Проект «Народное искусство и детское творчество».
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Надежда Корнеевна Путенко

Материал этого проекта поможет воспитателю  познакомить детей с  декоративно – прикладным искусством, народными промыслами.  Научит детей ориентироваться в дымковской, хохломской, городецкой, гжельской, жостовской, каргопольской росписях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnoe_iskusstvo_i_detskoe_tvorchestvo.docx737.74 КБ

Предварительный просмотр:

        Проект «Народное искусство и детское творчество».

                                                   

                                                             Ничто не скрепляет народ как традиции.

                                                             Чем богаче традиции, тем выше его                                                                                                                                  

                                                             национальная гордость и человеческое

                                                             достоинство.  

                                                                                                                С.Н.Волков.

                                                                                                                                 

Автор: воспитатель Путенко Надежда Корнеевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 города Боготола.

Подготовительная к школе группа «Звёздочка».

Дата создания: октябрь 2015 год.

Фотоальбом

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622

Вид проекта: долгосрочный фронтальный групповой.

Продолжительность проекта: 8 месяцев (октябрь - май).

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе логопедической группы, родители воспитанников.

Образовательная область: «Познание», «Художественно-творческая деятельность», «Социализация», «Коммуникация».

Актуальность проблемы:

    Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом и нравственном воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому такие занятия нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

    Данный проект является особенно значимым и актуальным, так как в педагогической действительности  нашей логопедической группы мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства.

    Любовь к своей отчизне формируется  у ребенка с детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс.

Способствует воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.

    В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа, находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов.

Цель проекта:

Художественное развитие детей и нравственное воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи проекта:

Образовательные:

Познакомить детей с  декоративно – прикладным искусством, народными промыслами.

Вызвать  у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской, жостовской, каргопольской росписи.

Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

Учить использовать растительные элементы.

Учить наблюдать за живой природой.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Воспитывать любознательность.

Развивающие:

Развитие познавательной активности детей.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Сотрудничество с семьёй:

Участие родителей в реализации проекта:

Чтение и заучивание стихов.

Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.

Рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстраций, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.

Изготовление поделок, картин.

Консультация для родителей (папка-передвижка) на темы: «Влияние декоративно – прикладного искусства на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Художественно – эстетическое воспитание ребёнка в семье».

План реализации проекта:

Октябрь.

Разработка проекта:

Выработка функционального представления о проблеме.

Формулирование целей и задач проекта, его предполагаемых результатов.

Разработка программно-методического обеспечения для реализации проекта.

Разработка плана действий по реализации проекта.

Подбор методического и наглядного материала о народных промыслах: «Золотая хохлома», «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Разудалый Городец», «Жостовские подносы», «Матрёшки».

Подбор художественной литературы.

Подбор статей для консультирования родителей на темы: «Влияние декоративно – прикладного искусства на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Художественно - эстетическое воспитание ребенка в семье».

Организация работы над проектом:

Познакомить детей  и родителей с проектом, с целями и задачами, спланировать совместную деятельность.

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи).

Ноябрь

Мини-проект «Золотая хохлома».

Цель:

Знакомство детей с  народным промыслом «Хохлома».

Задачи:

Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи.

Научить детей оригинально составлять узоры, используя растительные элементы.

Воспитывать у детей любовь к хохломскому искусству, уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Сотрудничество с семьёй:

Консультация для родителей (папка-передвижка) «Художественно – эстетическое воспитание ребёнка в семье».

Подбор иллюстраций, информации по разделу «Хохлома» для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.

Реализация проекта:

Чтение художественной литературы:

Н.М. Бедник «Хохлома»;

П. С.Синявский «Хохломская роспись»;

Ю. С. Николаева «Чаша»;

Я.  В. Набоков «Хохлома».

Рассматривание альбома «Золотая хохлома».

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/812241190534

Рисование: «Укрась полоску», «Чаша», «Блюдо».

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/815241553030

Раскраски: «Ваза», «Крынка», «Горшочек».

Презентация проекта.

Выставка детских рисунков.

Оформление презентации «Хохлома» (электронный вариант).

Декабрь.

Мини-проект «Дымковские игрушки».

Цель:

Знакомство детей с народным промыслом «Дымка».

Задачи:

Учить видеть красоту и своеобразие дымковской росписи.

Учить детей лепить игрушки, украшать их, самостоятельно составлять узоры, используя геометрические элементы.

Воспитывать у детей любовь к Дымковским игрушкам, уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Сотрудничество с семьёй:

Заучивание стихов по теме.

Изготовление поделки из пластиковых бутылок «Барыня».

Подбор иллюстраций, информации по разделу «Праздничная дымка» для оформления папки по декоративно – прикладному искусству.

Реализация проекта:

Беседа «В гости к дымковским мастерам».

Чтение художественной литературы:

М.Г.Смирнова «Дымка», «Красная девица»;

А. П. Дьякова «Весёлая дымка»;

Л.Д. Гулыга «Пёстрый хоровод»;

В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»;

Рассматривание альбома «Праздничная дымка».

Рисование дымковских узоров.

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками:

«Волшебные лошадки»;

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/815241552518

«Дымковская барыня»;

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/815241552774

«Индюк».

Лепка «Барыня».

Презентация проекта.

Выставка детских рисунков.

Оформление презентации «Праздничная дымка» (электронный вариант).

Январь

Мини-проект «Каргопольские игрушки».

Цель:

Знакомство детей с народным промыслом «Каргопольские игрушки».

Задачи:

Учить видеть красоту и своеобразие росписи Каргопольских игрушек.

Научить детей лепить игрушки и украшать их, оригинально составляя узоры.

Воспитывать у детей любовь к труду, уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Сотрудничество с семьёй:

Заучивание стихов по теме.

Подбор иллюстраций, информации по разделу «Каргопольские игрушки»,  для оформления папки по декоративно – прикладному искусству.

Реализация проекта:

Беседа «Путешествие в Каргополь».

Рассматривание альбома «Каргопольская игрушка».

Просматривание презентаций по теме.

Чтение литературы:

Н.Н. Пиликина «Художественное своеобразие каргопольской игрушки »;

И. Я. Богуславская. «О каргопольской игрушке»;

Л. А. Динцес. «Русская глиняная игрушка»;

В. К. Кузнецов. «Кустарные промыслы крестьян Каргопольского уезда».

Ю. А. Арбат «Каргопольская игрушка».

Рисование игрушек.

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками.

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/815241553286

Лепка «Каргопольские  игрушки».

Презентация проекта.

Выставка детских работ.

Оформление презентации «Каргопольская игрушка» (электронный вариант).

Февраль.

Мини-проект «Небесная гжель».

Цель:

Знакомство детей с русским декоративным искусством «Гжель».

Задачи:

Формировать умение различать особенности цвета, узора, материала гжельской росписи и передавать это в работах.

Развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).

Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике).

Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Сотрудничество с семьёй:

Заучивание стихов по теме.

Подбор иллюстраций, информации по разделу «Небесная гжель»,  для оформления папки по декоративно – прикладному искусству.

Реализация проекта:

Беседа «Всё о гжели».

Рассматривание альбомов

И.А.Лыкова «Гжель»;

Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели».

Просматривание презентаций по теме.

Чтение художественной литературы:

Сказка М. Боброва «Небесная лазурь Гжели».

Рассказ о промысле И.А.Лыкова «Небесная Гжель».

Чтение стихов:
С.Вахрушев «Сине-белая посуда», «Гжель».

П.Синявский «Взял мастер в руки кисть».

Н.Савченко «Гжель».

М.Шапиро «Гжель».

С. Ледкова «Незатейливый узор».

Н.Радченко «Гжель», «Гжель лелеял мастер».
Просмотр презентаций:

«Знакомство с гжельским узором»;
«Этапы гжельской росписи»;

«Изделия гжельских мастеров»;
«Чудо на фарфоре»;

«Ода Гжели».

Прослушивание музыкальных произведений:

В.И. Темнова «Гжель, гжель, сказочная гжель»;

П. Синявский «Незабудковая гжель»;

З. Я. Роот «Гжель»;

М. Кузьмичёв «Лазури хоровод»;

Иванов «На Руси умельцев много».

Дидактические игры:

«Собери сосуд» (разрезные картинки);

«Найди гжельский узор»;
«Сложи узор».
Рисование «Укрась тарелочку»;

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/815241553542

«Роспись чайника».

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/815720109446
Лепка «Гжельский сервиз».
Аппликация «Сказочный цветок».

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/816516901766
Презентация проекта.

Выставка детских рисунков.

Оформление презентации «Небесная глазурь» (электронный вариант).

Март .

Мини-проект «Разудалый городец».

Цель:

Знакомство детей с традиционным промыслом Городца, с изделиями городецких мастеров.

Задачи:

Учить рисовать простые элементы узора (бутоны, листья), располагать их на полосе. Смешивать красную и белую, синюю и белую краски для получения розового и голубого цветов.

Формировать умение различать особенности цвета, узора, материала городецкой росписи и передавать это в работах.

Развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы городецкой росписи.

Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов.

Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Сотрудничество с семьёй:

Заучивание стихов по теме.

Подбор иллюстраций, информации по разделу «Городец», для оформления папки по декоративно – прикладному искусству.

Реализация проекта:

Беседы:

«В гости к Городецким мастерам»;

«Городецкая игрушка».

Рассматривание альбомов:

И.А.Лыкова «Мастера Городца»;

Н. Сурьянинова «Сказочные птицы Городецких мастеров».

Просматривание презентаций:

«Разноцветный Городец»;

«Знакомство с городецким промыслом»;
«Этапы росписи розан»;

«Изделия городецких мастеров»;
«Разудалый городец»;

«Наши доски расписные».

Чтение художественной литературы:

Сказка М. Боброва «Где они берут свои узоры?».

Придумывание сказки «Городецкий конь бежит».

Чтение стихов:
Л. Куликова «Есть на Волге город древний»,

«Чудо-роспись Городца»;

Алла Рябинина «Городец на Волге... »;

П.Синявский «Взял мастер в руки кисть».

Н.Савченко «Чудо – конь и чудо – птица». 

Прослушивание музыкальных произведений:

З. Я. Роот «Русский сувенир»;

Иванов «На Руси умельцев много».

Дидактические игры:

«Собери» (разрезные картинки);

«Найди городецкий узор»;
«Сложи розан».
Рисование:

«Укрась досточку»;

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/816968240518

«Городецкое панно»;

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/816516898438

«Сказочные птицы».

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622/816968240262

Пластилинография:

«Блюдо».

Презентация проекта.

Оформление выставки детских работ по теме: «Городецкая роспись».

Оформление презентации «Наш городец» (электронный вариант).

Апрель.

Мини-проект «Русские красавицы-матрешки».

Цель:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

Познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла.

Выяснить географию и особенности национального сувенира.

Учить детей узнавать матрешку на выставке среди других игрушек по ее облику, особенностям наряда.

Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Разработать собственные образцы росписи.
Сотрудничество с семьёй:

Заучивание стихов по теме.

Подбор иллюстраций, информации по разделу «Русские красавицы-матрешки» для оформления папки по декоративно – прикладному искусству.

Изготовление поделок «Ах, матрёшечка» родителями из различных материалов (картон, ткань и т.д.).

Реализация проекта:

Беседы: «В гости к матрёшкам»;

Русские красавицы-матрешки»;

«Как играть с матрешкой».

Чтение художественной литературы:

Т. Лисенкова «Погляди скорее»;

Песенка – потешка «Как у нашей у матрешки»;

Н. Горчакова «Ах, матрешечка»;

С. Резщикова «В прятки  с нами поиграй»;

З. Медведева «Матрешка»;

С. Маршак «У меня матрешка есть», «Сказка о происхождении матрешки», «Матрёшечка»;

В. Берестов «Матрёшкины потешки»;

Л. Некрасова «Весёлые матрёшки»;

И.Черницкоя «Матрёшки»;

В. Приходько. «Матрёшка на окошке».

Рассматривание альбома с матрешками, рассматривание иллюстраций.

Просмотр видео презентаций «Русская матрешка».

Просмотр  мультфильма «Катя в гостях у матрешек».

Составление совместно с воспитателем рассказа по картине «Матрена Матрёшечка».

Разгадывание загадок о матрешке.

Слушание русских народных песен:

«Матрешенька» Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой;

«Веселые матрешки» (Ю. Слонова, Л. Некрасова);

А.К.Лядов «Матрёшечка».

Дидактические игры:

«Найди домик матрёшке»; 

«Собери матрёшку»;

«Скажи ласково»;

«Какая матрешка исчезла?»;

«Матрешка, ты где?».

Сюжетно-ролевая игра «Весёлые матрёшки».

Подвижная игра «Прячем матрёшку».

Раскрашивание плоскостных силуэтов матрёшек красками.

Пластилинография «Украсим матрешке сарафан».

Рисование «Красавица матрёшка».

Раскраски, обводки, рисование простейших элементов росписи.

Презентация проекта.

Выставка детских рисунков, детско - родительских работ.

Оформление презентации «Русские красавицы-матрешки» (электронный вариант).

          Матрёшки родителей и детей.                                                                                        

H:\В интернет\Фото\Матрёшки\20160419_111530.jpg       C:\Users\User\Desktop\Фото конкурс\матрешки.jpg                 

Май.

Мини-проект «Жостовские подносы».

Цель:

Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла.

Задачи:

Закрепить знания детей о жостовской лаковой живописи.

Освоить основные приёмы жостовского письма в процессе выполнения творческой работы.
Развивать коммуникативные навыки, навыки совместного творчества. 

Сотрудничество с семьёй:

Заучивание стихов по теме.

Подбор иллюстраций, информации по разделу «Жостовские узоры» для оформления папки по декоративно – прикладному искусству.

Реализация проекта:

Беседы: «В гости к Жостовским мастерам»;

«Искусство Жостова».

Просмотр видео презентаций «Жостовские узоры».

Чтение  литературы:

И.Я.Богуславской «Искусство Жостова»;

Л.М.Говорко «Книга с иллюстрациями»;

В.Н.Полуниной «Искусство и дети».

Чтение стихотворений об этом виде росписи.

Рассматривание альбома Н.Б.Халезовой « Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей».

Слушание « Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Раскраски, обводки, рисование простейших элементов росписи.

Роспись подноса овальной формы на тему «Яблоневый цветок - пятилистник».

Аппликация «Роспись подноса круглой формы» (старая пластинка, цветы из открыток).
Раскрашивание плоскостных силуэтов подносов  красками.

Пластилинография «Роспись подноса прямоугольной формы» (коллективная работа).

Презентация проекта.

Выставка детских рисунков.

Оформление презентации «Знакомство детей с народными  промыслами» (электронный вариант).

Предполагаемые результаты:

Обогащение знаний детей о народных промыслах, умение различать их виды.

Положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, овладения детьми декоративным рисованием.

Обогащение предметно-развивающей среды: пополнение дидактического обеспечения раздела «Декоративно-прикладное искусство».

Продукт проектной деятельности:

Выставка детских рисунков, поделок по декоративно – прикладному искусству.

Оформление выставки совместных работ родителей с детьми.

Альбом «Декоративно – прикладное искусство».

Творческий отчет по теме «Народное искусство и детское творчество».

Итоги проекта:

    В группе был оборудован центр «Народное искусство и детское творчество» с альбомами о каждом промысле, предметами народных промыслов, дидактическими играми: «Найди такую же», «Чем отличаются?», «Что лишнее?», «Собери картинку», раскрасками. Так же здесь размещаются работы детей и родителей.

    Весь процесс работы по проекту, позволил  детям усвоить глубоко и прочно знания о разных  промыслах , они познакомились  с историей промыслов, характерными особенностями их узора, цветового содержания.

У ребят сформировалось умение различать их, они получили практические навыки, овладели декоративным рисованием. Мои ребята научились не только воспринимать красоту изделий прикладного искусства, но  и дают эстетическую оценку (красивая - некрасивая, нравится – не нравится, самое любимое и т. д.). Они различают работы мастеров народных промыслов и сами охотно создают различные декоративные композиции, которые мы постоянно демонстрировали на выставках для родителей, использовали для украшения группы и в качестве подарков.

    Особо хочется отметить активное участие родителей в реализации проекта: они читали и заучивали с детьми стихи, пословицы, загадки, подыскивали иллюстрационный материал, раскраски, эпиграфы, загадки о народных промыслах. Участвовали в раскрашивании и рисовании картинок , изготавливали поделки по теме.

 Приложение к проекту.

«Художественно - эстетическое воспитание детей в семье».

 Информация для родителей в папку - передвижку..

    Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом и нравственном воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому такие занятия мы включаем в педагогический процесс в детском саду.

    В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается   воспитание  детей  в   процессе   знакомства  с различными видами искусства, с окружающей действительностью, воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их.

    Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка.

    В связи с этим первая задача семьи, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветочек! Смотри, какая птичка!» Но мы, к сожалению, не всегда обращаем на это внимание, а надо ответить, вместе рассмотреть, понаблюдать.

    Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру.

    Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?

    Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчет в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному любовному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.

    Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании - систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.

    Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребенка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко при этом забываются. Правильно делаю родители, когда во время прогулки они говорят ребенку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо. Нежно-голубое, с легкими, как бы танцующими, облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем темно-красные; у березки золотистые, а у клена особенно яркие, пестрые, одни желто-оранжевые, другие желто-зеленые. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу». Рассматривают с ребёнком травинки, цветочки, ягодки, их красоту, величину, толщину, расцветку и . п.

    Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.

    Эстетическую восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и по узору, заставляет ребенка бережнее к ней относиться. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.

    Большое значение для воспитания способности ребенка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям.

    То, что он сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребенка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что способствует активизации его эстетического отношению к окружающему.

    Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета  могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т. е. делают его красивыми. Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, что тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т. д.

    Большие возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.

    Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда ребёнок будет постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будет получать удовлетворение от нее. Если же он не почувствует радости от созданного им, процесс творчества не вызовет хорошего настроения, то постепенно это приведет к потере интереса к рисованию. В связи с этим в начале стоит задача найти пути оптимизации деятельности. Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством практической направленности вещи с ее декором, национальным колоритом. Задача родителей  - направлять творческий процесс дошкольника. Ведущая цель - достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего развития личности каждого ребенка.

    Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется, не так. Самое главное - вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством - все это доступно родителям. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.

    Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство рассматривается как часть системы занятий по изобразительному искусству в целом.    Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством практической направленности вещи с ее декором, национальным колоритом. У детей развивается эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. Развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Обучение декоративно-прикладной росписи заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими и процесс творчества не вызовет хорошего настроения, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи. В связи с этим в начале стоит задача найти пути оптимизации деятельности. Задача родителей - направлять творческий процесс дошкольников. Ведущая цель - достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего развития личности вашего ребёнка.

C:\Users\User\Desktop\Конкурс\народные промыслы России\Фото\Фото\152.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Народное искусство и детское творчество». Отчёт о проделанной работе.

Материал будет полезен для воспитателей детского сада желающих вести работу по знакомству детей с русским народным искусством....

Консультация для родителей на тему "Народное искусство и детское творчество"

Материал для родителей по ознакомлению детей с народными промыслами...

Консультация «Влияние народного искусства на детское творчество»

Консультация: «Влияние народного искусства на детское творчество»Воспитатель Шапошникова Н.А.Изобразительная деятельность – это специфическая деятельность для детей, позволяющая пере...

Консультация для родителей на тему "Народное искусство и детское творчество"

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...

Консультация для родителей на тему "Народное искусство и детское творчество"

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...

«НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Для чего прививать детям любовь к народным промыслам? Многие родители задумываются над тем, для чего их детям в дошкольном возрасте необходимо знакомиться с различными видами народно- прикладног...

«НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Для чего прививать детям любовь к народным промыслам? Многие родители задумываются над тем, для чего их детям в дошкольном возрасте необходимо знакомиться с различными видами народно- прикладно...


 

Комментарии

Курбатова Маргарита Михайловна

Очень интересный проект!!! Спасибо за интересный материал!!