Главные вкладки

    План кружковой работы по пластилинографии в первой младшей группе «Пластилиновое чудо».
    материал по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

    МБДОУ детский сад №8 г. Ессентуки 2016-2017 учебный год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_kruzhka_2016-2017.docx35.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утверждаю»

    Заведующая МБДОУ №8 «Зоряночка»

    _______________ Месикова С.Ю.

    План кружковой работы по пластилинографии

    в первой младшей  группе

    «Пластилиновое чудо».

                                                                                                                                                                                                                                                             Руководитель кружка

                                                                                                                                                                                                       МБДОУ д/с №8 «Зоряночка»

    Воспитатели: Клим Татьяна Сергеевна,

    Ступак Валентина Викторовна.

    2016 - 2017год.

    г. Ессентуки

    Пояснительная записка.

    В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновое чудо”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинографии.

    Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

    Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

    Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

    Основной материал  —  пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки. Следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

    Занятия пластилинографией, представляют себе, большую возможность для развития и обучения детей.

    Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

    Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

    Такое построение занятий кружка ” Пластилиновое чудо” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

    Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

    В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

    Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

    У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

    Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

    У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

    Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

    Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

    Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

    Цель и задачи.

    Цель: 

    - Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

    Задачи:

    - Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

    - Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

    - Учить работать на заданном пространстве.

    - Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

    - Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

    - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

    - Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

    - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

    - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

    - Развивать изобразительную деятельность детей.

    - Развивать сюжетно – игровой замысел.

    - Развивать интерес к процессу и результатам работы.

    - Развивать интерес к коллективной работе.

    Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2,5 до 3.5 лет).

    Данная программа предусматривает 1 года обучения.

    Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

    1. Подготовительный

    - Освоить прием надавливания.

    - Освоить прием вдавливания.

    - Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

    - Освоить правильную постановку пальца.

    - Освоить прием отщипывание маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

    - Научиться работать на ограниченном пространстве

    2. Основной

    - Научиться не выходить за контур рисунка

    - Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

    - Использовать несколько цветов пластилина

    - Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

    - Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

    - Научиться доводить дело до конца

    - Научиться аккуратно, выполнять свои работы

    - Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

    -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

    - Научиться действовать по образцу воспитателя

    - Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

    3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.

    - Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

    - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

    Занятия проводятся 1 раз в неделю:

    10 минут в 1 младшей группе;

    Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

    При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

    Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

    Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

    План.

    Октябрь.

    Неделя

    Дата проведения

    Тема

    Цель

    1

    «Волшебный пластилин» (поиграй-ка).

    Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.

    2

    «Яблоки».

     Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.,  надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на одинаковом расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином.

    3

    «Яблоко».

    Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и скатывать из них шарики, надавливать  пальчиком  на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.  Продолжать  развивать мелкую моторику, формировать интерес ребенка  к работе с пластилином.

    4

    «Заборчик для козлят».

     Рассмотреть с детьми заборчик для козлят, уточнить его назначение. Продолжать учить детей приему - раскатывание колбаски. Учить катать длинные и ровные «колбаски». Развивать моторику рук.

    Ноябрь.

    Неделя

    Дата проведения

    Тема

    Цель

    1

    «В гости к солнышку».

    Совершенствовать умение детей скатывать кусочек пластилина, круговыми движениями ладоней, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Развивать мелкую моторику рук.

    2

    «Конфеты на тарелке».

    Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

    3

    «Украсим кукле платье».

    Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм. Продолжать учить прикреплять ” горошины” на одинаковом расстоянии друг от друга.

    Развивать мелкую моторику рук, поддерживать в детях желание доводить начатое до конца.

    4

    «Покормим птиц».

    Напомнить детям, что любят кушать птички. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков. Развивать мелкую моторику рук, желание заботиться о птицах, когда им холодно и голодно.

    Декабрь.

    Неделя

    Дата проведения

    Тема

    Цель

    1

    «Снежинки – холодинки».

     Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.

    2

     «Бусы».

    Учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

    3

    «Снеговик».

    Учить скатывать большие и маленькие комочки из пластилина, соединять их между собой. Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развивать мелкую моторику рук.

    4

     «Наряжаем елку».

    Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца. Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка).

    Январь.

    Неделя

    Дата проведения

    Тема

    Цель

    1

    «Снег идет».

    Расширять представления о зиме, закреплять знания о признаках зимы. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на одинаковом расстоянии друг от друга. Формировать интерес детей к зимним явлениям, снегопад, к работе с пластилином.

    2

    «Шоколад с орехами». 

    Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить детей вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику рук.

    3

    «Дудочки для ребят».

     Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Закреплять приемы раскатывания пластилина, между ладонями, прямыми движениями разные по длине колбаски: длинные и короткие, в своей работе пытаться передать характерные особенности дудочки.

    Февраль.

    Неделя

    Дата проведения

    Тема

    Цель

    1

    «Миски для медведей».

    Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить, пальцами делать в нем углубление, развивать интерес к лепке.

    2

     «Облачко». 

    Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания, размазывания).

    3

     «Пряники для зайчика».

    Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии. Продолжать отрабатывать навыки лепки из пластилина; вызывать желание лепить.

    4

    «Цветы для мамы». 

    Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне. Развивать мелкую моторику рук.

    Март.

    Неделя

    Дата проведения

    Тема

    Цель

    1

     «Красивая тарелка».

    Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином.

    2

    «Сушки».

    Научить детей действовать по показу – раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы пластилиновой колбаски между собой путем придавливания, различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием.

    3

    «Теплое солнышко».

    «Лучики для солнышка». 

    (Тема на выбор). 

    Продолжать освоение приемов пластилинографии. Учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.

    Апрель.

    Неделя

    Дата проведения

    Тема

    Цель

    1

    «Набухают почки – распускаются листочки».

    Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином.  Отщипывать, скатывать разные по длине колбаски,  длинные и короткие веточки дерева.  Скатывать комочки, почки, размещать их по всему дереву, слегка надавливая на них, превращать их в листочки. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала.

    2

    «Божья коровка».

    Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на одинаковом расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка.

    3

    «Лепка лесенки» (коллективная работа).

    Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делая короткие и длинные палочки; работать аккуратно, складывать готовые изделия на доску.

    4

     «Домик для цыпленка» (яйцо). 

    Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.  Развивать мелкую моторику рук, при выполнении приемов работы с пластилином, отщипывания, размазывания, работе внутри контура, развитие эстетического вкуса при оформлении работы.

    Май.

    Неделя

    Дата проведения

    Тема

    Цель

    1

    «Змейка».

    Закреплять у детей навык раскатывания длинных колбасок; научить сплющивать один конец пластилиновой колбаски и заострять другой конец; формировать интерес к работе с пластилином.

    2

    «Гусеница».

    Учить детей действовать по показу – скатывать из пластилина шарики и насаживать их на тонкую палочку; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук.

    3

    «Рыбка в аквариуме».

    Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение. Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме. Развивать мелкую моторику рук. Учить доводить дело до конца.

    4

     «Земляничка».

    Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки; различать красный цвет, любоваться готовым изделием.

    Литература: 1. Е. А. Янушко. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва «Мозаика – синтез». 2006 год. 2. «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы. Первая младшая группа. 3. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». М., Издательство «Скрипторий, 2003г. ; 4. Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. М., Мозаика-синтез, 2009г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план кружковой работы по математике в средней группе

    Материал содержит перспективный план для дошкольников средней группы....

    Перспективный план кружковой работы по Изо в подготовительной группе

    № 1 Рисование. “Клубнички-невелички” Создание образа клубничек. Получение оттенков розового цвета. Обучающая : учить смешивать краски, получать новые оттенки розового цвета из красной и белой краски. ...

    План кружковой работы «Подвижные игры» в первой младшей группе

    План кружковой работы в первой младшей группе  «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»...

    План кружковой работы по оригами в подготовительной группе

    В помощь воспитателям,работа проводилась с детьми подготовительной группы,второй год обучения....

    План кружковой работы по бисероплетению в подготовительной группе

    Развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения....

    Конспект кружковой работы «Пластилиновое чудо» по пластилинографии, в первой младшей группе « Носики – курносики ». На тему: «Покормим птиц».

    Цель:развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....

    Отчёт по кружковой работе по пластилинографии в средней группе «Весёлый комочек»

    С сентября по май в средней группе детского сада работал кружок по пластилинографии. Была составлена программа, работы кружка «Весёлый комочек» (пластилинография) с детьми среднего (4...