Консультации для воспитателей
материал по теме

Жукова Наталья Константиновна

Моя задача – превратить каждую встречу с ребёнком в увлекательное путешествие, как в Страну знаний, так и в Страну здоровья.

Игра – мой главный инструмент. В своей работе,  я использую игры, направленные на  развитие интеллектуальных способностей, эмоциональной сферы и, конечно, двигательной активности.

Игра – это движение, физическая нагрузка мышц и погружение в окружающий нас мир взаимоотношений, звуков, красоты, эмоций.

В своей образовательной деятельности я также использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, гимнастику для языка, физкультминутки, музыкотерапию.

Особое внимание, я, уделяю сотрудничеству с родителями, используя разные формы взаимодействия: групповые консультации, Дни открытых дверей, мастер – классы и многое другое, так как заботится о ребенке невозможно  без крепкого союза воспитателя и родителей.

Совместными усилиями, мы закладываем прочный фундамент физического, личностного и интеллектуального развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний  период»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Современные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпрепровождения пассивная роль малыша, когда он выступает, в основном, в роли потребителя информации. Ему ничего не нужно искать, все желаемое можно получить в готовом виде, достаточно лишь нажать кнопку.

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него  появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой? 

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Цели экспериментирования - это:

  1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.

Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так  и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Метод экспериментирования, относится к познавательно-речевому развитию, тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить».

Экспериментировать можно как в помещении, так и на улице, во время летних путешествий, прогулок или посещений загородных дач. Выделите для этой цели небольшой уголок в группе или на веранде. Приготовьте столик, за которым можно работать. Накройте его клеенкой или же поставьте небольшой поднос для природного материала.

Оборудование для проведения опытов не требуется затрат: возьмите стаканчики разного размера из-под йогурта, сметаны, емкости из-под фруктов, пирожных, палочки от мороженого. Не пожалейте денег на небольшую лупу или детский микроскоп – это позволит ребенку открыть новый мир. Чтобы было интересно, предложите своеобразную игру: превратиться в ученого и провести ряд исследований в природе и в собственной лаборатории. Детям очень нравиться такая игра.

Экспериментировать можно с песком, глиной, водой, камнями, шишками, ракушками. Этот материал несложно собрать во время прогулки в парк, лес, на речку. Однако животных для этой цели использовать нельзя. Дошкольник воспринимает зверей, птиц на равных, сопереживает им, но не проводит над ними опыты.

Для экспериментирования необходимо в уголке иметь:

Основное оборудование:

. приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

. природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки. Спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

. утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

. технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

. медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Дополнительное оборудование:

. детские халаты;

. клеенчатые фартуки;

. полотенца;

. контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней он развивается.

  «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми семи красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвращаться к тому, что он узнал».  

Например: Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.

Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы.  Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:

1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу».

Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

3. «Ветер».  Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

4. «Своды и тоннели».  Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

5. «Песочные часы». Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».

Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой,  они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.

Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:

1. "Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

2. "Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

3. "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).

4. "Чудесные спички”. Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).

5. «Веселые кораблики». Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».

Игры с воздухом. На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах:

1. «Помашем веером».  Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.

2. «Поймаем воздух». Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».

3. «Упругий воздух». Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.

4. «Живой пластилин».

 Налейте вместе с ребёнком 2 стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во второй стакан – газированную. В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). Задайте ребёнку несколько вопросов: Что происходит в первом стакане? Что происходит во втором стакане? Помогите малышу сделать вывод: в первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Вначале пластилин тонет, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

5. «Холодный воздух». Остудите заранее в холодильнике бутылку и предложите ребёнку надеть на горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте, что происходит и задайте несколько вопросов: Что происходит с шариком? Как он изменился? Помогите ребёнку сделать вывод: шарик увеличивается от того, что газ в шарике согревается воздуху становится в шарике тесно. Поэтому он надувается. Проведите еще один эксперимент: поставьте бутылку в холодную воду. Понаблюдайте что происходит. Сделайте ещё один вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

6. «Наш помощник».

 Помогите ребёнку сделать вывод: чем помогает воздух человеку? И необходим ли воздух человеку!

7. «Живая змейка».

Предложите малышу зажечь свечу и подуть на нее, спросите у ребёнка, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Малыш выясняет, что воздух заставляет вращаться змейку.

8. «Реактивный шарик».

Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

- ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ

- " Где сильнее греет солнце"

- " Как появляются солнечные зайчики? "

- " Разноцветный мир"

- " Как появляется тень? "

-  «Почему завял цветочек?»

Исследовательская деятельность летом на участке

  • Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.
  • Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Ответить, кто же самый сильный на земле?

  • Найти божью коровку и определить ее название.
  • Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

  • Сравнить сухие и влажные комочки торфа.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

  • Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.
  • Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно

 долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

  • «Разноцветные огоньки» Цель: Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

Все опыты и эксперименты сопровождаются  проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умении делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

На тему:

«Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой»

Природа – это единственная книга,

каждая страница, которой полна

глубокого содержания.

И.В.Гёте

Выполнила воспитатель группы № 9:

Жукова Наталья Константиновна

Умственное развитие дошкольников предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.

Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это — источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы... Единственно подлинный фундамент человеческого познания — созерцания природы».

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «... составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического … проистекает из наблюдений над природой ...», а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи — развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относится к природе.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи — чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества, чувства.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей составлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Природа представляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе начальной школы ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи младших школьников должно уделяться особое внимание.

Приемы активизации умственной деятельности дошкольников.

Умственное развитие и воспитание дошкольников заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Деятельность должна ставить ребёнка «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи». Чем интереснее такая деятельность, чем больше эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста дошкольников, педагог широко использует развивающие игры, применяет во время занятий  игровые приемы и упражнения, предлагает несложные умственные задачи.

Развивающие игры, игровые упражнения.

Развивающие игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения в детском саду. Применение игр является одним из средств, позволяющих организовать целенаправленную и систематическую работу над всесторонним развитием детей, расширением словарного запаса, формирования и развития связной речи.

Игра на материале природы – это не только удовольствие, радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игра как метод умственного развития может осуществляться от предметных игр на чувственное восприятие природы к сюжетно-ролевым играм, моделирующим процессы, явления природы и закономерности происходящих в ней изменений.

Развивающие игры представляют собой специфическую, полноценную и достаточно содержательную для дошкольников деятельность, а также многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Планируя занятия, включающие игровые упражнения, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры.

При использовании игровых упражнений педагог должен следовать определенным педагогическим принципам:

  1. опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
  2. следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же в время доступна ребенку;
  3. поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  4. постепенно усложнять дидактическую задачу;
  5. конкретно и четко объяснять правила.

Развивающая игра как игровой метод обучения используется для повышения у дошкольника интереса к занятиям, когда педагог создает игровую ситуацию, вносит разнообразные игровые приемы, элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игрой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Одна та же игра может выступать в нескольких функциях:

  1. обучающая функция – развитие  умений навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различных видов;
  2. развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное событие:
  3. релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
  4. психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

Дети очень активны в восприятии учебных задач в игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда учебная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими и мыслительными. Задача педагога состоит в поиски путей развития ребенка, расширения словарного запаса, формирования и развития связной речи учащихся, активизации познавательной деятельности, развития их познавательных способностей и самостоятельности.

Речевые логические задачи

Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, педагог ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач развивает важнейший «признак мышления» - способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.

Словесное выражение связей и зависимостей предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.

Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказыванию по картинке. Наметив дидактические цели, педагог составляет речевые логические задачи, учитывая при этом опыт дошкольников.

Содержание и цель логической задачи намечается в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести дошкольников к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней, труда в природе. Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственно путем, поэтому они не сложны для детей. Однако без задач этого типа нельзя приступить к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления причины. Наиболее трудны логические задачи, требующие выделения характерных особенностей разных периодов одного сезона.

Усложнение содержания задачи и задания, предполагаемого ребенку, естественно, требует от ребенка и более сложного в языковом отношении ответа; от односложных ответов дошкольники должны переходить к подробным, развернутым с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.

Речевые логические задачи педагог может использовать для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения.

Для поддержания устойчивого интереса у дошкольников к решению речевых логических задач нужно, чтобы они преподносились в эмоциональной, занимательной форме.

Активизируя умственную деятельность детей, педагог может привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач. Предложение педагога придумать загадку самим способствует появлению у детей желание сказать лучше, понятнее, повышает критическое отношение к речи.

Значительное повышение эффективности умственного развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой может быть достигнута за счет применения в учебно-воспитательной работе развивающих игр, речевых логических задач позволяющих организовать целенаправленную и систематическую работу, в процессе которой дети на занятиях не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но продвигаются в своем развитии.

Природа учит человека мудрости

Вот как сказал об этом поэт В. Орлов:

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа.

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости

Литература

  1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических
    играх. — М.: Просвещение, 1992.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры. —
    М.: Просвещение, 1985.
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1996. — № 6.
  4.  Карпова Е. В. Дидактические игры. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  5.           Песталоцци И.Г. Избр. пед. произв., т.2. М.,

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика,
1978.

7. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1968.



Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей

на тему:

 «Психо – коррекционная работа и взаимодействие с семьёй»

                                      Подготовила воспитатель:

Жукова Наталья Константиновна

                                       

 «Психо - коррекционная работа и взаимодействие с семьёй»

Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей за последнее годы выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей. Количество больных детей дошкольного возраста увеличилось, а  детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5%. В настоящее время около 60% дети дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы. Только около 10% детей приходят в школу здоровыми.

В дошкольном возрасте осанка ещё не сформирована. Неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период  бурного роста  детей, каждый год медицинские работники детского сада выявляют детей  с плоскостопием. Стопа – опора нашего тела, а любой дефект может негативно сказываться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, её формирование не завершено, поэтому любые  неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Поэтому проводится необходимая работа, направленная на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата.

ЦЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ:

• создание благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития дошкольников,

• актуализация и реализация имеющихся у детей возможностей и способностей,

• успешная подготовка детей к школьному обучению,

• социальная адаптация дошкольников с нарушениями в развитии. 

В течение года по расписанию проводятся: индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые заболевания (ДЦП);  подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми; комплексные (с участием специалистов ДОУ) занятия с детьми, имеющими нарушения не только в опорно-двигательном, но и  речевом,  и в психомоторном развитии с учетом рекомендаций узких специалистов.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СТРОИТСЯ С УЧЁТОМ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ: 

• КОМПЛЕКСНО, В ТЕСНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВСЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ

• С ОПОРОЙ НА АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА И ЗОНУ ЕГО БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

• С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

• С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛИЖАЙШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ РЕБЁНКА (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС КОРРЕКЦИИ)

• С ПРИМЕНЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ( ПРИНЦИП РЕАЛИЗУЕТСЯ В РАМКАХ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В СООТВЕТСТВИИ С ИНТЕРЕСАМИ РЕБЕНКА)

• С УЧЁТОМ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ

• С УЧЁТОМ ДОСТУПНОСТИ, ПОВТОРЯЕМОСТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ПРЕДЛОЖЕННОГО МАТЕРИАЛА.

В нашем саду открыты - 6 групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 3 до 7 лет.

В эти группы принимаются дети II-III группы здоровья с легкой патологией опорно-двигательного аппарата: врожденные вывихи тазобедренных суставов, врожденная кривошея, косолапость и их последствия. Диспластические заболевания в виде нарушения осанки, сколиозов I-II степени, плоскостопие. Рахитические изменения и рахитоподобные заболевания.

Прием детей в учреждение осуществляется по направлению врача ортопеда из поликлиники. До зачисления ребенка в детский сад он проходит писхолого-медико-педагогическую комиссию. В группу такого вида не принимаются дети, в анамнезе которых стоит только один диагноз: плоскостопие или плоско-вальгусные стопы. 

Коррекционная работы в детском саду проводится по нескольким направлениям:

  • коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (коррекция нарушений осанки и коррекция нарушений развития стопы);
  • коррекция нарушений речи (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие связной речи и слухового внимания);
  • психологическая коррекция (развитие эмоциональной сферы, личностный подход к каждому ребенку, готовность к школьному обучению).

Коррекционно-оздоровительная работа в детском саду включает в себя:

  • ежедневную утреннюю гимнастику с элементами ЛФК;
  • занятия лечебной физкультурой;
  • коррекционные упражнения после дневного сна;
  • коррекционные упражнения под музыку;
  • физкультминутки;
  • физкультурные занятия в зале и на улице; 
  • закаливающие процедуры;
  • подвижные игры.
  • плавание

Помимо образовательного процесса ведется коррекция имеющихся нарушений у детей. Данную работу осуществляют: врач-ортопед, врач ЛФК,  врач психоневролог,  медсестра по массажу, медсестра по сауне, инструктор ЛФК, инструктор по плаванию.

Особое внимание уделяется занятиям по лечебной физкультуре. Занятия проводятся в специально оборудованном зале, где имеются фитболы, стена выравнивания, велотренажер, беговая дорожка сухой бассейн, батуты, «Дорожки здоровья»,  физиороллы большие и малые.

В детском саду дети получают в год три курса лечебного и оздоравливающего массажа. Возможен дополнительный курс массажа по назначению врача ортопеда.

Также с ними проводят занятия специалисты: педагоги-психологи, учителя – логопеды, учителя-дефектологи, социальный педагог.

Предметно-развивающая среда в группах также направлена на всестороннее развитие детей и коррекцию имеющихся нарушений. Воспитатели имеют специальную подготовку и навыки работы с «проблемными» детьми, а так же с их родителями, давая необходимую информацию, показывая разные способы и приёмы при выполнении разного рода заданий направленных  как на развитие интеллектуального, так и на устранение физических отклонений, а так же способах общения детей и родителей.

Особенности обучения детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены главным отличием этих детей от других групп дошкольников с нарушениями в развитии. Особенностью этих детей являются двигательные нарушения, а также некоторое недоразвитие познавательной сферы.

Коррекционные мероприятия, направленные на работу с детьми дошкольного возраста осуществляются посредством разнообразных игр, т.к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается инертность психики, внимание имеет недостаточный объём и является неустойчивым, запоминание недостаточным. Зрительное восприятие и переключение внимания значительно  замедленно, в результате чего происходят ограничения в познавательной деятельности. Для коррекции этих проявлений воспитателями используются различные задания, упражнения, развивающие дидактические и настольные игры.

Для успешной коррекции нарушений воспитатель проводит как индивидуальные занятия с дошкольниками, так и подгрупповые с небольшим количеством детей. Занятие делится на несколько частей, каждая из которых направлена на развитие какой-либо функции.

Так как одной из основных проблем у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются двигательные нарушения, их коррекции придаётся большое значение. Воспитатель подбирает задания и упражнения  которые будут эффективны и благоприятно повлияют на развитие моторики у таких детей.

Также для развития у дошкольников способности к манипуляции мелкими предметами и развития тонкой моторики воспитатель включает в игровую деятельность детей, в занятия (в виде упражнений): собирание мозаики, различные виды конструирования, работу со счетными палочками, шнурком и мелкими бусинами.

Важным моментом является развитие у таких детей координации движений, которая также тренируется на коррекционно-игровых занятиях.

Такое обучение в процессе игровой деятельности помогает развивать у дошкольников познавательную деятельность и готовить их к обучению в школе.

Работа с родителями

Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе ортопеда, логопеда, воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям, необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

Их цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.

Задачи:

- установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
- формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
- усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи;
- воспитание привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции и воспитания.

Принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детским садом разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитанности, чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Условия:

-целенаправленность, систематичность, плановость;
- индивидуально-дифференцированный подход; доброжелательность.

Формы и методы: ознакомительные беседы; индивидуальные беседы с родителями по вопросам:

а) состояния физического, речевого и психического развития их детей (ортопед, психолог, логопед, дефектолог);
б) объяснение задания ортопеда, логопеда, дефектолога (воспитатели);

- родительские собрания; анкеты; ежемесячные бюллетени
(поздравление с праздником, объявление, просьба, информация, благодарность);
- педагогическая библиотечка; консультации (плановые, неплановые - по мере необходимости).

Консультации проводятся в виде: докладов, бесед, обмена опытом, стендов, папок-передвижек; открытых занятий; дней открытых дверей; совместных мероприятий.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к дефектам детей неоднозначно. Поэтому особое значение приобретает первая беседа родителей с ортопедом, психологом, логопедом и дефектологом, когда им в доступной и убедительной форме рассказывают о негативном влиянии недостаточной сформированности психических функций, низкого уровня познавательного развития, речевых и физических  нарушений на процесс обучения и развития ребенка.

Педагог-психолог

Работа психолога в детском саду включает в себя:

· Решение проблем адаптационного периода у детей и родителей;

· Диагностика познавательной сферы, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, детско-родительских отношений;

· Выявление таких состояний как: тревожность, страхи, агрессивное поведение, замкнутость, гиперактивность и другие и их дальнейшая коррекция;

· Психопрофилактика: проводятся групповые и подгрупповые занятия по современным методикам, таким, как: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, психомышечная тренировка;

· Индивидуальная работа по коррекции;

· Консультации для родителей.

Многие родители не имеют профессиональных психолого-педагогических знаний и умений. Часто в общении с ребенком они заходят в тупик. Консультация с профессиональным психологом поможет решить проблемы, правильно выстроить детско-родительские отношения, научит конструктивно общаться с ребенком, любить и понимать его таким, какой он есть. А также на консультациях родители научатся применять методики, необходимые для развития ребенка.

Доброй традицией в нашем детском саду стало проведение психолого-педагогических встреч, в которых принимают участие дети, родители и воспитатели группы. Родители благодаря этим встречам учатся по-новому играть с детьми, понимать их. Участники  совершенствуются в навыках конструктивного общения, имеют возможность реализации совместной деятельности. Родители узнают игры и методики, которые могут в дальнейшем самостоятельно применять дома.

Занятия проводятся в специально оборудованной сенсорной комнате. В смежной комнате проводятся арт - терапевтические занятия, а также есть отдельная зона для консультирования родителей. Дети получают огромное удовольствие от занятий в сенсорной комнате.

Учитель-логопед

Целью работы учителя – логопеда в нашем дошкольном учреждении является:

  • диагностирование детей,
  • обогащение словарного запаса,
  • развитие фонематического слуха и восприятия дошкольников,
  • формирование грамматического строя речи,
  • формирование связной речи.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Основная форма занятий – игровая. Обязательным началом занятия является самомассаж рук, шеи и других активных точек, способствующих активизации речевых центров.

Учителем-логопедом проводится консультативная работа с родителями.

Социальный педагог

В нашем дошкольном учреждении  работает социальный педагог. Главная задача, которая стоит перед социальным педагогом – обеспечить социальную диагностику, психолого-педагогическую коррекцию и управление социально-педагогическими процессами в открытой социальной среде в интересах становления и развития полноценной, физически и психически нравственно здоровой личности.

Обеспечение социально-психологического благополучия всем воспитанникам и социально-психологическую поддержку семьям в реализации их воспитательных функций.

Работая с воспитанниками, социальный педагог повышает уровень их социальной компетентности, улучшает эмоциональный климат, повышает уровень сплоченности детей.

При работе с родителями важным является повышение уровня родительской компетентности, гармонизация семейных и детско-родительских отношений, повышение родительской ответственности за судьбу ребенка.

Социальный педагог тесно взаимодействует с различными службами города в интересах воспитанников детского сада.

Музыкальный руководитель

Музыкальные занятия проходят в игровой форме, что вызывает активный интерес детей. Формы занятий разнообразны: тематические, доминантные, а также интегрированные занятия. Местом проведения музыкальных занятий является музыкальный зал. Ощущение соприкосновения с великим искусством помогают создать великолепные занавесы и оборудование. Имеется обширный практический материал и пособия для индивидуальных и групповых занятий.

Музыкальные занятия помогают дошкольникам войти в мир музыки, научиться понимать и переживать ее, создают предпосылки для дальнейшего музыкального образования ребенка. У ребят развиваются певческие навыки, умение ритмично двигаться, а также навыки общения, взаимоуважения, слаженности действий в коллективе, установления позитивных взаимоотношений, развитие совместной продуктивной деятельности, а также индивидуальности восприятия.

В процессе музыкальных занятий педагогом осуществляется как работа с группой, так и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Педагог учитывает принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.

Музыкальные занятия способствуют физическому развитию, навыкам правильного дыхания, развитию культуры движений, являются частью оздоровительной работы.

Воспитатель по физической культуре

Помимо учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия. Причем принимают участие в них и дети, и родители, и даже бабушки с дедушками.

Вот так весело и задорно проходят занятия по физкультуре! А впереди еще веселые конкурсы, эстафеты. Малыши не дают родителям присесть, каждый уверен, что именно он с мамой или папой будет первым, именно их команда победит!

Физкультурный зал великолепно оборудован: мячи, лестницы, маты, кольца, обручи, модульный конструктор и многое другое.

На физкультурных занятиях идет учет индивидуальных особенностей детей в связи с имеющимися диагнозами.

Во всех спортивных праздниках, развлечениях, проводимых в нашем детском саду, чувствуется творчество, выдумка и душа педагога.

Педагог по физической культуре работает в тесном контакте с врачом ортопедом, врачом по лечебной физкультуре, инструктором ЛФК, инструктором по плаванию.

Приложение

http://12.dou-krkam.edusite.ru/images/2doktora.png

Консультация для родителей на тему:

"Артикуляционная гимнастика".

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для осанки

http://12.dou-krkam.edusite.ru/images/2doktora.png

Примерный комплекс упражнений для утренней гигиенической гимнастики для дошкольников на формирование правильной осанки:

1. И. п. - основная стойка. Поднять руки вверх ладонями внутрь ("достать потолок"), посмотреть на кончики пальцев, вернуться в и. п. (2-3 раза).

2. "Дровосек". И. п. - руки подняты вверх, пальцы сплетены, ноги врозь - вдох. Выполнить мах руками с наклоном вперед, руки провести между ног - выдох (4- 6 раз).

3. И. п. - основная стойка. Отвести руки назад - вдох, вернуться в и. п. - выдох (3 раза).

4. "Кошка". И. п. - стоя на четвереньках. Сделать круглую спину (кошка сердится), вернуться в и. п. Дыхание произвольное (4-6 раз).

5. "Пружина". И. п. - ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки подняты вверх. Присесть, вытянув руки вперед (пятки от пола не отрывать). Встать, поднять руки вверх- (6-10 раз).

6. И. п. - стоя, руки вытянуты вперед скрестно. Развести руки в стороны - вдох, вернуться в и. п. - выдох (2 раза).

7. И. п. - основная стойка, руки на поясе. Прыжком развести ноги в стороны, затем прыжком соединить их. Дыхание произвольное (15-20 раз).

8. Ходьба по комнате (30-60 с), дыхание произвольное. Затем остановиться и 2 раза сделать глубокий вдох и выдох.

Комплекс упражнений при плоскостопии

(по В.П. Илларионову)

Упражнения сидя

1 - разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;

2 - захватывание стопами мяча и приподнимание его;

3 - максимальное сгибание и разгибание стоп;

4 - захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, карандашей и др.);

5 - скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев;

6 - сдавливание стопами резинового мяча;

7 - собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки;

8 - прокатывание палки стопами;

Упражнения стоя

9 - повороты туловища без смещения;

10 - перекат с пятки на носок и обратно;

11 - полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед;

12 - лазания по гимнастической стенке;

13 - ходьба по гимнастической палке;

14 - ходьба по бруску с наклонными плоскостями;

15 - ходьба по ребристой доске;

16 - ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости;

17 - ходьба по поролоновому матрацу;

18 - ходьба на месте по массажному коврику


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...