Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей от 3-4 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Газетдинова Ольга Александровна

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»

для детей от 3-4 лет

Цель программы: развитие воображения и ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством различных техник;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»

для детей от 3-4 лет

Воспитателя Газетдиновой Ольги Александровны

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С. В. Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).

Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества.

Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой и рисование нетрадиционными способами.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Нетрадиционное рисование –  искусство изображать,  не основываясь на традиции.

 Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Создавая красивые аппликации и рисунки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Творческая работа даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие воображения и ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством различных техник;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 8 месяцев

Ожидаемые результаты работы

Решение задач данной программы поможет детям развить творческое воображение, познакомиться с различными видами нетрадиционного рисования, овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

Тематический план занятий кружка «Умелые ручки»

Тема

Техника

Задачи

Материалы

Дата проведения

Октябрь

«Осенние листочки»

Рисование по мокрой бумаге

Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и раскрасить осенние листья. Объяснить последовательность работы. Украсить раздевалку готовыми работами. Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие.

Подготовленные шаблоны кленовых листьев, емкость с водой, гуашевые краски желтого, оранжевого и красного цветов, кисти.

«Дождик, дождик – кап, кап, кап»

Смешанная техника рисования – мятая бумага и рисование ватными палочками.

Беседа о дожде. Познакомить детей с новым видом изобразительной деятельности – рисование мятой бумагой. Дополнение рисунка каплями дождя с помощью ватных палочек.

Развивать художественное восприятие.

Доставить радость о созерцания своей творческой работы.

Мятая бумага. Емкости с серой краской. Емкости с голубой краской. Листы бумаги, ватные палочки.

«Яблоки в корзине»

Объемная аппликация

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики.

1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного,зеленого цветов, клей ПВА

«Красивый букет»

Печатание листьями.

Беседа об осенних листьях.

Рассмотреть осенние листья (неяркие, сухие, ломкие).

Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге.

Осенние  листья, краска, кисти, бумага.

Ноябрь

«Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа)

 Техника бумагопластики

Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток . Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки

«Снегири и синички»

Объемная аппликация

Беседа о зимующих птицах. Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы

Контурные силуэты птиц из черного двустороннего картона. Салфетки желтого и красного цветов, клей ПВА.

«Ежик»

Метод тычка

Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка . Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость.

Бумага, гуашь, жесткие кисти. Контурное изображение ежика без иголок.

«Домик для лисички»

Печатание

Лисичке очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования.

Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь

Декабрь

«Ах, ты, Зимушка-зима,  все снежочком замела»

(коллективная работа)

Объемная аппликация

Закреплять умение детей аккуратно приклеивать на основу кусочков ваты (на крону деревьев, на землю, дома), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, вата

«Украшение рукавичек»

Рисование оттисками.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования – оттиски различных форм. Составлять узор, развивать фантазию, воспитывать аккуратность.

Шаблоны рукавичек из картона, различного вида оттиски, штампы, ватные палочки. Гуашевые краски.

«Мы слепили снеговика»

Объемная аппликация

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки

 «Елочка пушистая, нарядная, душистая»

Техника ниткографики с элементами бумагопластики

Познакомить с новой техникой ниткографики. Закреплять навыки работы в технике мятой бумаги. Продолжать учить отрывать небольшие кусочки бумаги, сминать их в шарики, выкладывать из них изображение.

Подготовленные шаблоны елочек из картона, клей ПВА, нарезанные нитки зеленого цвета на мелкие кусочки, салфетки разных цветов.

Январь

«Звездное небо»

Фотокопия

Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка.

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.

«Дерево в инее»

Рисование в технике «Манная краска»

Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь – украсить дерево.

«Манная» краска (клей ПВА, манка), гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее,

«Золотая рыбка»

Обрывная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон, имитируя чешую рыбки.

Шаблон из картона – рыбка, бумага желтого цвета, клей ПВА

Февраль

«Кудрявый барашек»

 

Бумагопластика

Упражнять в умении отрывать от листа салфетки кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

Тонированная бумага с контуром барашка, белые салфетки, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.

«Рябинка»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать заданную поверхность, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать

Гуашь, салфетки, бумага с изображением контура рябины.

Изготовление подарков к 23 февраля

«Галстук для папы»

 Аппликация

Развивать воображение, мышление, творческие способности.

Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров;

Воспитывать уважение к папе.

Готовые галстуки из разноцветного картона, вырезанные звезды и фигуры разного размера, клей, салфетки.

«Покормим птичек»

 Обрывная аппликация

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

Март

 «Мимоза для мамы»

Бумагопластика

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники

Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4на4), гуашь желтого цвета в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимоза

«Солнышко»

Печатание ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие

Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски

Котенок по имени «Гав»

Ниткографика

Закреплять умение детей аккуратно намазывать клей внутри контура и приклеивать кусочки ниток на поверхность, создавая пушистую шерстку. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

Игрушка котенок, ½ альбомного листа с контурным изображением котенка, нарезанные нитки, клей, кисти, салфетки

«Встреча с колобком»

Пластилинографика

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в технике пластилинографики. Закреплять умение катать шарики между ладошками или на дощечке.

Вырезанные из картона круги пластилин желтого цвета, дощечки.

Апрель

 «Матрешка»

Раскрашивание

Учить детей раскрашиванию, не выходя за контур рисунка. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

Листы с изображением матрешки, краска разных цветов, кисть.

«Ракета летит в космос»

Аппликация из геометрических фигур

Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометрических фигур ракету и наклеивать ее на лист картона.

Вырезанные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круги, образец ракеты.

«Вылечим зайчонка»

 Пальчиковая живопись

Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье.

Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений. Воспитывать чувство сопереживания.

Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги

«Белые кораблики»

(коллективная работа)

Аппликация с элементами оригами

Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

Тонированный лист бумаги, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.

Май

«Оранжевая песенка»

Линогравюра

Звучит «Оранжевая песенка». Воспитатель предлагает нарисовать рисунок для песенки. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками. Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук.

Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей…, кусочек поролона, листы бумаги

«Мой веселый попугай»

Пластилинографика

Закрепить технику пластилинографики с размазыванием с добавлением декоративных элементов; учить сочетать знакомые приемы работы с пластилином. Продолжать учить размазывать пластилин по всей плоскостной фигурке одним слоем и скатывать шарики из разноцветного пластилина.

Заготовки из картона, пластилин, цветные перья, скорлупки от фисташек.

«Гусеница»

Бумагопластика

Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым.

½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

 «Поляна одуванчиков»

 Рисование одуванчиками с элементами аппликации.

Учить передавать образ одуванчика в совместной работе, закреплять приемы печатания. Закреплять умение в аккуратном наклеивании листьев и стебелька.

½ альбомного листа. Желтая гуашь. Кисточка для клея. Клей ПВА. Тряпочка, клеенка. Кисточка для рисования. Вырезанные элементы листьев, стеблей.

Литература

  • Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
  • Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М., Оникс, 2009 г.
  • Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч, 2003,№1
  • Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
  • «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2005
  • «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
  • «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство– пресс» 2004
  • «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство– пресс» 2003
  • «Аппликация в детском саду» А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Ярославль Академия развития 2006.
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду».М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова Москва Мозаика– синтез 2006.
  • «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт– Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
  • «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С. Комарова Москва, Просвещение 1991.
  • «Пластилинография для малышей» Г.Н. Давыдова Москва «Скрипторий 2003»
  • Якобсон «Обучение детей 3– 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон Москва«Просвещение», 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Умелые ручки"

В данной программе отраженна работа с детьми по дополнительному образованию с детьми  старшего и подготовителных групп...

Рабочая программа кружка "Умелые ручки"

Программа ориентирована на реализацию творческого потенциала детей 4-7 лет, развитие их воображения, фантазии. На занятиях используется личностно-ориентированный подход, при этом учитываются психологи...

Рабочая программа кружка "Умелые ручки». Платные дополнительные образовательные услуги

Цель программы–развитие творческих способностей в бумажной пластике, формирование  художественных навыков детей в процессе ознакомления и  обучения нетрадиционным приемам и техникам работы с...

рабочая программа кружка "Умелые ручки"

дополнительная образовательная программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет. Разработана в 2017году и расчитана  на 1 учебный год....

Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для детей средней группы (4-5 лет)

Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для детей средней группы (4-5 лет)...

Рабочая программа кружка " Умелые ручки" ( аппликация ) для детей второй группы раннего возраста 2-3 года

Каждый возраст характеризуется возрастающим  интересом ко всему , что нас окружает ( возрастает познавательная активность , стремление  к наблюдению и сравнению ). Аппликация  в развити...

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей средней группы (4-5 лет)

Задачи:Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактич...