«ПЧЕЛКА» Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке на тему

Лариса Анатольевна Дикова

Пояснительная записка

         Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших  задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективнее  начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить,  почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (поделка, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он  каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

         Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.

Актуальность

Проблема развития творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд. Так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, настолько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности  ребенка данного возраста, а именно:

·        желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

·        желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно  использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручным материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. Эти знания и представления прочны потому, что, ка писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить  общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка  стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не  ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизна и отличительная особенность

Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей, является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Данная работа интегрируется с образовательными областями («Познание. Конструирование. Математическое развитие», «Коммуникация. Речевое развитие», «Художественное творчество. Аппликация», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье») основной образовательной программы ДОУ.

Цель программы

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Основные задачи:

I.       Обучающие:

·     формировать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;

·     создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.

II. Развивающие:

·     развивать интерес к дизайн-творчеству;

·     развивать художественный и творческий потенциал;

·     развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.

III.           Воспитывающие:

·     формировать способности последовательно осуществлять свой   замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;

·     развивать интерес у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

·     учить работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе.

Формы работы

·     Беседы

·     Занятия

·     Индивидуальная работа

·     Игра

 

 

Принципы построения программы

·     Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии).

·     Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах.

·     Принцип культуросообразности: знакомство с историей рукоделием разных народов.

·     Принцип единства развития и воспитания.

·     Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.

·     Принцип общедоступности.

·     Принцип преемственности.

·     Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

·     Принцип свободы выбора.

·     Принцип успешности.

·     Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

·     Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

·     Принцип системности.

Методы:

·        наглядный

·        исследовательский

·        практический

·        объяснительно-иллюстративный

·        проблемно-поисковый

Продолжительность образовательного процесса, этапы

         Продолжительность реализации программы 3 года. Предусматривается 3 этапы работы:

·        1-й этап – с детьми 4-5 лет;

·        2-й этап – с детьми 5-6 лет;

·        3-й этап – с детьми 6-7 лет.

Занятия кружка проводятся два раза в неделю по подгруппам.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Продолжительность занятий с каждой группой:

·        Группа среднего возраста (1-ый год обучения) – 20 минут;

·        Группа старшего возраста (2-ой год обучения) – 25 минут;

·        Подготовительная к школе группа (3-й год обучения) – 30 минут.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. В ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.

 

Материалы для работы

̶          Пластилин

̶          Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогурта

̶          Яйца «Киндер-сюрприза»

̶          Сухие листья

̶          Семена растений

̶          Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

̶          Ватные диски

̶          Галька, ракушки

̶          Фольга, шерстяные нитки, разноцветное мулине для вышивания

̶          Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока

̶          Бисер, бусины, пайетки, пуговицы

̶          Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки, салфетки и губки для мытья посуды

̶          Ватные палочки

Инструменты и приспособления

 

̶          Ножницы, шило (только для взрослого)

̶          Иголка и нитковдеватель

̶          Карандаш

̶          Линейка

̶          Клеенка для аппликации

̶          Клейкая лента

̶          Кисточки для клея и красок

̶          Стаканчики-непроливайки

Виды деятельности

 

I.       Работа с бумагой и картоном

1.                Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

2.                Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

3.                Киллинг и художественное моделирование.  Работа строится на имеющихся у детей  навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т.д.

4.                Изготовление объемных картинок. Изготовление аппликации – достаточно легкое и очень интересное занятие для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объемной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объемность предмета на аппликации из геометрических фигур за счет приклеивания деталей к основному листу.

5.                Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

 

II.   Работа с бросовым материалом

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берет на себя.

         Поделки включенные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

·        для игр детей;

·        для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

·        их можно использовать в качестве подарка.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования:

·     должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);

·     тщательно промытым и высушенным;

·     доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.).

При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

III.            Работа с нитками

Учить равномерно наматывать нить на картонный диск.

IV.  Работа с природным материалом

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов и т.п.

 

V.    Работа с пластилином

Учить выполнять поделки, используя способ «пластилинография».

VI. Работа с соленым тестом

Познакомить детей с тестом, с его свойствами. Учить делать красивые поделки.

Ожидаемый результат и способы их результативности

 

В конце 3-го года обучения дети могут:

̶            владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, бисером, ткани и простейшими инструментами (ножницами);

̶            выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;

̶            планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

̶            разрезать бумагу по нанесенным метка;

̶            изготовлять поделки из природного материала;

̶            переводить рисунок на бумагу, картон;

̶            участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);

̶            использовать пооперационные карты;

̶            эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет;

̶            использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество);

̶            реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

Владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте.

 

 

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда

1.  Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2.  Владеет приемами работы с различными материалами.

3.  Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4.  Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5.  Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6.  Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7.  Выполняет работу по замыслу.

8.  Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

9.  Показывает уровень воображения и фантазии.

10.           Использует в работе разные способы ручного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pchelka.docx91.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский  сад  №  1»  поселка  Палатка

Юбилейная ул., д.16а, п. Палатка, Хасынский район, Магаданская область, 686110

тел/факс 8-413-42-9-29-39. E-mail: sadik_palatka@mail.ru

ОГРН 1024901149602,  ИНН 4907006795,  КПП 490701001

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая МБДОУ

«Детский сад № 1»  п. Палатка

____________Е.Н. Романова

«___» _____________ 20___ года

«ПЧЕЛКА»

Дополнительная образовательная программа по ручному труду

для детей дошкольного возраста

Автор программы:

Воспитатель

Дикова Лариса Анатольевна

п.Палатка

2013 г.

Оглавление

Пояснительная записка        2

Формы работы        4

Принципы построения программы        5

Продолжительность образовательного процесса, этапы        5

Инструменты и приспособления        6

Виды деятельности        7

Ожидаемый результат и способы их результативности        9

Перспективный план кружковой работы «Пчелка» 2013-2014 учебный год        11

Перспективный план кружковой работы «Пчелка» 2014-2015 учебный год        Ошибка! Закладка не определена.

Перспективный план кружковой работы «Пчелка» 2015-2016 учебный год        Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 1        37

 «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

        Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших  задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективнее  начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить,  почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (поделка, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он  каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

        Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.

Актуальность

Проблема развития творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд. Так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, настолько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности  ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно  использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручным материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. Эти знания и представления прочны потому, что, ка писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить  общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка  стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не  ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизна и отличительная особенность

Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей, является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Данная работа интегрируется с образовательными областями («Познание. Конструирование. Математическое развитие», «Коммуникация. Речевое развитие», «Художественное творчество. Аппликация», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье») основной образовательной программы ДОУ.

Цель программы

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Основные задачи:

  1. Обучающие:
  • формировать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
  • создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.
  1. Развивающие:
  • развивать интерес к дизайн-творчеству;
  • развивать художественный и творческий потенциал;
  • развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.
  1. Воспитывающие:
  • формировать способности последовательно осуществлять свой   замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;
  • развивать интерес у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
  • учить работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе.

Формы работы

  • Беседы
  • Занятия
  • Индивидуальная работа
  • Игра

Принципы построения программы

  • Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии).
  • Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах.
  • Принцип культуросообразности: знакомство с историей рукоделием разных народов.
  • Принцип единства развития и воспитания.
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.
  • Принцип общедоступности.
  • Принцип преемственности.
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
  • Принцип свободы выбора.
  • Принцип успешности.
  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
  • Принцип системности.

Методы:

  • наглядный
  • исследовательский
  • практический
  • объяснительно-иллюстративный
  • проблемно-поисковый

Продолжительность образовательного процесса, этапы

        Продолжительность реализации программы 3 года. Предусматривается 3 этапы работы:

  • 1-й этап – с детьми 4-5 лет;
  • 2-й этап – с детьми 5-6 лет;
  • 3-й этап – с детьми 6-7 лет.

Занятия кружка проводятся два раза в неделю по подгруппам.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Продолжительность занятий с каждой группой:

  • Группа среднего возраста (1-ый год обучения) – 20 минут;
  • Группа старшего возраста (2-ой год обучения) – 25 минут;
  • Подготовительная к школе группа (3-й год обучения) – 30 минут.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. В ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.

Материалы для работы

  • Пластилин
  • Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогурта
  • Яйца «Киндер-сюрприза»
  • Сухие листья
  • Семена растений
  • Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
  • Ватные диски
  • Галька, ракушки
  • Фольга, шерстяные нитки, разноцветное мулине для вышивания
  • Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока
  • Бисер, бусины, пайетки, пуговицы
  • Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки, салфетки и губки для мытья посуды
  • Ватные палочки

Инструменты и приспособления

  • Ножницы, шило (только для взрослого)
  • Иголка и нитковдеватель
  • Карандаш
  • Линейка
  • Клеенка для аппликации
  • Клейкая лента
  • Кисточки для клея и красок
  • Стаканчики-непроливайки

Виды деятельности

  1. Работа с бумагой и картоном
  1. Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.
  2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
  3. Киллинг и художественное моделирование.  Работа строится на имеющихся у детей  навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т.д.
  4. Изготовление объемных картинок. Изготовление аппликации – достаточно легкое и очень интересное занятие для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объемной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объемность предмета на аппликации из геометрических фигур за счет приклеивания деталей к основному листу.
  5. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

  1. Работа с бросовым материалом

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берет на себя.

        Поделки включенные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

  • для игр детей;
  • для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
  • их можно использовать в качестве подарка.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования:

  • должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
  • тщательно промытым и высушенным;
  • доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.).

При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

  1.  Работа с нитками

Учить равномерно наматывать нить на картонный диск.

  1.  Работа с природным материалом

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов и т.п.

  1. Работа с пластилином

Учить выполнять поделки, используя способ «пластилинография».

  1. Работа с соленым тестом

Познакомить детей с тестом, с его свойствами. Учить делать красивые поделки.

Ожидаемый результат и способы их результативности

В конце 3-го года обучения дети могут:

  • владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, бисером, ткани и простейшими инструментами (ножницами);
  • выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;
  • планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
  • разрезать бумагу по нанесенным метка;
  • изготовлять поделки из природного материала;
  • переводить рисунок на бумагу, картон;
  • участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);
  • использовать пооперационные карты;
  • эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет;
  • использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество);
  • реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

Владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте.

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.

средняя группа

Руководитель:

Дикова Лариса Анатольевна

О К Т Я Б Р Ь

1. Тема: «Мы в лесок пошли, мы грибок нашли» /из салфеток/

Цель: учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, сминать в форме плотного шарика, наклеивать на готовую форму. Воспитывать усидчивость. Развивать мелкую моторику рук.

Гризик стр. 5

2. Тема: «Поросенок» /из киндера/

Цель: учить детей из пластилина лепить мелкие детали: глазки, пятачок. Вызвать желание сделать игрушку своими руками.

Л.М. Салагаева стр. 15

3. Тема: «Веселые лягушата»

Цель: учить детей превращать квадрат в треугольник, сгибать и отгибать стороны от середины, совмещать. Воспитывать желание делать поделку для игры.

С.В. Соколова стр. 41

4. Тема: «Я – маленький утенок»»

Цель: закрепить умение сгибать бумагу в «шарики». Дополнять образ выразительными деталями.

Журнал «Сделай сам» стр. 18

5 – 6. Тема: «Веселые рыбки»

Цель: учить детей создавать образ из нескольких различных форм. Использовать различный материал: скорлупу ореха, ракушки, салфетки.

И.М. Петрова стр. 51

7 – 8. Тема: «Березовая роща

Цель: учить детей сворачивать бумагу конусом, склеивать края, вырезать листочки по контуру. Учить доделывать начатое до конца.

С.В. Соколова стр. 37

Н О Я Б Р Ь

1. Тема: «Черепашки» /из скорлупок/

Цель: учить детей дополнять мелкими деталями форму, упражняться в раскладывании столбиков разной длины.

С.Н. Сакулина стр. 14

2 – 3. Тема: «Клубочки для котенка»

Цель: развивать у детей интерес к новым способам лепки. Упражняться в раскладывании пластилина, между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук. Развивать мелкую моторику рук.

М.А. Давыдова стр. 47

4 – 5. Тема: «Вот так хвост!» /павлин/

Цель: учить детей вырезать предметы круглой формы, разной величины. Вызвать желание делать игрушку своими руками.

Журнал «Я – дизайнер» №3/2005г.   стр. 24

6 – 7. Тема: «Цветы»

Цель: учить вырезанные лепестки сгибать пополам и приклеивать к серединке. Вызвать желание сделать подарок своими руками.

Журнал «Я – дизайнер» №4/2006г.   стр. 11

8. Тема: «Кораблик»

Цель: продолжать учить детей создавать поделки в технике «Оригами». Дополнять образ выразительными деталями.

Е.Н. Брыкина стр. 116

Д Е К А Б Р Ь

1. Тема: «Мышка»

Цель: продолжать учить детей сворачивать бумагу «конусом», склеивать края, мелкие детали: носик, глазки сворачивать шариками. Воспитывать усидчивость.

И.М. Петрова стр. 112

2 – 3.  Тема: «Живые яблочки на ветках»

Цель: расширять представление детей о зимующих птицах, об условиях их обитания. Учить передавать свои наблюдения в художественно-изобразительной деятельности посредствам пластилинографии. Закрепить приемы скатывания, расплющивания. Развивать композиционные навыки.

Т.Н. Давыдова стр. 10

4 – 5. Тема: «Елочка – зеленая иголочка»

Цель: продолжать учить детей из мелких кусочков бумаги сворачивать, круглые, плотные игрушки. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

И.П. Петрова стр. 16

6. Тема: «Рыбка»»

Цель: учить детей разрезать бумагу на полоски, склеивать их начиная с середины, «превращать» в шар, из «капелек». развивать сюжетно-игровой замысел.  

И.П. Петрова стр. 12

7 – 8. Тема: «Снеговик»

Цель: продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, известных им форм. Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объекта. закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма.

Т.И. Гризик стр. 10

ЯНВАРЬ

1-2. Тема: «Веселый хоровод снеговиков»

Цель: продолжать учить детей сворачивать плотные шарики из бумаги. Наклеивать на готовую форму, развивать воображение, творческие способности.

Журнал «Я – дизайнер» №7/2005  

стр.20

3. Тема: «Морская звезда»

Цель: учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки, наклеивать их по контуру. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

Журнал Д/в №9/99

стр.76

4. Тема: «Снежинка» (пластилин, крупа)

Цель: продолжать закреплять умение работать с пластилином. Развивать эстетический вкус. воспитывать любовь к природе.

Журнал «Я – дизайнер» №6/2006  

стр.25

5. Тема «Мы – закладки»

Цель: продолжать учить складывать лист пополам, с угла на угол. Учить округлять углы у заготовки. Украшать поделку.

Журнал «Я – дизайнер» №5/2006

 стр.12

6-7. Тема: «Птичий хоровод»

Цель: учить детей  работать с шаблоном, складывать бумагу гармошкой. Вызвать интерес к изготовлению поделки.

И.А. Лыкова стр.15

8. Тема: «Пингвины»

Цель: учить детей вырезать по контуру карандаша отдельные детали, соединять их при помощи клея. Дополнять мелкими деталями: глазки, клюв. Развивать эстетический вкус.

Журнал «Я – дизайнер» №6/2006

стр.8

ФЕВРАЛЬ

1. Тема: «Сердечко» (тесто)

Цель: познакомить с тестом. Учить лепить из теста. На готовые формы нанести гуашь. Развивать эстетический вкус.

Н.А. Цирулин стр.11

2-3. Тема: «Петушок с цыплятами» (из полосок)

Цель: продолжать учить из полос бумаги делать объемную игрушку. Способствовать развитию творческой инициативы самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел.

И.М.Петрова стр.16

4. Тема: «Ёжик» (горох)

Цель: продолжать работу с природным материалом, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое до конца.

Н.А. Цирулин стр.15

5-6. Тема: «Самолеты летят» (пластилинография)

Цель: закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей к основе. Доставить детям радость от выполненной игрушки.

Т.Н.Давыдова стр.55

7-8. Тема «Барашек»

Цель: продолжать закреплять умения работать с бумагой. Воспитывать интерес к игровой деятельности посредством обыгрывания барашков.

Н.А.Цирулин стр.43

МАРТ

1-2. Тема: «Золотая рыбка» (пластилинография)

Цель: продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового материала. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Т.Н.Давыдова стр.70

3-4 Тема: «Солнышко, лучистое» (подарок для мам)

Цель: учить создавать образ в нетрадиционной технике , используя имеющиеся навыки и умения работы с бумагой. Развивать композиционные навыки.  Вызвать желание сделать поделку своими руками в подарок.

Журнал «Обруч» №3/2013

стр.1

5-6. Тема: «Матрешка»

Цель: учить детей складывать бумагу «гармошкой». Развивать мелкую моторику рук. Доставить детям радость от  встречи с любимой игрушкой.

И.М.Петрова стр.8

7-8. Тема: «Снегири на ветке»

Цель: учить детей разукрашивать яйцо красной и черной гуашью, дополнять поделку крыльями, клювом из бумаги. Воспитывать любовь к природе.

Журнал «Фантазия» №1/94

стр.39

старшая группа

Руководитель:

Дикова Лариса Анатольевна

Сентябрь

1-2.  Тема: «Что нам осень принесла? (фрукты)».

Цель: продолжать совершенствовать навыки детей по складыванию бумаги гармошкой. Закрепить умение пользоваться шаблоном. Развивать интерес к ручному труду.

См. И.М. Петрова стр.10

3-4. Тема: «Подводный мир» (пластилин, ракушки, шаблон рыб)

Цель: закрепить умение скатывать круглые шарики из пластилина, сплющивать, наносить на форму. Дополнять морскими растениями, животными, используя бумагу, мелкие ракушки. Учить реализовывать свой замысел.

См. И.М. Петрова стр.8

5-6. Тема: «Веселая стайка»

Цель: закреплять умение детей сминать бумагу, сворачивать в шар, дополнять поделку мелкими деталями (глазки, клюв, крылья, хвост). Учить планировать свою трудовую деятельность.

См. Цирулик Н.А. стр.54

7-8. Тема: Коллективная работа «Дикие лебеди»

Цель: расширять представления о птицах, об особенностях внешнего облика, образе жизни. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Развивать творческое воображение.

См. Давыдова Г.Н. стр.42

Октябрь

1-2. Тема: «Золотая осень» (коллективная работа из цветных салфеток)

Цель: продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги, сворачивать их круглыми, плотными шариками. Наклеивать их на готовые формы-силуэты: дерева, елочки, кустика. Закреплять знакомые приемы наклеивания. Воспитывать любовь к природе.

См. Петрова И.М. стр.13

3-4. Тема: «Ёжик» (горох)

Цель: развивать у детей познавательный интерес к природе. Закрепить навыки работы с пластилином, создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение, и дальнейшее его заполнение горохом для целостного восприятия объекта. Воспитывать аккуратность.

См. журнал «Дошкольное воспитание» №8 2008 г. стр. 35

5. Тема: «Мухомор»

Цель: совершенствовать навыки детей работы с бумагой, скатывания шаров и маленьких шариков, толстых жгутиков. Развивать умение работать ножницами. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

См. Рябко Н.Б. стр.20

6. Тема: «Веселый слоненок» (из грецких орехов и бумаги)

Цель: расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Учить создавать из скорлупок объемную игрушку, используя для скрепления частей пластилин. Поощрять инициативу и самостоятельность детей.

См. Перевертень Г.И.

7-8. Тема «Чудо-плоды» (пластилинография – овощи)

Цель: сформировать у детей обобщенное представление об овощах (растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки). Развивать умение видеть связь между реальной формой и  формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет. Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать мелкую моторику рук.

См. Давыдова Г.Н. стр.9

Ноябрь

1. Тема: «Совушка - сова, большая голова» (силуэт, цветная бумага, пластилин)

Цель: закрепить умение детей вырезать круги разного размера, делать надрезы на полосе по всей длине, аккуратно наклеивать на основу. Развивать воображение, творческие способности.

См. Давыдова Г.Н. стр.42

2-3. Тема: «Капитошки» (цветные нитки)

Цель: учить изготавливать простые игрушки-помпоны, равномерно накручивать нить на основу. Готовую форму дополнить глазками, ротиком, носиком, ручками и ножками из цветного картона. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

См. Малышева А.Н. «Работа с тканью» стр.19

4-5. Тема: «Каллы – цветы для любимой мамы» (деревянные палочки, цветная бумага, ватные диски, кукурузная крупа)

Цель: учить детей сворачивать ватные диски на «палочке»-стебельке полукругом, обматывать его цветной бумагой. Воспитывать чувство любви и уважения к маме.

См. журнал «Обруч» №4 2010 г. стр.24

6-7 Тема: «Колобок - румяный бок» (цветные салфетки, силуэт, пуговки, пластилин)

Цель: закреплять умение сминать бумагу в виде шарика, намазывать готовую форму клеем и располагать их плотно друг к другу. Закрепить умение расплющивать шарики из пластилина на всей поверхности силуэта (ручки, ножки). Дополнять необходимыми деталями для выразительности образа(глазки, носик, ротик), используя цветную бумагу, пуговицы. Развивать фантазию.

См. из опыта работы педагога.

8. Тема: «Игривые мышата» (из прищепки)

Цель: учить детей работать с  шаблоном. Закреплять умение вырезать по контуру, аккуратно наклеивать. Воспитывать интерес к игровой деятельности посредством обыгрывания мышат. Учить радоваться результатам труда.

См. журнал «Сделай сам» стр.14

Декабрь

1. Тема: «Снежинка» (силуэт, бусинки, крупа)

Цель: учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, использованию нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. Поощрять инициативу и самостоятельность детей. Развивать творческое воображение детей, учить их внимательно всматриваться в окружающий мир.

См. журнал «Я – дизайнер» №6 2006 г. стр.25

2-3. Тема: «Осьминог» (пластилинография)

Цель: познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях. Способствовать развитию формообразующих движений в работе с пластилином. Воспитывать аккуратность.

См. Давыдова Г.Н. стр.68

4-5. Тема: «Дед Мороз»

Цель: закрепить с детьми приемы вырезания предметов круглой и овальной формы. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. Развивать воображение, композиционные навыки.

См. журнал «Я – дизайнер» №2 2004 г. стр.6

6-7. Тема: коллективная работа «Пингвины на льдине» (шаблон пингвинов, пластилин, крупа-манка)

Цель: закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Развивать мелкую моторику рук, при создании композиции из пластилина.

См. журнал «Я – дизайнер» №6 2006 г. стр.9

8. Тема «Снегурочка» (цветная бумага, вата)

Цель: закрепить умение детей закруглять у квадратов по одному углу способом «от уголка до уголка». Формировать композиционные навыки.

См. Петрова И.М. стр.17

Январь

1-2. Тема: «Веселый пароход»

Цель: продолжать знакомить детей с тестопластикой. Дополнить веселыми мордочками, «оживить» их красками. Развивать фантазию.

См. журнал «Обруч» №1 2007 г. стр.26

3-4. Тема: «Живые яблочки на веточках» (пластилинография)

Цель: расширить представление детей о зимующих птицах, об условиях их обитания. Научить передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Закреплять приемы: скатывание, расплющивание, примазывание. Развивать композиционные навыки.

См. Давыдова Г.Н. стр.10

5-6. Тема: «В гостях у черепахи» (силуэт, цветная бумага)

Цель: закрепить умение детей рвать бумагу на мелкие кусочки. Аккуратно наклеивать, чередовать по цвету. Учить доводить начатое дело до конца.

См. журнал «Обруч» №5 2001 г. стр.25

7-8. Тема: «Златогривая лошадка» (силуэт туловища лошади)

Цель: учить детей сворачивать цветную бумагу трубочкой. Делать надрез на полосе по всей длине. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

См. Петрова И.М. «Театр на столе» стр.13

Февраль

1-2. Тема: «Валентинка» (силуэт, цветная бумага)

Цель: продолжать совершенствовать навыки работы с бумагой. Учить сворачивать бумагу в виде «конуса», наклеивать на готовую форму. Учить чувствовать специфику материала.

См. Рябко Н.Б. стр.26

3-4. Тема: «Летят самолеты» (цветная бумага)

Цель: учить детей по трафарету делать заготовки. Закрепить приемы вырезания предметов округлой формы. Соблюдать последовательность в наклеивании. Развивать пространственные  представления.

См. Давыдова Г.Н. стр.62

5-6. Тема «Три поросенка» (пластилинография)

Цель: закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика. Закрепить свойства пластилина: мягкий, способен принимать заданную форму. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

См. Давыдова Г.Н. стр.30

7-8. Тема: «Гномик» (салфетки, цветной картон)

Цель: закреплять полученные знания и конструкторские навыки. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы. Учить реализовывать свой замысел.

См. Цирулик Н.А. стр.43

Март

1-2. Тема: «Удавчик» (соленое тесто)

Цель: закрепить свойства теста: мягкое, эластичное. Воспитывать интерес к игровой деятельности посредством обыгрывания удавчиками.

См. Морозова О.А. стр.9

3-4. Тема: «Дракончик» (перчатки, вата, бусинки)

Цель: учить набивать перчатку ватой. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе. Включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.

См. Цаматулина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей» стр. 112

5-6. Тема: «Подснежники» (силуэты подснежников, пластилин, соль, краски)

Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить детей намазывать цветок клеем и посыпать форму солью. Развивать пространственные представления, композиционные навыки.

См. журнал «Сделай сам» 2004 г. стр.28

7-8. Тема: «Деревце для самых любимых» (пуговицы, проволока, бисер, пластилин)

Цель: учить детей продевать обрезок проволоки сквозь отверстие пуговицы, перекручивать в стебелек. Закрепить умение из пластилина раскатывать шарик, расплющивать и преобразовывать в форму сердечка. Поощрять инициативу и самостоятельность детей.

См. Давыдова Г.Н. «Подарки и праздники» стр.56

Апрель

1-2. Тема: «Чик – ракета, жик - комета» (цветная бумага, пластилин, ракушки, макароны)

Цель: продолжить знакомить детей с историей космоса, расширить представления о явлениях и небесных «телах». Закреплять навыки работы с бумагой. Использовать прием «обрывание». Развивать творческое воображение. Воспитывать желание доводить начатое до конца. Оценивать результат работы.

См. Лыкова И.А. «Азбука творчества»

3-4. Тема: «Веселый клоун» (цветная бумага, пуговицы)

Цель: закреплять умение детей обводить шаблон, резать по контуру карандаша. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.

См. журнал «Дошкольная педагогика» №1 2006 г. стр.73

5-6. Тема: «Пасхальное яичко» (контейнер от киндер-сюрприза, пластилин, бисер)

Цель: познакомить детей с праздником Пасхи, его символами. Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. Развивать у детей чувство композиции, цвета.

См.  Давыдова Г.Н. «Подарки к праздникам» стр. 78

7-8. Тема: «Березовая роща» (силуэты, салфетки, пластилин)

Цель: закреплять знания детей о колорите весны, полученные в процессе наблюдений за природой в весенний период времени. Закреплять умение детей в работе с пластилином, салфетками на  плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

См. Давыдова Г.Н. «Пластилинография»-2 стр.31

Май

1-2. Тема: «Луна, луна» (цветная бумага)

Цель: продолжать учить детей складывать бумагу «гармошкой». Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

См. журнал «Дошкольная педагогика» №2 2007 г. стр.1

3-4. Тема: «Пестрый хоровод» (бабочка)

Цель: расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочках. Знакомить с симметрией, на примере бабочки в природе и в рисунке. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной  технике – рисование пластилином. Учить детей наносить мазки пластилином плавно «впивая» один цвет в другой, на границе их соединения.

См. журнал «Дошкольная педагогика» №5 2006 г. стр.73

5-6. Тема: «Кисонька-мурысонька»

Цель: учить детей обводить силуэт по контуру, правильно держать карандаш, аккуратно работать кистью. Учить  работать ватой, равномерно распределяя ее по всему контуру. Работать над расширением и уточнением словаря. Развивать творческие способности у детей.

 См. журнал «Дошкольная педагогика» №4 2005 г. стр.61

7-8. Тема: «Мишка-косолапый» (силуэт, цветная бумага, пластилин)

Цель: дать детям представление об образе жизни бурых медведей, как они приспособлены к жизни в природных условиях. Продолжать закреплять навыки работы с бумагой на плоскости, создавая изображение в полуобъеме. Развивать аккуратность в наклеивании мелких кусочков бумаги.

См. журнал «Дошкольная педагогика» №1 2007 г. стр.1

подготовительная к школе группа

Руководитель:

Дикова Лариса Анатольевна

Сентябрь

1-2.  Тема: «Пчелка Майя на ромашке» (из киндера)

Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Использовать имеющиеся навыки и умения работы с пластилином: раскатывать длинные жгутики, мелкие детали – глазки, носик. Закрепить умение выполнять работу по образцу.

См. журнал «Я – дизайнер» №3, 2005 г. стр.25

3-4. Тема: «Осенние деревья» (из одноразовых тарелок, цветные салфетки – желтые, красные, оранжевые, зеленые, втулки от одноразовых полотенец))

Цель: закрепить умение детей скатывать плотные шарики из салфеток, наклеивать на тарелку (крону), аккуратно закрашивать не заполненное пространство гуашью. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Укреплять познавательный интерес к природе.

См. И.М. Петрова «Объемная аппликация» стр.6

5-6. Тема: «Что нам осень принесла» (из цветной бумаги)

Цель: закреплять с детьми прием складывания бумаги «гармошка». Продолжать учить пользоваться шаблоном. Соблюдать правила  безопасности при работе с ножницами.

См. И.М. Петрова «Объемная аппликация» стр.19

7-8. Тема: «Медвежонок – Панда» (из ватных палочек)

Цель: учить детей намазывать трафарет клеем и распределять палочки по всей форме. Дополнять вырезанными из бумаги деталями (ушки, лапки, глазки, носик). Воспитывать аккуратность. Развивать у детей эстетическое восприятие, живой интерес к природе.

См. журнал «Сделай сам» №1, 2004 г. стр.7

Октябрь

1-2. Тема: «Замок доброго волшебника» (из пластилина)

Цель: дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять  картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками). Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы

См. Г.Н. Давыдова «Пластилинография» (ч.2) стр.54

3-4. Тема: «Волшебные рыбки» (из полосок цветной бумаги)

Цель: закрепить умение детей разрезать бумагу на  полоски, склеивать концы, превращая в «капельку» - это будут чешуйки и хвостик. Способствовать развитию творческой активности.

См. И.П. Петрова «Волшебные полоски» стр. 10

5-6. Тема: «Такие разные коты»

Цель: закрепить умение детей «тонировать» тарелки гуашью, пользоваться шаблоном по контуру карандаша. Воспитывать навыки коллективной работы.

См. Цирулик Н.А. стр.51

7-8. Тема «Чайный сервиз» (из киндера)

Цель: Развивать у детей чувство композиции, цвета – учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

См. Лыкова И.А. стр.33

Ноябрь

1-2. Тема: «Ах ты, заинька, ах ты беленький» (пластмассовые одноразовые стаканчики, цветной картон)

Цель: закреплять умение вырезать и наклеивать изображения знакомых предметов. Развивать желание фантазировать. Работать в смешанной технике.

См. Цирулик Н.А. стр.56

3-4. Тема: «Цветы в вазе» (трубка от одноразовых полотенец, цветная бумага)

Цель: развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать объемную композицию из цветов. Учить наклеивать полоски «капельки» по форме в шахматном порядке. Вызвать желание порадовать маму.

См. Н.Б. Рябко стр.37

5-6. Тема: «Спящий ежик» (цветная бумага, бусинки)

Цель: развивать у детей познавательный интерес к природе, о зависимости существования животного от условий окружающей среды. Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины, из которых вырезается изображение. Приучать добиваться отчетливой формы. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

См. Цирулик Н.А. стр.40

7-8. Тема: «Петушок – золотой гребешок» (цветная бумага)

Цель: закреплять умение обводить ладошку карандашом, вырезать аккуратно по контуру. Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работу других детей.

См. Лыкова И.А. стр.164

Декабрь

1-2. Тема: «Дракончик» (из шишек и пластилина)

Цель: учить детей в лепке создавать образы сказок. Закреплять умение передавать характерные особенности и детали образа. Учить образной оценке своих работ и работ других детей. Развивать воображение.

См. Г.И. Перевертень стр.23

3-4. Тема: «Русалки» (из пластилина и гороха)

Цель: совершенствовать технику лепки (свободно сочетать разные способы и приемы). Развивать способность к композиции. Формировать коммуникативные навыки.

См. И.А. Лыкова «Лепим с мамой и папой» стр.150

5-6. Тема: «Елочка-зеленая» (цветная бумага, ватные палочки, цветные салфетки, конфетти)

Цель: учить сворачивать конус из цветной бумаги – ствол. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук.

См. Петрова И.М. стр.51

7-8. Тема: «Обезьянка» (крупа – горох, пластилин)

Цель: закреплять использование в творческой деятельности детей технического приема пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Воспитывать желание доставлять радость окружающим своей работой.

См. журнал И.А. Лыкова «Лепим с мамой и папой» стр.173

Январь

1-2. Тема: «Царевна-лебедь» (силуэт, полоски белой бумаги, шерстяные нитки)

Цель: вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умение детей работать с бумагой (склеивать концы полосок, распределять их по силуэту, развивать глазомер, координацию глаза и руки)

См. И.М. Петрова  стр.19

3-4. Тема: «Матрешки» (из одноразовых стаканчиков, цветная бумага)

Цель: совершенствовать навыки в лепке из бумаги и в передаче цветом, формой характера образа. Развивать желание фантазировать.

См. Н.Б. Рябко стр.33

5-6. Тема: «Лисичка-сестричка» (цветная бумага)

Цель: продолжать учить детей складывать бумагу «гармошкой». Упражнять в создании композиций, дополнять основные изображения подходящими деталями. Закрепить желание и готовность детей оказывать помощь товарищу.

См. И.М. Петрова  стр.12

7-8. Тема: «Медвежонок Умка» (из салфеток)

Цель: дать детям представление об образе жизни белых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в суровых природных условиях. Закреплять конструкторские навыки. Воспитывать желание доводить начатое до конца.

См. И.А. Лыкова стр.140

Февраль

1-2. Тема: «Дерево счастья» (цветной картон, цветная бумага)

Цель: совершенствовать навыки силуэтного вырезания. Развивать зрительно-двигательную координацию. Упражнять в аккуратном наклеивании.

См. Г.Н. Давыдова  стр.40

3-4. Тема: «Танк» (обрывная аппликация)

Цель: закрепить с детьми способ модульной аппликации (мозаики). Формировать умение планировать свою работу. Развивать чувство композиции.

См. И.А. Лыкова стр.123

5-6. Тема «Флаг России» (из картона, салфеток)

Цель: закрепить умение детей полукруг соединять в конус. Продолжать учить при помощи карандаша «обжимать» края бумаги и последовательно наклеивать на форму.

См. Давыдова Г.Н. стр.37

7-8. Тема: «Котенок» (из сердечек)  (цветной картон)

Цель: закрепить умение детей вырезать по контуру карандаша. Учить детей создавать композицию в аппликации, дополнять изображение подходящими деталями.

См. Н.Б. Рябко стр.32

Март

1-2. Тема: «Куколки-смешинки» (из одноразовых ложек, цветной бумаги)

Цель: воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Учить детей отражать характерные особенности оформления матрешки. Закреплять умение вырезать и наклеивать изображения знакомых предметов.

См. Г.Н. Давыдова стр.69

3-4. Тема: «Корзинка с цветами для любимой мамы » (корзинка из одноразовых стаканчиков, цветы – разноцветные салфетки)

Цель: закреплять приемы вырезания. Учить детей создавать объемный цветок: сминать последовательно каждый «лепесток». Развивать чувство цвета, творческие способности детей.

См. Г.Н. Давыдова «Подарки к праздникам» стр.69

5-6. Тема: «Царь зверей - лев» (из цветной бумаги)

Цель: закрепить умения и навыки детей в работе с бумажными полосками. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Воспитывать у детей желание оказывать помощь товарищу.

См. И.М. Петрова «Волшебные полоски» стр.21

7-8. Тема: «Осьминожки» (цветная бумага, бусинки)

Цель: закрепить умение детей складывать полоски бумаги «гармошкой». Учить передавать характерные детали, дополнять изображение. Воспитывать активность и самостоятельность.

См. И.А. Лыкова «Лепим с мамой и папой» стр.53

Апрель

1-2. Тема: «Ангелочки» (из белых ажурных салфеток)

Цель: учить детей делать объемные игрушки из ажурных салфеток. Формировать умение и желание создавать ее. Совершенствовать навыки работы с бумагой.

См. Н.Б. Рябко стр.47

3-4. Тема: «Наш космодром» (цветная бумага, бросовый материал)

Цель: продолжать учить детей создавать разные летательные (космические) аппараты, преобразовать и дополнять цилиндрическую форму. Обобщать представления о космосе. Развивать творчество, эстетическое восприятие.

См. И.А. Лыкова стр.186

5-6. Тема: «Птенцы в гнезде» (одноразовые тарелки, цветная бумага)

Цель: закреплять умение вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ птиц, дополнять мелкими деталями. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги. Развивать воображение, активность.

См.  Журнал «Я – дизайнер» №4 2006 г. стр.45

7-8. Тема: «Веселые лягушата» (цветной картон)

Цель: учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины, из которых вырезается изображение. Приучать добиваться отчетливой формы. Развивать эстетические чувства (композиции, цвет).

См. И.А. Лыкова «Лепим с мамой и папой» стр.78

Май

1-2. Тема: «Зонтик» (из одноразовых тарелок, цветной бумаги)

Цель: закрепить умение тонировать форму гуашью. Упражнять в сворачивании плотных шариков из салфеток, дополнять ими изображение,  добиваясь выразительности. Развивать воображение, творчество детей.

См. И.А. Лыкова стр.55

3-4. Тема: «Гусеничка на листочке» (из ватных дисков)

Цель: закрепить умение изготавливать гусеничку из ватных дисков по образцу, использовать различные выразительные средства для оживления объекта. Воспитывать аккуратность, желание помочь товарищу.

См. И.А. Лыкова «Лепим с мамой и папой» стр.171

5-6. Тема: «Одуванчики цветы – словно солнышко желты» (цветные салфетки, картон)

Цель: продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения, делать надрезы по кругу, сминая каждый лепесток – для создания объемного цветка. Развивать пространственные представления. Вызвать интерес изображенному цвету средствами художественной литературы.

 См. Г.Н. Давыдова

7-8. Тема: «Один раз в год – сады цветут» (разнообразный материал: трубочки, нитки, цветные салфетки)

Цель: закрепить умение детей из полосок бумаги формировать шар, вырезать цветы и листья, используя шаблон. Развивать эстетический вкус. Воспитывать желание помочь товарищу.

См. И.М. Петрова «Волшебные полоски» стр.25

Приложение 1

№ п/п

Занятие

Количество занятий

2013-2014 учебный год

Работа с природным материалом

1

Работа с бумагой, картоном

21

Работа с нитками

-

Работа с пластилином

5

Работа с бросовым материалом

3

Работа с соленым тестом

1

Итого:

32

2014-2015 учебный год

Работа с природным материалом

2

Работа с бумагой, картоном

15

Работа с нитками

1

Работа с пластилином

5

Работа с бросовым материалом

7

Работа с соленым тестом

2

Итого:

32

2015-2016 учебный год

Работа с природным материалом

1

Работа с бумагой, картоном

15

Работа с нитками

1

Работа с пластилином

3

Работа с бросовым материалом

12

Работа с соленым тестом

-

Итого:

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастерская Гнома» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ, В ВОЗРАСТЕ от 4 до 5лет)

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Без преувеличения – наш священный долг помогать ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного развитие творчес...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»

Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством"

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...