

«Пугало огородное»

1

2нед. декабря

16

«Зимние превращения пугала»

1

3нед. декабря

17

«Елкины игрушки»

1

4нед.декабря

18

«Нарядный индюк»

1

1нед. января

19

«Лягушонка в коробчонке»

1

2нед. января

20

 «У Лукоморья…» 

1

3нед. января

21

 «На дне морском»

1

4нед. января

22

«Морские коньки»

1

1нед. февраля

23

«Карандашница папе»

1

2нед. февраля

24

«Лепка по замыслу»

3нед. февраля

25

 «Конфетница для мамы»

1

4нед. февраля

26

 «Чудо-цветок»

1

1нед. марта

27

«Чудо-букет»

1

2нед. марта

28

«Лепка по замыслу»

1

3нед. марта

29

«В далеком космосе»

2

4-5нед. марта

30

«Летающие тарелки»

1

1нед. апреля

31

 «Пришельцы из космоса»

1

2нед. апреля

32

«Наш космодром»

1

3нед. апреля

33

«Лепка по замыслу»

1

4нед. апреля

34

«Мы на луг ходили»

1

1нед. мая

36

«Красивая ваза»

1

2нед. мая

37

Лепка по замыслу

2

3-4 нед. мая

Итого:

39

Список использованной литературы

  1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Авторская программа «Цветные ладошки - Москва.2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....