Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Сиземова Светлана Степановна

Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволяет увидеть прекрасное в самых простых вещах.

Основная задача программы- это развитие творческих способностей детей, осуществление личностно- ориентированного подхода к каждому ребенку.

Основная цель занятий по ручному труду в детском саду- научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа ДОД30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 комбинированного вида»

Принято:

Протокол педсовета № ___

«____» ________2015 г.

Утверждаю:

Заведующий МДОУ № 33

Баженова Е.А.

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности

«Радуга творчества: Мастерская пчелки»

(художественно – эстетическое развитие)

срок реализации – 1 год.

Составитель:

Сиземова С.С.

г.о. Электросталь 2016 год

Пояснительная записка.

Современное общество требует людей творческих. Дети имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее человека и общества в целом.

Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволяет увидеть прекрасное в самых простых вещах.

Основная задача программы- это развитие творческих способностей детей, осуществление личностно- ориентированного подхода к каждому ребенку.

Основная цель занятий по ручному труду в детском саду- научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение.

Сказочно и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встречи с ней. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества. Кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: социализация личности ребенка через освоения знаний и навыков по созданию изделий декоративно-прикладного искусства и их применению.

Задачи:

- формирование первых трудовых умений и навыков;

- формирование умений работать с бумагой: сгибать лист пополам, вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке, создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.

- развивать и совершенствовать технические навыки - закреплять умение правильно пользоваться ножницами, карандашами, красками и т. д.

- социальная адаптация и развитие его творческих способностей;

- формирование чувства ответственности, культуры труда;

- привитие любви к нетрадиционной форме работы;

- воспитание эстетической культуры;

- прививание экологической культуры.

- развитие художественно - творческих способностей воспитанников;

- развитие мышления;

- формирование положительных качеств личности.

Направление программы: традиционные и нетрадиционные формы работы.

Отличительные особенности данной образовательной программы

Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в нашем саду. Изменения или дополнения в занятия внесены на основе полученных диагностических материалов, а так же скорости и возможности усвоения именно нашими детьми, с учетом их индивидуальных особенностей, программного материала. Работа ведется с детьми, желающими рисовать, лепить и т.д. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся в старшей группе. Количество детей от 10 человек в группе. Количество учебных часов в году 32 (одно занятие в неделю).

Рабочая программа составлена на основе парциальной программы: «Цветные ладошки» Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА, 2007.

Данная программа рассчитана на детей 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети знают:

- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;

- технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;

- определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";

- о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);

- о культуре некоторых стран (Япония, Китай);

- правила композиционного построения изображений.

Дети умеют:

- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;

- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;

- использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);

- использовать схемы при изготовлении поделок;

- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);

- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

- творчески подходить к выполнению задания;

- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

 

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

Контроль за эффективностью проведения занятий проводится в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же материал предоставляется на городские и другие конкурсы. В конце года проводится диагностика уровня усвоения поставленных задач.

Программа реализуется на платной основе.

Учебно – тематическое планирование

Тема

Общее количество занятий

Количество минут

1

Цветные ладошки (фантазийные композиции)

1

25

2

Деревья в нашем парке

1

25

3

Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты)

1

25

4

Осенний натюрморт

1

25

5

Осенний натюрморт (продолжение)

1

25

6

Сова

1

25

7

«Осень на опушке краски разводила»

1

25

8

«Ничего себе картина, ничего себе жара!»

1

25

9

Ветка рябины

1

25

10

Овечка с ягненком

1

25

11

Волшебные снежинки (краски зимы)

1

25

12

Снегири и яблоки

1

25

13

Звездочки танцуют (зимнее окошко)

1

25

14

Звонкие колокольчики

1

25

15

Звонкие колокольчики (продолжение)

1

25

16

Веселый клоун (с передачей мимики и движения)

1

25

17

Шляпа фокусника (оформление цирковой афиши)

1

25

18

Наша группа (оформление альбома)

1

25

19

Дружные ребята (оформление альбома)

1

25

20

Брелок для ключей

1

25

21

Весенний букет (настенная открытка, этикет)

1

25

22

Мимоза

1

25

23

Солнечный цвет

1

25

24

Космический пейзаж

1

25

25

Космический пейзаж (продолжение)

1

25

26

Весенний ковер (плетение из жгутиков)

1

25

27

Весенний ковер (продолжение)

1

25

28

Веселые кляксы

1

25

29

Праздничный салют над городом

1

25

30

Наш аквариум

1

25

31

Муравьишки в муравейнике

1

25

32

Витражи для терема Лета

1

25

ВСЕГО

32

800

Перспективное планирование

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Октябрь

1

Аппликация силуэтная с элементами рисования

Цветные ладошки (фантазийные) композиции

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с. 24

Вырезание по нарисованному контуру; составление образов и композиций; «расшифровка» смыслов

2

Рисование по представлению

Деревья в нашем парке

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.32

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны

3

Аппликация из осенних листьев

Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты)

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007 с.56

Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян

4

Лепка предметная из соленого теста

Осенний натюрморт

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.40

Лепка фруктов из солёного теста; создание объемных композиций; знакомство с натюрмортом

Ноябрь

1

Декоративное рисование на объёмной форме

Осенний натюрморт (продолжение)

Декоративное оформление вылепленных фруктов

2

Конструирование лесной скульптуры

Сова

Т.Ф. Панфилова «Обучение детей работе с природными материалами» 2004 с.33-35

Создание образов путем «опредмечивания», соединение деталей в конструкцию путем вставления их друг в друга и с помощью клея

3

Нетрадиционное рисование (печать листьев)

«Осень на опушке краски разводила»

Г.Н. Давыдова  22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.4-8

Ознакомить с новым видом изобразительной техники

4

Лепка рельефная по содержанию небылицы

«Ничего себе картина, ничего себе жара!»

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.82

Создание фантазийных композиций по содержанию шутки – небылицы; развитие воображения и чувства юмора

Декабрь

1

Рисование пальчиками

Ветка рябины

Г.Н. Давыдова  22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.9 - 13

Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук

2

Аппликация

Овечка с ягненком

А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду 2005 с.120

Учить выполнять сюжетную аппликацию, используя трафарет; распределять декоративные элементы (комочки) в определенных частях силуэта

3

Рисование декоративное

Волшебные снежинки (краски зимы)

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.94

Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или  по концентрическим кругам

4

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги

Снегири и яблоки

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.98

Моделирование птиц из ваты и бумаги; изготовление игрушек –подвесок для новогодней елки

Январь

1

Аппликация из фольги и фантиков

Звездочки танцуют (зимнее окошко)

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.96

Вырезание звездочек из красивых фантиков и фольги, сложенных дважды по диагонали; освоение прорезного декора

2

Лепка из соленого теста

Звонкие колокольчики

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.104

Создание объемных полых (пустых внутри) поделок из соленого теста

3

Декоративное рисование на объёмной форме

Звонкие колокольчики (продолжение)

Декоративное оформление по замыслу

4

Рисование по замыслу

Веселый клоун (с передачей мимики и движения)

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.120

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – в движении и с передачей мимики (улыбка, смех)

Февраль

1

Аппликация коллективная

Шляпа фокусника (оформление цирковой афиши)

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.122

Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа (шляпы)

2

Рисование сюжетное

Наша группа (оформление альбома)

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.126

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество

3

Аппликация ленточная

Дружные ребята (оформление альбома)

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.124

Оформление самодельного коллективного альбома; расширение изобразительных и смысловых возможностей ленточной аппликации

4

Лепка из соленого теста

Брелок для ключей

Анистратова А.А., Гришина Н.И. поделки из соленого теста - 2010.с. 29

Лепка брелоков из солёного теста по шаблону

Март

1

Аппликация коллективная

Весенний букет (настенная открытка, этикет)

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.146

Вырезание цветов (тюльпанов) и листьев из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; декорирование цветка разными приемами

2

Аппликация

Мимоза

Малышева А.Н. Аппликация в детском саду 2006.   с.118

Наклеивание комочков из бумаг, симметричное вырезание; объемное наклеивание

3

Рисование - экспериментирование

Солнечный цвет

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.154

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков (желтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий)

4

Граттаж (нетрадиционный способ изображения)

Космический пейзаж

Г.Н. Давыдова  22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.100

Научить новому способу получения изображения – граттажу; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент

Апрель

1

Граттаж (нетрадиционный способ изображения)

Космический пейзаж

(продолжение)

Передавать в рисунке картину космического пейзажа;

2

Лепка декоративная из пластилина или цветного соленого теста

Весенний ковер (плетение из жгутиков)

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.166

Лепка коврика из жгутиков разного цвета способом простого переплетения

3

Лепка декоративная из пластилина или цветного соленого теста

Весенний ковер (продолжение)

Поиск аналогий между разными видами народного искусства

4

Нетрадиционное рисование (кляксография)

Веселые кляксы

Г.Н. Давыдова  22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.23

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности; дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения

Май

1

Нетрадиционное рисование (проступающий рисунок)

Праздничный салют над городом

Г.Н. Давыдова  22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.41

Закрепление свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки; усвоение навыка проведения непрерывных линий

2

Аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная)

Наш аквариум

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.194

Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников)

3

Лепка из бумажной массы (папье – маше)

Муравьишки в муравейнике

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. 2007  с.128

Знакомство с новой техникой папье – маше (лепкой из бумажной массы); развитие мелкой моторики

4

Нетрадиционное рисование (витражи – клеевые рисунки)

Витражи для терема Лета

Г.Н. Давыдова  22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники 2014 с.45

Знакомить детей с понятием витраж, техникой его выполнения

Литература

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА, 2007. – 208 с.
  2. Панфилова Т.Ф Обучение детей работе с природными материалами: Методика и практика. (Программа «Я – человек»). – М.: Школьная Пресса,  2004 – 48 с.
  3. Давыдова  Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014 – 112 с.
  4.  Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева; худож. Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 114 с.
  5. Анистратова А.А., Гришина Н.И. поделки из соленого теста. – 3-е изд. – М.: Институт инноваций в образовании им.Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2010. – 32. + 32 с. вкл.: ил. – (Развиваем творческие способности0.

Фамилия, Имя ребенка

Дата рождения

1

Артамонов Влад

29.04.2010

2

Доронкова Любовь

16.03.2010

3

Лапкина Валерия

15.01.2011

4

Лебедев Артемий

25.12.2010

5

Лошкарева Светлана

11.02.2011

6

Мандровская Карина

18.08.2009

7

Романцова Мария

15.02.2011

8

Торова Ольга

28.09.2010

9

Файкова Лилия

19.06.2010

10

Фокин Дмитрий

29.06.2010

11

Фомичева Арина

07.06.2010

12

Чигарева Екатерина

30.11. 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Программа дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).

Данная программа является авторской  и предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).Цель программы: Способствовать ра...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...